Занятие с детьми среднего дошкольного возраста «Моя семья». Беседа о семье, игры, задания, творческий конкурс
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: - Расширить представления о семье и родственных отношениях, связях. - Закрепить умение называть членов своей семьи, их имена и отчества, свою фамилию. - Воспитывать любовь и уважение к своим родителям, желание заботиться о родных и близких, помогать им, воспитывать чувство гордости за свою семью. Задачи: Воспитательные: - формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; - расширять представления детей о своей семье, о родственных отношениях, связях; - воспитывать положительные взаимоотношения в семье, чувство любви и уважения к членам своей семьи; - воспитывать у детей желание высказывать свои чувства близким людям, желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью. Образовательные: - активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье; - учить отвечать на вопросы предложением; - совершенствовать диалогическую и монологическую речь; - продолжать формировать умение вести координированный диалог между взрослым (родителем) и ребёнком; - упражнять в подборе прилагательных и глаголов, в согласовании имен существительных с именами прилагательными в роде и числе; - упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений; - учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; - развивать связную речь; - развивать понимание логико-грамматических конструкций; - закреплять знания о родственных связях слов; - вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье. Ход беседы: Здравствуйте, ребята! Знаете, о чем я сегодня хочу с вами поговорить? Попробуйте отгадать загадки и вы узнаете, о чем мы сегодня будем с вами беседовать. Вот, послушайте… Это слово каждый знает Ни за что не променяет! К цифре «семь» добавлю я Что получится? Семья! Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо: — Всех милее наша. мама. Кто не в шутку, а всерьёз Нас забить научит гвоздь? Кто научит смелым быть? С велика упав, не ныть, И коленку расцарапав, Не реветь? Конечно. папа. Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша. бабушка. Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед — Мой родной, любимый. дед. Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная. семья. Сегодня, детки мои, поговорим о семье. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Семья – это самые близкие и родные люди, которые тебя искренне любят. Они всегда готовы утешить, поддержать, помочь во всём. Семья необходима каждому человеку, большому и маленькому. В семье легче выжить, в семье все любят друг друга, понимают, заботятся друг о друге, берегут друг друга и всегда помогут в трудную минуту. Вы тоже живёте в семье. Семья – это взрослые и дети, мама, папа, братик, сестрёнка, дедушки, бабушки, вы и ваши домашние питомцы. Это всё члены семьи. Самые дорогие и близкие люди для меня, Без которых мне прожить никак нельзя. Друг о друге мы заботимся всегда, Это моя дружная семья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_s_detmi_srednego_doshkolnogo_vozrasta.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с детьми среднего дошкольного возраста «Моя семья». Беседа о семье, игры, задания, творческий конкурс

Какое счастье жить на свете,

Когда я в мире не одна.

Когда душа теплом согрета

И за спиной стоит семья

Понять способны мы не сразу…

На это нужно много лет:

Семья даётся лишь однажды –

Дороже, ближе, лучше нет…

Цель:

- Расширить представления о семье и родственных отношениях, связях.

- Закрепить умение называть членов своей семьи, их имена и отчества, свою фамилию.

- Воспитывать любовь и уважение к своим родителям, желание заботиться о родных и близких, помогать им, воспитывать чувство гордости за свою семью.

Задачи:

Воспитательные:

- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

- расширять представления детей о своей семье, о родственных отношениях, связях;

- воспитывать положительные взаимоотношения в семье, чувство любви и уважения к членам своей семьи;

- воспитывать у детей желание высказывать свои чувства близким людям, желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Образовательные:

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

- учить отвечать на вопросы предложением;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

- продолжать формировать умение вести координированный диалог между взрослым (родителем) и ребёнком;

- упражнять в подборе прилагательных и глаголов, в согласовании имен существительных с именами прилагательными в роде и числе;

- упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений;

- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- развивать связную речь;

- развивать понимание логико-грамматических конструкций;

- закреплять знания о родственных связях слов;

- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.

