Сценарий образовательной ситуации по деятельностному методу в подготовительной к школе группе «Машины – помощники в космосе»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

 Ерина Лариса Аритюновна

Представленный материал направлен на ознакомление детей с космической техникой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной ситуации по деятельностному методу в подготовительной к школе группе «Машины – помощники в космосе»

Тип ситуации: «Открытие нового знания»

Цель: формирование представлений у детей о роботах – помощниках, необходимых для космических исследований.

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать аналитическое восприятие, стимулировать интерес к познанию окружающего мира.
  • Закреплять умение образовывать прилагательное от существительных.
  • Упражнять в отгадывании загадок.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность.
  • Развивать аналитические способности.
  • Развивать речь.
  • Способствовать творческому развитию.

Воспитательные:

  • Продолжать обогащение опыта сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками.

Материалы и оборудования:

Демонстрационные:

  • Слайды с изображением вселенной, звездное небо, робот;
  • Образцы созвездия;

Раздаточные:

  • Игра «Танграм»;
  • Звезды различной величины (большие, маленькие, разного цвета);
  • Образ созвездия (большая медведица, лев, змея, кит, орел, рыбы);
  • Картинки планет солнечной системы;
  • Картинки с изображением космических и бытовых приборов и машин;
  • Различные виды конструктора, бросовый материал, пластилин, бумага, клей и др.

Предварительная работа:

  1. Чтение художественной литературы о космосе.
  2. Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением космоса.
  3. Дети знают о солнечной системе и планетах.
  4. Дети имеют представление о некоторых космических профессиях.
  5. Посещение планетария.
  6. Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты»

Ход занятия:

Введение в игровую ситуацию (хочу – могу — надо)

Цель: создание интересной мотивации к деятельности.

Требования:

  • Ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
  • Обращение к личному опыту детей;
  • Создание условий для возникновения у воспитанников потребности включения в деятельность.

Воспитатель собирает вокруг себя детей.

 — Ребята, к нам сегодня пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети здороваются с гостями и называют свое имя.

— Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Ответы детей: хорошее, радостное, веселое и т.д.

— Сейчас мы с вами возьмемся за руки и поделимся своим настроением друг с другом и с гостями.

Чтение стихотворения:

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

— Как вы думаете, для чего человеку нужно хорошее настроение?

 — Нам оно сегодня тоже пригодиться, потому что нам придется отправиться в очень сложное путешествие.

 — Вы хотите отправиться в путешествие?

 — Где можно путешествовать?

— Как вы можете узнать, куда мы отправимся?

— Для чего нужно путешествовать?

Актуализация знаний.

Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.

Требования:

  • Актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания;

— Я предлагаю вам отгадать загадки, и тогда вы сразу же поймете, где мы будем путешествовать:

Чтение загадок.

  • Человек сидит в ракете.

Смело в небо он летит,

И на нас в своем скафандре

Он из космоса летит. (Космонавт)

  • По темному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки,

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает. (Звезды)

  • В космосе всегда мороз,

Лета не бывает.

Космонавт, проверив трос,

Что – то надевает.

Та одежда припасет

И тепло и кислород. (Скафандр)

  • Есть окошко в корабле –

«Челенджере», «Мире».

Но не то, что на Земле –

В доме и в квартире.

В форме круга то окно,

Очень прочное оно. (Иллюминатор)

  • А галактики летят,

В рассыпную как хотят.

Очень здоровенная,

Эта вся…. Вселенная!

— Ребята, вы догадались, куда сегодня мы с вами отправимся путешествовать.

Ответы детей. (во вселенную, в космос)

— Что для этого нам с вами потребуется?

Ответы детей (ракета, космический корабль и тд)

— Но у нас с вами нет космического корабля. Как нам быть, что делать?

Ответы детей. Построить корабль.

— Из чего мы его можем сделать? (из строительных модулей, из конструктора и т.д.)

— Я предлагаю вам построить корабль из деталей Танграма, объединившись в подгруппы.

Дети строят корабль по подгруппам.

— Сколько деталей ушло на постройку корабля? У кого больше? Насколько? Меньше? Насколько?

— Молодцы!

— Придумайте название нашему кораблю.

— Попасть на корабль смогут лишь те, кто правильно справится с заданием. Ваша задача: образовать от слова, отвечающего на вопрос «что?», новое слово, отвечающее на вопрос «какой?». Например небо – небесный, отвага – отважный.

Д/и «Образуй слово»

Звезды – звездный

Туман – туманный

Солнце – солнечный

Луна – лунный

Ночь – ночной

Холод – холодный

Космос – космический

Даль – далекий

Астроном – астрономический

Вселенная – вселенский и тд.

Дети рассаживаются в корабле.

На экране картина вселенной. Звучит космическая музыка. Дети отправляются в полет. Во время полета во вселенной (экране) появляется робот.

Робот: Внимание, внимание! Сегодня во Вселенной проводится игра! Тех, кто любит играть, мы приглашаем принять участие.

— Ребята, как вы думаете, кто это?

Ответы детей.

Робот: Здравствуйте ребята! Я от имени всех роботов приветствую вас на космическом корабле. С какой планеты летите?

Дети: Мы с планеты Земля.

Робот: А чем вы занимаетесь на планете Земля?

Дети: Ходим в детский сад.

Робот: Как называется ваш детский сад?

Дети: «Искорка»

Робот: В какие игры вы любите играть?

