Конспект ОД (ознакомление с миром природы) по теме «Насекомые»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МДОАУ «Детский сад № 91 комбинированного вида «Росинка» г. Орска»
СЦЕНАРИЙ
образовательной деятельности
Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: «Насекомые»
Возрастная группа подготовительная группа
Подготовила: Сидалинова Г.Р.
Воспитатель ВКК
Орск, 13.05.2020 г.
Цель: обобщить представления детей о многообразии насекомых.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Развивающие:
- развивать любознательность, речь,
- умение правильно держать кисть, пользоваться гуашью при рисовании фона для салюта.
Образовательные:
- учить выделять общие существенные признаки насекомых,
- подвести к пониманию взаимосвязи насекомых с условиями обитания (маскировочная окраска, приспособления к неблагоприятным изменениям),
- уточнить представления о пользе насекомых
Приёмы руководства деятельностью детей:
- Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (речевые ситуации, игровые задания);
- Методы стимулирования поведения (поощрение, приемы поддержания интереса у детей: физкультминутки);
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, самопроверка правильности задания, умения и навыки познавательной и коммуникативной деятельности);
- Методы организации и осуществления познавательной деятельности
(проблемные вопросы, игры).
Создание среды для организации и проведения ОД:
- игрушки-копии насекомых,
- игрушка-копия паука,
- демонстрационный материал с изображением насекомых,
- кора дерева,
- лупы,
- макет муравейника,
- трава,
- цветок,
- аудиозапись с записью звуков леса,
- баночка с медом, восковая свеча.
Виды детской деятельности в ОД:
Коммуникативная
Двигательная
Планируемые результаты из ООП ДО ДОО:
Личностные: Способен сосредоточенно действовать в течение 30-35 минут
Интеллектуальные: Имеет первичные представления об объектах окружающего мира. Может участвовать в беседе. Умеет аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника Речь становится главным средством общения.
Физические: Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности.
Критерии оценки деятельности детей в ОД
- Активность
- Самостоятельность
- Взаимодействие со сверстниками и взрослым
- Сопереживание
- Эмоциональность
- Способность управлять своим поведением и планировать свои действия
- Применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем)
- Выполнять инструкции взрослого при выполнении игровых заданий.
Ход интегративной деятельности
Части ОД | Содержание | Области | Временной отрезок |
1. Вводная часть. Создание мотива для деятельности детей | Организационный момент: Под музыкальное сопровождение (звуки леса) воспитатель читает стихи: Когда в душистом сосняке Присядешь летом на пеньке, Внимательно вглядись вокруг – Ты многое заметишь, друг! Личинку тащит муравей, Спешит куда-то меж корней Большой сосны. На толстый сук Уселся золотистый жук. Порхает легкий мотылек, Пьет хоботком душистый сок. И собирает мед пчела. Все заняты, у всех дела! Мой друг, внимательно вглядись, Волшебную увидишь жизнь. Мотивация: Предлагаю пройтись по «лесу» (имитация) и постараться отыскать спрятавшихся маленьких существ (в траве – кузнечика, божью коровку, на цветке – бабочку, в муравейнике – муравья). Затем воспитатель просит поместить всех найденных существ на демонстрационный стол Воспитатель: Целеполагание (совместно с педагогом): Воспитатель: Ребята, хотите узнать побольше о насекомых? Ответы детей. Тогда в путь! | 5 минут | |
2.Основная часть. Беседа, актуализация личного опыта детей Проблемные вопросы | Воспитатель: - Что это за обитатели леса, как каждого из них мы называем? - Как можно назвать их одним словом? (насекомые) - Что общего у всех насекомых? У всех есть голова, брюшко, 4 крылышка, шесть лапок, усики. Называются они так потому, что у многих из них, словно глубокими насечками тело разделено на несколько частей. Воспитатель схематично изображает насекомого на доске. - Каких насекомых еще знаете? Воспитатель показывает паука. - Можно ли назвать его насекомым? Почему нет? Насекомые живые существа. А все живое растет, питается, дышит, двигается. - Как же передвигается насекомые? (ползают, ходят, летают, плавают, прыгают, бегают). Некоторые из них способны ползать вниз головой («Кто над нами вверх ногами?») - Способны ли насекомые издавать звуки? Какие?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Воспитатель показывает изображения насекомых, а дети имитируют их движения и звуки.
