конспект занятия "Путешествие по лугу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_razvlechenie_lugovye_rasteniya.docx | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект развлечения по познавательному развитию «Путешествие по цветочному лугу»
Цель: поддержание интереса к разнообразию цветущих луговых цветов, и пользе лекарственных растений.
Предназначено для детей старшей группы (5-6 лет) .
Задачи:
Образовательные
Закрепить разнообразие цветущих луговых растений, их связью со средой обитания;
Совершенствовать представления детей о лекарственных растениях, умение узнавать и правильно называть, знать их пользу, назначение и применение, закрепить правила сбора и сушки лекарственных растений.
Закрепить представления о том, что растения – живые, используя модели.
Устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающие
Развивать любознательность, эмоциональное восприятие, творческие способности детей, двигательные навыки.
Воспитательные
Воспитывать чувство любви к природе, эмоциональную отзывчивость.
Воспитывать чувство ответственности за жизнь насекомых.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая ситуация, познавательно –
исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы, продуктивная деятельность – мастерская.
Предварительная работа: наблюдение за растениями в природе;
рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений о цветах, растениях луга, отгадывание загадок, дидактическая игра «Что за растение? »
Материал и оборудование: музыкальная запись П. И. Чайковский –
Щелкунчик (Вальс цветов) ; мультимедийная презентация; модели: «Растение», «Влияние солнца, дневного света на рост и развитие растений», «Признаки живых организмов», шапочки к игре «Медведь и пчелы»; материалы для творчества детей: кисти, клей, крупа, бисер, салфетки) .
Ход развлечения:
Звучит музыка П. И. Чайковский – Щелкунчик (Вальс цветов) .
Дети приглашаются в музыкальный зал оформленный как цветочный луг.
Используется мультимедийная презентация с изображением
цветочного луга.
Детей встречает Фея цветов. Приветствует детей.
Фея цветов: «Здравствуйте, ребята, посмотрите, какой красивый
цветочный луг! Приглашаю вас в замечательное путешествие.
Медленно пойдем по кругу,
И «Здравствуй» скажем – каждому цветку!
Мы можем над цветами наклониться
Не для того, чтоб срезать и сорвать,
А, чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать! »
Фея предлагает удобно расположиться на лугу, полюбоваться
разнообразием цветов.
Фея цветов: «Ребята, что такое луг?
Ответы детей. (Лугами называют безлесные площади, занятые
травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.)
Фея цветов: «Какие цветы называют луговыми?
Ответы детей. (Те цветы, которые растут на лугу, называются - луговые
цветы.)
Фея цветов интересуется, какие дети увидели цветы на лугу, просит
назвать их.
Фея цветов: «А какую пользу приносят травы луга? Как их использует
человек?
Ответы детей. (Применяются в народной медицине, в косметологии.)
Фея цветов: «Ребята, а как человек может навредить лугу? »
Ответы детей. (Рвать траву, уничтожать цветы, насекомых, сжигать
траву, пасти животных бездумно) .
Фея цветов интересуется у детей, чем похожи все растения, что у
них общего (корень, стебель, листья, цветы).
Использование модели «Растение».
Ответы детей.
Фея цветов предлагает детям почитать стихи о цветах. На лугу И.
Суриков; Гвоздика Е. Серова; Ромашки Ф. Грубин; Василёк А. Полетаева. (Чтение стихотворений сопровождается показом слайдов.)
Фея цветов: «Ребята, как вы думаете, цветы, растения луга, они живые
или нет? »
Ответы детей. (Дети доказывают по модели «Признаки живых
организмов» что растения живые, они дышат, растут, питаются, двигаются, размножаются.)
Фея цветов благодарит детей, интересуется, что влияет на рост и
развитие цветов? »
Модель: «Влияние солнца, дневного света на рост и развитие растений».
Ответы детей с помощью схемы – модели. (Необходимо: солнечный
свет, тепло, вода, почва, удобрения, любовь, бережное отношение, заботливое отношение к растениям.)
Фея цветов: «Как приятно ароматное благоухание цветов, торопится
гостья полакомиться их нектаром. »
Звучит музыка. Под музыку влетает в зал «Пчелка».
