Проект по экологическому воспитанию"Цветы на подоконнике".
проект по окружающему миру (младшая группа)

Гераськина Юлия Шарифзяновна

Мы столкнулись с такой проблемой, что дети не знают названия комнатных растений, которые их окружают. Дети видят вокруг себя, и дома и в детском саду, комнатные растения, но не задумываются о том, какую пользу они приносят, как называются и какой уход необходим для роста и развития растений. Данный материал направлен на обогащение знаний детей о комнатных растениях и ухода за ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1_ml.docx386.39 КБ

Предварительный просмотр:

http://ramki-photoshop.ru/image/dlja-teksta_07_small.png

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» города Щигры Курской области

Проект

по экологическому воспитанию

в 1 младшей группе

Тема: 

«Цветы на подоконнике»

      http://www.beautyufa.ru/wp-content/uploads/2016/09/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.jpg

     

     

                    Воспитатель:

                                                     

                                              Гераськина Юлия Шарифзяновна

2017

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/32/589/32589152_4460f267679cb.jpgТип проекта:   экологический, исследовательский, краткосрочный (одна неделя), групповой.http://ramki-photoshop.ru/image/dlja-teksta_07_small.png

Проблема:  Мы столкнулись с такой проблемой, что дети не знают названия комнатных растений, которые их окружают. Дети видят вокруг себя, и дома и в детском саду, комнатные растения, но не задумываются о том, какую пользу они приносят, как называются и какой уход необходим для роста и развития растений.

Цель:  Дать детям знания о комнатных растениях, правилах ухода за ними, их   значении для жизни, роли человека для растения.

Задачи:

  1. Обогащать знания детей о комнатных растениях.
  2. Познакомить детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.
  3. Развивать познавательный интерес.
  4. Учить детей находить способы решения проблемных ситуаций.
  5. Учить устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием растения.
  6. Расширять словарный запас.
  7. Воспитывать навыки ухода за комнатными растениями.

Предполагаемый результат:

Владение детьми информацией:

  растению для роста необходимы: свет, тепло, вода, воздух, земля;

  растение состоит из корня, стебля, листа, цветка;

 растения отличаются друг от друга;

  состояние растения зависит от ухода человека;

Участники проекта:

 дети младшей  группы;

 воспитатели группы;

 родители;

Сроки реализации:  13.02.17 – 17.02.17

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1 этап.    Подготовительный

Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Создание взаимодействия родителей, детей и педагогов.

Разработка и накопление методических материалов для решения проблемы.

Подборка методической литературы по экологии. Разработка серии дидактических, словесных, пальчиковых, сюжетно — ролевых игр, физкультминуток.

Сбор информации по теме.        

Привлечение родительской помощи для реализации проекта.

http://ramki-photoshop.ru/image/dlja-teksta_07_small.png

     2этап.     Основной

Беседы с детьми:

Строение комнатного растения.

Что необходимо растению для роста?

Как ухаживать за комнатным растением?

     

       Дидактические игры

Что изменилось?

Найди такой же.

Угадай растение по описанию.

Где спряталась матрёшка?

Найди растение по названию.

-Опиши, я отгадаю.

Чтение художественной литературы:

Стихотворение Е.Благининой «Огонёк», словацкая сказка «У солнышка в гостях», А.К.Толстой «Колокольчики мои…», Я.Колас «Цветок».

Загадывание загадок, заучивание стихов, составление описательных рассказов.

Совместная и самостоятельная деятельность.

Наблюдения за растениями в уголке природы.

Наблюдения за трудом воспитателя по уходу за растениями уголка природы (труд с целью помочь).

 

Художественное творчество

Рисование на тему «Кактус»; раскрашивание раскрасок по теме.

Лепка «Герань».

Пополнение развивающей среды

Пополнение уголка природы необходимым оборудованием (леечки, тряпочки, тазы и ведерки, фартучки)

 Оснащение экологической зоны в группе новыми растениями

Изготовление «Паспорта комнатных растений»

Оформление демонстрационного альбома «Растения в нашей группе»;

Серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, тепле, свете.

Карточки – схемы ухода за комнатным растением;

Иллюстрации;

Картотека дидактических игр по знакомству с комнатными растениями.

Работа с родителями

Акция «Подари растение детскому саду»;

Участие родителей в оформлении фотоальбома «Растения в нашей группе».

Консультации для родителей. 

«Опасные растения».

     

«Лекарственные зелёные растения».

     «Как научить ребёнка ухаживать за комнатными растениями».

