Занимательная деятельность по Окружающему миру «Право ребенка на имя, отчество, фамилию»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Программное содержание: Познание. Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя, закреплённое документом «Свидетельство о рождении»; побуждать детей называть своих родителей полным именем; познакомить с понятиями «отчество», «фамилия».
Социализация. Воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям.
Коммуникация. Способствовать активизации речи, умению выражать свои мысли, побуждать отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_skazka_imya.doc | 31.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимательная деятельность по Окружающему миру
«Право ребенка на имя, отчество, фамилию»
Программное содержание: Познание. Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя, закреплённое документом «Свидетельство о рождении»; побуждать детей называть своих родителей полным именем; познакомить с понятиями «отчество», «фамилия».
Социализация. Воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям.
Коммуникация. Способствовать активизации речи, умению выражать свои мысли, побуждать отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.
Ход занятия - Здравствуйте, ребята! Давайте поговорим. Представьте себе, что в семье произошло радостное событие – на свет появился малыш! Папа и мама стали думать, как им назвать малыша. Как вы думаете, можно ли ребёнка оставить без имени? Почему?
Да, у каждого человека есть своё имя. И сегодня мы с вами поговорим о праве человека на имя.
По имени человека можно определить его пол – мужчина он или женщина, мальчик или девочка. Есть имена женские (какие?) и имена мужские (какие?). Можно определить молодой это человек или пожилой. Ведь, обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Обращаясь с товарищами, подругами, называем их по именам:
Таня – Танечка – Танюша,
Ваня – Иванушка – Ванечка.
Наши предки к выбору имени относились очень ответственно. Они желали видеть своего ребёнка рослым, сильным, крепким, милым. Отсюда и такие имена: Людмила – милая людям, Радмир – радующий мир. Различают имена русские, татарские, башкирские и др., есть даже имена, которые пришли к нам из других стран.
Многие учёные, исследователи имён считают. Что имя очень важно для человека. Оно даёт ключ к его характеру и даже судьбе. «По имени – и житие», - утверждали авторы, описывающие жизнь святых угодников. Согласитесь, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются по имени.
Имена бывают полные и уменьшительные. Например, полное имя Татьяна, а уменьшительное – Таня; полное имя Анастасия, а уменьшительное – Настя. Полное имя человека обычно употребляется в документах и официальной обстановке, а уменьшительное дома, с родными, близкими и друзьями. Малышей часто называют ласкательными именами. Образованными от полных. Например, от имени Татьяна ласкательные имена – Танечка, Танюша, Татьянка. Андрея мама с бабушкой называют ласково Андрюшей, Андрейкой.
Дидактическая игра «Назови своё имя»:
Дети становятся в круг, и называют своё полное, уменьшительное и ласкательное имя.
- Как вы думаете, понравится ли вашему другу, если вы будете называть его не по имени Максим, а по кличке или прозвищу? Конечно, нет, не понравится! Запомните, дорогие ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя от рождения до самой смерти с человеком. Оно становится как бы частью его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.
* * *
Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же имя наше значит?
- Кроме имени у человека есть отчество и фамилия. Как вы думаете, что такое отчество? (Отчество присваивается ребёнку по имени отца) Фамилия? Многие фамилии пришли к нам из далёкого прошлого. Часто фамилию давали по его профессии. Так кузнецу давали фамилию Кузнецов, плотнику – Плотников, рыбаку – Рыбаков. А такие распространенные фамилии, как Иванов, Петров, Фёдоров произошли от имён Иван, Пётр, Фёдор. Многие фамилии происходят от названий зверей, птиц и рыб. Вы знаете какие? (Воробьёв, Щукин, Медведев).
- Каждый человек имеет право на имя, отчество и фамилию!
Дидактическая игра «Назови своё имя, отчество и фамилию».
Дети становятся в круг, передают друг другу мяч и называют своё имя, отчество и фамилию.
- Через несколько дней, после того как малыш появился на свет, родители получают Свидетельство о его рождении. Это документ, в котором записаны имя, отчество и фамилия ребёнка, дата и место рождения, имена его родителей. Когда придёте домой, попросите маму или папу показать вам этот документ. Пусть мама прочтёт вам все его пункты. Вы ещё раз услышите, как звучит имя, отчество и фамилия ваших родителей.
