КОНСПЕКТ НОД Тема: «Откуда хлеб пришел?» (познавательно – исследовательская деятельность
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД
Тема: «Откуда хлеб пришел?»
(познавательно – исследовательская деятельность)
Воспитатель: Бутова Л.А.
Цель: создание условий для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о производстве хлеба.
Задачи:
Образовательная область: «Познавательное развитие»
-продолжать знакомить дошкольников с процессом выращивания зерновых культур (пшеница, рожь);
-систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста о машинах участвующих в выращивании и сборе урожая зерновых культур: трактор, сеялка, комбайн и о месте хранения зерна - элеваторе;
-закрепить знания детей о злаковых растениях ( пшеница)
-способствовать расширению представлений детей о способах изготовления муки (перемалывание зерна) и ее свойствах (мука мягкая, пушистая, белая, рассыпчатая, легкая);
-продолжать формировать познавательно - исследовательские действия через рассматривание колосьев, зерна ;
-развивать умение анализировать, сравнивать.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
-упражнять в лепке хлебобулочных изделий с использованием ранее усвоенных приемов и способов лепки из соленого теста.
Образовательная область: «Речевое развитие»
-развивать связную речь, побуждая детей отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями;
-активизировать в речи детей прилагательных характеризующих свойства хлеба, зерна, колосьев, муки;
Образовательная область: «Социально коммуникативное развитие»
-развивать мелкую моторику рук;
-воспитывать уважение к труду людей, участвующих в выращивании и производстве хлеба;
-воспитывать бережное отношение к хлебу, через использование пословиц
Предварительная работа:
-познавательные беседы «Сейчас узнаем» (Как хлеб приходит на стол);
-беседы с детьми о труде пекаря;
-чтение стихов, сказок и рассказов о хлебе и труде пекаря, загадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок о хлебе;
-знакомство детей с интересными фактами из истории хлеба;
-рассматривание тематических альбомов, слайдов и иллюстраций;
-лепка: «Хлебные и кондитерские изделия», «Булочки, баранки»;
-выставки работ детей «Слава хлебу на столе»;
-составление коллажа "Берегите хлеб!".
Словарная работа: активизация словаря: поле, земля, трактор, батон, булка, пирожок, урожай, свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, белый, сдобный, пышный, колос, комбайн, уборка, элеватор, мука.
обогащение словаря: хлебобулочные изделия, всходы.
Материалы и оборудование: хлебобулочные изделия, крошки хлеба, колосья пшеницы, мука, электрическая кофемолка, росток пшеницы, разнос, влажные салфетки, одноразовые тарелочки, соленое тесто, демонстрационные картинки, лупы.
Методы и приемы:
Словесные: рассказ воспитателя, чтение стихов, пословиц, загадка, вопросы к детям, ответы детей на вопросы.
Наглядные: демонстрационные картинки, наблюдение за работой кофемолки, рассматривание колосьев, зерна, муки.
Практические: лепка из соленого теста, исследование колосков, исследование зерен ржи, муки.
Игровые: игра «Собери цепочку».
Интеграция ОО: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная, игровая.
Ход деятельности
Дети входят в группу. На разносе видят остатки хлеба после завтрака.
Проблемная ситуация
-Ребята, сегодня после завтрака я попросила дежурных собрать остатки хлеба и крошки вот в эту коробочку. Подскажите, что мне с ними сделать (дети предлагают отнести на кухню, покормить птиц на улице…)
- Вы знаете откуда хлеб попадает к нам на стол? А как мы можем об этом узнать? (прочитать в энциклопедии, посмотреть в интернете, спросить у взрослых)
Ну что ж давайте спросим у взрослых
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна - в муку и тесто,
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам хлебом.
(Воспитатель обращает внимание детей на стол ,где под салфеткой находится разнос с хлебобулочными изделиями)
- Дети, что вы видите на столе? (называют хлебобулочные изделия).
(на шпажках наколоты кусочки хлеба ,которые дети берут в руки и обследуют его на вид, цвет, запах, вкус)
- Расскажите о хлебе, какой он (вкусный, душистый, ароматный, мягкий, свежий, белый, черный, румяный…)
-Из чего пекут хлеб? (из муки)
-Из чего муку получают? (из зерна)
- В какое время года сеют зерно пшеницы? (весной)
Чтобы узнать, откуда хлеб на стол пришел приглашаю вас в путешествие.
Игра с картинками (демонстрационный материал) :«Этапы выращивания хлеба»
Дети берут картинки и встают в круг, рассматривают картинки. Воспитатель: «Рассмотрите и подумайте, как правильно разместить картинки по порядку, в соответствии с этапами выращивания хлеба». Раскладывают на ковре.
