Конспект занятия по экологии "Экосистема луга"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: формировать представления детей о луге как о самостоятельном природном сообществе.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с многообразием растений и животных луга, его значением для сельского хозяйства и возможным негативным воздействием человека на это природное сообщество;

- закрепить знания детей о насекомых, их жилищах, пользе лекарственных растений, правилах поведения в природе.

Развивающие:

- Развивать мышление, наблюдательность, память, слуховое восприятие, умение отгадывать загадки, рассуждать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей чувство любви к природе, бережное отношение к ней.

Словарная работа: обогащение словаря, активизация словаря

Оборудование: картинки с изображением животных луга, аудиозапись голосов птиц, картинка - лабиринт, семена в мешочке, дидактическая игра «Кто, где живет?», интерактивная доска, проектор, ноутбук, мольберт.

Предварительная работа: экскурсия на цветущий луг, стихи о лете.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_ekosistema_luga.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад «Тополёк»

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие»

(углубление ранее полученных знаний)

для детей 5 – 6 лет

Тема: «Экосистема луга»

Выполнила воспитатель:

Слободенюк Надежда

Владимировна

с. Мильково, 2020

Цель: формировать представления детей о луге как о самостоятельном природном сообществе.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с многообразием растений и животных луга, его значением для сельского хозяйства и возможным негативным воздействием человека на это природное сообщество;

- закрепить знания детей о насекомых, их жилищах, пользе лекарственных растений, правилах поведения в природе.

Развивающие:

- Развивать мышление, наблюдательность, память, слуховое восприятие, умение отгадывать загадки, рассуждать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей чувство любви к природе, бережное отношение к ней.

Словарная работа: обогащение словаря, активизация словаря

Оборудование: картинки с изображением животных луга, аудиозапись голосов птиц, картинка - лабиринт, семена в мешочке, дидактическая игра «Кто, где живет?», интерактивная доска, проектор, ноутбук, мольберт.

Предварительная работа: экскурсия на цветущий луг, стихи о лете.

Структура занятия:

Части занятия

Методические приемы

Время

1.

Организационно – мотивационный этап

  • Беседа о цветущем луге
  • Стихотворение «Что такое луг?»

5 минут

2.

Основной этап

15 минут

2.1.

Этап постановки проблемы

  • вопросы
  • загадка

4 минуты

2.2.

Этап ознакомления с материалом

  • беседа
  • игра-лабиринт

5 минут

2.3.

Этап практического решения проблемы

  • мини-викторина
  • дидактическая игра

6 минут

3.

Заключительный этап

  • игра «Узнай, чей голос»

5 минут

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, предлагаю нам с вами отправиться на прогулку на цветущий луг. А кто помнит, что это такое? (Ответы детей)
Луг – это открытое пространство, где произрастает огромное разнообразие травянистых растений, нет совсем или растут одиночные деревья. Здесь очень много света. Луг - это дом для многих видов животных. Если мы будем внимательными, обязательно увидим много интересного. В путь! 

Что такое луг?
Ковёр травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики.
Мотыльки игривые,
Жуки неторопливые
С мёдом сладким пчелки,
Песня перепёлки.
Мяты аромат,
Лета нежный взгляд
И до белых мух
С дудочкой пастух. (В. Степанов)
На экране появляется изображение вытоптанного луга.

Воспитатель: Вот мы и на месте. Но, что-то я его не узнаю. Цветов нет, травы почти нет, везде какие-то следы. Где насекомые? Посмотрите, вон там какая-то небольшая кучка рыхлой почвы и что-то шевелится.

День ли, ночь ли на дворе,
Он всегда сидит в норе!
Дни и ночи напролёт
Роет землю сонный ... (Крот.)
На экране появляется изображение крота.
Воспитатель: Уважаемый крот, расскажите нам, что случилось с этим лугом?

Крот: Здесь каждый день пасли коров. Они выщипали и вытоптали почти всю траву. А насекомые, птицы стали искать себе другие жилища. Мне тоже придется искать новый дом, ведь это место умирает.
Воспитатель: Луга действительно имеют большое значение для сельского хозяйства. Многие из них служат пастбищами для домашних животных, на других заготавливают сено. Чтобы растения не исчезли с лугов, работники сельского хозяйства должны подсеивать их семена или оставлять нескошенными часть трав. Надо помнить, что неумеренный выпас скота ведет к исчезновению многих растений, а иногда даже остается на месте луга голая, вытоптанная почва как здесь. Те, участки лугов, где особенно много редких растений и насекомых, люди берут под охрану. Человек – часть живой природы, он в ответе за свои поступки и должен исправлять ошибки. Как же нам все исправить? (Ответы детей.)

Крот: На опушке леса живет Бабушка-Загадушка. У нее есть волшебные семена, которые прорастают в считанные секунды. Отправляйтесь скорее за ними.
Игра - лабиринт «Найди, какая из дорог ведет к домику Бабушки - Загадушки?»
Появляется Бабушка – Загадушка. Ребята просят ее дать немного семян для спасения луга.

