Конспект основной образовательной деятельности тема:"Путешествие по рекам и островам Санкт-Петербурга
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Дашкевич Ирина Васильевна

Конспект с использованием развивающих игр соответствующими образовательными технологиями: здоровьесберегающие, проектирование, ИКТ, мнемотехника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  №2

Приморского района

Конспект

организованной образовательной деятельности в области «Познания»

Тема: «Путешествие по рекам и островам Санкт-Петербурга»

 подготовительная группа

В конспекте использованы развивающие игры, соответствующие современным образовательным технологиям:

  • Здоровьесберегающие  техноголии
  • Мнемотехника
  • Технология проэктирования
  • Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ)

Автор:

Воспитатель

высшей категории

Дашкевич Ирина Васильевна

Санкт – Петербург

2017

Задачи:

  1. Воспитывать любовь к родному городу и стремление узнавать о нем как можно больше.
  2. Развивать интерес к познанию окружающего мира, закрепить в памяти название рек и островов.
  3. Закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание.
  4. Активизировать словарь детей за счёт слов: название рек и островов, полноводная, бегущая, судоходная, бурлящая, свинцовая, могучая.
  5. Формировать навыки диалогической речи, умение говорить полным предложениями, четко выражая свои мысли.
  6. Воспитывать умение у детей общаться со взрослыми и друг с другом.

Предварительная работа:

  1. Разучивание стихотворений о городе
  2. Индивидуальные беседы
  3. Экскурсии обзорные по городу и Петропавловской крепости
  4. Чтение художественной литературы: книги М.Борисовой «Я иду по Ленинграду» и др.
  5. Рассматривание иллюстраций и открыток с видами города
  6. Создание и просмотр видеофильма по экскурсиям
  7. Составление рассказов об увиденном на экскурсиях

Оборудование и материал:

Билеты – вопросы, открытки с изображением города, магнитофонные записи, клубочек, карточки- помогалочки, карта – схема с островами, иллюстрации: Петропавловской крепости, Ростральных колонн, Адмилартейство, Иссакиевский собор, Зимний дворец, Медный всадник, предметы – загадки: морковь, ромашка, крест, кораблик, камень, игрушки: конь шахматный, колокольчик, призма, цилиндр, конус, кораблик, лиса, карточки с цифрами и буквами, кроссворд.

Организация детей:

Работа проводится подгруппами по 10 человек, это способствует:

  • развитию познавательного цикла,
  • обеспечивает активное речевое общение детей во время педагогического процесса
  • позволяет оценивать результаты работы детей и объяснять ошибки
  • развивает самоконтроль у детей

Организованная образовательная деятельность

Воспитатель: Ребята поздоровайтесь с гостями и представьтесь. Назовите себя ласково, чтобы в вашем имени появился звук «ш».

Дети: (образец) Меня зовут Славушка – я петербуржец.

Воспитатель: а теперь встанем в круг, возьмемся за руки и пожелаем друг другу что-нибудь хорошее.

Дети: (Ксюша) Саша, я тебе желаю, чтобы у тебя сегодня все – все получалось.

(Саша)Спасибо Ксюша. И т.д.

Воспитатель: Молодцы. А теперь я вас приглашаю на интересную выставку. Она поможет нам побольше узнать о достопримечательностях нашего города. Только нам надо с вами решить один вопрос. Чтобы пройти на любую выставку, надо купить билет в кассе, но у вас ведь денег нет. Я предлагаю купить вам билеты своими знаниями. На каждом билете вместо цены написан вопрос. Если вы правильно отвечаете на вопрос, то получаете билет ( воспитатель показывает пачку билетов). Согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: читает вопросы, дети на них отвечают.

  1. Сколько  раз изменялось имя города?
  2. Назовите главную площадь города?
  3. Какое название носит главная улица?
  4. Расскажите, как выглядит герб города?
  5. Назовите символы  Санкт – Петербурга?
  6. Как называется первый мост Петербурга?
  7. Сколько этажей в зимнем дворце?
  8. Кто такие грифоны? Какой мост они стерегут?
  9. Как называется мост с украшением конными статуями?
  10. Кто основатель нашего города?

Дети отвечают на вопросы и получают билеты.

После этого  воспитатель приглашает  детей к ковролину, где находятся картинки с изображением достопримечательностей города Санкт-Петербурга.

Воспитатель: Перед вами чудесная выставка,  расскажите что изображено на картинках. Один будет рассказывать, а другие присядьте на стульчики.

Дети коротко рассказывают, в конце читают стихотворения.

  1. На Неве

Вы видали как красивы

Наши бронзовые львы

Им причесывают гривы

 Гребни белые Невы,

Окунает с головою.

В наводненье так бывает

С разозленную Невою.