 3 этап.     Итоговыйhttp://ramki-photoshop.ru/image/dlja-teksta_07_small.png

Творческий  фотоотчет.

Изобразительная деятельность. Рисование на тему: « Кактус»

         Выставка  работ детей по теме проекта.

4 этап – рефлексия.

Использование детьми своих знаний и умений в самостоятельной деятельности.

5 этап – перспективы.

Продолжить расширять и обогащать знания детей по теме.

Форма презентации проекта методическому совету по проектной работе: паспорт проекта с приложением (фотографиями хода реализации проекта и работами детей).

    Планирование  образовательной деятельности по реализации проекта

Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьёй

День недели

(понедельник)

I п.д. Изобразительная деятельность (лепка) Тема: «Кактус»

II п.д. ОЭД

Тема «С водой и без воды»

Наблюдение «Комнатные растения, украшающие нашу группу»

Разучивание пальчиковой гимнастики «Цветок»

Трудовое поручение «Полив комнатных растений»

Д.И. «Большие и маленькие»

Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Цветы маленькой Иды»

Рассматривание альбома «Комнатные растения»

Рисование «Стебель и листочки»

Взаим-е с род-ми: Предложить повторить с детьми слова пальчиковой гимнастики «Цветок»

(вторник)

I п.д. Познавательно-исследовательская деятельность (ФЭМП)

Тема: «На цветочной поляне»

II п.д. Трудовая деятельность «Мытье комнатного растения фикус»

Наблюдение «Строение цветов»

Д.И. «Где стоит цветок?»

Д.И. «Найди, что покажу»

С.Р «Магазин цветов»

Д.И. «Что на картинке?»

Д.И. «Собери цветок» 

Чтение рассказа «Рассказ о цветке»http://ramki-photoshop.ru/image/dlja-teksta_07_small.png

Рассматривание плаката «Цветы»

Раскрашивание раскрасок по теме «Комнатные растения»

Взаим-е с род-ми:  Предложить найти в интернете и рассмотреть с детьми иллюстрации комнатных растений.

(среда)

I п.д. Речевая деятельность Тема: «Составление описательных рассказов о комнатных растениях»

II п.д  Констр.- мод-я деят-ть

Тема: «Заборчик для сада»

Наблюдение за цветущими растениями группы»

Чтение стихотворения З.Александровой «Ромашки»

Д.И. «Найди такой же»

Беседа «Зеленые помощники»

Д.И «Собери цветочек»

Д.И. «Где цветок»

Чтение рассказа «Азалия и Белый кот»

Раскрашивание раскрасок по теме «Комнатные растения»

(четверг)

I п. д.  Познавательно-исследовательская деятельность. Тема: «Комнатные растения - наши друзья»

11 п. д.Рассматривание комнатного растения Бегония.

Проблемная ситуация    «Почему завял цветок?»

Д.И. «Назови ласково»

Д.И. «Цветовод»

П.И. «Букет»

Труд. поручение «Поливаем комнатное растение»

И.У. «Где спряталась матрешка»

Лепка комнатных растений

(пятница)

I п.д.    Изобразительная деятельность.  Рисование на тему: «Растение, которое мне нравится»

Д.И. «Узнай растение по описанию»

Игровая ситуация «Помоги матрешке найти герань»

Д.И «Узнай растение»

С.Р. «Семья» сюжет «День рождение мамы»

Подведение итогов ОЭД «С водой и без воды»

Взаим-е с род-ми :  Предложить родителям закрепить названия комнатных растений: фикус, кактус, герань, бегония, особенности их внешнего вида и правила ухода.

        

http://ramki-photoshop.ru/image/dlja-teksta_07_small.png

Использованная литература:

  1. Гербова В.В. "Занятия по развитию речи: вторая младшая группа", 2010г.
  2. Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-4 лет» 2010г.
  3. Аджи А.В. «Конспекты интегрированных занятий во второй младшей группе детского сада» 2009г.
  4. Комратова Н.Г. «Мир, в котором я живу» 2006г.
  5. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа» 2012г.
  6. Воронкевич «Экологическое воспитание в детском саду.

     

               

Итоговое занятие «Помоги растению».http://ramki-photoshop.ru/image/dlja-teksta_07_small.png

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас встать в круг. Сегодня к нам придут гости. Я предлагаю вам настроиться на встречу с ними.

Тренинг «Заряд бодрости».

Мои ушки слышат всё. Дети гладят ушки.

Мои глазки видят всё. Гладят глазки.

Я вдыхаю аромат цветов! Делают вдох.

