Конспект ООД по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Вода – удивительное чудо!»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
ФГОС нацеливает педагогов на развитие у дошкольников любознательности, стремлению познать причинно- следственные связи предметов и явлений окружающего мира.
Задача педагога – дать возможность детям самим добывать эти знания, оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его развития, самопознания и самоутверждения в этом мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_o_vode.docx | 46.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад компенсирующего вида №16 «Ёлочка»
городского округа Ступино
Московской области
Конспект ООД
по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
на тему «Вода – удивительное чудо!»
Хвощинская Надежда Леонидовна
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Ступино 2020
Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле.
Леонардо да Винчи
ООД на тему «Вода – удивительное чудо!»
Основная образовательная область согласно ФГОС – «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое развитие.
Цель
Обогащать и систематизировать знания детей о воде, её значении в жизни человека.
Программные задачи
Образовательные задачи
- Закрепить представления детей о состояниях и свойствах воды, о круговороте воды в природе, ее значении в жизни растений, животных и человека.
- Учить детей делать предположения, выводы, выдвигать гипотезы, обобщать, анализировать.
- Познакомить детей со способом фильтрации воды.
- Продолжить развивать системное мышление, творческое воображение, закреплять владение детьми приёмами моделирование маленькими человечками.
Воспитательные
- Воспитывать у детей любовь к природе, стремление беречь воду.
- Воспитывать аккуратность и осторожность в работе.
- Воспитывать внимательность, наблюдательность, дисциплинированность.
Коррекционно-развивающие
- Развивать мыслительную и речевую деятельность детей, социально – коммуникативные навыки детей, умение работать в команде.
- Развивать умение использовать знания и способы исследовательской деятельности для изучения свойств воды.
- Развивать любознательность, познавательную активность.
- Закреплять в речи детей звуки, поставленные учителем-логопедом.
Предварительная работа
ООД проводится в рамках осуществления проекта «Вода - источник жизни на Земле»: беседы о воде, её роли в жизни человека, о состояниях воды, о круговороте воды в природе; проведение опытов и экспериментов с водой; рассматривание иллюстраций на тему «Вода; заучивание стихов, пословиц о воде; чтение художественной литературы; наблюдения за водой во время прогулок; проведение игр с помощью моделей «маленькие человечки»; рисование портрета воды «Капелька»; просмотр презентации «Роль воды в жизни человека».
Активизация словаря: закрепить значение слова «фильтрация», активизировать в речи употребление прилагательных.
Материалы и оборудование
Плакат «Круговорот воды в природе», портрет «Капельки», схемы- модели «Маленькие человечки», модель «Свойства воды», оборудование для проведения опытов по фильтрации воды, мяч, глобус, яблоко, запись «Звуки воды».
Ход ООД
1.Организационный момент(1 минута).
Эмоциональный настрой (дети стоят полукругом, лицом к воспитателю).
Цель: создать положительный эмоциональный настрой на занятие.
В. Здравствуйте дети! Я рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас было всегда. А сейчас мы поздороваемся не только друг с другом, но и с окружающим нас миром. Повторяйте все слова и движения за мной (звучит легкая музыка, звуки природы).
Приветствие:
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй вольный ветерок!
Здравствуй крепенький дубок!
Мы живем в родном краю, всех я вас приветствую!
2. Постановка цели (1 минута).
Звучит запись: шум воды.
В. В таком хорошем настроении я предлагаю вам поговорить сегодня о том, без чего не возможна жизнь на земле. А чтобы вам легче было угадать, что это, отгадайте загадку: «Она и в озере, она и в лужице, она и в чайнике у нас кипит, она и в реченьке бежит, шумит». Что это? (Вода).
Из наших прошлых игр, занятий, бесед и наблюдений вы уже много знаете о воде, а вы хотите узнать что-то новое? (Да). Тогда подойдем все вместе к глобусу.
3. Рассказ воспитателя (2 минуты).
Работа с глобусом (дети стоят полукругом).
Цель: обогащать знания детей о воде.
В. Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода?
Мы привыкли называть себя землянами, потому что наша планета называется Землей и сам человек живет на твердой земной поверхности.
Дети, посмотрите на глобус. Какого цвета больше на нем? (Голубого цвета). Как вы думаете, что занимает больше место суша или вода? (Вода). У меня в руке яблоко. Представим, что это наша планета. Четвертая её часть - суша, а вот эта часть – вода. (Сопровождается показом). Так много или мало воды на планете? (Воды на Земле очень много).