Игра «Узнай меня»
Дети становятся в круг, а Водяному завязывают глаза и сажают в середину круга. Взявшись за руки, дети ходят вокруг него и говорят хором:
Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой?
Выходи хоть на час и узнай одного из нас!
Ребята останавливаются, Водяной встаёт, подходит к игроку, ощупывает его и называет имя. Если отгадал, ему развязывают глаза, а тот, чьё имя отгадано становится Водяным.
Чтение сказки «Имя»
Жил на свете мальчик, а как звали его, он не знал. Пошёл он погулять на лужок и увидел бычка. «Здравствуй, - сказал мальчик. – Ты кто?» - «Я бычок, а ты кто?» - «А я мальчик». – «А как тебя звать?» - спросил бычок. – «Как это звать?» Бычок пояснил: «Как тебя зовёт мама, когда нужно попить молоко?» - «Сыночек, солнышко, заинька, кисонька», - сказал мальчик. – «Сколько же у тебя имён! А у меня – одно!».
В это время мама бычка, корова, позвала его попить молоко. «Степашка, - звала мама-корова, - иди пить молоко». Бычок ускакал, а мальчик остался на лугу. Гулял он, гулял и вдруг увидел козочку. «Здравствуй, - сказал мальчик. – Ты кто?» - «Я козочка», - сказала козочка, а ты кто?» «А я мальчик. – «А как тебя звать?» - спросила козочка. – «Я не знаю». Вдруг туча накрыла солнце и стало темно. «Беляночка, - послышался голос. – Пора домой!» Это мама-коза звала свою дочку-козочку от дождя укрыться в домике.
Остался мальчик один. Грустно ему стало. Вдруг слышит: «Игорёк, сыночек, солнышко моё, пора домой, скоро дождик начнётся». Это мама мальчика искала его на лужайке. Понял тут мальчик, как его зовут и побежал к маме. А вы догадались, как звали мальчика?
- Как вас зовёт мама?
- Как вас называют друзья?
- Почему столько имён было у мальчика?
- Есть ли у вас такие ласковые имена?
- Итак, каждый человек имеет право на имя. Пожалуйста, назовите ещё раз свои имена – полные, уменьшительные, ласкательные (ответы детей). Объясните смысл слова «отчество» (ответы детей). Что представляет собой свидетельство о рождении? (ответы детей)
Дидактическая игра «Узнай по голосу»
Дети становятся в круг, а ведущему завязывают глаза, он становится в середину круга. Взявшись за руки, дети ходят вокруг него и говорят хором:
Ты попробуй, угадай
Кто позвал тебя, узнай.
Домашнее задание
Воспитатель раздаёт каждому ребёнку анкету, чтобы родители заполнили вместе с ребёнком:
Моё имя. Почему меня так назвали? В честь кого?
Кто назывался в семье таким именем?
Кто носил это имя из великих людей?
Что значит моё имя?
Литература:
Т.А. Шорыгина. Беседы о правах ребёнка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.
О.И. Давыдова, С.М. Вялкова. Беседы об ответственности и правах ребёнка. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Правила дорожные, знать каждому положено или «Приключения Кикиморы»
Цель: Познакомить детей младшего,среднего возраста с правилами дорожного движения...
Конспект занятия по окружающему миру «Правила и безопасность дорожного движения»
Учить правилам дорожного движения; закреплять знания о работе светофора; расширять представления о дорожных знаках и их назначении; воспитывать ответственность за свою безопасность и жизнь других люде...
конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Права детей в сказках и вопросах"
Занятие имеет цель познакомить детей с их правом на жилье и его неприкосновенность посредством анализа содержания знакомых народных сказок. Так же оно воспитывает уважение к людям , прожив...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Правила поведения ребенка дома» 2 младшая группа
Направление образования и развития (образовательная область): Социально-коммуникативная, познавательная, речевая.Цель: Помочь детям запомнить основную группу предметов, опасных для жизни и з...
Технологическая карта образовательной деятельности с детьми "Миром правит доброта"
Конспект совместной деятельности детей и педагога в рамках обогащения игрового опыта детей. Изготовление игрушек из разного бросового материала. ...
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Правила поведения при общении с животными»
Учить детей понимать состояние и поведение животных; учить осторожному обращению с животными, объясняя, что контакты с ними могут быть опасными; помочь детям узнать и запомнить правила ...