Воспитатель: Молодцы! Теперь вы готовы видеть, слышать, правильно отвечать на вопросы, рассказывать. (Раздаётся плач, в группу входит грустный Карлсон. В руках у него музыкальный цветок, который завял). Кто это к нам пришёл и плачет? Сейчас мы узнаем. Ой, да это Карлсон! Здравствуй, Карлсон! Ну что же с тобой случилось?

Карлсон: Здравствуйте, ребята! Мой цветочек был когда – то таким красивым, как на картинке. (показывает картинку). А теперь он заболел и мне его очень жалко.

Воспитатель: Ребята, а вам жалко цветок? Давайте мы подарим цветочку ласковые слова (красивый, нежный, ласковый, яркий, милый, любимый, алый, хрупкий, весёлый, добрый). Молодцы! Но наш цветочек всё равно грустный. Давайте присядем на стульчики и расспросим Карлсона о цветке. Уважаемый Карлсон, где у тебя был этот цветочек и как ты ухаживал за ним?

Карлсон: он рос у меня на крыше в моём домике, под ведром.

Воспитатель: Цветочек? Под ведром? Вот так Карлсон. Что же, ребята, он делал не так? Давайте подумаем. ( под ведром нет света, тепла, воздуха и воды). Правильно, молодцы! Давайте поможем Карлсону. У меня на столе лежат волшебные карточки, выберем из них подходящие для нашего цветка..

Игра «Что необходимо растению для роста?» (карточки – солнце, лейка, земля, воздух, батон, игрушка.) правильно, ребята! Без тепла, света и влаги растения не растут и не цветут. Всем растениям нужен воздух. И обязательно нужны забота, нежность, любовь, поэтому твоему растению, Карлсон, под ведром было неуютно, он завял.

Карлсон: больше я его под ведром держать не буду.

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы быть красивыми цветами? Я приглашаю вас в круг.

Психогимнастика «Я растение» (выполняется под медленную музыку). Закройте глазки и присядьте. Представьте себе, что вы маленькое растение, которое посадили в тёплую землю. Оно ещё совсем слабое, хрупкое, беззащитное. Но вот добрые руки поливают растение, вытирают с него пыль. Растение начинает расти (дети медленно поднимаются), листики поднимаются к свету (руки поднимают вверх), растение чувствует себя хорошо (руки опускают). Откройте глазки. Вам понравилось быть цветами?

Карлсон: ребята, а вы не могли бы мне рассказать из каких частей состоит моё растение. Я ведь этого не знаю.

Воспитатель: Ребята с удовольствием сейчас тебе об этом расскажут. А помогут нам в этом чудо – картинки. (у растения в земле прячется корешок, от корешка идёт стебель. На стебле есть листья и цветы). Молодцы, ребята! Действительно, у растения есть корень, стебель, листья, цветок. Все они ему нужны и важны. Ты запомнил, Карлсон, что тебе рассказали дети? Ведь они старались.

Карлсон: запомнил, запомнил, а ещё я знаю, что цветы надо поливать. Вот как я это делаю!(льёт на растение сверху, разбрызгивая воду).

Воспитатель: Подожди, не торопись. Так ты можешь погубить растение. Вот и свой цветок неправильно поливал.

Карлсон: как погубить? Вы же сказали, что вода нужна для растения. Вот я и лью.

Воспитатель: Поливать, Карлсон, тоже надо правильно. Посмотри, как это будут делать дети (ребёнок поливает и рассказывает: носик лейки кладу на край горшка и лью воду на землю, а не разбрызгиваю. Много воды нельзя лить, это вредно для корешка).

Карлсон: Ура! Я теперь всё знаю, как правильно ухаживать за моим цветочком.

Воспитатель: Ребята, встаньте в круг. Закройте глаза (листья у цветка Карлсона поднимаются) раз, два, три – посмотри!

Карлсон: ой, мой цветочек стал здоровым и весёлым. Спасибо вам, ребята, за урок по уходу за растениями. Теперь я буду делать всё правильно. А теперь мне пора улетать.   Досвидания! Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами много говорили о том, как помочь цветочку. Что ему нужно для жизни ( свет, вода, тепло, воздух)? Мы с вами будем ухаживать за цветами в нашей группе и тихо, шепотом будем спрашивать: «Как вы себя чувствуете?»

  Наблюдения за комнатными растениямиhttp://ramki-photoshop.ru/image/dlja-teksta_07_small.png

Цель

Ход наблюдения

1.