- Когда, в какое время года мы можем увидеть насекомых? (весной, летом, осенью) - Как вы думаете, куда исчезают насекомые поздней осенью, зимой? (прячутся, зарываются в землю, некоторые погибают). - Где могут прятаться насекомые? (под корой деревьев, в мхе, в пнях, различных щелях). Воспитатель предлагает детям рассмотреть кору деревьев через увеличительное стекло и лично убедиться, что в коре имеются щели, трещинки, в которых насекомые могут спрятаться от морозов, а также от своих врагов. - Кто же враг насекомых? (птицы) - Как насекомые могут защищаться от врагов? Воспитатель помещает кузнечика-игрушку на траву, жука-игрушку на кору дерева и выясняет у детей: заметно ли насекомых. Затем поясняет, что насекомые таким образом маскируются, прячутся от птиц, и такая окраска называется защитной. А у некоторых насекомых отпугивающая окраска. Воспитатель предлагает подумать и назвать насекомых с подобной окраской (божья коровка, пчела, шмель). Окраска этих насекомых как бы предупреждает, что это насекомое ядовито, несъедобно.
Воспитатель обращает внимание детей на гусеницу-игрушку, выставленную на демонстрационный стол, и выясняет у детей, что это за живое существо? Выслушав ответы детей, поясняет, что и бабочка, и муха, жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, из них-то и выйдут гусеницы. Пройдет время, и превратиться гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появиться бабочка (рассказ сопровождается показом). Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спинке шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и полетит.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Расту червячком, Питаюсь листком, Потом засыпаю. Себя обмотаю. Не ем, не гляжу. Неподвижно лежу. Но снова весной Я вдруг оживаю, Свой дом покидаю, Над лугом порхаю.
- А где у бабочки дом? У муравья дом - …. (муравейник) У пчелы - …(улей) Нет у бабочки дома. Дом для нее – каждая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Воспитатель показывает детям баночку с медом, воск, прополис. - Как вы полагаете, кто производит эти полезные продукты? (пчелы). В старину пчел называли «Божьими угодницами», потому что они дают не только ароматный мед, но и воск, из которого делают церковные свечи. - Какую еще пользу приносят насекомые? (бабочки радуют человека своей красотой, опыляют растения, бабочки тутового шелкопряда дарят людям тончайшие нити из которых получают натуральный шелк; божья коровка уничтожает тлю; стрекоза поедает комаров, мух). А также насекомые могут предсказывать погоду. Люди еще в древние времена заметили, что если - комары столбом – к хорошей погоде; - муравьи закрывают ходы в муравейнике – к ненастью; - перед засухой пчелы становятся злее, чаще жалят; - муравьи увеличивают муравейник – жди холодной зимы; - много мошек – готовь по грибы лукошек. Вот они, какие удивительные эти шестиногие малыши! | Речевое развитие Познавательное развитие Физическое развитие | 20 минут |
3.Заключительная часть. Оценка деятельности детей. Подведение итогов деятельности. | Рефлексия: -Вот вы и выполнили все задания. -Как вы считаете, вы справились, кто лучше всех, почему? -Что нового вы сегодня узнали? -Ну что ж, нам пора возвращаться, а дома вы научите своих младших сестрёнок и братишек всему, чему научились сами (проходят через зеркало). -На этом наше занятие окончено, всем спасибо. - Может быть, кто-то из вас знает или придумает загадки о насекомых? (дети и воспитатель загадывают загадки). Затем воспитатель приглашает детей попробовать меда. | 5 минут |
Длительность интегративной деятельности: 30 минут
Список использованной литературы:
1.Интернет-ресурс: maam.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Ознакомление с миром природы» по теме «Наши друзья - насекомые»
Конспект занятия с использованием ИКТ...
Конспект НОД "Ознакомление с миром природы" на тему: "Чудеса воды" в подготовительной группе
Конспект НОД в подготовительной группе «Чудеса воды»...
Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) на тему: «Насекомые»
Уточнение и расширение представления детей о насекомых,их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни. Обучение детей умению отвечать на вопросы полным ответом, поддержива...
Конспект НОД: «Ознакомление с миром природы» на тему: «Овощи» во второй младшей группе
Тема: «Овощи» Цель: закрепление знание детей об овощах.Задачи:Образовательная: учить различать по внешнему виду (цвету, форме) и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа...
Конспект НОД для младшего возраста по ознакомлению с миром природы на тему «Насекомые»
Расширить представление о насекомых (бабочке, комаре, пчеле, божьей коровке)....
Конспект занятия по ознакомление с миром природы на тему "Насекомые". В группе раннего возраста(дети 1,5-2 лет)
Цель: Расширять представление о насекомых ( бабочке, комаре, пчеле,божьей коровке).Задачи:Образовательные: Активизировать словарь детей по теме « Насекомые»;Уметь находить насекомых на кар...
План-конспект занятия (ознакомление с миром природы) на тему: " Животные нашего края" (2 младшая группа)
Конспект анятия по ознакомлению с окружающим миромЦель: расширение представлений детей о диких животных (лиса, медведь, заяц, белка, волк) нашего края, об особенностях их образа жизни в зимний период....