конспект занятия "Путешествие по лугу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Немыкина Ольга Александровна

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razvlechenie_lugovye_rasteniya.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект развлечения по познавательному развитию «Путешествие по цветочному лугу»

Цель: поддержание интереса к разнообразию цветущих луговых цветов, и пользе лекарственных растений.

Предназначено для детей старшей группы (5-6 лет) .

Задачи:

Образовательные

Закрепить разнообразие цветущих луговых растений, их связью со средой обитания;

Совершенствовать представления детей о лекарственных растениях, умение узнавать и правильно называть, знать их пользу, назначение и применение, закрепить правила сбора и сушки лекарственных растений.

Закрепить представления о том, что растения – живые, используя модели.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающие

Развивать любознательность, эмоциональное восприятие, творческие способности детей, двигательные навыки.

Воспитательные

Воспитывать чувство любви к природе, эмоциональную отзывчивость.

Воспитывать чувство ответственности за жизнь насекомых.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая ситуация, познавательно –

исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы, продуктивная деятельность – мастерская.

Предварительная работа: наблюдение за растениями в природе;

рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений о цветах, растениях луга, отгадывание загадок, дидактическая игра «Что за растение? »

Материал и оборудование: музыкальная запись П. И. Чайковский –

Щелкунчик (Вальс цветов) ; мультимедийная презентация; модели: «Растение», «Влияние солнца, дневного света на рост и развитие растений», «Признаки живых организмов», шапочки к игре «Медведь и пчелы»; материалы для творчества детей: кисти, клей, крупа, бисер, салфетки) .

Ход развлечения:

Звучит музыка П. И. Чайковский – Щелкунчик (Вальс цветов) .

Дети приглашаются в музыкальный зал оформленный как цветочный луг.

Используется мультимедийная презентация с изображением

цветочного луга.

Детей встречает Фея цветов. Приветствует детей.

Фея цветов: «Здравствуйте, ребята, посмотрите, какой красивый

цветочный луг! Приглашаю вас в замечательное путешествие.

Медленно пойдем по кругу,

И «Здравствуй» скажем – каждому цветку!

Мы можем над цветами наклониться

Не для того, чтоб срезать и сорвать,

А, чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать! »

Фея предлагает удобно расположиться на лугу, полюбоваться

разнообразием цветов.

Фея цветов: «Ребята, что такое луг?

Ответы детей. (Лугами называют безлесные площади, занятые

травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.)

Фея цветов: «Какие цветы называют луговыми?

Ответы детей. (Те цветы, которые растут на лугу, называются - луговые

цветы.)

Фея цветов интересуется, какие дети увидели цветы на лугу, просит

назвать их.

Фея цветов: «А какую пользу приносят травы луга? Как их использует

человек?

Ответы детей. (Применяются в народной медицине, в косметологии.)

Фея цветов: «Ребята, а как человек может навредить лугу? »

Ответы детей. (Рвать траву, уничтожать цветы, насекомых, сжигать

траву, пасти животных бездумно) .

Фея цветов интересуется у детей, чем похожи все растения, что у

них общего (корень, стебель, листья, цветы).

Использование модели «Растение».

Ответы детей.

Фея цветов предлагает детям почитать стихи о цветах. На лугу И.

Суриков; Гвоздика Е. Серова; Ромашки Ф. Грубин; Василёк А. Полетаева. (Чтение стихотворений сопровождается показом слайдов.)

Фея цветов: «Ребята, как вы думаете, цветы, растения луга, они живые

или нет? »

Ответы детей. (Дети доказывают по модели «Признаки живых

организмов» что растения живые, они дышат, растут, питаются, двигаются, размножаются.)

Фея цветов благодарит детей, интересуется, что влияет на рост и

развитие цветов? »

Модель: «Влияние солнца, дневного света на рост и развитие растений».

Ответы детей с помощью схемы – модели. (Необходимо: солнечный

свет, тепло, вода, почва, удобрения, любовь, бережное отношение, заботливое отношение к растениям.)

Фея цветов: «Как приятно ароматное благоухание цветов, торопится

гостья полакомиться их нектаром. »

Звучит музыка. Под музыку влетает в зал «Пчелка».