Продолжать учить различать среди природных объектов растения. Закреплять знания об их строении. Учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку, направлять струю воды, лить воду небольшой струйкой, удалять пыль с растений влажной тряпкой). Формировать интерес к комнатным растениям. Вызывать желание ухаживать за ними, любоваться ими. Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах.

Предложить детям найти в групповом помещении растения и подойти к ним. Обратить внимание на листья (какого цвета?) и цветы (красивые), дать возможность понюхать их.

Показать растения с чистыми и пыльными листьями. На какое растение приятнее смотреть? Почему? Какому растению трудно дышать?

Что надо сделать, чтобы ему помочь? Предложить протереть листья, полить растение.

Подвести к обобщению: растение живое, о нем надо заботиться, ухоженное растение здоровое и красивое.

2.

Учить среди множества растений выделять цветущие, называть и показывать части растения, находить герань.

Сюрпризный момент: приходит кукла и прячется за геранью. Предложить найти её и сказать, за каким растением она спряталась. Дети вместе с куклой любуются красотой цветущей герани, делятся своими ощущениями (красиво, приятно пахнет, легко дышать). Спросить, как надо заботиться о герани, и предложить полить её. В заключении кукла дарит детям фотографию цветущей герани и предлагает поставить её рядом с цветком. В течение дня спрашивать детей: Где спряталась кукла? Какой цветок самый красивый? Где он?

3.

Закреплять представление об отличительных свойствах герани (зелёные, душистые, круглые, пушистые листья, белые и красные цветы), учить находить её среди других растений, продолжать приучать к трудовым операциям по уходу за растениями.

Сюрпризный момент: приходит матрёшка и просит детей показать белую и красную герань. Рассматривает растения вместе с детьми.

Матрёшка: чем вы дышите? (носом). А что делаете в детском саду? Значит вы живые. А что ещё «пьёт» воду и дышит? Вы мне показали герань с белыми и красными цветами. У этого растения зелёные, круглые, пушистые и душистые листья. А у герани есть корни? Я хочу посадить ещё одну герань. Посмотрите: внизу у неё тонкие белые ниточки – это корни. Я опущу их в горшок, присыплю землёй и полью. Корни будут пить воду, и у герани вырастут новые листья и цветы, потому что она живая. Растения очень любят солнце, поэтому их ставят поближе к свету. Трогать растения нельзя, о них нужно заботиться, за ними надо ухаживать.

http://ramki-photoshop.ru/image/dlja-teksta_07_small.png

4.

Дать представление о фуксии. Учить находить фуксию среди других растений. Закреплять навыки полива. Формировать бережное, заботливое отношение к растениям. 

Сюрпризный момент: приходит кукла в яркой красной кофточке и белой юбочке. Она предлагает найти в уголке природы растение, цветы которого похожи на её одежду. Дети рассматривают фуксию; сопоставляют одежду куклы и цветы фуксии. Подвести детей к выводу: фуксия – растение, похожее на маленькое деревце с зелёными листьями и красными цветами; фуксия – красивое растение, у него много цветов, оно требует ухода.

5.

Знакомить с фикусом – растением, у которого плотный ствол, как у небольшого деревца, крупные, зелёные, гладкие  листья. Закреплять навыки полива растений. Продолжать воспитывать бережное отношение к ним.

Сюрпризный момент: приходят куклы Маша и Ваня.

Маша: мы с Ваней вышли на улицу и хотели помыть листья дерева, но пошёл дождь и сделал это за нас. Тут прилетела птичка. Она рассказала, что у вас в уголке природы растёт зелёное деревце с крупными листьями. Они запылились, их надо помыть. Помогите найти это деревце. Рассматривают, протирают листья, поливают.  Куклы дарят детям картинки с изображением фикуса.

6.

Познакомить с хлорофитумом – растением, похожим на зелёную травку.

Показываю бумажную бабочку на тонкой резинке, которая позволяет имитировать её полёт. Обращаю внимание на растение, на котором расположилась бабочка. Рассматриваем хлорофитум: растение похожее на зелёную травку – листья гладкие, зелёные, длинные. Провожу игру «Куда улетела бабочка?» (бабочка садится на цветы, дети называют цветок, показывают  как за ним ухаживать).

7.

Обобщить и закрепить знания детей о растениях, с которыми уже познакомились, умение находить и показывать их; напомнить о необходимости 2-3 условий для жизни растений. Закрепить навыки полива растений.

Стук в дверь. Входит кукла в косынке и фартуке, в руках у неё лейка.

