Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию в подготовительной группе Тема: «Экскурсия на ВДНХ в павильон «Золотой колос»».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Задачи
1.Уточнить и обобщить представления детей о процессе выращивания хлеба;
расширять знания детей о профессиях, участвующих в выращивании и изготовлении хлеба
2.Развивать познавательно – исследовательскую деятельность, умение делиться полученными знаниями:
3.Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
4. Активизация словаря: ВДНХ, жатва, жнецы, агроном, элеватор, мелькомбинат.
Ход НОД
Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться на выставку ВДНХ. Что же эта за выставка?
Где находится самая большая выставка? ( в Москве).
Чем интересна она?(на ней можно увидеть достижения людей и самому чему то научиться)
Давайте отправимся в павильон под названием "Золотой колос".
Как по вашему, что представлено в нем? ( все, связано с хлебом: техника, зерно, колосья, люди, выращивающие хлеб)
Давайте разделимся на 2 команды по видам колосков и выстроим маршрут, с помощью которого проследим путь, который проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол.(Выкладывают алгоритм выращивания хлеба , сверяют с образцом. )
Почему вы решили, что мы начнем свой путь с поля?( С поля, так как хлеб пекут из муки которую получают из зерен хлебных растений: пшеницы и ржи , а они растут в поле .)
Итак, отправляемся на поле. Танец «Поле» на фоне картины «Рожь» .
Вы увидели, поле дружно колосится.
Даст нам хлебушек пшеница.
Черный хлебушек хорош
Нам его подарит рожь.
Продолжаем наш путь согласно выстроенному маршруту.
Я предлагаю вам , расставить экспонаты (колоски, мука ржаная и пшеничная, изделия из них иллюстрация поля пшеницы и поля ржи).
по местам. Работать будем в командах
Задание расставить экспонаты по местам. Определить отвечающего .
1 команда Колос пшеницы пустой внутри. Когда зерно налилось, он становится тяжелым и наклоняется к земле. Пшеничные зерна меньше,светло-желтого цвета, округлой формы. они окружены довольно твердой оболочкой, защищающей зерно от высыхания. Мука из них белая.
2 Ржаной колос прямой жесткий и внутри пустой. Ржаные зерна темного цвета, продолговатой формы . Мука темного цвета.
Ребята, можете задать вопросы противоположной группе.
Как по- вашему, о чем теперь мы будем говорить (как раньше выращивали хлеб).
Ведь не сразу стали зерна хлебом тем, что на столе. С давних времен люди долго и упорно трудились на Земле, выращивая хлеб. Как назвать людей, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы).
Посмотрите, что происходит на поле? Как сказать по -другому? (Идет жатва) Как же называли людей, которые жали хлеб? (жнецы)
Вспомнить чем занимались люди во время жатвы, нам поможет песня «Что везешь лошадка на возу».
Ребята, как раньше готовились люди к севу зерновых (мылись в бане, надевали чистые рубахи, наклонялись к земле и трогали ладонями – нагрелась ли она) .
Так было давно, а кто сейчас определяет время посадки, нам расскажет Женя (презентация об агрономе).
Действительно, агроном должен знать технику, которая помогает человеку в выращивании хлеба. Переходим к следующей экспозиции.
Изобретением человека является удивительная машина, какая, узнаете, отгадав загадку.
Он идет, волну сечет,
из трубы зерно течет? ”
(презентация о комбайне) Кирилл
Комбайн - важнейшая сельскохозяйственная машина, она не только срезает колоски, но еще и выбивает зерно из них, очищает зёрна струёй воздуха. Едет комбайн по полю и три дела сразу делает: жнёт, молотит и веет. Он срезает колосья, они попадают в середину комбайна, и из длинного рукава высыпается в самосвалы зерно. Ребята, кто работает на комбайне? (На фоне музыки И. Кишко “Комбайнер”.)
Как вы думаете, где же храниться собранное зерно?
