Конспект педагогического мероприятия по развитию познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Земелюшка-чернозём».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект
педагогического мероприятия
по развитию познавательно-исследовательской деятельности.
Тема: «Земелюшка-чернозём».
Задачи: Познание: продолжать развивать у детей познавательно – исследовательскую активность (с использованием экспериментальной деятельности ),познакомить детей с многообразием слова «Земля». Через экспериментальную и практическую деятельность, помочь детям лучше познакомиться со свойствами земли, песка, глины, камней. Упражнять в умении сравнивать, анализировать, делать самостоятельные выводы. Воспитывать экологическую культуру, желание беречь землю,её природные богатства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
СПИСОК.
Многодетных семей МБДОУ «Детский сад №6 г. Калининска, Саратовской области.
1.Альшины.
2.Ждановы
3.Журавлёвы.
4.Сейдалиевы.
« Он очень нужен детворе, он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже, он и в стекле расплавлен даже».
/ Песок/
«Сухая, я твёрдой бываю, как камень,
Размочат- как тесто, податливой буду,
Могу превратиться в игрушки в посуду».
/Глина/
«В серёжках у мамы огнём он горит,
В пыли на дороге ненужным лежит,
Он может быть мелкий, в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой- одному не поднять»
/Камень/
«Она богаче всех на свете, по ней бегут, несутся дети.
А по весне стоит вся в цвете, и так красива на рассвете
И кормит всех людей на свете, что это? Скажите дети?»
/Земля-Кормилица/
Ход .Дети входят в зал, и видят красивую коробку, рассматривают её, она не открывается. На коробке написано: «Отгадайте загадки, коробка откроется». Ну что, ребята будем отгадывать загадки? Читаю загадки.
« Он очень нужен детворе, он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже, он и в стекле расплавлен даже».
/ Песок/
«Сухая, я твёрдой бываю, как камень,
Размочат- как тесто, податливой буду,
Могу превратиться в игрушки в посуду».
/Глина/
«В серёжках у мамы огнём он горит,
В пыли на дороге ненужным лежит,
Он может быть мелкий, в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой- одному не поднять»
/Камень/
«Она богаче всех на свете, по ней бегут, несутся дети.
А по весне стоит вся в цвете, и так красива на рассвете
И кормит всех людей на свете, что это? Скажите дети?»
/Земля-Кормилица/
Правильно ребята, это Земля. А что такое-Земля? Презентация. Слайд 1
На этот вопрос нам помогут ответить наши давние друзья Файлик и Компик. Слайд 2,3
Я предлагаю Вам стать исследователями, пройти в нашу лабораторию и подробно изучить слои земли.
Слайд 4
Давайте вспомним правила работы в лаборатории: внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием.
Слайд 5
Ребята, в какой последовательности мы будем работать?
Реб: Сначала мы рассмотрим материал в лупу, затем пересыплем из стакана в стакан, потом нальем воду в стакан с материалом, и в конце сделаем вывод.
Как по-научному, называют землю, которая находится у нас под ногами? (Почва) Правильно. Какие слои почвы вы знаете? (плодородный слой, песок, глина, камни).
Предлагаю исследовать все слои по отдельности.
Начнем с верхнего слоя земли-это плодородная почва. Дети рассматривают почву в лупу. Пересыпают из стакана в стакан, поливают почву водой.
Делают вывод: почва состоит из разных частиц, корешков, травинок, веточек, она мягкая, рыхлая, хорошо впитывает влагу и в ней есть воздух.
Предлагаю исследовать песок. Дети рассматривают песок через лупу, пересыпают, поливают водой. Вопросы к детям: из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую?
Предлагаю провести эксперимент «Красим песок» (Цветной мел предварительно протёртый на терке смешать с мокрым песком- песок окрашивается).
Дети делают выводы: -песок сухой может двигаться ;-песок хорошо пропускает воду;- песок окрашивается; -влажный песок лепится.
Вот мы и определили свойства песка. А сейчас будем исследовать глину. Дети рассматривают глину в лупу. Какая она? Если крупинки песка на расстоянии друг от друга, то крупинки глины плотно прижаты друг к другу. Предлагаю детям взять мокрую глину в руку и сжать её в кулаке. Что можно сказать про глину? Что можно из неё делать? А как вы думаете, дружит глина с водой? Давайте проверим, налейте воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите? Глина плохо впитывает воду, медленно намокает.
Дети делают выводы: глина мокрая лепится; сухая держит форму; глина твёрдая, мягкая, липкая, пластичная.
Свойства глины мы определили с помощью сравнения песка и глины, теперь мы будем исследовать камни.
Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос: Чем они отличаются? Что можно сказать о камнях? Какие они?
Дети смотрят через лупу. Видно ли каждую частичку у камня? Почему? Что можно обнаружить на камне? (сколы, трещины, узоры), Дети смотрят через лупу. Видно ли каждую частичку у камня? Почему? что можно обнаружить на камне? (сколы, трещины, узоры), трогают, стучат друг о друга; меняют ли форму если их сжать в руках -?; если прислонить к щеке?- (холодные).