Ход беседы:

Здравствуйте, ребята! Знаете, о чем я сегодня хочу с вами поговорить?

Попробуйте отгадать загадки и вы узнаете, о чем мы сегодня будем с вами беседовать. Вот, послушайте…

Это слово каждый знает

Ни за что не променяет!

К цифре «семь» добавлю я

Что получится? Семья!

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо: —

Всех милее наша. мама.

Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно. папа.

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша. бабушка.

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый. дед.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная. семья.

Сегодня, детки мои, поговорим о семье.

Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Семья – это самые близкие и родные люди, которые тебя искренне любят. Они всегда готовы утешить, поддержать, помочь во всём. Семья необходима каждому человеку, большому и маленькому. В семье легче выжить, в семье все любят друг друга, понимают, заботятся друг о друге, берегут друг друга и всегда помогут в трудную минуту. Вы тоже живёте в семье. Семья – это взрослые и дети, мама, папа, братик, сестрёнка, дедушки, бабушки, вы и ваши домашние питомцы. Это всё члены семьи.

Самые дорогие и близкие люди для меня,

Без которых мне прожить никак нельзя.

Друг о друге мы заботимся всегда,

Это моя дружная семья.

Семьи бывают маленькие и большие. В одних семьях есть мама, папа и ребенок, как в сказке "Три медведя". У папы-медведя были большая кровать, большой стул, большая миска, а у мамы-медведицы – поменьше, а у мишутки всё было совсем маленьким. И жили они дружно. А вот Буратино жил вдвоем с папой Карло. Их семья была небольшая, но тоже дружная. Папа Карло купил на последние деньги для Буратино "Букварь", чтобы он смог научиться читать. А у Красной Шапочки были мама и бабушка. Бабушка жила отдельно в лесном домике. Внучка часто гостила у нее. Когда мама пекла пироги, Красная Шапочка относила их бабушке. Так они заботились друг о друге. А вот у Чиполлино, лукового мальчика, был отец Чиполлино, мама и семь братьев. В этой большой семье все заботились друг о друге. Когда злой Лимон обидел старого отца Чиполлино, его сын Чиполлино вместе с братьями и друзьями защитили его.

Дорогие мои детки, ваша семья – это ваш родной дом, где вас любят, заботятся о вас.

Семья – это близкие люди.

Семья - это где тебя любят.

Семья – это, люди, которые в трудную минуту могут прийти на помощь, ничего не требуя взамен.

Семья – это где заботятся друг о друге, оказывают внимание, дарят тепло, улыбки, радость.

Очень важно, чтобы все в семье жили дружно, любили друг друга, уважали, заботились друг о друге, старались понять и поддержать. И неважно, сколько человек в семье, большая она или маленькая. Важно, чтобы семья была крепкой, дружной и счастливой.

Дорогие родители предлагаю с вашими детками во время занятия сделать пальчиковую гимнастику «Семья». Попросите деток показать их ладошки и начинаете игру.

Этот пальчик – папа, - (загибаем один пальчик)

Этот пальчик – мама, - (загибаем второй пальчик)

Этот пальчик – дедушка, - (загибаем третий пальчик)

Этот пальчик - бабушка, - (загибаем четвёртый пальчик)

Этот пальчик – я, - (загибаем пятый пальчик)

Это вся моя семья. – (загибаем и разгибаем все пальчики)

Душа семьи – это мама. Она заботится о том, чтобы в доме было уютно и хорошо. Папа – глава семьи, её главная опора и защита. Сестры и братья – это крепкая дружба. Очень часто про такую дружбу говорят: «Они как родные братья или родные сёстры». Если они старше вас, – они ваши помощники и защитники, если младше, – они сами будут нуждаться в вашей помощи и защите. Вместе с вами могут жить дедушки и бабушки. Но даже если они живут отдельно – они тоже ваша семья, и они вас очень любят.