Пчелка: «Здравствуйте, ребята, какой красивый, яркий цветочный

лужок. Вы знаете, кто я? »

Дети: «Пчелка. »

Пчелка: «Да, я пчелка, насекомое, потому что у меня есть… Что? »

Дети: «Жало, брюшко полосатое, усик, меленькие крылья. »

Пчелка: «А какая я? »

Дети: «Полосатая, красивая, добрая, маленькая. »

Пчелка: «Спасибо за комплименты. Что я умею делать? »

Дети: «Летать, жужжать, жалить, собирать нектар, делать мед. »

Пчелка: «А где я живу, вы тоже знаете? »

Пчелка: «Вам интересно узнать, откуда появляется мед? »

Дети: «Да. »

Пчелка: «Сначала я летаю по красивым цветам, на усики и лапки

собираю нектар, а потом в своём домике складываю нектар в восковые соты и получается мед. А вы мед любите? Почему? »

Дети: «Мед полезный, лечебный, он лечит от всех болезней. »

Пчелка: «Ребята, давайте вместе поиграем, отдохнём на цветочном

коврике. »

Игра «Цветы и пчелы»

Ход игры: Пчелка предлагает детям разделиться на 2 команды – девочки и мальчики. Девочки будут изображать пчелок, мальчики – цветы. Дети разбегаются по залу. По сигналу они начинают выполнять заранее распределенные роли. Девочки изображают пчелок, изящно качают головками, подражают жужжанию пчелы: «з-з-з. ». Мальчики изображают цветы; встают на одно колено, расправляют руки, как лепестки.

По сигналу пчелки дети меняются ролями. Мальчики становятся

шмелями, машут руками, словно крыльями, притопывают ногами, жужжат, словно большие шмели: «ж-ж-ж. », а девочки изображают красивые цветы.

Пчелка: «Хорошие вы ребята, мне очень понравились. Скажите, а

можно меня и моих подружек брать в руки? »

Дети: «Нельзя. Пчелка может больно ужалить, она маленькая, её можно

раздавить, может позвать на помощь своих подружек и они ещё сильнее ужалят. »

Фея цветов: «Правильно, ребята, насекомых никогда нельзя брать в

руки. »

Пчелка: «Спасибо ребята за приятный отдых, к сожалению мне пора

возвращаться в свой улей! До свидания! »

Фея цветов и дети: «До свидания, пчелка! »

Фея цветов: «Растения – наши друзья. Очень много о целебных

свойствах растений знает наш замечательный доктор Ромашкин.

Звучит музыка. Входит доктор Ромашкин.

Доктор Ромашкин: «Здравствуйте, дети! Я доктор Ромашкин.

Погода расплакалась - просто беда

На небе вода, под ногами вода,

И хлюпает нос, и в горле першит

Но доктор Ромашкин на помощь спешит.

Я умные книги всю жизнь изучал

И разные травы для вас собирал

Приду и скажу вам: «Дружок не скучай»,

А выпей целебный, душистый мой чай. »

Доктор Ромашкин: «Ребята, я видел, у вас в гостях была пчелка, как вы

думаете, у каких цветов ей нужно собирать нектар?

Дети: «У ромашки, у календулы, одуванчика, крапивы, пижмы,

цикория. »

Доктор Ромашкин: «А ведь это не простые цветы, они умеют лечить и

называются лечебными. Что вы про них знаете?

Дети рассказывают о растениях: тысячелистнике, подорожнике, иван-

чае, клевере, крапиве, ромашке, мяте, зверобое, душице. Ответы детей сопровождаются показом слайдов.

Доктор Ромашкин: «Лекарственные растения очень нужны и полезны.

А знаете ли вы как их нужно правильно собирать? Какие есть правила сбора целебных трав? » Ответы детей.

- Нужно знать сами растения, уметь отличать их от других растений.

- Сбор производить только в хорошую погоду, сухую.

- Нельзя собирать в одну тару несколько видов растений одновременно.

- Нельзя собирать больные и повреждённые вредителями растения.

- Нельзя засорять сборы песком, землёй, другими не лекарственными растениями.

