Статься "Маленькие экспериментаторы"
статья по окружающему миру (младшая группа)

Загорская Елена Геннадьевна

Необходимо, чтобы у ребенка как можно больше было возможностей для экспериментирования в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_malenkie_eksperimentatory.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Маленькие экспериментаторы.

          Расскажи – и я забуду,
                     Покажи – и я запомню,
                     Дай попробовать – и я пойму                                                                          

                                 
Китайская пословица

Все, чем занимается ребенок с появления на свет, является по сути своей экспериментом. Ребенок крутит предметы, засовывает их в рот, бросает. Предметы (для него) то появляются, то исчезают, то разбиваются. Взрослые то смеются, то ругают. Таким образом, идет двойной эксперимент: и природоведческий, и социальный. Полученные сведения вносятся и сохраняются в памяти на всю жизнь. Ребенок точно запоминает, что любой выпущенный из рук предмет падает на пол, а не улетает к потолку, что одни вещи бьются, другие – нет. Встает ребенок на ноги - эксперимент. Вышел на улицу – новый опыт, а значит – это эксперимент. И если эксперимент так важен для ребенка, почему в жизни детского сада так мало внимания уделялось ему?

В настоящее время система образования ориентирована на развитие творческой активной личности, способной принимать нестандартные решения.

Федеральные государственные образовательные стандарты определили новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя. Исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей, для опытно-экспериментального поиска, для реализации стремления ребенка к самостоятельной поисковой активности. Уже с раннего возраста необходимо привлекать малышей к совместной деятельности, в ходе которой они смогли бы получать все новые и новые сведения об окружающих предметах и явлениях.

В начале учебного года мной был составлен тематический план опытно-экспериментальной деятельности с постепенным усложнением поставленных познавательных задач. Я понимала, что только совместными усилиями родителей и педагогов можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка. Поэтому на первом родительском собрании было сообщено родителям, какое направление работы в первой младшей группе планируется в этом году, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме. Так как большое значение в развитии детской активности имеет хорошо организованная предметно-пространственная среда, то родители помогли оформить в группе уголок экспериментирования «Почемучки», где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования.  В уголке имеется разнообразное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, зеркала, весы, пластиковые бутылки, камни, песок, перья и т.д.).

Внимательно изучив научно-методическую литературу, практические и теоретические сведения о проведении экспериментальной деятельности с детьми младшего возраста, я выбрала основным методом по проведению экспериментирования - проведение элементарных (простых) опытов. С детьми младшего возраста проводятся несложные эксперименты с различными объектами живой и неживой природы. Эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. В каждом эксперименте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к выводам. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т.д.). Ребенок должен полюбить действовать и выражать этот интерес словами: «Я хочу сделать то-то», «Я сам!». Это - основное новообразование данного возраста, имеющее важное значение в развитии, как экспериментирования, так и личности в целом. Если взрослые ограничивают самостоятельное экспериментирование, то возможны два исхода: либо формируется пассивная личность, которой ничего не надо, либо возникают капризы - извращенная форма реализации «Я сам!», когда у ребенка не было возможности пользоваться словами «Я хочу».

Исследовательская деятельность, которую старалась включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.

Я понимаю, что умение формулировать и задавать правильные вопросы появиться не с первой минуты, а только с постоянным опытом экспериментаторства. В сознании ребенка связь полученного знания с жизнью закрепляется именно в эксперименте. Наша задача заключается, чтобы дать ребенку как можно больше возможностей для экспериментирования в детском саду.

И вообще включение эксперимента в свою жизнь – это просто весело. Весело потому что позволяет окрасить нашу обычную жизнь яркими красками.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: Программа «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А Васильевой, Т.С. Комаровой;

Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера»;

Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование кружка "Юные экспериментаторы"

планирование кружка "Юные экспериментаторы"...

"Маленькие экспериментаторы в детском саду".

  Детская экспериментаторская дея­тельность — явление особенное, кото­рое взрослый должен уметь правильно организовывать и управлять им. В ходе эксперимента взрослому ( родителю) мож...

Рабочая программа"Юный экспериментатор"

 В основу программы экологического экспериментирования положена идея гуманизации, воспитания человека с развитой системой ценностных ориентаций.Занимательные проекты – экспериментирования ...

Программа кружка "Юный экспериментатор"

В программу входит: пояснительная записка, план кружка....

Краткосрочная образовательная практика «Маленькие экспериментаторы: опыты с водой» для детей 3-4 лет

Данный кратковременный образовательный практик способствует  развитию самостоятельного экспериментирования и поисковой активности  самих детей.Серия наблюдений, опытов и экспериментов  ...

Исследовательская работа на тему: «Маленькие экспериментаторы». Выполнили: дошкольная группа, I младшая группа, МБОУ «СОШ №4»Наримановского района, Воспитатель: Халилова Зухра Джусуповна

АКТУАЛЬНОСТЬ:  - предполагают  непрерывность  экологического     образования  на  разных  ступенях  дошкольного    детства...

Педагогический проект " Юные экспериментаторы "

Педагогический проект " Юные экспериментаторы "...