4. «Мозговой и штурм», или «Создание корзины идей» (2-3 минуты).
Цель: активизация мыслительной и речевой деятельности детей.
В. Дети, представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Хорошо ли это? Почему? (Это плохо, без воды не возможна жизнь на земле).
В. Да, дети, без воды жизнь человека была бы невозможна. Ученые установили, что человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды – всего 3-4 дня.
5. Речевое упражнение «Какая бывает вода?» (2-3минуты).
Цель: активизация мыслительной деятельности, употребления в речи прилагательных.
В. Дети, вы уже много знаете о воде, давайте расскажем, какая бывает вода. Воспитатель кидает мяч ребенку, он называет слово и возвращает мяч. Воспитатель, по необходимости, задает наводящие вопросы. (Какая вода в реке? А если вода из водопровода?).
(Холодная, горячая, водопроводная, соленая, пресная, родниковая, талая, кипяченая, питьевая и т.д.).
6. Дидактическая игра «Я – капелька» (4 минуты).
Цели: активизировать знания детей о назначении воды, упражнять в использовании сложно – подчиненных предложений.
Дети садятся на стульчики.
В. «Вода - удивительное чудо» - почему так говорят? Сегодня мы с вами это докажем. Сейчас каждый из вас сможет превратиться в «Капельку» и рассказать нам, где она живет и для чего она нужна.
Ответы детей:
- я капелька живу в пресной воде, я нужна всем людям и животным, чтобы её пили;
- я капелька живу в солёной воде и нужна, чтобы в ней купались и плавали.
- я капелька живу в облачке и нужна, чтобы шёл дождик.
- я капелька живу в сосульке, когда солнышко греет, сосулька тает.
- я капелька живу в чайнике, когда вода нагревается, капелька испаряется.
- я капелька живу в снежинке, а много снежинок это много снега.
- я капелька живу в реке и нужна, чтобы в ней обитали рыбы.
и.т.д.
В. Вот мы с вами и рассказали, почему вода – это чудо, без неё нет жизни на Земле!
6. Коллективное составление сказки «Путешествие Капельки» (4-5 минут).
Воспитатель вывешивает плакат «Круговорот воды в природе».
Дети сидят на стульчиках, напротив мольберта с плакатом.
Цель: закрепить знания детей о круговороте воды в природе, развивать творчество и связную речь.
В. Дети, в нашей группе давно появился вот этот плакат, мы с вами часто рассматривали его, читали много сказок о путешествии Капельки. И вот сегодня я предлагаю вам рассказать свою сказку про Капельку, как она совершает свое путешествие в природе. А придумывать и рассказывать сказку я предлагаю всем вместе. Вы будете передавать Капельку друг, другу и дополнять сказку своим предложением. А начну сказку я: «Жила – была маленькая Капелька».
(Дети продолжают, предавая Капельку друг другу. Модель круговорота воды в природе служит планом высказываний детей).
В. Замечательная сказка получилась у нас! Вы мне очень понятно объяснили, как происходит круговорот воды в природе. Теперь я спокойна, воды хватит всем!
7. Физкультминутка(1 минута).
Дети стоят по кругу.
Цель: активизировать двигательную активность детей.
В. Дети, а теперь я предлагаю вам вспомнить лето и «искупаться в прохладной реке».
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
В.Замечательно освежились, пора и за работу!
8. Опытно - экспериментальная деятельность(7-8 минут).
Цель: закрепить с детьми свойства воды, объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке, дать простейшие представления о процессе фильтрации, развивать социально-коммуникативные навыки детей.
В. Сегодня мы продолжим работу в нашей научной лаборатории по изучению свойств воды. (Дети садятся за столы по четыре человека перед ними набор для проведения опытов).
Чтоб природе другом стать
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество –
Внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Дети, о каких свойствах воды мы с вами узнали из прошлых опытов?
Воспитатель вывешивается плакат с символическими изображениями свойств воды.
(Не имеет цвета, формы, запаха, вкуса).
В. Дети, а какую воду должны пить люди, чтобы быть здоровыми» (Чистую).
А как же можно очистить воду? (Профильтровать). Вот это мы сейчас и будем делать.
Опыт: очищение воды с помощью фильтра (марлевого и бумажного).
