Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Свет»
проект (подготовительная группа)
Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе. Формирование представлений о свете через исследовательскую и опытно- экспериментальную деятельность
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение №14 «Сказка»
города Дубны Московской области
Познавательно-исследовательский проект
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
«Свет»
Воспитатель М.В. Белякова
Дубна – 2021г.
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители.
Продолжительность: проект краткосрочный, одна неделя, (22.11.2021г.-26.11.2021г.)
Актуальность:
Как известно, огромное значение в развитии личности ребёнка, процессах социализации имеет познание дошкольником окружающего мира через исследовательскую деятельность. Как показывает практика, опыты, эксперименты способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности.
Внедрение проектной деятельности в образовательном процессе помогает накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь в процесс воспитания и обучения детей. Помогает выбрать объект; найти метод; собрать наиболее полную информацию.
Проблема:
Мир полон компьютеров, электронных чудес, от которых ребёнку всё труднее и труднее отказаться. Именно опыты помогут отвлечь ребёнка от компьютерной зависимости, а также дать ответы на разные вопросы, почему бывает радуга, откуда берется тень, почему животные видят в темноте?
Цель проекта: создание условий для обогащения знаний детей об источниках света (природных и рукотворных), о значении света в жизни всего живого на планете и об использовании искусственных источников света людьми.
Задачи:
Образовательные задачи:
- обогатить знания детей об источниках света (природных и рукотворных), о значении света в жизни всего живого на планете и об использовании искусственных источников света людьми;
- обогатить словарный запас детей новыми терминами по заданной теме.
Развивающие задачи:
- развитие познавательной активности детей, путем создания условий для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию;
- развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, умение делать выводы;
- развитие внимания, навыков связной речи, зрительной, слуховой чувствительности.
Воспитательные задачи:
- стимулировать желание детей экспериментировать;
- формировать коммуникативные навыки.
Ожидаемые результаты:
У детей обогатится субъектный опыт в умении экспериментировать, синтезировать полученные знания, будут развиты творческие способности и коммуникативные компетенции, усилится интерес к разным видам деятельности и желание творить и исследовать вместе с взрослыми
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап
- Подбор методического материала, игрового материала, художественной литературы, создание развивающей среды в группе, атрибутов для театра.
- Просмотр научного фильма «Где спит солнышко?»
- Создание коллекции светящихся приборов.
- Организация наблюдений за солнцем, луной.
II. Основной этап
Раскрытие проекта через различные виды деятельности детей в рамках образовательных областей.
Социально-коммуникативное развитие
- Коммуникативная деятельность во время образовательных развивающих ситуаций:
- «Гуляем в жаркий солнечный день»
- Игровая деятельность:
- «Полезно - вредно»
Познавательное развитие:
- Коммуникативная деятельность:
- Просмотр научного фильма «Где спит солнышко?»
- Просмотр обучающих мультфильмов «Свет и тень», «Фиксики»
- «Как влияет солнце на растения. Есть ли в солнце витамины?»
- Беседы: «О пользе и вреде солнечных лучей», «Что такое загар», «Свет и его назначение»
- Игровая деятельность:
- «Соедини по точкам»
- «Сравнение по форме, размеру, цвету»
- Дидактическая игра «Рукотворный – нерукотворный мир»
- Игра «Чья тень?»
- Игра «Солнечные зайчики»
- «Волшебные стёкла»
- Исследовательская деятельность:
- Опыт «День - ночь»
- Опыт «Свет движется по прямой»
- Опыт «Непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы»
- Опыт «Образование теней»
- Опыт «Почему путешествует тень?»
- Опыт «Изгиб света»
- Опыт «На свету и в темноте» и т.д.