Пчелка: «Здравствуйте, ребята, какой красивый, яркий цветочный
лужок. Вы знаете, кто я? »
Дети: «Пчелка. »
Пчелка: «Да, я пчелка, насекомое, потому что у меня есть… Что? »
Дети: «Жало, брюшко полосатое, усик, меленькие крылья. »
Пчелка: «А какая я? »
Дети: «Полосатая, красивая, добрая, маленькая. »
Пчелка: «Спасибо за комплименты. Что я умею делать? »
Дети: «Летать, жужжать, жалить, собирать нектар, делать мед. »
Пчелка: «А где я живу, вы тоже знаете? »
Пчелка: «Вам интересно узнать, откуда появляется мед? »
Дети: «Да. »
Пчелка: «Сначала я летаю по красивым цветам, на усики и лапки
собираю нектар, а потом в своём домике складываю нектар в восковые соты и получается мед. А вы мед любите? Почему? »
Дети: «Мед полезный, лечебный, он лечит от всех болезней. »
Пчелка: «Ребята, давайте вместе поиграем, отдохнём на цветочном
коврике. »
Игра «Цветы и пчелы»
Ход игры: Пчелка предлагает детям разделиться на 2 команды – девочки и мальчики. Девочки будут изображать пчелок, мальчики – цветы. Дети разбегаются по залу. По сигналу они начинают выполнять заранее распределенные роли. Девочки изображают пчелок, изящно качают головками, подражают жужжанию пчелы: «з-з-з. ». Мальчики изображают цветы; встают на одно колено, расправляют руки, как лепестки.
По сигналу пчелки дети меняются ролями. Мальчики становятся
шмелями, машут руками, словно крыльями, притопывают ногами, жужжат, словно большие шмели: «ж-ж-ж. », а девочки изображают красивые цветы.
Пчелка: «Хорошие вы ребята, мне очень понравились. Скажите, а
можно меня и моих подружек брать в руки? »
Дети: «Нельзя. Пчелка может больно ужалить, она маленькая, её можно
раздавить, может позвать на помощь своих подружек и они ещё сильнее ужалят. »
Фея цветов: «Правильно, ребята, насекомых никогда нельзя брать в
руки. »
Пчелка: «Спасибо ребята за приятный отдых, к сожалению мне пора
возвращаться в свой улей! До свидания! »
Фея цветов и дети: «До свидания, пчелка! »
Фея цветов: «Растения – наши друзья. Очень много о целебных
свойствах растений знает наш замечательный доктор Ромашкин.
Звучит музыка. Входит доктор Ромашкин.
Доктор Ромашкин: «Здравствуйте, дети! Я доктор Ромашкин.
Погода расплакалась - просто беда
На небе вода, под ногами вода,
И хлюпает нос, и в горле першит
Но доктор Ромашкин на помощь спешит.
Я умные книги всю жизнь изучал
И разные травы для вас собирал
Приду и скажу вам: «Дружок не скучай»,
А выпей целебный, душистый мой чай. »
Доктор Ромашкин: «Ребята, я видел, у вас в гостях была пчелка, как вы
думаете, у каких цветов ей нужно собирать нектар?
Дети: «У ромашки, у календулы, одуванчика, крапивы, пижмы,
цикория. »
Доктор Ромашкин: «А ведь это не простые цветы, они умеют лечить и
называются лечебными. Что вы про них знаете?
Дети рассказывают о растениях: тысячелистнике, подорожнике, иван-
чае, клевере, крапиве, ромашке, мяте, зверобое, душице. Ответы детей сопровождаются показом слайдов.
Доктор Ромашкин: «Лекарственные растения очень нужны и полезны.
А знаете ли вы как их нужно правильно собирать? Какие есть правила сбора целебных трав? » Ответы детей.
- Нужно знать сами растения, уметь отличать их от других растений.
- Сбор производить только в хорошую погоду, сухую.
- Нельзя собирать в одну тару несколько видов растений одновременно.
- Нельзя собирать больные и повреждённые вредителями растения.
- Нельзя засорять сборы песком, землёй, другими не лекарственными растениями.
- Запрещается собирать растения вблизи дорог.
