Конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет и расходы семьи» Воспитатели МБДОУ «Детский сад №16 г.Красноармейска Саратовской обл.» Бушмакина Е.Н.; Юдина А.Г.
материал (старшая группа)

Бушмакина Елена Николаевна

Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Задачи: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._konspekt_semeynyy_byudzhet_i_ego_rashody.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект развивающего занятия

с детьми старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет и расходы семьи»

Воспитатели МБДОУ «Детский сад №16 г.Красноармейска Саратовской обл.»

Бушмакина Е.Н.; Юдина А.Г.

Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Задачи: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

Обогащение словаря: заработная плата, стипендия, пенсия, бюджет.

Активизация словаря: доход, расход, товары длительного и кратковременного пользования.

Предварительная работа: чтение художественной литературы К.Чуковский «Муха-цокотуха».

Совместная работа: сюжетно-ролевая игр «Супермаркет»; дидактическая игра «Какие бывают доходы»

Ход занятия:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 часть вводная

В группе появляется Незнайка. Он интересуется о чем дети разговаривают.

Дети приветствуют Незнайку.

2 часть основная

Воспитатель (В.). Ребята, у каждого из вас есть семья.

Что такое семья? Сколько человек в вашей семье? Из кого она состоит?

Видите, семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности.

-Что делает мама?

-Чем занимается папа

-Как помогаете маме и папе вы?

-Что делает бабушка

-Что делает дедушка? (Ответы детей.)

В. Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и гостей можно пригласить.

Дидактическая игра «Что для чего»

Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить… (продукты).

В. Для того, чтобы постирать белье, нужно иметь… (порошок, мыло), а для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести… (чистящее средство).

То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость.

Без чего же нельзя обойтись при покупке товара? (Без денег.)

Доходы. Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги. (Папа и мама работают.)

Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться.

Кем же работают ваши родители? (Ответы детей.) Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги.

Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам… (пенсию).

Правильно, а если у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом — стипендия.

Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.

Если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет. Запомните это, ребята.

Так что же такое семейный бюджет?

Расходы. А теперь поговорим о том, что же такое «расходы».

Дидактическая игра «Наши расходы»

На что тратятся деньги у вас в семье? (Ответы детей.)

За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.

Воспитатель обращается к Незнайке. Тот называет много ненужных вещей. Взрослый обращается к детям с вопросом, прав ли Незнайка..

В. Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются.

Ребята, мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить, например, стиральную машину, а можем купить порцию мороженого. Стиральной машиной мы будем пользоваться долго, а на сколько нам хватит мороженого?

Значит, стиральную машину мы назовем товаром длительного пользования, а порцию мороженого — товаром кратковременного пользования.

Итак, мы совершили денежные расходы на товары длительного пользования.

Назовите, какие это товары? (Машина, утюг, пылесос, телевизор и т. д.)

А сейчас произведем денежные расходы на товары кратковременного пользования. Назовите эти товары. (Продукты питания)

Еще, ребята, мы должны расходовать деньги на услуги, т. е. это:

а) плата за жилье (за квартиру, воду, газ).

б) личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.).

Давайте представим, что нам нужно быстро и экономно приготовить пищу. Каждый из нас отправится в магазин, приобретет необходимые продукты и поделится секретом своего мастерства.

Дети рассказывают, какая у них семья, есть ли братья, сестры, бабушки, дедушки. Незнайка говорит, что у него есть только друзья.

Ответы детей (Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.) ?

(Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.)

 (Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.) ? (Вяжет носки, печет пироги и т. д.)

Незнайка начинает мешать детям при ответах, то есть называть слова, которые не обозначают продукты и др. Этот персонаж участвует на протяжении всего занятия

Дети делятся своими знаниями в области какие покупки совершают родители.

Раскладывают карточки Что покупают для того чтобы приготовить обед, для того чтобы дом был в чистоте и т.д.

Ответы детей

Работа на магнитной доске: дети при помощи карточек составляют из чего складывается семейный бюджет.

Ответы детей.Дети рассуждают о том куда тратятся деньги из семейного бюджета.

Дети объясняют Незнайке, что он называет много ненужных вещей. Все вместе приходят к выводу, что Незнайка тратит деньги попусту

Незнайка спорит с детьми и говорит, что очень долго ест мороженое, поэтому мороженое тоже можно назвать товаром длительного пользования. Дети объясняют, почему это не так.

Ответы детей.

Дети называют, за что нужно платить: за телефон, за детский сад и т. д.)

Проводится сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

3 часть заключительная

В. Таким образом, мы познакомились с новыми для вас понятиями. Напомните, что же такое семейный бюджет? Что такое расходы? Какими бывают они?

Дети делятся своими впечатлениями о том, что им больше всего понравилось изапомнилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ В. КАТАЕВА «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»

Развивать мелкую моторику, логического мышление, закрепить знания детей о временах года, развивать образное мышление. Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, оценке поступков и характе...

Конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста тема "Путешествие по сказке В.Катаева "Цветик-семицветик".

На развивающем занятии дети повторили сказки которые проходили в младшем и среднем возрасте. Познакомились с новой сказкой. Узнали что сказки бывают народные и авторские. Дети охотно пересказывалиизве...

Конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Ребята и зверята».

Цели: развитие способностей к эмпатии, эмоциональной рефлексии,  развитие навыков конструктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности....

Проект "Мы маленькие финансисты" Развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет и расходы семьи»

Развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет и расходы семьи»Цель:- расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет;-познакомить с...

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста "Семейный бюджет и расходы семьи"

Дети познакомятся с такими понятиями как семейный бюджет, его основными источниками (зарплата, пенсия, стипендия), с понятием "расход" (обязательный и необязательный). Смогут понять как разу...

Конспект по финансовой грамотности Тема: «Музей денег» Воспитатели МБДОУ «Детский сад №16 г.Красноармейска Саратовской обл.» Бушмакина Е.Н.; Юдина А.Г.

Цель: продолжать работу с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности. Расширять представление детей о свойствах и функциях денег; систематизировать знания детей ...

Конспект сценария занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Юные экономисты» Воспитатели МБДОУ «Детский сад №16 г.Красноармейска Саратовской обл.» Бушмакина Е.Н.; Юдина А.Г.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.Задачи: Образовательные:• Повторить понятие ...