- Проведение опытов в лаборатории «Наураша», модуль «Свет»
Речевое развитие
- Коммуникативная деятельность:
- Отгадывание и придумывание загадок
- Стихи с движениями: «Заботливое солнышко», «Солнце вышло из-за тучки», «Солнышко лучистое»
- «Узнай героя по тени»
- «Подскажи словечко»
- «Скажи ласково»
- «Составь предложение»
- Восприятие художественной литературы:
- «Сказка о лунном лучике»
- Е.А. Алябьева «Сказки о предметах и их свойствах»
Художественное-этетическое развитие
- Восприятие картин великих художников:
- В. Коваль «Лунный свет»
- И. К. Айвазовского «Буря на море ночью»
- И.К. Айвазовского «Лунная дорожка»
- Рисование пейзажа «Лунная ночь»
- Восприятие музыки. Слушание:
- Е. Романова «Музыка света»
- Л.В. Бетховен «Лунная соната»
- Клод Дебюсси «Лунный свет»
- Театрализованная деятельность:
- Теневой театр по русским народным сказка
Физическое развитие
- Двигательная деятельность:
- Подвижные игры «День – ночь», «Совы и мыши»
- Заключительный этап
Продукты проекта.
- Рисунки
- Картотека опытов и экспериментов со светом.
- Картотека загадок об источниках света.
Итог проекта.
- Выставка рисунков: «Мой лучший световой рисунок» (песочная анимация).
Использованная литература
- Шарипо А.И. Секреты знакомых предметов. Свеча. – СПб.: Речь, 2009.
- Зубкова Н.М. Пять тысяч - где, семь тысяч - как, сто тысяч – почему. – СПб.: Речь 2008.
- Дыбина О. В., Рахманинова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – М.: Издательство Т.Ц. Сфера 2001.
- Алябьева Е.А. Сказки о предметах и их свойствах. – ТЦ. Сфера, 2014.
- Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Паршукова И.Л. Маленькие исследователи в детском саду. – СПб.: Издательство Европейский дом, 2005.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2007.
- Интернет- ресурсы:
http://onlinemultfilmy.ru/fiksiki/ Сказка о лунном лучике
https://www.youtube.com/watch?v=2KVLURaW8xE
https://www.youtube.com/watch?v=GTPfEBrgqfA
http://www.zanimatika.narod.ru/Nachalka12_4_2.htm Стихи о солнышке
http://vmirepozitiva.ru/skazka-o-lunnom-luchike.html
http://www.youtube.com/watch?v=TeuMRSyMhmI https://www.youtube.com/watch?v=KObGsy3JJzg «Музыка света»
Приложение 1
Картотека опытов
«Смена дня и ночи»
1.Включить настольную лампу и направить луч света на глобус (свет в помещении выключить).
2. Поворачивать глобус разными сторонами в луче света.
Вывод: Все время освещена только та часть глобуса, на которую попадает свет. Как бы ни повернули глобус, его обратная сторона всегда остается в тени. Значит, та сторона, которая освещается солнцем там день, а которая в тени - ночь.
Лучи солнца распространяются по прямой линии: они не могут огибать предмет и освещать обратную сторону. Поэтому Солнце по очереди освещает только ту сторону Земли, которая сейчас обращена к его лучам. В это время другая сторона Земли находится в тени.
«Свет движется по прямой»
Материал: фонарик, два листа картона, две картонные подставки, несколько книг, кнопка.
В центре каждой картонки сделать отверстие. Установить картонки на подставки так, чтобы отверстия были на одной высоте. На стопку книг положить фонарик. Его луч должен падать на отверстие первой картонки. Встать с противоположной стороны. Глаз должен быть на уровне отверстия второй картонки.
Результат: через оба отверстия видишь свет
Затем сместить одну из картонок так, чтобы отверстия не лежали на одной линии с глазом и фонариком.
Результат: свет не виден.
Вывод. Свет распространяется по прямой линии. Когда что- либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше.
«Непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы»
Материал: книга, лист бумаги, прозрачный лист пластика, картон черного цвета, фонарик.
Поместить все предметы по очереди напротив экрана. Посветить на каждый предмет фонариком.
Результат: за книгой и за картоном образуется тень. В то время как за листом пластика нет никакой тени. Расплывчатое изображение появляется позади листа бумаги.