Экспериментирование с зернами пшеницы
Дети рассматривают колоски пшеницы, делают вывод: В колоске не одно, а много зёрнышек.
В:Давайте рассмотрим зерно пшеницы. Возьмите лупы и зерно.
В: Внимательно посмотрите и скажите, какого оно цвета?
В: Теперь определите, какой формы зерно?
В: Накройте зерно другой ладонью. Какое оно на ощупь гладкое или колючее? Какое зерно по размеру?
В: Давайте теперь, определим, оно твёрдое или мягкое?
В: Скажите, ребята зерно по весу тяжёлое? Тяжело его было держать в ладошке?
Дети формулируют вывод: зерно пшеницы жёлтого цвета, форма его овальная. На ощупь зерно гладкое и твёрдое, а по весу лёгкое.
-Наше путешествие продолжается.
В: В конце лета у хлеборобов начинается ответственная пора жатва, уборка урожая. Колоски созрели, зерна пожелтели, и на поле выехала техника. (Комбайн)
Что делает комбайн в поле?
- Дети, куда же везут собранный урожай с поля?
В: Зерно хранится на элеваторе. Там зерно сушат, хранят.
Хоть и собрано зерно,
Да не хлеб еще оно.
А затем зерно везут на мельницу.
Отгадайте загадку:
Здесь такое с ним твориться,
В оборот его берут,
В порошок его сотрут!
Что это за порошок? (Мука)
Демонстрация эксперимента воспитателем
Приглашаю детей подойти к столу, где лежат зёрна пшеницы, кофемолка
- Ребята, как вы думаете, с помощью кофемолки можно получить муку? (предположения детей). Сегодня мы с вами тоже попробуем получить муку у нас в группе. Засыпаем зерно (засыпают) в кофемолку и включаем кнопку. Зерно, с помощью ножей, которые находятся внутри кофемолки, перетирается и получается мука.
(Дети рассматривают муку, полученную с помощью кофемолки)
-А вот такую муку делают на настоящей мельнице (показ муки). Какая мука? (белая, рассыпчатая, мягкая…) (Дети обследуют,сравнивают)
- Куда дальше везут муку?
- Что делают с мукой в пекарне?
- Как называется профессия человека, который работает в пекарне?
- Пекарь выпекает много разных хлебобулочных изделий.
Практическая работа
-Ребята, я вчера вам приготовили соленое тесто. Как вы думаете, что можно слепить из соленого теста? (хлебобулочные изделия)
(Дети лепят хлебобулочные изделия для сюжетно ролевой игры «Магазин», складывают их для просушивания и последующего раскрашивания на разносы)
Работа с пословицами
-Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы о хлебе? (Ответы детей)
«Хлеб - всему голова!»
«Без хлеба - нет обеда!»
«Будет хлеб - будет и песня»
«Хлеб да вода – богатырская еда»
«Худой обед, если хлеба нет!»
-Наше путешествие закончилось, и вы теперь знаете, откуда хлеб на стол пришел.
-Что вам больше всего запомнилось в путешествии?
(Рассматривание и обсуждение выполненных работ детьми)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной детско-родительской творческой познавательно-исследовательской деятельности "Приготовление винегрета с "изюминкой". Старший дошкольный возраст .
Конспект преназначен для педагогов и родителей и содержит практический материал по познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте, может быть использован в организаци...
Конспект НОД.Образовательная область "Познание":познавательно-исследовательская деятельность
Конспект предназначен для детей подготовительной группы. Блок "Вода". Тема "Путешествие по Клязьме"...
Конспект НОД.Образовательная область "Познание":познавательно-исследовательская деятельность
Конспект предназначен для детей подготовительной группы. Образовательная область "Познание".Блок "Вода". Тема "Кораблик для путешествия"....
Конспект НОД в области « Познания» познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе « Формирование у дошкольников временных представлений и их последовательности».
Познакомить детей с понятием сутки, дни недели, неделя. Сформировать представление о том, что утро, день, вечер, ночь образуют сутки, семь суток – это неделя и в этом случае сутки называют днями недел...
Конспект педагогического мероприятия по развитию познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Земелюшка-чернозём».
Конспектпедагогического мероприятияпо развитию познавательно-исследовательской деятельности.Тема: «Земелюшка-чернозём».Задачи: Познание: продолжать развивать у детей познавательно – исследовательскую ...
Конспект НОД с дошкольниками по познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие в мир предметов"
Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»....
Конспект интегрированного развлечения с элементами познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы
Формирование целостной картины мира: помочь детям понять сущность физических явлений, происходящих в неживой природе на основе взаимосвязи свойств снега и температуры воздуха, объясняя причины и резул...
- Мне нравится (1)