Статься "Маленькие экспериментаторы"
статья по окружающему миру (младшая группа)
Необходимо, чтобы у ребенка как можно больше было возможностей для экспериментирования в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_malenkie_eksperimentatory.docx | 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Маленькие экспериментаторы.
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму
Китайская пословица
Все, чем занимается ребенок с появления на свет, является по сути своей экспериментом. Ребенок крутит предметы, засовывает их в рот, бросает. Предметы (для него) то появляются, то исчезают, то разбиваются. Взрослые то смеются, то ругают. Таким образом, идет двойной эксперимент: и природоведческий, и социальный. Полученные сведения вносятся и сохраняются в памяти на всю жизнь. Ребенок точно запоминает, что любой выпущенный из рук предмет падает на пол, а не улетает к потолку, что одни вещи бьются, другие – нет. Встает ребенок на ноги - эксперимент. Вышел на улицу – новый опыт, а значит – это эксперимент. И если эксперимент так важен для ребенка, почему в жизни детского сада так мало внимания уделялось ему?
В настоящее время система образования ориентирована на развитие творческой активной личности, способной принимать нестандартные решения.
Федеральные государственные образовательные стандарты определили новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя. Исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей, для опытно-экспериментального поиска, для реализации стремления ребенка к самостоятельной поисковой активности. Уже с раннего возраста необходимо привлекать малышей к совместной деятельности, в ходе которой они смогли бы получать все новые и новые сведения об окружающих предметах и явлениях.
В начале учебного года мной был составлен тематический план опытно-экспериментальной деятельности с постепенным усложнением поставленных познавательных задач. Я понимала, что только совместными усилиями родителей и педагогов можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка. Поэтому на первом родительском собрании было сообщено родителям, какое направление работы в первой младшей группе планируется в этом году, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме. Так как большое значение в развитии детской активности имеет хорошо организованная предметно-пространственная среда, то родители помогли оформить в группе уголок экспериментирования «Почемучки», где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования. В уголке имеется разнообразное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, зеркала, весы, пластиковые бутылки, камни, песок, перья и т.д.).
Внимательно изучив научно-методическую литературу, практические и теоретические сведения о проведении экспериментальной деятельности с детьми младшего возраста, я выбрала основным методом по проведению экспериментирования - проведение элементарных (простых) опытов. С детьми младшего возраста проводятся несложные эксперименты с различными объектами живой и неживой природы. Эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. В каждом эксперименте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к выводам. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т.д.). Ребенок должен полюбить действовать и выражать этот интерес словами: «Я хочу сделать то-то», «Я сам!». Это - основное новообразование данного возраста, имеющее важное значение в развитии, как экспериментирования, так и личности в целом. Если взрослые ограничивают самостоятельное экспериментирование, то возможны два исхода: либо формируется пассивная личность, которой ничего не надо, либо возникают капризы - извращенная форма реализации «Я сам!», когда у ребенка не было возможности пользоваться словами «Я хочу».
Исследовательская деятельность, которую старалась включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.
Я понимаю, что умение формулировать и задавать правильные вопросы появиться не с первой минуты, а только с постоянным опытом экспериментаторства. В сознании ребенка связь полученного знания с жизнью закрепляется именно в эксперименте. Наша задача заключается, чтобы дать ребенку как можно больше возможностей для экспериментирования в детском саду.
И вообще включение эксперимента в свою жизнь – это просто весело. Весело потому что позволяет окрасить нашу обычную жизнь яркими красками.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: Программа «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А Васильевой, Т.С. Комаровой;
Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера»;
Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
планирование кружка "Юные экспериментаторы"
планирование кружка "Юные экспериментаторы"...
"Маленькие экспериментаторы в детском саду".
Детская экспериментаторская деятельность — явление особенное, которое взрослый должен уметь правильно организовывать и управлять им. В ходе эксперимента взрослому ( родителю) мож...
Рабочая программа"Юный экспериментатор"
В основу программы экологического экспериментирования положена идея гуманизации, воспитания человека с развитой системой ценностных ориентаций.Занимательные проекты – экспериментирования ...
Программа кружка "Юный экспериментатор"
В программу входит: пояснительная записка, план кружка....
Краткосрочная образовательная практика «Маленькие экспериментаторы: опыты с водой» для детей 3-4 лет
Данный кратковременный образовательный практик способствует развитию самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.Серия наблюдений, опытов и экспериментов ...
Исследовательская работа на тему: «Маленькие экспериментаторы». Выполнили: дошкольная группа, I младшая группа, МБОУ «СОШ №4»Наримановского района, Воспитатель: Халилова Зухра Джусуповна
АКТУАЛЬНОСТЬ: - предполагают непрерывность экологического образования на разных ступенях дошкольного детства...
Педагогический проект " Юные экспериментаторы "
Педагогический проект " Юные экспериментаторы "...