Конспект ОД (ознакомление с миром природы) по теме «Насекомые»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сидалинова Гульнара Рафаиловна

Для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_mirom_prirody.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ «Детский сад № 91 комбинированного вида «Росинка» г. Орска»

СЦЕНАРИЙ

образовательной деятельности

         

         

Образовательная область                  «Познавательное развитие»

          Тема: «Насекомые»

         

          Возрастная группа подготовительная  группа

                                                   Подготовила:                                                                                    Сидалинова Г.Р.

Воспитатель ВКК

Орск, 13.05.2020 г.

 Цель: обобщить представления детей о многообразии насекомых.

Задачи:  

  Воспитательные: 

  • воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Развивающие: 

  • развивать любознательность, речь,
  • умение правильно держать кисть, пользоваться гуашью при рисовании фона для салюта.

Образовательные: 

  • учить выделять общие существенные признаки насекомых, 
  • подвести к пониманию взаимосвязи насекомых с условиями обитания (маскировочная окраска, приспособления к  неблагоприятным изменениям),
  • уточнить представления о пользе насекомых

          Приёмы руководства деятельностью детей:

  1. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (речевые ситуации, игровые задания);  
  2. Методы стимулирования поведения (поощрение, приемы поддержания интереса у детей: физкультминутки);
  3. Методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, самопроверка правильности задания, умения и навыки познавательной и коммуникативной деятельности);
  4. Методы организации и осуществления познавательной деятельности

(проблемные вопросы, игры).

     Создание среды для организации и проведения ОД: 

  • игрушки-копии насекомых,
  • игрушка-копия паука, 
  • демонстрационный материал с изображением насекомых,
  • кора дерева, 
  • лупы, 
  • макет муравейника,
  • трава,
  • цветок,
  • аудиозапись с записью звуков леса,
  • баночка с медом, восковая свеча.

Виды детской деятельности в ОД:

Коммуникативная

Двигательная

   

Планируемые  результаты из ООП ДО ДОО:

Личностные: Способен сосредоточенно действовать в течение 30-35 минут

      Интеллектуальные: Имеет первичные представления об объектах окружающего мира. Может участвовать в беседе. Умеет аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника Речь становится главным средством общения.

Физические: Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности.

Критерии оценки деятельности детей в ОД

  1. Активность  
  2. Самостоятельность
  3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым
  4. Сопереживание
  5. Эмоциональность
  6. Способность управлять своим поведением и планировать свои действия
  7. Применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем)
  8. Выполнять инструкции взрослого при выполнении игровых заданий.

Ход  интегративной деятельности

Части ОД  

Содержание

Области

Временной отрезок

1. Вводная часть.

Создание мотива для деятельности детей

Организационный момент: 

Под музыкальное сопровождение (звуки леса) воспитатель читает стихи:

Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое заметишь, друг!

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок.

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела!

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

Мотивация:

Предлагаю пройтись по «лесу» (имитация) и постараться отыскать  спрятавшихся маленьких  существ (в траве – кузнечика, божью коровку, на цветке – бабочку, в муравейнике – муравья). Затем  воспитатель просит поместить всех найденных существ на демонстрационный стол

Воспитатель: 

Целеполагание (совместно с педагогом):

Воспитатель: Ребята, хотите узнать побольше о насекомых?

Ответы детей.

Тогда в путь!

5 минут

2.Основная часть.

Беседа, актуализация личного опыта детей

Проблемные вопросы

Воспитатель: 

- Что это за обитатели леса, как каждого из них мы называем?

- Как можно назвать их одним словом? (насекомые)

- Что общего у всех насекомых? У всех  есть голова, брюшко, 4  крылышка, шесть лапок, усики. Называются они так потому, что у многих из них, словно глубокими насечками тело разделено на несколько частей. Воспитатель схематично изображает насекомого на доске.

- Каких насекомых еще знаете?

     Воспитатель показывает паука.

- Можно ли назвать его насекомым? Почему нет?

     Насекомые живые существа. А все живое растет, питается, дышит, двигается.

- Как же передвигается насекомые? (ползают, ходят, летают, плавают, прыгают, бегают). Некоторые из них способны ползать вниз головой («Кто над нами вверх ногами?»)

- Способны ли насекомые издавать звуки? Какие?

 

                                            ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

     Воспитатель показывает изображения насекомых, а дети имитируют их  движения и звуки.

 

- Когда, в какое время года мы можем увидеть насекомых? (весной, летом, осенью)

- Как вы думаете, куда  исчезают насекомые поздней осенью, зимой? (прячутся, зарываются в землю, некоторые погибают).

- Где могут прятаться насекомые? (под корой деревьев, в мхе,  в пнях, различных щелях).