А сейчас она спокойна,

Чайки невские парят,

За собой оставив волны

Лишь буксиры прогудят.

  1. Гуляя в центре города,

Пройдите вдоль Невы:

Стоят вдвоем на набережной

Каменные львы.

Они хранят наш город

От наводнений, бед…

Погладьте их за это!

Плохого в этом нет.

  1. Это Исаакиевский собор – я туда ходила. Он строился 40 лет. Это очень долго. В то время жили ещё цари.

Мы  идем по Петербургу

Вот Иссакий, Эрмитаж

Полюбуйтесь, полюбуйтесь

Как прекрасен город наш.

  1. Дворцовая площадь она очень широкая, просторная, огромная. Посередине стоит высокая, огромная, гранитная Александровская колонна. На ней печальный ангел. Он держит крест. Площать окружают дома. Зимний дворец и арка главного штаба. Раньше в Зимнем дворце жили цари, а теперь там музей.

Какая большая Дворцовая площадь,

Что можно всем вместе побегать по ней.

На площади есть знаменитая арка,

И есть Эрмитаж – наш огромный музей.

  1. На этой картинке кораблик, который на шпиле Адмиралтейства. Это здание мне очень нравится, потому что оно желтое, яркое и блестит. Кораблик – флюгер, он  показывает направление ветра. Кораблик символ нашего города.

Над грохотом и пылью

Над шумной суетой

Плывет на тонком шпиле

Кораблик золотой.

Летают рядом чайки

Звезда горит вдали

Он был и рад причалить

Да в небе нет земли.

  1. Это дворцовый мост. Он повис над широкой красавицей Невой. По нему можно проехать от Зимнего дворца на стрелку Васильевского острова. Это разводной мост- чтобы теплоходы и грузовые суда могли вовремя доставить пассажиров и грузы, без задержки.

Есть мосты в Ленинграде

600 с лишним мостов

Не припомнишь и за день

Всех его островов.

Есть Васильевский, Заячий,

Каменный есть….

В этих строчках, ты знаешь ли

Всех пожалуй не счесть.

Сто один числят остров,

Вот наш город каков!

Людям было б не просто

Обойтись без мостов.

  1. На берегу нашей красавицы Невы стоит памятник царю Петру I Его называют «Медный всадник». Памятник поставили за его великие дела и за то, что он построил наш город.

Вот памятник царю Петру

И царскому коню

Фотографируют его

По десять раз на дню.

Царь много славных дел свершил

А конь неоднократно,

Его на подвиги возил

И привозил обратно.

  1. Это Петропавловский собор. Назвали его в честь святых Петра и Павла. Он очень красивый. Там похоронен Петр I  и другие цари. Находится собор в Петропавловской крепости. Это первая постройка нашего города. В 12 часов дня на территории Петропавловской крепости стреляет Сигнальная пушка  все Петербуржцы проверяют время.

Стреляет в полдень пушка

Скрывается в дыму

Когда стреляет пука

Не страшно никому.

Шумит волна речная

 У крепостной стены

А пушка ведь ручная

Она не для войны.

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо подготовились. Все знают, что город можно увидеть, можно о нем рассказать, а мы сейчас город послушаем (запись городского шума). Что вы услышали?

Дети: Как шумит вода.

Воспитатель: Какое отношение вода имеет к нашему городу?

Дети: Наш город построен на островах, между которыми вода.

Воспитатель: Правильно, наш город – город рек и каналов. А нужна ли вода человеку?

Дети: Без воды все погибло бы. Вода нужна чтобы пить, мыться, поливать растения и д.т.

Воспитатель: Вода – это хорошо лил плохо?

Дети: Хорошо – с помощью воды наводим чистоту, утоляем жажду. Плохо – обольешься, промокнешь, можно утонуть, наводнения.

Воспитатель: А теперь ребята, я хочу попросить вас разрешить  один спор. Вчера в нашем дворе два мальчика спорили, сколько в нашем городе рек. Спорили долго, чуть не подрались. Один кричит «Три», другой в ответ «Пять». А вы как думаете?

Дети: Рек много.

Воспитатель: А чтобы узнать точно, давайте воспользуемся пиктограммой. Проведите число по стрелке, если число попадает в треугольник то уменьшается на один, а если попадает в квадрат увеличивай на один. (дети выполняют задание).

 

Воспитатель: Вы справились с заданием и какое число у вас получилось?

Дети: 26

Воспитатель: В нашем городе 26  рек и каналов.

Воспитатель: Посмотрите у меня карточки с цифрами и буквами. Если вы правильно разложите цифры,  то перевернув карточки, прочитаете название реки.

Дети выполняют задание и читают слово.