Дети растворяют в своих стаканчиках крахмал и сахар, потом фильтруют и приходят к следующим выводам:
- сахар быстро растворился в воде, вода при этом осталась прозрачной;
- крахмал тоже растворился в воде, но вода осталась мутной.
После фильтрации:
- раствор сахара плохо отфильтровался, так как хорошо растворился в воде;
- частички крахмала остались на фильтре, но вода осталась мутной.
В. Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. С фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день, так как вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны тоже фильтрованная. Ее очищают на специальной водоочистительной станции с помощью сложных фильтров. Но даже такую очищенную воду нельзя пить прямо из-под крана, ее нужно прокипятить.
Вода из реки добирается до нас очень долго. Много людей трудится, чтобы помочь воде пройти сложный путь. Так как же надо относиться к воде? (Беречь воду).
Знайте, если из крана целый день будет капать вода, то наберется целое ведро. Если, пока вы чистите зубы, из крана течет вода, то израсходуется впустую 3 литра воды. Что вы можете предложить, чтобы меньше тратить воды? (Рассуждения детей).
В. Я полностью с вами согласна, давайте вместе беречь воду!
8. Дидактическая игра «Лёд – вода – пар»(6 минут).
В процессе игры используются модели «Маленькие человечки».
Дети стоят свободно.
Цели: закрепить представления об агрегатных состояниях воды, знание символов льда, воды и пара, развитие интереса к художественному слову, активизировать двигательную активность детей формировать социально – коммуникативные навыки.
В. Дети, мы много наблюдали с вами за состоянием воды на прогулке, проводили опыты в группе, поэтому вы, вероятно, сможете ответить на мой вопрос: «Как перенести воду в сите?» (Заморозить и перенести).
В. В каких состояниях бывает вода? (Твердом, жидком и газообразном).
Сейчас дети прочтут вам стихотворения и покажут знакомые символы, которые отражают эти состояния. А вы все вместе превратитесь в «маленьких человечков» и покажете, то о чем идет речь.
1 ребёнок читает и показывает модель воды.
Лёд растает, и тогда
Будет из него вода. (Дети встают близко друг к другу, не касаясь руками).
2 ребенок читает и показывает модель пара.
Если сильный-сильный жар,
Из водички будет пар! (Дети разбегаются далеко друг от друга).
3 ребенок читает и показывает модель льда.
Если холод вдруг придет,
Из водицы будет лёд. (Дети встают в круг, берут друг друга за руки, плотно прижимаются друг к другу).
В. Молодцы, справились со всеми заданиями!
9. Итог(1 минута).
Чтение стихотворения «Воду надо уважать!» Оксана Борщ
Дети стоят полукругом.
В. Воду надо уважать!
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет –
Без воды нам жизни нет!
Ни умыться, ни напиться
И не сможем насладиться
Ни природой, ни пейзажем,
Без воды угаснет каждый!
Дети, вы все молодцы! Вы так много знаете о воде. А что нового вы узнали? А что хотите ещё узнать о воде? (Высказывания детей).
В. В следующий раз мы с вами обязательно побеседуем об этом.
Литература.
- ФГОС дошкольного образования. Приказы и письма Министерства образования науки РФ. – М.,ООО «ТЦ Сфера» 2014.
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р., Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. - М., Мозаика – Синтез, 2014.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А., Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.,ВАКО, 2005.
- Лопатина А., СкребцоваМ., Экологическое воспитание дошкольников. – М.,Амрита – Русь,2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Животные и птицы Севера"
НОД направлена на развитие речи, коммуникативных навыков, уточнение и расширение представлений детей о птицах и животных Севера....
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности по теме: "Что такое микробы?"...
Конспект Занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Лес - наше богатство»
Выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека.Продолжать закреплять знания об особенностях использования человеком лесных ресурсов и их восстановление .Уточнить правила пове...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема : День защитников отечества. Звук Ж, буква Ж.
В конспекте отражена работа с лексико-грамматическими категориями по теме "День защитника Отечества" в сочетании с ознакомлением с буквой Ж....
Конспект занятия: «ИГРУШКИ» по познавательно – речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Конспект занятия: «ИГРУШКИ» по познавательно –речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Цель: продолжать знакомить ...
Конспект совместной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития тема: «Путешествие по музеям Санкт – Петербурга»
Знакомство с музеями родного города Санкт - Петербурга....
Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Свет»
Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе. Формирование представлений о свете через исследовательскую и опытно- экспериментальную деятельность...