Сценарий образовательной ситуации по математике «Вот фигуры посмотри, нам машины привезли»
план-конспект занятия по математике (младшая группа)
Возрастная группа: первая младшая
Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания»
Цель: создание условий для формирования представлений у детей знаний о геометрических фигурах круг и квадрат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznanie.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
образовательной ситуации по математике
«Вот фигуры посмотри, нам машины привезли»
Возрастная группа: первая младшая
Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания»
Цель: создание условий для формирования представлений у детей знаний о геометрических фигурах круг и квадрат.
Задачи:
Образовательные:
-Учить детей различать и называть круг, квадрат.
-Упражнять в обследовании моделей фигур путем обведения их контуров -пальцем и прослеживания взглядом за движением руки. -Закреплять знание цвета и формы.
Воспитательные:
-Воспитывать доброжелательные взаимоотношения.
-Воспитывать любознательность, расширять кругозор, разнообразить сенсорные впечатления.
Развивающие:
-Развивать наглядно-действенное мышление, память, связную речь.
-Развивать игровой интерес.
Предварительная работа с детьми. Рассматривание картинок с изображением различных видов транспорта, чтение детских стихотворений о транспорте из серии «Книжки - малышки», рассматривание картинок с изображением геометрических фигур.
Разучивание правил игры «Шофер», разучивание пальчиковой гимнастики.
Рассматривание заборов, домов, кроватей различных форм.
Дидактические игры:
- «Большой и маленький»
- «Цвет и форма»
-«Играем и сравниваем»
Учить детей обращать внимание на форму предметов при выполнении элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни. Игра "Найди в группе предмет той же формы".
Изучение материала в течение года.
Материалы:
Демонстрационные: круги и квадраты, одинаковые по величине; игрушки машины.
Раздаточные: круги красного цвета, квадраты синего цвета.
Ход образовательной ситуации
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи:
1.Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
2.Актуализировать знания об окружающем мире, развивать речь.
-Ребята, посмотрите, а что это стоит у нас в углу? (машины)
-Да, верно, это машины, они приехали к нам в гости.
-А что есть у машин? (кабина, колеса, кузов).
Если дети называют неправильно части машины, педагог поправляет.
-Правильно, молодцы!
2. Актуализация знаний и умений
Дидактические задачи:
1.Развивать внимание, речь, воображение.
2.Создать мотивационную ситуацию
-Ребята, а что можно делать с машинами? (катать, играть).
-Правильно, с машинами можно играть. А давайте поиграем с машинами? (Да).
-Вы будете машины.
Игра «Шофёр»
Качу, лечу
Во весь опор.
Я сам - шофёр
И сам - мотор.
(дети бегут по кругу и крутят воображаемый руль)
Нажимаю на педаль –
И машина мчится вдаль.
(останавливаются, нажимают правой ногой на воображаемую педаль и бегут в
противоположную сторону).
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1.Развивать внимание, воображение, речь. память, мелкую моторику рук.
2.Учить детей правильно называть и различать геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник.
3.Актуализировать способ фиксировать внимание на форме предметов;
-Молодцы ребята, как весело играли с машинами! Машины устали играть, они отдохнут, а вы присаживайтесь за столы.
Педагог ставит машинками на маленький стол и быстро кладет фигуры в кузов, пока дети рассаживаются за столы.
-Ребята, не забывайте, спинку держим прямо, ноги под столом ставим ровно.
На столах лежат заранее приготовленные фигуры – круг и квадрат.
-Ребята, а что же машины нам привезли! Сейчас посмотрим.
Педагог достает из кузова круг и выкладывает на стол.
-Посмотрите на эту фигуру, и найдите у себя на столах такую же фигуру, возьмите в правую руку и покажите.
-Как называется эта фигура? (круг).
-Все верно, молодцы ребята! А какого цвета круг? (красный).
-Правильно, круг красный.
-А что у нас бывает круглое? (ответы детей)
-Молодцы! Да, это солнце, мячик, руль.
-А теперь положите круг перед собой.
-Но в кузове лежит еще одна фигура. Ребята, посмотрите на эту фигуру, найдите у себя такую – же, возьмите в правую руку и покажите.
-Молодцы, какие вы внимательные.
-А эта фигура как называется? (квадрат)
-Да, верно, это квадрат.
-Какого цвета квадрат? (синий).
-Верно, ребята, а что бывает квадратное? (ответы детей)
-Молодцы! Это дом, кубик.
-А теперь положите квадрат перед собой, рядом с кругом.
Физминутка «А теперь всем детям встать»
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи:
1.Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмо-
ционального переживания радости открытия, тренировать навыки наглядно-действенного мышления.
2.Упражнять в обследовании моделей фигур путем обведения их контуров пальцем.
-Сейчас я обведу круг, а вы посмотрите, как я это делаю. Посмотрите, бежит палец по кругу, откуда ушел, туда и вернулся.
-А теперь вы обведите каждый свой круг: указательным пальчиком правой руки мы обводим круг, проговаривая, побежал палец по кругу, откуда ушел, туда и вернулся.