Воспитатель: А сейчас вставайте в круг и давайте расскажем, какая у нас река Нева.

 Дети передают клубочек друг другу и говорят слова, отвечающее на вопрос какая.

Дети: Широкая, могучая, полноводная, бегущая, бурлящая, строгая, судоходная,  свинцовая, темная, глубокая, спокойная,…..

Физминутка: Ветер дует вновь с Невы.

Воспитатель: А какие названия рек кроме,  Нева вы знаете? Чтобы вам помочь возьмите карточки подсказки «Ребусы» и  вспомнив название предмета  вы назовете реку.

Дети: Карповка (рыба карп), Фонтанка (фонтан), Мойка (раковина), Крестовка (крест), Волковка (волк), Каменка (камень), Черная речка (черная, волнистая полоса).

Воспитатель: эти карточки не простые, они помогут нам решить кроссворд, на обратной стороне карточки написана цифра, которая определяет место названия вашей реки в кроссворде.

Воспитатель и дети считают количество букв и вписывают названия рек в клеточки кроссворда. И читают слово Острова.

Воспитатель: Молодцы! Слово ОСТРОВА тоже относится к нашему городу. Давайте подойдем к картинке на столе. Это карта нашего города, мосты соединяют острова, давайте узнаем какие острова, соединяют мосты.

Дети: Заячий (заяц), Аптекарский (ромашка), Васильевский(василек) Петровский (Петр I), Каменный (камень), Крестовский (крест) Адмиралтейский (кораблик).

Воспитатель: На каком острове находится эти достопримечательности. (воспитатель расставляет макеты достопримечательностей на острова).

Дети:

Петропавловская крепость – Заячий остров

Ростральная колонна – Васильевский остров

Адмиралтейство        

Исаакиевский собор

Медный всадник                           Адмиралтейский остров

Казанский собор

Зимний дворец

Воспитатель: А теперь садитесь за столы. Перед вами кружки красный, синий, зеленый. Что мы обозначаем им?

Дети: Звуки.

Воспитатель: Вот и давайте определим, с какого звука начинаются слова: Адмиралтейство, Эрмитаж, Исаакиевская собор, Медный всадник, Биржа, Петропавловская крепость, Казанский собор, Ростральная колонна.

Дети выполняют задание, обозначая и называя первый звук слов.

Воспитатель: следующая игра на запоминание. Я буду называть памятники и обозначать их предметом – игрушкой. Вы назовете мне памятники, которые запомнили.

  • Шахматный конь  -  Петр I
  • Призма - Зимний дворец
  • Цилиндр – Ростральные колонны
  • Колокольчик – Исаакиевский собор
  • Конус – Петропавловский собор
  • Кораблик – Адмиралтейство
  • Кирпич – Казанский собор
  • Ворона и лиса – памятник Ивану Андреевичу Крылову

Воспитатель: Следующая игра «Что изменилось»

Теперь я буду убирать по предмету, а вы вспомните название памятника, который я убрала.

Дети играют.

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо запомнили названия памятников. На последок я предлагаю сыграть в подвижную игру вставайте в круг.

Подвижная игра «По болоту Петр шел….»

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие  по городу?

Дети: Да!

Воспитатель: Вы любите свой город?

Дети: Да!

Воспитатель: А что надо делать, чтобы он остался красивым?

Дети: Чтобы город был красивым нужно поддерживать чистоту, не бросать мусор на улицах, только в урны…

Воспитатель: Что делают люди в нашем городе, чтобы он стал еще краше?

Дети: Люди высаживают цветы, деревья, ремонтируют и устанавливают детские площадки и скамейки, украшают улицы гирляндами и другими украшениями и т.д.

Воспитатель: Молодцы, мне так приятно, что вы так много знаете о своем городе и хотите заботиться о нем. Я приготовила вам сюрприз медальки – монетки (воспитатель раздает угощение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности Тема: Путешествие по следам животных в лесу (образовательная область «Познание») в 1й младшей группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для составления данного конспекта мною использовано: 1.     Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Блистательный Санкт-Петербург"

Цель:1.     Продолжать развивать у детей зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, логическое мышление.2.     Закреплять умение ориентироваться ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе ДОУ. Викторина по Санкт-Петербургу.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе ДОУ. Викторина по Санкт-Петербургу....

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Путешествие в страну звуков» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»Задачи: Закрепить различение гласных и с...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Мой любимый Санкт-Петербург»

Цель: продолжать знакомить детей с родным городом Санкт- Петербургом.Задачи: - вызывать познавательный интерес к городу; -  вызывать у детей чувство восхищения красотой родного гор...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию «Мой город Санкт – Петербург»

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо познавательно – речевому развитию «Мой город Санкт – Петербург»...