" Сахалин - чудо остров на рыбу похожий"
план-конспект занятия (старшая группа)
Занятие для старших дошкольников по ознакомлению с родным краем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ministerstvo_obrazovaniya_sahalinskoy_oblasti_2.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Сахалинской области»
Конкурсная работа
по направлению «Технологическая карта образовательной деятельности этнокультурного образования детей»
на тему: «Сахалин – чудо остров, на рыбу похожий»
Выполнил (а)
Шестернина Ирина Анатольевна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 2
«Аленький цветочек» г. Макарова»
Адрес: 694140, Сахалинская обл.,
г. Макаров, ул. 50 лет ВЛКСМ – 8
Телефон: 8(42443)52-477
Е-mail: sadik0128@yandex.ru
г. Макаров
2020
СОДЕРЖАНИЕ
- Технологическая карта образовательной деятельности по проблемам этнокультурного образования детей……………………………………………3
- Приложение 1………………………………………………………………9
Технологическая карта образовательной деятельности по проблемам этнокультурного образования детей.
Разработчик (и): ФИО, должность, Шестернина Ирина Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 2 «Аленький цветочек» г. Макарова».
Тема: «Сахалин – чудо остров, на рыбу похожий».___________________
Целевая аудитория: Старший дошкольный возраст____________________
Форма: НОД____________________________________________________
Форма организации: групповая___________________________________
Интеграции областей: Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие._____________________________
Средства: Карта Сахалина, иллюстрации и открытки, слайды о Сахалине. Аудиозапись «Шум моря», видеоролик «Мульт – Россия «Остров Сахалин». Ватман, галька, камни разных размеров. Краски, баночки с водой, кисточки, альбомные листы. Засушенные растения, клей ПВА, клеенки, салфетки, мультимидийная система._________________________________________
Методы: Наглядный, словесный, игровой, поощрение, логические рассуждения, активизация словаря, беседа.___________________________
Предварительная работа: Рассматривание открыток и иллюстраций о Сахалине. Просмотр фильма «Мой любимый остров Сахалин». Чтение стихотворений о Сахалине - И. Белоусов «Откуда день берет свое начало…», В. Богданов «Наш остров», И. Данилов «Ожерелье снежных сопок…» и т.д. Слушанье песен - сл. М.Танича, муз. Я.Френкеля «Что тебе сказать про Сахалин», сл. и муз. И.Николаева «Человек влюбленный в Сахалин», сл. и муз. А. Максимова «Остров Сахалин» и т.д.__________________________
Словарная работа: Обогащение словаря: Рыбный промысел, тайга, тундра, путина, чудо остров, на рыбу похожий, Герои Советского Союза, Вторая мировая война. Активизация словаря: Охотское море, Татарский пролив, Сахалин, Сахалинская область, море, г. Макаров и т.д._________________
Учебно - методический комплект: От рождения до школы Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 4 – е изд., перераб. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016., парциальная программа «Это русская сторонка, это Родина моя» - авторы: воспитатели – Шестернина И. А., Пономарева О. А. (экспертное заключение Министерства образования Сахалинской области – 2013)._______________________________________
Цель: Формировать представление детей о родном крае: о людях – тружениках Сахалина, о людях разных национальностей, проживающих на Сахалине, об истории родного края и памятных датах, о природе и природных богатствах Сахалина. | |||
Задачи: Образовательные: 1.Формировать в воображении детей образ Родины. 2.Расширять знания детей о родном крае. 3.Способствовать приобщению детей к красоте моря и его в различных художественных техниках. Побуждать, детей создавать из различных материалов общую композицию, добиваясь, целостности, художественной выразительности. 4.Учить соблюдать технику безопасности при работе с различными материалами. Развивающие: 1.Развивать творческое мышление. 2.Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память. Воспитательные: 1.Воспитывать у детей любовь и гордость за родной край, способствовать воспринимать красивое, умение бережно относиться к природе родного края. 2.Вызывать желание детей отражать свои впечатления в творческой деятельности. 3.Воспитывать патриотические чувства. | |||
Этапы (последователь - ность) деятельности | Содержание деятельности (действие педагога) | Действие детей | Планируемый результат |
1 этап Мотивационный
| Воспитатель: Ребята, у меня сегодня хорошее настроение и я хочу его передать вам. Давайте друг другу улыбнемся. Вот и прекрасно, что мы все улыбаемся. Теперь садитесь поудобние и слушайте. | Дети приветствуют педагога, садятся на места. | Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность. |