Задание:

Детки, а сколько членов вашей семьи? Назовите их? Пожалуйста, назовите ваших маму, папу, дедушек и бабушек по именам и отчествам. Определите родственные связи: какая бабушка – мама вашего папы, а какая – мамы; какой дедушка – папа вашего папы, а какой – мамы? Что они делают, чем любят заниматься? Расскажите о своей семье, какая она? (Большая, маленькая, хорошая, добрая, родная, дружная, крепкая, весёлая, строгая, заботливая, спортивная, здоровая, гостеприимная, счастливая и так далее). Скажите, ребята, что для вас значит семья, какие слова вам приходят на ум? (Любовь, дружба, забота, тепло, радость, счастье и так далее).

Дорогие родители, предлагаю несколько игр с детьми на тему «Моя семья»:

Игра «Родственники» (загадки о семье).

Ребята, послушайте внимательно загадки:

1. Она уже не молода и вовсе мне не мама.

Мама мамина она, а зовут её просто (Бабушка).

2. Папа зовет его папой. Он строгий и немного седой.

Он в шашки играет со мной, любимый и добрый мой (Дед, дедушка).

3. Она – опора в доме, хлопочет – каждый час.

И никого нет краше, кто так любил бы вас. (Мама)

4. Дедушка зовет его сыном, а для меня он кто? (Папа).

5. У мамы три дочки: я, Вера и Алёнка.

Ответьте теперь точно, друг другу мы (Сестрёнки).

6. Все сыновья в одной семье называются (Братьями).

Игра «Чей? Чья? Чьё?»

Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)

Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)

У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)

У Пети есть мяч. Мяч чей? (Петин)

Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина)

Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)

Таня носит платье. Платье чьё? (Танино)

Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино)

Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины)

Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)

Игра «Знатоки».

1. Ребята, назовите сказку, в которой рассказывается о многодетной семье, где семь детей не слушались маму и попали в беду. (Волк и семеро козлят)

2. Назовите сказку, в которой мама-королева помогла своему сыну найти самую настоящую невесту при помощи горошины. (Принцесса на горошине)

3. Как называется сказка, в которой девочка пошла, проведать больную бабушку, но по пути разговаривала с незнакомцем и из-за этого попала в беду? (Красная Шапочка)

4. Как называется сказка, в которой благодаря дружной работе всей семьи удалось собрать большой урожай? (Репка)

Пословицы и поговорки о семье.

Издавна народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним.

«Вся семья вместе, так и душа…. на месте».

«Кто живет ладно, у того всё… складно».

«Мир в семье… любовью держится»

«Не нужен клад –… коли в семье лад».

«Семья сильна, …когда над ней крыша одна».

«Семья крепка …. ладом».

«В гостях хорошо, …. а дома лучше».

«Родители трудолюбивы и…. дети не ленивы».

Ребята, а знаете, как ласково можно называть членов вашей семьи?

Игра «Назови ласково»

Цель: обогащение словаря детей, умение образовывать слова при помощи суффиксов, побуждение называть членов своей семьи по именам и ласковыми словами.

Дочь-доченька, дочурка.

Сын – сынок, сыночек.

Папа – папочка, папуля, папенька.

Дед – дедушка, дедуля, дедулечка.

Бабушка – бабуля, бабулечка.

Сестра – сестрёнка, сестричка.

Внук – внучок.

Внучка – внученька.

Брат – братик, братишка.

Детки, послушайте стихотворение.

Семья – это мама, папа, и дед,

Бабуля готовит нам вкусный обед.

В семье ещё братья и сёстры бывают,

Семья – это я! И меня называют

Котёнок и лапочка, заинька, птичка;

Мне кто-то – братишка, а кто-то – сестричка.

Семья – где все любят меня и ласкают

И лучше семьи ничего не бывает.

Дорогие родители, можно провести с вашими детками игру «Скажи ласково». Вы бросаете ребенку мячик и называете члена вашей семьи. Ребенок ловит мяч и называет этого члена семьи в уменьшительно-ласкательной форме.