Элеватор – здание, где хранят зерно.
Что еще кроме хранения делают с зерном на элеваторе . (очищают , сушат, сортируют).
Обратите внимание, это элеватор в нашем городе.
Двигаемся дальше по маршруту.
Посмотрите, как вы думаете, почему рядом с мельницей лежат камни?
Как называется современная мельница?
Как вы думаете, что закрыто салфеткой? Почему вы так решили?
(Мелькомбинат. Место, где зерно превращают в муку).
Ребята, мы много говорили о труде хлеборобов.
Результатом труда людей , каких профессий, является хлеб и хлебобулочные изделия (пекарь).
Мы тоже побывали с вами в роли пекарей и пекли булочки.
Полина хотела бы поделится с вами рецептами ватрушек , которые она печет с мамой.(презентация).
И конечно же украшением стола является каравай. Каравай дошёл до наших дней с древних времён. Хлебом и солью угощали дорогих гостей (Композиция" Каравай")
Конец сбора урожая отмечали веселым праздником - ярмаркой .
Внимание, внимание,
Открывается весёлое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовёт!
Танец "Ярмарка"
Вот и солнце закатилось-
Наша ярмарка закрылась!
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
Приглашаем гостей на чаепитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekskursiya_na_vdnh.docx | 43.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастная группа: дети 6-7 лет | ||||||
Тема: « Хлеб – всему голова» | ||||||
Тип проекта: информационный, познавательно – исследовательский. | ||||||
Продолжительность проекта: Сентябрь – Октябрь. | ||||||
Участники проекта: Воспитатели, дети, родители музыкальный руководитель. | ||||||
Актуальность реализации проекта, постановка проблемы: Так как хлеб является основой питания для многих народов и рассматривается как источник жизни и символ труда. В давние времена считалось, что от обращения с хлебом зависит сила, здоровье и удача человека. Хлебу отведено главное место на столе, без него не обходится ни один приём пищи. Дети встречаются с хлебом ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Проявляется это в небрежном отношении к хлебу:( играют с хлебом, выбрасывают недоеденным, бросают, крошат, лепят фигуры). Данный проект позволит в условиях воспитательно – образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих людей хлеб. | ||||||
Цель проекта: сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, которые участвуют в этом процессе. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду людей помогающих выращивать хлеб. | ||||||
Задачи: Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку; Пополнить активный словарь детей специальными терминами и названиями; Развивать связную речь, коммуникативные навыки :диалогическую и монологическую речь. Развивать умения рефлексировать; Познакомить детей с литературой разных авторов и жанров на тему «Хлеб». Познакомить со старинными обычаями, связанные с хлебом; Привлечь родителей к организации проекта;(создание презентаций, изготовление поделок на данную тему). | ||||||
Образовательные области проекта: Познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, социально – личностное развитие, физическое развитие, речевое развитие. | ||||||
Формы работы с детьми: Беседа о сборе урожая хлеба; «Берегите хлеб». «Терпенье и труд все перетрут» «Из чего делают белый хлеб, а из чего делают черный?» Рассматривание колосьев ржи и пшеницы Чтение литературных произведений по теме; Экспериментирование: Заводим дрожжевое тесто и наблюдаем за дальнейшим процессом, пока не поднимется. Практическая деятельность: стряпаем (готовим ) булочки своими руками. | ||||||