- Запрещается собирать растения вблизи дорог.

- Сушат лекарственные травы под навесом.

- Высушенные растения хранят в сухих помещениях в мешках или ящиках.

- Запрещается сбор редких лекарственных растений, занесённых в Красную книгу.

Фея цветов: «Ребята, как красиво цветут цветочки, предлагаю вместе

поиграть. »

Все дети исполняют песню-игру «Мы ходили в поле» (музыка А. Лазаренко, слова Л. Кукловской, перевод с украинского А. Сарапина) .

1. Мы ходили в поле, в поле,

Погуляли вволю, вволю,

Утром на лужочке

Рвали мы цветочки.

2. Солнце жарко греет, греет,

Тучка в небе реет, реет.

Тучка, окропи ты

И цветы, и жито.

3. Налетели тучи, тучи

Из-за дальней кручи, кручи.

Частный дождик сеет –

Убегай скорее!

Перед началом игры дети стоят парами вдоль длинной стены зала. Из общего числа детей заранее выбирается ребенок – «дождик».

Доктор Ромашкин обращает внимание детей на редкие цветы: ландыш,

мать – и – мачеха, пион тонколистый. Они занесены в Красную книгу. Эти растения тоже лекарственные, очень полезные от многих болезней. Собирать их можно только в ограниченном количестве, а рвать их без надобности запрещено.

Фея цветов: «Доктор Ромашкин, ребята знают, что помимо полезных

растений есть ещё и растения вредители, это сорняки. Ребята, перечислите их. »

Ответы детей. (Осот полевой, пырей ползучий, пастушья сумка, лебеда.

Эти растения приносят вред культурным растениям.)

Доктор Ромашкин: «Правильно ребята, эти растения истощают и

иссушают почву, глушат растения, поглощают большое количество влаги и питательных веществ из почвы. С сорняками следует бороться. Но лебеда, хоть и сорняк, спасала в неурожайные годы крестьян от голода. Её добавляли в хлеб, варили с ней щи, ели в свежем виде. По питательным свойствам лебеда не уступает мясу. Вот видите, как в природе всё взаимосвязано. »

Фея цветов: «Ребята, поэты посвящают цветам стихи, композиторы

сочиняют музыку, художники пишут картины. Предлагаю вам, как настоящим художникам запечатлеть красоту цветов, растений в картине. Ей будут любоваться все гости, которые придут на нашу выставку. »

Мастерская «крупеничка»

Дети украшают готовую картину луга крупой и бисером под

спокойную музыку.

Фея цветов и Доктор Ромашкин: «Ребята, какие вы молодцы! Какой

яркий и красочный луг у вас получился! Луг стал волшебным, так как создан своими руками! »

Рефлексия.

Фея цветов интересуется у детей: «Было ли интересным для вас

путешествие по цветочному лугу? Что вам понравилось больше всего? Что было трудно? » Предлагает выбрать из вазы цветочек – значок, соответствующий их настроению. Дети прощаются с Феей цветов и Доктором Ромашкиным, благодарят за путешествие по цветочному лугу.

Литература:

1. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ/ О. Ф. Горбатенко – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду/ А. И. Иванова – М. : ТЦ Сфера, 2004.

3. Киреева Л. Г., Бережнова С. В. Формирование экологической культуры дошкольников/ Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова – Волгоград: Учитель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «На лугу-лужочке расцвели цветочки»

Комплексное занятие для детей 2 младшей группы...

Конспект НОД "По лугу..."

Конспект занятия для 1 младшей группы...

конспект занятия "На лугу"

конспект по развитию речи...

конспект НОД "Насекомые луга"

Конспект НОД  "Насекомые луга" с применением здоровьесберегающих технологий.Цель: воспитывать интерес к физическим упражнениям в игровой форме с применением здоровьесберегающих технологий....

Конспект ООД «Насекомые луга» Средняя группа

Конспект ООД "Насекомые луга" Средняя группа...

Конспект НОД "На лугу" с детьми раннего возраста

Конспект Непрерывной образовательной деятельности «На лугу» с детьми раннего возраста с интеграцией образовательных областей "Художественно-эстетическое развитие" "Физическо...