.Делают вывод: Камни твердые, крепкие, бывают гладкими и шероховатыми, холодные, разные по цвету и форме.
А сейчас, давайте отдохнем - под музыку «Земелюшка-чернозём». (надо изобразить землю, песок, глину, камень).
Ребята вы уже знаете, что у земли есть праздник «Всемирный день Земли» он отмечается ежегодно в день весеннего равноденствия, 21 МАРТА, целью этой всемирной акции является привлечение внимания всех жителей планеты к экологическим проблемам.
А у земли, как у почвы есть особый день, и он называется Духов день – именины земли. Отмечается этот день в первый понедельник после Троицы. В этот день крестьяне славили землю - именинницу. Женщины в этот день собирались в поле, стелили скатерть и раскладывали еду. После чего трапезничали и пели песни, славили землю именинницу, прикрывали кусочки трапезы землей «кормили» со словами «Земля-именинница, дай нам урожай».
Земля - наша кормилица. Поэтому нужно постоянно заботиться о ней, беречь её от истощения, разрушения, загрязнения, там, где заботятся о земле и урожаи собирают большие. Что означает это слово? Земля это наша планета. Как еще называем мы нашу землю? ( Земля- матушка, Земля-кормилица, чудесная кладовая). Давайте вспомним знакомые пословицы о Земле.
«Земля кормит людей, как мать детей».
«Земля, хоть черна, а хлеб белый родит».
«Земля заботу любит».
«Земля кормит, но и сама есть просит».
Сегодня, мы узнали много нового о нашей земле-кормилице. Давайте приготовим ей подарок, сделанный своими руками, а кто и какой подарок подарит земле, вы решите самостоятельно. (Дети выбирают занятие по душе- лепят из глины, рисуют песком, расписывают камни, сажают лук под музыкальное сопровождение).
Рефлексия «Благодарность Земле» - слайд-видео.
Конспект
педагогического мероприятия
по развитию познавательно-исследовательской деятельности.
Тема: «Земелюшка-чернозём».
Подготовила Малофеева Т.С.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №6 г.Калининска Саратовской области»
2013 г.
Тема: «Земелюшка-чернозём». Старший дошкольный возраст.
Форма работы: экспериментирование.
Вид деятельности: познавательно-исследовательская.
Цель: с использованием экспериментальной деятельности познакомить старших дошкольников с многообразием слова «Земля»;расширить представления о существенных, характерных свойствах и качествах различных материалов.
Задачи: Познание: продолжать развивать у детей познавательно – исследовательскую активность (с использованием экспериментальной деятельности ),познакомить детей с многообразием слова «Земля». Через экспериментальную и практическую деятельность, помочь детям лучше познакомиться со свойствами земли, песка, глины, камней. Упражнять в умении сравнивать, анализировать, делать самостоятельные выводы. Воспитывать экологическую культуру, желание беречь землю,её природные богатства.
Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности,испытывать радость от совместного труда.
Художественное творчество: развивать детское творчество через рисование гуашью, цветным песком, лепку из глины.
Музыка: воспитывать эстетические чувства при прослушивании музыки.
Коммуникация: при совместной работе развивать коммуникативные навыки.
Безопасность: формировать умение соблюдать правила безопасного поведения с предметами в экспериментальной деятельности.
Предварительная работа:
Просмотр видеофильмов (диск по познавательному развитию «Энциклопедия Всезнайки» 2 части), чтение загадок, стихов, пословиц, поговорок.
Эксперименты, опыты с водой, исследование воздуха на предыдущих занятиях, подготовка цветного песка.
Дидактические, речевые игры, на тему природы, разучивание поговорок, пословиц о земле, слушание звуков природы.
Материалы и оборудование: контейнеры с песком, глиной, почвой, камнями,фартуки, стаканы, ложки, тарелки, стаканы с водой, , лупы, салфетки.
Для художественного творчества: гуашь, глина, цветной песок.
Музыкальное сопровождение: Русская народная песня «Земелюшка- чернозём» в обработке Лядова А. Релаксационная музыка: «Благодарность Земле» - слайд-видео.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»
Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...
Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) средняя группа Тема: «Незнайка – путешественник»
Конспект разработан для детей среднего возраста. Развивать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью и предметами....
Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) На тему: «Снег и его свойства» средняя группа
Данный конспект подготовлен для детей среднего возраста. Познакомить детей со свойством снега через экспериментальную деятельнось....
Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) младшая группа Тема: «Вода»
Познакомить детей со свойствами воды через экспериментальную деятельность....
Конспект образовательного мероприятия по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе тема «Круговорот воды в природе»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе»;2. Продолжать формировать представления о образование таких природных явлений как облак...
Конспект по ОО «Познавательное развитие» познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Вода – растворитель. Очищение воды»
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы....
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С ДЕТЬМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ. ТЕМА «ВУЛКАНЫ»
Образовательная деятельность в дошкольном учреждении направлена на развитие личности ребенка в целом (умение сравнить и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а т...