Ожидаемые результаты, в т.ч. продукты проекта: Сформировать у детей представления о ценности хлеба; Получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей; Воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, Участвующих в производстве хлеба; Воспитывать бережное отношение к хлебу. | ||||||
Этапы работы по проекту | ||||||
I. Подготовительный | Деятельность педагогов и родителей Определение проблемы, постановка цели и задач; Определение методов работы; Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала; Подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей; Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности; Подбор презентаций на данную тему; Введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту; Модель трех вопросов Что мы знаем? Хлеб делают из муки. (Никита) Муку делают из зерен. (Артём) Хлеб покупают в магазине. (Катя) Хлеб бывает белый, черный. (Стас) Мама дома печет хлеб в хлебопечке.( Семён) Что мы хотим узнать? Когда появился хлеб? (Полина) Как раньше выращивали хлеб? (Арина) Как выращивают хлеб в наше время? (Женя) Какие машины помогают людям выращивать и изготавливать хлеб? (Кирилл С) Какие профессии у людей, которые выращивают и изготавливают хлеб? (Полина Ф) Как сделать тесто? (Даша Р) Что можно сделать из муки еще? (Кирилл Е) Почему говорят: Хлеб всему голова (Радион). Что можно приготовить из черствого хлеба? (Рома Я) Смогли бы вы прожить без хлеба? Какие пословицы, стихи, песни вы знаете о хлебе? Как нам найти ответ? Сходить на экскурсию на хлебозавод (Рома П), Спросить у родителей (Вика), Спросить у воспитателя (Серёжа), Провести опыт, получить муку (Дима Ш), Посмотреть в книгах, энциклопедиях, в Интернете (Вася) | |||||
II. Основной | Познание. Речевое развитие. Беседа – обсуждение: «Откуда хлеб пришёл». Экспериментальная деятельность: Рассматривание зёрен (рожь, пшеница). Проращивание зёрен. Посадка в землю. «Как готовить тесто». Чтение художественной литературы М. Глинская «Хлеб», П. Каганова Хлеб – наше богатство» С Погореловский «Вот он – хлебушек душистый» В. Воронько «Вот и лето пролетело», «Вешний день пахать пора» В Крупин «Отцовское поле» М. Пришвин «Лисичкин хлеб». Заучивание пословиц о хлебе, стихотворений, поговорок. Работа с детьми по реализации поставленной цели и задач через различные виды детской деятельности: Социально коммуникативное развитие. С/Р игра «Магазин хлебобулочных изделий» Д/И «Назови профессии людей работающих на поле». Составление схемы «Откуда хлеб пришёл». Замешивание и изготовление хлебобулочных изделий из солёного теста. Замешивание дрожжевого теста и выпечка булочек. Конструктивно-модульная деятельность: постройка пекарни. Игра «Хорошо - плохо», прививать правила обращения с хлебом. Игра «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье). Составление рассказов о приготовлении своих хлебобулочных изделий. Организация чаепития с домашней выпечкой. Худоожественно - эстетическое развитие (Художественное творчество). Аппликация «Колосья» Лепка из соленого теста « Булочки – плюшки». конструирование из конструктора, «Мельница» рисование «Колосья», « Батон с баранками». рассматривание иллюстраций И.Шишкин «Рожь» Конструирование из спичечных коробков «Машины для вывоза зерна». Физическое развитие. Танцевальная композиция: «Ярмарка», «Что везёшь лошадка». Пальчиковые игры, физминутки. П/И Кто, что делает?», «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем». Работа с родителями: Изготовление макета, создание презентаций на темы: «Профессии, связанные с хлебом», «Как растёт рожь», «Как растёт пшеница». | |||||