2 этап Основной (краткое содержание) | - Я хочу начать со слов М. Пришвина «Мы – хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - нужна вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна… Что?». Дети: Родина. Воспитатель: А что такое Родина? Как вы это понимаете? Дети: - Родина – это страна, в которой мы родились и живем. - Родина – это наш о. Сахалин, наш город Макаров. - Родина – это место, где живут близкие и дорогие наши люди: мама, папа, бабушка, дедушка. - Это место, где стоит наш детский сад. - Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне. Воспитатель: Совершенно верно. Вы хорошо и правильно сказали, что Родина – это место, где мы с вами родились и живем. А теперь послушайте стихотворение. «На планете Земля, нет которой дороже. Средь таинственных вод океанских глубин Есть загадочный остров, на рыбу похожий Дали люди названье ему – Сахалин». Н. Баландина. // Родная земля – 1992 год – 25 февраля, стр. 3//. - О ком говорится в стихотворении? Дети: Об о. Сахалин…….. Этот этап проводиться в форме беседы, беседа сопровождается - рассказом воспитателя, рассматриванием слайдов, фотографий, слушаньем аудиозаписи. Затем проводиться творческая практическая работа. Динамическая пауза (проведение физ. минутки) Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше подтянитесь, Ну – ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите, Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись. Сели, встали, сели, встали И на месте побежали. Практическая работа: Детям предлагается сделать коллективную композицию «Утро на море». Одни дети будут делать гладь воды при помощи мятой бумаги, раскрашивая листы бумаги в разные цвета. Другие дети будут приклеивать камни, мелкий гравии в виде берега, а на берегу моря деревья из засушенных растений. Дети выполняют работу. Оказывается индивидуальная помощь. Закрепляется техника безопасности при работе с различными материалами. | Дети рассматриваю слайды, фотографии, слушают рассказ воспитателя, проявляют речевую активность – задают вопросы, отвечают на вопросы воспитателя, выполняют предложенную воспитателем творческую работу Дети выполняют движения по тексту. | Проявление любознательности и познавательного интереса, наличие первичных представлений о малой Родине, о родном городе, об достопримечательностях города Макарова, об о. Сахалин и его истории. Умение видеть прекрасное в природе родного края Смена вида деятельности, снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка |
3 этап Заключительный Рефлексия
| Воспитатель: Давайте посмотрим и полюбуемся, что у нас получилось. Мы сегодня на славу потрудились, многое узнали о нашем острове Сахалин, сделали красивую коллективную работу. Ребята! А вы любите свою Родину, наш город и о. Сахалин? (ответы детей). Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее истории, берегите ее природу, храните обычаи и традиции, живите и трудитесь ради ее блага. | Дети выражают собственные мысли, за что они любят свой город, свою малую Родину | Осознание себя как участника познавательного творческого процесса, сформированность элементарных навыков самооценки |
Приложение 1.
Конспект образовательной деятельности. Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром.
Тема: «Сахалин – чудо остров, на рыбу похожий».
Старший дошкольный возраст.
Интеграции областей: Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Цель:
Формировать представление детей о родном крае: о людях – тружениках Сахалина, о людях разных национальностей, проживающих на Сахалине, об истории родного края и памятных датах, о природе и природных богатствах Сахалина.
Задачи:
Образовательные:
1.Формировать в воображении детей образ Родины.
2.Расширять знания детей о родном крае.
3.Способствовать приобщению детей к красоте моря и его в различных художественных техниках. Побуждать, детей создавать из различных материалов общую композицию, добиваясь, целостности, художественной выразительности.
4.Учить соблюдать технику безопасности при работе с различными материалами.
Развивающие:
1.Развивать творческое мышление.
2.Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.
Воспитательные:
1.Воспитывать у детей любовь и гордость за родной край, способствовать воспринимать красивое, умение бережно относиться к природе родного края.
2.Вызывать желание детей отражать свои впечатления в творческой деятельности.
3.Воспитывать патриотические чувства.
Предварительная работа: Рассматривание открыток и иллюстраций о Сахалине. Просмотр фильма «Мой любимый остров Сахалин». Чтение стихотворений о Сахалине - И. Белоусов «Откуда день берет свое начало…», В. Богданов «Наш остров», И. Данилов «Ожерелье снежных сопок…» и т.д. Слушанье песен - сл. М.Танича, муз. Я.Френкеля «Что тебе сказать про Сахалин», сл. и муз. И.Николаева «Человек влюбленный в Сахалин», сл. и муз. А. Максимова «Остров Сахалин» и т.д.
Словарная работа:
Обогащение словаря: Рыбный промысел, тайга, тундра, путина, чудо остров, на рыбу похожий, Герои Советского Союза, Вторая мировая война.
Активизация словаря: Охотское море, Татарский пролив, Сахалин, Сахалинская область, море, г. Макаров и т.д.