Также можно с помощью мячика поиграть в игру «Кто, что делает в семье». Вы бросаете ребёнку мячик и задаёте вопрос: «Что делает мама/папа/бабушка/дедушка/сестра/брат?». А ребёнок ловит и отвечает, подбирая нужные слова (глаголы). Например: «Мама гладит, стирает, готовит еду, убирается, вытирает пыль, моет посуду, ходит в магазин за продуктами, читает мне сказки, занимается со мной, играет…»; «Папа работает, зарабатывает деньги, ремонтирует, чинит, строит, капает огород, катается на машине, помогает маме, смотрит телевизор, читает газеты, играет с детьми…»; «Бабушка шьет, вяжет, гуляет, ходит в церковь, читает книги, ухаживает за цветами, печет пирожки…».

Дорогие родители, почитайте, пожалуйста, своим деткам поучительный рассказ о девочке Лизе. И пусть они ответят на вопросы.

Жила-была девочка Лиза. Она была очень счастливая, потому что имела большую дружную семью. Почему большую? Как ты думаешь, какую семью можно назвать большой? В Лизиной семье были мама, папа, две бабушки, два дедушки, старший брат, младшая сестра, да ещё кошка по кличке Кыш. А какую семью можно назвать дружной? Вот и в семье Лизы все любили друг друга, заботились друг о друге, помогали друг другу, старались не обижать никого, делали друг другу подарки, вместе радовались. Семья жила не в одном доме: бабушка с дедушкой жили по соседству, и Лизонька часто бегала к ним.

Вот однажды Лиза спросила маму:

— Мамочка, а как можно подарить радость? Где ее взять? И вообще, какая она — радость?

Мама подумала и говорит:

- Я испекла пирожки, отнеси, пожалуйста, моей маме, да слово ласковое сказать не забудь.

- Твоей маме? А кто это? Я её не знаю.

Мама улыбнулась:

- Неужели не знаешь? Спроси у ребят, может, они знают, кто же это моя мама?

Спросите у своего ребёнка, пусть он ответит, кто это.

- Моя бабушка! Как интересно! Я с удовольствием отнесу ей пирожки от её дочки. А какие ласковые слова надо сказать?

Пусть ребёнок поможет найти Лизе найти ласковые слова.

Прибежала Лиза к бабушке, дает ей пирожки и хитренько говорит:

- Бабуленька, любимая моя, я тебе пирожки от твоей дочки принесла.

- Спасибо, внученька, какую радость вы мне подарили!

- Не радость, а пирожки вкусные! — удивилась Лиза.

- Вот я и говорю: радость большая, что у меня такая заботливая дочь, а у моей дочери очень ласковая дочь.

- Это ты о ком? — не сразу догадалась Лиза.

О ком говорит бабушка?

- Ой, совсем запуталась, — засмеялась Лиза. — Сколько у нас в семье дочек, сколько мам?

Давайте считать: пап — трое, три мамы, а внучка — одна. Нет, две — у Лизы ведь есть младшая сестренка. И один внук. Вот как их много.

- А радость одна, — сказала бабушка.

- Всего одна? — огорчилась Лиза.

- Не печалься, радость только тогда радость, когда она одна для всех. Вот мама испекла пирожки — всем радость, ты принесла мне пирожки — доставила радость мне и себе, потому что я обрадовалась.

- Значит, дарить радость — это делать кому-то что-то приятное?

Детки мои, правильно решила Лиза? А вы кому-нибудь дарили радость? А вам дарили радость?

Ребята, когда в нашей семье всё хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно, оно наполнено радостью за каждого из нас. А что такое радость в семье?

Радость – это свет в окошке,

Радость – ягоды в лукошке,

Радость – тысяча улыбок,

Радость – стая мелких рыбок.

Радость в сердце жить должна.

Очень нам она нужна.

Радость в одиночку в семье не живёт.