III. Заключительный | В результате работы над проектом дети узнали: Как вырастить хлеб, изготовить муку, выпечь хлеб. Узнали об истории возникновения хлеба, хлебных профессиях. Узнали, что в хлебе содержат необходимые вещества для жизнедеятельности человека. Разгадывали загадки, разучивали стихи и песни, узнали пословицы о хлебе. Посмотрели презентацию «Как хлеб на стол пришёл». Познакомились с историей о девочке, наступившей на хлеб по сказке Г.Х. Андерсена. Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями, а так же привлекла родителей к образовательному процессу в детском саду. А главное: мы будем учиться, бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей! | |||||
План | ||||||
День недели | Этап | Непосредственно образовательная деятельность | Совместная образовательная деятельность, в т.ч. в режимных моментах | Организация самостоятельной деятельности | Взаимодействие с родителями и социальными партнёрами | |
Пт | I | Познание. Тема: Знакомство со злаковыми. Цель: Познакомить детей со злаковыми культурами, из которых выпекают белый и черный хлеб. Рассматривание картины Шишкина « Рожь» | Рассматривание колосьев: предметные картинки, засушенные колосья. Развивать умение обследовать и сравнивать колосья разных злаковых культур (рожь, пшеница, овёс). Учить различать и называть колосья разных злаковых культур. | Рассматривание книг, альбомов о хлебе, придумывание рассказов о хлебе, рассматривание колосков, зерен, | Организовать родителей для изготовления макета на тему «Хлеб». Дать установку. | |
Пн | I | Познание. Знакомство с трудом хлебороба. Цель: Расширить представление детей о труде взрослых. Показывать результаты труда и его общественную значимость, учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека. Речевое развитие. Тема: Составление рассказа «Как хлеб на стол попал». Задачи: Воспитывать уважение к труду людей, выращивающих хлеб, бережное отношение к хлебу. Активизировать словарный запас детей. | Чтение стихотворений В.Воронько «Вешний день, пахать пора…». Задачи: Поддерживать интерес к литературным произведениям. Расширять представления детей о труде тракториста, хлебороба и комбайнёра. Пальчиковая гимнастика «Колосок» Игра «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке) Игра «Хорошо –плохо»(правила обращения с хлебом). | Сюжетно ролевые игры «Булочная» Предметы-заместители ( набор хлеба), «Семья», «Ярмарка» Закреплять правила игры, совершенствовать знания о традициях русского народа, связанных с хлебом. | Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Пекарня» Пошив фартуков и колпаков. Пополнили дидактическую копилку иллюстрациями по теме «Хлеб». | |
Вт | I | Музыка. Пение песни: «Живи наша Русь и душа» Рисование «Колосья» Задачи: Развивать умение рисовать натюрморт с натуры, соблюдая пропорции и цветовую гамму. Учить детей рисовать колосья. | Загадки о хлебе. Задачи: Воспитывать уважение к ответам товарищей. Развивать умение дослушивать загадку до конца. Учить понимать иносказательный смысл загадок. Чтение М. Пришвин «Лисичкин хлеб» Задачи: продолжать учить детей внимательно слушать, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы педагога. | Игра «Угадай на вкус» Цель: Учить детей угадывать на вкус и называть виды хлебобулочных изделий (батон, ржаной хлеб, сушки, пряник, пирог и т.п.) Хороводная игра «Каравай» Заучивание стихотворения П. Каганова «Хлеб – наше богатство!» | Оформление компьютерных презентаций, Изготовление макетов для выставки «ВДНХ» нашей группы. Оформление альбомов хлебобулочных изделий.