     Воспитатель предлагает детям рассмотреть кору деревьев через увеличительное стекло и лично убедиться, что в коре имеются щели, трещинки, в которых насекомые могут спрятаться от морозов, а также от своих врагов.

- Кто же враг насекомых? (птицы)

- Как насекомые могут защищаться от врагов?

     Воспитатель помещает кузнечика-игрушку на  траву, жука-игрушку на кору дерева и выясняет у детей: заметно ли насекомых. Затем поясняет, что насекомые таким образом маскируются, прячутся  от птиц,  и такая окраска называется защитной. А у некоторых насекомых отпугивающая окраска. Воспитатель предлагает подумать и назвать насекомых с подобной окраской (божья коровка, пчела, шмель). Окраска этих насекомых как бы предупреждает, что это насекомое ядовито, несъедобно.

   

     Воспитатель обращает внимание детей на гусеницу-игрушку,  выставленную на демонстрационный стол, и выясняет у детей,  что это за живое существо? Выслушав ответы детей, поясняет, что и бабочка, и муха, жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, из них-то и выйдут гусеницы. Пройдет время, и превратиться  гусеница в куколку, совсем неподвижную  с виду. А из куколки появиться бабочка (рассказ сопровождается показом). Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спинке шкурка, появятся сначала крылышки, а потом  и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и полетит.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Расту червячком,

Питаюсь листком,

Потом засыпаю.

Себя обмотаю.

Не ем, не гляжу.

Неподвижно лежу.

Но снова весной

Я вдруг оживаю,

Свой дом покидаю,

Над лугом порхаю.

 

- А где у бабочки дом?

У муравья дом - …. (муравейник)

У пчелы - …(улей)

Нет у бабочки дома. Дом для нее – каждая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка.

     Воспитатель показывает детям баночку с медом, воск, прополис.

- Как вы полагаете, кто производит эти полезные продукты? (пчелы). В старину пчел называли «Божьими угодницами», потому что они дают не только ароматный мед, но и воск, из которого делают церковные свечи.

- Какую еще пользу приносят насекомые? (бабочки радуют человека своей красотой, опыляют растения, бабочки тутового шелкопряда дарят людям тончайшие нити из которых получают натуральный шелк; божья коровка уничтожает тлю; стрекоза поедает комаров, мух). А также насекомые могут предсказывать погоду.  Люди еще в древние времена заметили, что если

- комары столбом – к хорошей погоде;

- муравьи закрывают ходы в муравейнике – к ненастью;

- перед засухой пчелы становятся злее, чаще жалят;

- муравьи увеличивают муравейник – жди холодной зимы;

- много мошек – готовь по грибы лукошек.

     Вот они, какие удивительные эти шестиногие малыши!

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

20 минут

3.Заключительная часть.

Оценка деятельности детей.

Подведение итогов деятельности.

Рефлексия:

-Вот вы и выполнили все задания.

-Как вы считаете, вы справились, кто лучше всех, почему?

-Что нового вы сегодня узнали?

-Ну что ж, нам пора возвращаться, а дома вы научите своих младших сестрёнок и братишек всему, чему научились сами (проходят через зеркало).    

     -На этом наше занятие окончено, всем спасибо.

- Может быть, кто-то из вас знает или придумает загадки о насекомых? (дети и воспитатель  загадывают загадки). 

     Затем воспитатель приглашает детей попробовать меда.

5 минут

Длительность интегративной деятельности: 30 минут

Список использованной литературы:

1.Интернет-ресурс: maam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) на тему: «Насекомые»

Уточнение и расширение представления детей о насекомых,их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни. Обучение детей умению отвечать на вопросы полным ответом, поддержива...

Конспект НОД: «Ознакомление с миром природы» на тему: «Овощи» во второй младшей группе

Тема: «Овощи» Цель: закрепление знание детей об овощах.Задачи:Образовательная: учить различать по внешнему виду (цвету, форме) и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа...

Конспект НОД для младшего возраста по ознакомлению с миром природы на тему «Насекомые»

Расширить представление о насекомых (бабочке, комаре, пчеле, божьей коровке)....

Конспект занятия по ознакомление с миром природы на тему "Насекомые". В группе раннего возраста(дети 1,5-2 лет)

Цель: Расширять представление о насекомых ( бабочке, комаре, пчеле,божьей коровке).Задачи:Образовательные: Активизировать словарь детей по теме « Насекомые»;Уметь находить насекомых на кар...

План-конспект занятия (ознакомление с миром природы) на тему: " Животные нашего края" (2 младшая группа)

Конспект анятия по ознакомлению с окружающим миромЦель: расширение представлений детей о диких животных (лиса, медведь, заяц, белка, волк) нашего края, об особенностях их образа жизни в зимний период....