Бабушка-Загадушка: На лугу растет много трав и цветов. Сейчас я вам загадаю загадки про некоторые растения. Отгадаете, дам вам волшебных семян.

Дети отгадывают загадки, картинки отгадки появляются на экране.

То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли.
(Колокольчик)

На лужайке, возле леса,
Расцвели цветочки.
Желтые, как солнышко.
На зеленой ножке.
А как только подрастут
Шапочки наденут-
Мягкие, воздушные-
Ветерку послушные!
(Одуванчик)

Страшен на вид —
Кольнуть норовит.
В одежду вопьется —
С трудом оторвется.
(Репейник)

Только тронь — отдернешь ладонь:
Обжигает трава, как огонь. (Крапива)

Трава – полёвка
Синяя головка
По краям коронки-
Зубчики-воронки.
(Василёк)

Стоят на поле сестрички:
Жёлтый глазок, белые реснички.
(Ромашка)

Воспитатель: Луг – это огромная аптека, в которой собраны лекарства от всех болезней. Но можно встретить и ядовитые растения. К ним относятся борец, лютик едкий, черемица, молочай, так что будьте осторожны.
Физкультминутка.
Вот стою я на лугу,
И качаюсь на ветру.
Влево, вправо наклоняюсь,
А потом земли касаюсь.
Дождь прошёл, встряхну листами,
Потянусь со всеми вами.
(Движения по тексту.)
На экране появляется цветущий луг.
Воспитатель: Теперь на лугу много цветущих трав. Каких животных здесь должно быть много? (Насекомых). А вот и они, возвращаются.
На мольберт выставляются картинки с изображением насекомых.
Мини - викторина «Что мы знаем о насекомых?»
1. Какие насекомые хищники?

 (Божья коровка - хищница, питается другими насекомыми, поедает тлю, которая уничтожает зелень на растениях. Муравей - великолепный строитель, санитар леса и луга. Он уничтожает вредных насекомых. Еще он может лечить птиц, смазывая перья муравьиной кислотой. Стрекоза - ест комаров и мошек. Жужелица. Серый кузнечик питается разнообразной пищей: насекомыми, которых ловит на растениях, а также листьями, семенами и ягодами.)

2. Рекордсмен по прожорливости? (Стрекоза.)
Со стрекозой провели такой опыт: кормили мухами досыта. Стрекоза съела 40 мух, это все равно, если бы человек за один раз съел 60-80 буханок хлеба. Вот какая прожорливая красавица. Зато сколько она может съесть вредных насекомых!
3. Куда деваются экскременты и останки животных?
(Жуки-навозники быстро перерабатывают навоз и прячут, откладывая в них свои яйца. Жуки-могильщики закапывают в почву мертвых птиц и зверьков. Это – пища взрослых жуков и личинок.) Эти насекомые – санитары. С помощью обоняния навозник разыскивает кучки навоза и под ними приступает к рытью норки. В норку ими заносится навоз, который затем утрамбовывается в длинные колбаски. В нижнюю часть колбасок самка откладывает яйцо. Из яйца появляется крючковидная личинка. Она пытается заготовленным навозом, растет и зимует. Весной личинка превращается в куколку, из которой выводится жук. Жук, как и личинка, питается навозом. Навозник способствует повышению плодородия почвы.
Самцы могильщика заползают под умершее животное и выгребают из-под него землю. По мере выкапывания ямки животное опускается в нее все глубже и глубже. Личинки, как и жуки, питаются падалью.

Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Муравей в … (муравейнике).
Божья коровка под… (листком, корой деревьев).
Пчела в… (улье).
Бабочка на… (цветке).
Кузнечик в… (траве).
Шмель в …(гнезде).
Воспитатель: Теперь мы знаем, как важны друг для друга растения и насекомые.
Изображения птиц выставляются на мольберт. Звучит аудиозапись голосов.
Игра «Узнай, чей голос».

Подведение итога занятия.

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами разговаривали?

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

Что вам понравилось больше всего?

Что для вас было легко, а что трудно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Цыплята на лугу"

Пояснительная записка.Направление работы:Художественно-эстетическое.Тема занятия: «Цыплята на лугу»Характеристика группы(количественная,социальная) : вторая младшая группа.  Количество дете...

конспект занятия "Путешествие по лугу"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе...

конспект занятия "Путешествие по лугу"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе...

Конспект занятия "Цветы на лугу."

Конспект занятия "Цветы на лугу" предназначен для воспитателей детских садов,учит детей передавать образ цветка, используя образ тычка.Поможет закрепить знания цветов, развить творческое воо...

Конспект занятия "Цветы на лугу" для старших групп детского сада

Конспект занятия "Цветы на лугу" предназначен для ознакомления родителей с детьми старшей группы детского сада. Содержит стихи, песни, игры, хоровод....

конспект занятия " Цыплята на лугу"

Цель: закрепить умение детей составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе бумаги; изображать предмет, состоящий из нескольких частей.Интеграция образовательных о...