Материал: Карта Сахалина, иллюстрации и открытки, слайды о Сахалине. Аудиозапись «Шум моря», видеоролик «Мульт – Россия «Остров Сахалин». Ватман, галька, камни разных размеров. Краски, баночки с водой, кисточки, альбомные листы. Засушенные растения, клей ПВА, клеенки, салфетки, мультимидийная система.
Ход.
Воспитатель: Ребята, у меня сегодня хорошее настроение и я хочу его передать вам. Давайте друг другу улыбнемся. Вот и прекрасно, что мы все улыбаемся. Теперь садитесь поудобние и слушайте.
- Я хочу начать со слов М. Пришвина «Мы – хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - нужна вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна… Что?».
Дети: Родина.
Воспитатель: А что такое Родина? Как вы это понимаете?
Дети:
- Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
- Родина – это наш о. Сахалин, наш город Макаров.
- Родина – это место, где живут близкие и дорогие наши люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
- Это место, где стоит наш детский сад.
- Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.
Воспитатель: Совершенно верно. Вы хорошо и правильно сказали, что Родина – это место, где мы с вами родились и живем. А теперь послушайте стихотворение.
«На планете Земля, нет которой дороже.
Средь таинственных вод океанских глубин
Есть загадочный остров, на рыбу похожий
Дали люди названье ему – Сахалин».
Н. Баландина. // Родная земля – 1992 год – 25 февраля, стр. 3//.
- О ком говорится в стихотворении?
Дети: Об о. Сахалин.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о родном крае, о нашем острове. Кто знает, как он называется?
Дети: о. Сахалин.
Воспитатель: А почему Сахалин называют «чудо остров»?
Дети: Он очень красивый. Богатая и разнообразная природа.
Воспитатель: Да у нас природа очень богатая и разнообразная, на юге – леса, тайга, а на севере – тундра (слайды 3, 4, 5, 6, 7, 8).
Воспитатель: А почему об острове говорят: «На рыбу похожий».
Дети: Он окружен водой и по форме он похож на рыбу.
Воспитатель: о. Сахалин со всех сторон омывается водой. С одной стороны - Охотское море, с другой – Татарский пролив (слайд 9).
- А как называется наша область, в которой мы живем?
Дети: Сахалинская область.
Воспитатель: Правильно. В этом году Сахалинская область отмечает свой день рожденье – 83 года со дня образования Сахалинской области. 2 января 1947 год Указом Президиума Верховного Совета СССР Южно – Сахалинская область вошла в состав Сахалинской области.
- А как называется наш город, в честь кого он назван?
Дети: г. Макаров, в честь вице-адмирала С. О. Макарова.
Воспитатель: А кто знает, как раньше назывался наш город?
Дети: Селютора.
Воспитатель: Правильно. Раньше данным давно, когда остров населяли такие кориные народности – айны, селение стало называться Селютора (в переводе с айновского «деревня на суше»). В результате поражения России в русско-японской войне с 1904 – 1905 года южная часть Сахалина и Курилы отошли к Японии. Японцы переименовали все города и села, и наш город стали называть Сиритори, что в переводе с японского обозначает «гнилая яма». После освобождения южного Сахалина и Курильских островов, во время Второй мировой войны. В 1946 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР город Сиритори был переименов в город Макаров в память о вице – адмирале С.О. Макарове. А кто знает, кем был вице – адмирал С.О. Макаров (слайд 10).
Дети: Капитан, мореплаватель.
Воспитатель: Это был талантливый человек, оставивший глубокий след в истории российского военно-морского флота, в океанографии, в освоении Артике, в кораблестроении (слайд 11).
- А кто знает, в честь кого названы поселки Смирных, Буюклы и улица в нашем городе (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, в честь Героев Советского Союза Смирных Л. В., Буюклы А. В, эти люди освобождали во время Второй мировой войны южный Сахалин и Курильские острова, а в честь Героя Советского Союза Ильичева П.И. была названа улица в нашем городе (слайд 12).
Воспитатель: Прошло уже 75 лет после окончания второй мировой войны, а люди досих пор помнят те дни, приходят к памятникам, к Вечному огню, возлагают цветы (слайды 13, 14).
Физкультминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь,
Ну – ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Воспитатель: Остров наш хоть и маленький, но очень богатый. Как еще называют наш остров?
Дети: Остров сокровищ.
Воспитатель: Почему его так называют?
Дети: Много полезных ископаемых, рыба, газ, уголь.
Воспитатель: Да Сахалин очень богат - полезными ископаемыми, нефтью, газом, рыбной и лесной промышленностью, углем (слайды 15,16,17)
Воспитатель: Люди, каких профессий трудятся на Сахалине?