Вывод: книга, картон - непрозрачные предметы. Это означает, что свет не может пройти через них. Как только лучи света падают на «непрозрачный» предмет, за ним образуется тень. Бумага -полупрозрачный предмет, часть света может проходить через нее. Поэтому за ней формируется расплывчатая тень.
«Образование теней»
Материал: настольная лампа, фонарик, игрушка (машина), фигура животного, вырезанная из картона (собачка).
Поставить фигуру собачки между экраном и источником света, попеременно приближать фигурку то к стене, то к свету. То же самое сделать с игрушкой-машиной.
Результат: чем ближе игрушка к фонарю, тем больше ее тень на экране. Чем дальше фигурка от фонаря, тем меньше будет ее тень
Вывод: если какой-нибудь предмет преграждает путь световому лучу, за ним образуется тень. Лучи от источника расходятся веером. Поэтому, если предмет расположен близко к источнику света, он загораживает меньше света и тень от него будет маленькой.
«Изгиб света»
Материал: прозрачная емкость с ровными стенками прямоугольной формы, фонарик, черная бумага, вода, молоко, кнопка, книга.
Наполнить емкость водой, добавить несколько капель молока (в этом случае световой луч будет ярче). Закрыть фонарик черной бумагой, проделав в центре нее отверстие кнопкой. Выключить свет. Светить фонариком на емкость с водой под углом.
Результат: когда луч света проходит через емкость, он отражается под углом от поверхности воды. Получается так, что луч света выходит из емкости с противоположной стороны.
Вывод. Когда свет движется сквозь воду, он проходит прямолинейно. Но поверхность воды ведет себя как зеркало, поэтому часть света отражается под углом.
Приложение 2
Загадки на тему: «Источники света»
ОГОНЬ
- Дрожит свинка,
золотая щетинка.
- Без рук, без ног –
на гору ползет.
- Жевать –не жую,
а все поедаю.
- По деревне прошел –
- Накормишь –живет,
напоишь –умрет.
- Красная собака
В печи гуляет.
Никогда не лает,
А руки кусает.
ничего не осталось.
СПИЧКИ
- В деревянном домике
Поселились гномики.
Уж такие забияки –
Раздают всем огоньки.
- Меня с домика берут,
Головой о стенку трут.
Я от этого сержусь
И в миг пламенем зажгусь.
ОГОНЬ НА ЛУЧИНЕ
- Золотая пятерочка
По жердочке бежит.
- Красненький петушок
По жердочке бежит.
- Красненький котик
По грядочке ходит,
Крошечки ронит.
СВЕЧА
- Стоит столбом,
Горит огнем:
Ни жару,
Ни пару,
Ни угольев.
- Стоит столб,
Горит свет,
А углей нет.
- Сам наг,
А рубашка в пазухе.
- Тело бело,
Душа льняная,
Маковка золотая.
- Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает.
- Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно – исследовательское занятие в подготовительной к школе группе на экологической тропе «Солнышка сынок родной»
знакомство детей с представителем растительного мира – одуванчиком: местами его произрастания, внешним видом, пользе приносимой людям; формировать бережное отношение к «зелёным друзьям»; давать полные...
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе, тема «Путешествие в город Здоровья»
Программное содержание: «Познание»: -уточнять и расширять представления детей о том, что здоровье одна из главных ценностей жизни, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми;-обобщ...
Методическая разработка совместной познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы на тему: "Земля-кормилица".
Поисково-исследовательская деятельность, направленная на изучение почвы, определение опытным путем её состава и свойств....
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности по теме: "Что такое микробы?"...
Конспект ООД по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Вода – удивительное чудо!»
ФГОС нацеливает педагогов на развитие у дошкольников любознательности, стремлению познать причинно- следственные связи предметов и явлений окружающего мира.Задача педагога – дать возможность дет...
Развитие познавательно- исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы посредством детско- взрослых исследовательских проектов.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики....
План по самообразованию воспитателя подготовительной группы «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской д...