Кукла: я узнала, что у вас в уголке природы много комнатных растений. Взяла лейку. Чтобы их полить. А тряпочкой хочу протереть листья у фикуса.  Ребята, а зачем вы поливаете растения и моете у них листья? Покажите, как вы умеете ухаживать за растениями.

     

        Дидактические игрыhttp://ramki-photoshop.ru/image/dlja-teksta_07_small.png

Название

Задача

Правило

Оборудование

Ход игры

«Что изменилось?»

Найти предмет по сходству.

Показать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, услышав его описание.

Одинаковые растения расставлены на двух столах.

Воспитатель показывает какое – нибудь растение на одном столе, описывает его характерные признаки, а затем

Предлагает ребёнку найти такое же растение на другом столе. Игру повторить с каждым из растений находящихся на столе.

«Найди такой же».

Найти предмет по сходству

Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами нельзя.

На двух столах ставят 2-3 одинаковых растения в определённой последовательности.

Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А затем просит детей переставить горшки так, как они стояли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе.

После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля).

«Угадай растение по описанию».

Найти предмет по перечисленным признакам

Показывать растение можно только после его описания, по просьбе воспитателя.

Для первых игр отбирают несколько комнатных растений (2-3) с заметными отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение.

Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что похоже «на дерево, на «травку»; затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Далее воспитатель обращает внимание детей на форму листьев (круглые, овальной формы – как огурчик, узкие. Длинные). Окраску цветов, их количестве. Закончив описание, воспитатель спрашивает: «О каком растении я вам рассказала?». Дети показывают растение и если могут называют его. Можно предложить детям найти в групповой комнате все растения, похожие на описанное.

http://ramki-photoshop.ru/image/dlja-teksta_07_small.png

«Где спряталась матрёшка?»

Найти предмет по перечисленным признакам.

Смотреть, куда воспитатель прячет матрёшку, нельзя.

На столе расставляют 4-5 растений.

Детям показывают маленькую матрёшку, которая захотела поиграть в прятки. Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. За тем дети открывают глаза. «Как же найти матрёшку? – спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И воспитатель говорит, на что похоже растение, за которым спряталась матрёшка (на дерево, на травку), описывает его стебель, листья 9форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его.

http://ramki-photoshop.ru/image/dlja-teksta_07_small.png

«Найди растение по названию».

Найти растение по слову – названию. 

Смотреть, куда прячут растение, нельзя.

Все растения группы.

Воспитатель называет комнатное растение, находящееся в групповой комнате, а дети должны найти его.

«Опишите, я отгадаю».

Найти растение по описанию.

Сначала надо найти растение, о котором расскажу, а потом назвать его.

Все растения группы.

Воспитатель описывает одно из растений групповой комнаты. Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо назвать его. Те растения, названия которых дети ещё не знают, воспитатель называет сам.

«Найди, о чём расскажу».

Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого.

Называть загадываемое растение нельзя.

Воспитатель сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного из детей воспитатель просит выбрать и показать остальным детям растение, которое воспитатель будет угадывать. Воспитатель задает детям вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев, о поверхности листа, о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски.

http://puti-shestviya.ru/cimgilwepu/2648

http://bigslide.ru/images/2/1411/831/img13.jpg

http://900igr.net/datas/okruzhajuschij-mir/Vidy-komnatnykh-rastenij/0024-024-CHistyj-vozdukh.jpg

                         

http://062013.imgbb.ru/community/69/699229/8f459e46f893ff0e37b38f5703d25bc1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию: "Наш огород на подоконнике"

Самое лучшее открытие для ребенка то, которое делает он сам. Каждую весну дома на подоконнике мы сажаем рассаду  в ящиках различной формы и окраски, но детям строго настрого наказывают не трогать...

Паспорт проекта по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Огород на подоконнике"

Паспорт экологического проекта содержит цели, задачи, предполагаемый результат, мероприятия с детьми и родителями по организации огорода на подоконнике в группе с детьми среднего дошкольного возраста....

Проект по экологическому воспитанию старших дошкольников "Огород на подоконнике"

Проект по экологическому воспитанию старших дошкольников "Огород на подоконнике"...

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Огород на подоконнике»

Цель проекта      Создание условий для познавательного развития, развития экологической культуры.Обобщение и расширение знаний дошкольников о том, как ухаживать за растениями ...

Проект по экологическому воспитанию «Огород на подоконнике»

Окружающий мир оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Многие взрослые не подозревают, что зелёное царство растений может вызывать огромный интерес у ребёнка. Взрослым нужно научить ребенка на...