Дети: Рыбаки, нефтяники, шахтеры, врачи, лесники и т.д.
Воспитатель: Да у нас на Сахалине трудятся люди разных профессий – это, врачи, учителя, воспитатели, рыбаки, сварщики, шахтеры, нефтяники и т.д. Все они трудятся на благо нашей Родины (слайды 18, 19, 20, 21, 22).
Воспитатель: А люди, каких национальностей живут на Сахалине?
Дети: Люди разных национальностей: украинцы, таджики, молдовани, русские и т.д.
Воспитатель: У нас живет много людей разных национальностей: Русские, белорусы, украинцы, молдовани, казахи, таджики, грузины (слайды 23, 24, 25). Также есть люди разных народностей:
Корейцы, китайцы, японцы, на севере коренные народности Сахалина – нивхи (слайды 26, 27).
Воспитатель: Богат животный мир о. Сахалина. Какие это животные?
Дети: Медведи, лисы, зайцы.
Воспитатель: Кроме медведей, лис, зайцев. Водятся белки, соболи, норки и на о. Тюлений – тюлени, сивучи (слайды 28, 29, 30).
Воспитатель: В лесах водятся не только животные, но и птицы. Назовите их.
Дети: Воробьи, синицы, дятлы. Мандаринки, свиристели, кукушки, рябчики, вороны (слайды 31, 32, 33, 34,35).
Воспитатель: У нас так же есть – белохвостые и белокрылые орланы (слайды 36, 37). А какое самое главное богатство на Сахалине?
Дети: Рыба.
Воспитатель: Рыбаки ловят рыбу круглый год, т.е. в рыбную путину. А что такое путина? (ответы детей).
- У нас не только ловят рыбу, но и разводят на рыборазводных заводах, где из икры выращивают мальков. А какую рыбу у нас разводят?
Дети: Кету и горбушу.
Воспитатель: А теперь давайте, закрепив, то, что мы знаем об о. Сахалин, посмотрев видиороллик «Мульт - Россия «Остров Сахалин».
- А на берегу, какого моря расположен наш город?
Дети: Залив терпенья.
Воспитатель: У нас море очень красивое, и переменчивое – то бывает, спокойное, то бурливое, штормит. А теперь давайте закроем глаза, сядем поудобней, послушаем музыку (включается аудиозапись «Шум моря»). Представьте, будто вы лежите на берегу теплого моря. Расслабьтесь, руки лежат свободно. Ярко светит солнце, дует легкий ветерок, я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Слегка колышутся волны, надо мною гордо кружат чайки. Откройте глаза и посмотрите на наше море (слайды 38, 39, 40, 41).
Практическая работа:
Детям предлагается сделать коллективную композицию «Утро на море». Одни дети будут делать гладь воды при помощи мятой бумаги, раскрашивая листы бумаги в разные цвета.
Другие дети будут приклеивать камни, мелкий гравий в виде берега, а на берегу моря деревья из засушенных растений. Дети выполняют работу. Оказывается индивидуальная помощь. Закрепляется техника безопасности при работе с различными материалами.
Рефлексия:
Воспитатель: Давайте посмотрим и полюбуемся, что у нас получилось. Мы сегодня на славу потрудились, многое узнали о нашем острове Сахалин, сделали красивую коллективную работу. Ребята! А вы любите свою Родину, наш город и о. Сахалин? (ответы детей).
Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее истории, берегите ее природу, храните обычаи и традиции, живите и трудитесь ради ее блага (слайды 42, 43, 44, 45, 46).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в рамках образовательной области «Музыка» Тема: « Путешествие на чудо остров»
Развитие координации речи с движениями.Развитие силы голоса, певчего голоса, физиологического дыхания. Развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти.Развитие мелкой моторики, двигател...
Музыкальное занятие " Чудо остров"
Знакомство и закрепление детей о музыкальных инструментах игра на детских музыкальных инструментах...
«Чудо - остров». Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
Занятие на закрепление изученного материала в старшей группе.Увлекательное путешествие с интересными препятствиями - заданиями....
Конспект индивидуального логопедического занятия « Чудо остров»
Конспект индивидуального логопедического занятия « Чудо остров» на автоматизацию звука [Р] в слогах, словах и предложениях. в условиях логопедического пункта для детей подготовительной группы с ...
Конспект по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Чудо-остров»
Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».Цель: научить детей осоз...
Конспект ООД "Путешествие на чудо-остров"
Конспект направлен на содействие навыков рисования с использованием формообразующих движений....
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе « Путешествие на витаминный чудо- остров»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД № 14 ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА» ...