Ответы детей.

Робот: Предлагаю вам совершить первую посадку на «Звездной планете», будет интересно и весело.

На экране картина звездного неба.

— Ребята посмотрите сколько звезд. Вы знаете, какие звезды бывают по величине?

Ответы детей: большие и маленькие

 — Предлагаю девочкам собрать маленькие звезды, а мальчикам большие.

По группе развешаны звезды разной величины.

— Ребята, вы знаете, что могут образовывать звезды?

Ответы детей: созвездия

 — Какие созвездия вы знаете?

Ответы детей.

— Соберите созвездия по образцу.

Д/и «Собери по образцу»

Робот: Вы знаете, что у каждого созвездия есть свой образ. Я предлагаю вам поиграть в игру «Подбери созвездию нужный образ». Вам необходимо соединить созвездие с соответствующей ему картинкой.

Робот: Молодцы ребята, вы все справились. Предлагаю продолжить наше путешествие и совершить посадку на остановке под названием «Парад планет».

— Посмотрите, что – то случилось?

Ответы детей: Все планеты расположены не на своем месте.

— Как нам быть? Сможем мы помочь?

— Что для этого нужно сделать?

Робот: Я предлагаю вам расставить все планеты по порядку.

Проводится игра «По порядку все планеты»

— Мы немножко отдохнем и проверим, правильно ли вы расставили планеты.

Проводится физкультминутка (с движениями)

По порядку все планету

Назовет любой из нас:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс.

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

За ним – Нептун.

Он восьмым идет по счету.

А за ним уже, потом,

И девятая планета,

Под названием Плутон.

Робот: Ребята, какие вы молодцы. Как много вы знаете о космосе. И сейчас я хочу вас пригласить на мою родную планету «Планету роботов».

Затруднение в ситуации.

Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выделению места и причины затруднения.

Требования:

  • Создание ситуации затруднения;
  • Фиксация в речи причины затруднения;

— Ребята, вы знаете кто такие роботы?

Возможные ответы детей.

Робот:  Вы можете сказать, чем они занимаются?

Возможные ответы детей.

Робот:  У меня для вас есть картинки с изображениями различных приборов и машин. Вы должны распределить их на две группы: космические приборы и машины, бытовые приборы и машины.

— Как нам в вами поступить, чтобы выполнить задание Робота.

— На сколько групп мы с вами разобьем и по какому признаку?

Д/и «Классификация»

Робот: Ребята, вы знаете, для чего человеку нужны роботы – машины?

— Какую помощь они могут оказывать?

— А какую помощь могут оказывать космические роботы?

Открытие нового знания.

Цель: Организация диалога с детьми на открытие нового знания.

Требования:

  • Организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
  • Фиксация нового знания в речи;
  • Создание ситуации успеха.

— Я предлагаю вам объяснить, из каких слов образуются слова: луноход, марсоход, вездеход.

Ответы детей.

— Как вы считаете, кто может управлять роботами?

— Почему вместо роботов не может полететь человек?

— С какой целью их запускают на другие планеты?

Ответы детей.

— Как вы думаете, каким образом происходит передача полученной информации?

— Где мы сможем найти ответ на этот вопрос? (энциклопедия, интернет, спросить у взрослого, у Робота)

— Задайте свой вопрос Роботу. (Дети формулируют вопрос)

Робот: Информация из космоса передается с помощью спутников, которые люди запускают в космос.

Робот: Как вы думаете, какую еще информацию могут передавать спутники? (ищут корабли, передают погоду и т.д.).

Введение нового знания в систему знаний.

Цель: закрепление нового знания в играх и упражнениях.

Требования:

  • Соответствие используемых игр цели занятии;
  • Выполнение заданий, в которых новый способ действий ввязывается с ранее изученным;
  • Ситуация успеха в совместной деятельности.

— Ребята нам пора прощаться с новым другом. Что мы можем оставить Роботу на память о нашей встрече? (ответы детей)

— Может, мы ему сконструируем для него нового друга – Робота?

— Для этого, предлагаю вам превратиться в конструкторов и организоваться в два конструкторских бюро.

Дети конструируют роботов из различных материалов (конструктор разного вида, бросовый материал, пластилин, бумага, клей и др). Дарят Роботу и возвращаются на Землю.

Итог.

Цель: формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и условий, которые позволили ее достичь.

Требования:

  • Организация анализа детской цели;
  • Определение выполнения взрослой цели;
  • Фиксация нового знания в речи.

— Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие?

— Вы расскажите о нем дома?

— Что вы расскажите маме с папой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговая образовательная ситуация по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

итоговое занятие по обучению грамоте в игровой форме с использованием ИКТ...

Конспект образовательной ситуации по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Наша Родина - матушка Россия»

Конспект образовательной ситуации по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Наша Родина - матушка Россия»....

Образовательная область "Познание". Конспект ННОД в подготовительной к школе группе, тема «Путешествие в космос».

Расширение представления детей о космосе, , о солнечной системе; развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей....

Конспект игровой образовательной ситуации по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: Заучивание стихотворения Ирины Гуриной «Военный праздник».

Конспект игровой образовательной ситуации по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: Заучивание стихотворенияИрины Гуриной «Военный праздник»....

Конспект образовательной ситуации по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "В поисках азбуки"

Конспект образовательной ситуации по обучению грамоте в подготовительной к школе группе...