С радостью всегда за ручку доброта идёт. Детки, заботитесь ли вы о своей маме? Как? Как вы думаете, могут ли дети лечить взрослых? Забота и помощь нужна нашим родным не только в трудную минуту, но и в дни радости. Как мы можем показать в семье, что мы относимся ко всем с нежностью?Назовите нежно маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата. Можем ли мы подарить нашим родным радость и счастье?

Мы сами можем сделать себя счастливыми!

Хорошим поведением, заботой, уважением.

Мы радуем родителей и бабушек своих,

За это нас побалуют, игрушечкой порадуют,

И с гордостью покажут нас всем-всем друзьям своим!

И скажут: это дочь моя, иль: это сын заботливый,

Он никогда, ни капельки не доставлял хлопот!

Семья наша огромная и очень-очень дружная,

Она всегда весёлая, и счастье в ней живёт!

Ребята, семья должна учить любить, жалеть и вежливыми быть.

А что значить любить? Это значит помогать во всем, беречь и заботится, делать приятное, быть рядом друг с другом, жить в мире да согласии, не ссориться, делать друг другу добро.

Ребята, а вы заботитесь о взрослых, старших, младших в семье? Что помогаете делать? Какое добро творите в своей семье? (Заправляю постель, убираю игрушки, складываю свои вещи, поливаю цветы, играю с младшими братом/сестрой, кормлю попугая, ухаживаю за домашними животными, забочусь о них, помогаю убираться маме и папе, ходить с родителями в магазин, нести сумку, гулять с собакой, помогаю готовить, мыть посуду, накрывать, убирать со стола, подметать, мыть полы, вытирать пыль, поливать цветы).

Детки, а вы знаете, что в старину очень почитали и уважали родителей. Знаете, что старшим надо помогать? Самые уважаемые в семье - дедушки и бабушки. Они вырастили своих детей, теперь помогают воспитывать внуков. Они рассказывали внукам сказки, разучивали с ними пословицы и поговорки, так они передавали им традиции своих предков. Раньше ведь не было ни книг, ни телевизора, ни радио, даже электричества и вся семья вечерами собиралась в светлице и слушала сказки.

Дедушки и бабушки – это папы и мамы ваших пап и мам. С годами они стали старенькими. Они вас, внуков своих, очень любят и заботятся о вас, о своей семье. А как вы заботитесь о них? Как им помогаете?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие с детьми среднего дошкольного возраста "Здравствуй, северный олень!"

интегрированное занятие с детьми среднего дошкольного возраста по разделу ознакомение с окружающим на тему "Здравствуй, северный олень!"...

Конспект тематического занятия с детьми среднего дошкольного возраста «Дружить — это здорово!»

Дружеские отношения являются неотъемлемой частью взаимоотношений между людьми, в которых они проявляют свои нравственные и духовные качества. То, насколько человек умеет дружить и проявлять дружеские ...

Конспект комплексного занятия с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: «Поездка на стойбище».

Конспект комплексного занятия с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Поездка на стойбище». Цель занятия: формирование представлений детей среднего дошкольного возраста о культ...

Проект "Мы маленькие финансисты" Развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет и расходы семьи»

Развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет и расходы семьи»Цель:- расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет;-познакомить с...

Конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет и расходы семьи» Воспитатели МБДОУ «Детский сад №16 г.Красноармейска Саратовской обл.» Бушмакина Е.Н.; Юдина А.Г.

Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратков...

Конспект занятия с детьми среднего дошкольного возраста в форме беседы «Сталинградская битва »

Цель: воспитание детей в духе патриотизма; дать детям представление о мужестве и героизме защитников Сталинграда; развивать любознательность, наблюдательность, внимание....

Конспект беседы тематического занятия с детьми среднего дошкольного возраста «Блокадный Хлеб»

Цель:  Ознакомить детей с историческим моментом нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда (Санкт – Петербурга)Задачи:Обучающие:- познакомить с историей на...