| |
Ср | II | Лепка. Лепим из солёного теста хлебобулочные изделия(по показу) Познакомить с технологией замешивания теста. Учить лепить фигурки из солёного теста по образцам – рисункам. Развивать навыки лепки: скатывание, раскатывание, соединение деталей, сглаживание неровностей, сплющивание, вдавливание. Воспитывать аккуратность при работе с тестом. | Подвижная игра (Скажи и покажи) Игра «Кто что делает?» (пекарь – печёт, комбайнёр – водит комбайн, убирает урожай и т.п.) Игра на сообразительность и долговременную память «Сядет тот, кто хлебобулочное изделие назовет». Игра «Исключи лишнее»(продукты которые не относятся к хлебу). | Организация сюжетно ролевых игр: «Семья»(идём в кондитерскую), (выпекаем каравай для гостей). Д/И «Узнай по описанию». | ||
Чт | II | Познание. ККонструирование из конструктора «Мельница» Задачи: Воспитывать стремление добиваться поставленной цели. Развивать умение работать по схеме и образцу, уметь самостоятельно подбирать детали строителя. Учить детей строить многоэтажное здание. Совершенствовать представления о производстве хлеба. Закреплять умение обыгрывать постройку, аккуратно разбирать постройку после занятия. Рисование. « Колосья» рисунок с изображением колосьев. | Чтение М. Глинская «Хлеб», Н. Самкова «О хлебе». Беседа по прочитанному. Задачи: Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к старшим. Развивать умение внимательно слушать литературное произведение, отвечать на вопросы воспитателя по тексту. Учить понимать главный смысл произведения, выделять поучительный момент. Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена | Д/и «Что сначала, что потом» Цель: Закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно – следственные связи. С/и «Кто больше назовет пословиц о хлебе» Цель: Побуждать детей интересоваться смыслом слова, обогащать словарь. | Консультация на тему: «Как познакомить детей со злаковыми культурами». | |
Пт | II | Познание. «Дрожжи оживают». Цель: Развить у детей любознательность и познавательную мотивацию. Дать детям знания об особенностях и свойствах дрожжей в разных состояниях. Аппликация «Золотой колос». продолжать учить детей путем срезания уголков прямоугольника получать овал; учить доводить дело до конца. Итоговое мероприятие. «Экскурсия на ВДНХ». | Д/и «Что нужно для работы хлебороба?» Цель: Закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память. Выставить в художественно-речевой центр книги по теме: «Всё о хлебе» | С/р игра «Булочная» Цель: Формировать умение налаживать и регулировать контакты в совместной игре, договариваться о последовательности совместных действий; совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей, обогащать жизненный опыт, поощрять желание организовывать с-р игры) | Оформление папки передвижки на тему: «Хлеб наше богатство». | |
Список литературы 1. И.А Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Издательский дом «Цветноой мир»., Москва – 2013г. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.2001 г. 2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.1999 г. 3. Комарова Т.С., Иванова Л.И.И., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М.2000 г. 4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.,1999. 5. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, Е.М.Струнина и др. – М., 1999. 6. Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – 2-е изд., испр.и доп.- М.2005. 7. 365 развивающих игр (сост. Беляков Е.А. – М.1999. Т.А Шорыгина «Беседы о хлебе» . Москва – ТЦ «Сфера» - 2012. 8. Наглядно-дидактическое пособие "Расскажите детям о хлебе". Автор: Емельянова Э. Л. 9. Наглядно-дидактическое пособие "Откуда что берется. Хлеб". Автор: Емельянова Э. Л. 10. Наглядно-дидактическое пособие "Как наши предки выращивали хлеб". Автор: Емельянова Э. Л. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Экскурсия по Петербургу"
Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе. Образовательная область "Познание" (ФЦКМ, ФЭМП)...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми Тема: «Экскурсия по малой родине – Красное Село»
Познакомить детей с малой родиной....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в логопедической подготовительной к школе группе на тему «Закружилась листва золотая»
Практическое усвоение слов, обозначающих предметы, действия, признаки....
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе «Экскурсия на фабрику игрушек»
Конспект логопедического занятиядля детей подготовительной к школе группе. Цель: Закреплять произношение звука (Л), автоматизация звука в словах...
Конспект Непосредственно образовательная деятельность для детей подготовительного к школе возраста Образовательная область Социально-коммуникативное развитие «Экскурсия в библиотеку»
Что такое библиотека? Для чегот она предназначена? Актуальна ли в современное время профессия -библиотекарь? На эти вопросы дети найдут ответы, став настоящими корреспондентами!...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы по краеведению «Экскурсия по родному селу»
Данный конспект поможет педагогам в расширении и уточнении знаний о своей малой Родине...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительного к школе возраста по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Рисование» «Золотая осень» (с использованием нетрадиционной техники рисования).
В данном материале предложен конспект по использованию нетрадиционной техники рисования "акварель по мокрому"....