Педагог помогает индивидуально, если дети затрудняются, спрашивает, что делает ребенок.
-Что вы обвели? (красный круг)
Если дети не делают акцент на цвете фигуры, педагог задает вопрос. А какого цвета круг?
Педагог читает стихотворение про круг:
-Посмотрите-ка вокруг!
-Пальчиком рисуем круг.
-Куклы были вместе в ряд,
-А теперь в кругу сидят.
-Теперь покатайте круг.
-Катится круг? (круг катится)
-Поля, покажи, как катится круг.
-Молодцы ребятки.
-А теперь положите круг и возьмите квадрат.
-Сейчас я обведу квадрат, а вы посмотрите, как я это делаю. Прямо веду палец, поворачиваю палец, веду, поворачиваю палец, веду, поворачиваю палец, веду.
Если дети затрудняются в выполнении задания, педагог помогает, при этом спрашивает, что делает ребенок.
-Ребята, что вы обвели? (квадрат).
-Теперь покатайте квадрат.
-Квадрат не катится.
Если кто-то из детей сделает свое предположение, «что у квадрата углы», то воспитатель хвалит ребенка, какой ты внимательный и переходит к следующему приему.
Педагог читает стихотворение про квадрат:
-Познакомьтесь, вот квадрат!
-Он знакомству очень рад!
-В нем угла уже четыре,
-Нет его ровнее в мире:
-Стороны четыре в нем,
-Две скрепляются углом.
Физминутка «Быстро встаньте»
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений
Дидактические задачи:
1.Расширить представления о знании цвета и формы.
2.Учить подбирать предметы, ориентируясь по форме, показу и словесному обозначению.
3.Развивать внимание, память, речь, воображение, мелкую
моторику рук, коммуникативные качества.
Далее педагог снова называет все формы и приступает к группировке предметов. Сначала педагог выполняет действие сам, при этом спрашивает детей, куда положить круг, куда квадрат. Далее к группировке предметов по форме привлекаются дети.
Пригласив малыша к своему столу, педагог показывает ему, что в одной стороне лежат одни фигурки (кружочки), а в другой стороне другие (квадраты). И предлагает ребенку взять из общего материала любой предмет и положить его к таким же. Аналогичное задание ребенок выполняет с предметом другой формы.
Задание выполняет каждый ребенок.
6. Осмысление (итог)
Дидактические задачи:
1.Провести рефлексию деятельности на занятии.
-Ребята, машины наши отдохнули и приглашают вас на прогулку, но сначала скажите, какие фигуры нам привезли машины? (круг и квадрат)
-А что мы делали с квадратом? (обводили пальчиком, катали).
-Квадрат катился? (нет, квадрат не катился).
-Правильно.
-А что мы делали с кругом? (обводили пальчиком, катали).
-Круг катился? (да, круг катился).
-Молодцы, а сейчас, мы отправляемся на прогулку. Машины нас зовут:
Игра «Машина»
Би- би- би – гудит машина.
(Ритмично постукивают кулачком одной руки о кулачок другой руки)
Тук-тук-тук – мотор стучит.
(Ритмично хлопают в ладоши)
Едем, едем, едем, едем –
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу:
Шу- шу- шу – они шуршат.
(Потирают ладони друг о друга)
Быстро крутятся колёса:
Та-та-та – вперёд спешат.
(Ритмично вертят руками)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий образовательной ситуации по деятельностному методу в подготовительной к школе группе «Машины – помощники в космосе»
Представленный материал направлен на ознакомление детей с космической техникой...
Сценарий образовательной ситуации по математике «Волшебный цветок»
Проверить уровень сформированности представлений детей о числовом ряде, о числах и цифрах, умение считать до 10, умение сравнивать группы предметов, умение решать простейшие задачи;Проверить геометрич...
Сценарий образовательной ситуации во второй младшей группе «Город геометрических фигур».
Цель: Закрепление знаний геометрических фигур, основных цветов. Формировать умение располагать геометрические фигуры в определённой последовательности.Задачи:Образовательные:- Закрепить...
Сценарий образовательной ситуации по теме «Маршрутная игра «Математика в сказке» (для детей средней группы)
Цель:1)Сформировать представление о числе и цифре 7, умение считать до семи и обратно, соотносить цифру 7 с количеством;2)Развивать математические представления: геометрические фигуры, сравнение предм...
Сценарий образовательной ситуации по развитию речи Рассматривание картины «Делаем машину»
Возрастная группа: первая младшаяТип образовательной ситуации: «Открытие нового знания»Цель: создание условий для формирования устной речи и культуры речевого общения....
Сценарий образовательной ситуации по теме «Маршрутная игра «Математика в сказке» (для детей старшей группы)
Цель:1)Сформировать представление о числе и цифре 9, умение считать до девяти и обратно, соотносить цифру 9 с количеством;2)Развивать математические представления: геометрические фигуры, сравнение пре...
Сценарий образовательной ситуации (квест) в старшей группе "Математика в космосе"
1. Уточнить знания детей о геометрических фигурах (круг, четырехугольник, треугольник)2. Упражнять в умении считать в прямом и обратном порядке в предел...