- Сушат лекарственные травы под навесом.
- Высушенные растения хранят в сухих помещениях в мешках или ящиках.
- Запрещается сбор редких лекарственных растений, занесённых в Красную книгу.
Фея цветов: «Ребята, как красиво цветут цветочки, предлагаю вместе
поиграть. »
Все дети исполняют песню-игру «Мы ходили в поле» (музыка А. Лазаренко, слова Л. Кукловской, перевод с украинского А. Сарапина) .
1. Мы ходили в поле, в поле,
Погуляли вволю, вволю,
Утром на лужочке
Рвали мы цветочки.
2. Солнце жарко греет, греет,
Тучка в небе реет, реет.
Тучка, окропи ты
И цветы, и жито.
3. Налетели тучи, тучи
Из-за дальней кручи, кручи.
Частный дождик сеет –
Убегай скорее!
Перед началом игры дети стоят парами вдоль длинной стены зала. Из общего числа детей заранее выбирается ребенок – «дождик».
Доктор Ромашкин обращает внимание детей на редкие цветы: ландыш,
мать – и – мачеха, пион тонколистый. Они занесены в Красную книгу. Эти растения тоже лекарственные, очень полезные от многих болезней. Собирать их можно только в ограниченном количестве, а рвать их без надобности запрещено.
Фея цветов: «Доктор Ромашкин, ребята знают, что помимо полезных
растений есть ещё и растения вредители, это сорняки. Ребята, перечислите их. »
Ответы детей. (Осот полевой, пырей ползучий, пастушья сумка, лебеда.
Эти растения приносят вред культурным растениям.)
Доктор Ромашкин: «Правильно ребята, эти растения истощают и
иссушают почву, глушат растения, поглощают большое количество влаги и питательных веществ из почвы. С сорняками следует бороться. Но лебеда, хоть и сорняк, спасала в неурожайные годы крестьян от голода. Её добавляли в хлеб, варили с ней щи, ели в свежем виде. По питательным свойствам лебеда не уступает мясу. Вот видите, как в природе всё взаимосвязано. »
Фея цветов: «Ребята, поэты посвящают цветам стихи, композиторы
сочиняют музыку, художники пишут картины. Предлагаю вам, как настоящим художникам запечатлеть красоту цветов, растений в картине. Ей будут любоваться все гости, которые придут на нашу выставку. »
Мастерская «крупеничка»
Дети украшают готовую картину луга крупой и бисером под
спокойную музыку.
Фея цветов и Доктор Ромашкин: «Ребята, какие вы молодцы! Какой
яркий и красочный луг у вас получился! Луг стал волшебным, так как создан своими руками! »
Рефлексия.
Фея цветов интересуется у детей: «Было ли интересным для вас
путешествие по цветочному лугу? Что вам понравилось больше всего? Что было трудно? » Предлагает выбрать из вазы цветочек – значок, соответствующий их настроению. Дети прощаются с Феей цветов и Доктором Ромашкиным, благодарят за путешествие по цветочному лугу.
Литература:
1. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ/ О. Ф. Горбатенко – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду/ А. И. Иванова – М. : ТЦ Сфера, 2004.
3. Киреева Л. Г., Бережнова С. В. Формирование экологической культуры дошкольников/ Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова – Волгоград: Учитель, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «На лугу-лужочке расцвели цветочки»
Комплексное занятие для детей 2 младшей группы...
Конспект НОД "По лугу..."
Конспект занятия для 1 младшей группы...
конспект занятия "На лугу"
конспект по развитию речи...
Конспект НОД «На лугу – лужочке выросли цветочки»
конспект по сенсорике...
конспект НОД "Насекомые луга"
Конспект НОД "Насекомые луга" с применением здоровьесберегающих технологий.Цель: воспитывать интерес к физическим упражнениям в игровой форме с применением здоровьесберегающих технологий....
Конспект ООД «Насекомые луга» Средняя группа
Конспект ООД "Насекомые луга" Средняя группа...
Конспект НОД "На лугу" с детьми раннего возраста
Конспект Непрерывной образовательной деятельности «На лугу» с детьми раннего возраста с интеграцией образовательных областей "Художественно-эстетическое развитие" "Физическо...