Тема «Водоплавающие птицы» (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Ознакомление детей о приспособленности водоплавающих птиц к среде обитания;
- продолжаем развивать умение устанавливать связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме, расширяем и уточняем представление детей о водоплавающих птицах.
- закрепляем умение детей, использовать алгоритм решения проблемной ситуации, добывать знания;
- продолжать развивать у детей мыслительные операции (анализ, умение делать выводы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vodoplavayushchie_ptitsy.docx | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Водоплавающие птицы» (старшая группа)
Программное содержание:
- формировать представление детей о приспособленности водоплавающих птиц к среде обитания;
- продолжать развивать умение устанавливать связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме, расширить и уточнить представление детей о водоплавающих птицах.
- закреплять умение детей, используя алгоритм решения проблемной ситуации, добывать знания;
- продолжать развивать у детей мыслительные операции (анализ, умение делать выводы)
- развивать партнерские отношения между детьми в парах;
- воспитывать осознанное и ценностное отношение к живой природе.
Словарь:
- активизация: маховое, пуховое, водоплавающие, водостойкие, водоотталкивающие;
- обогащение: непромокаемый, не продуваемый.
Предварительная работа: Просмотр презентации «Водоплавающие птицы», рассматривание иллюстраций и картин о птицах, просмотр мультфильмов – «Гадкий утёнок», «Серая шейка», чтение рассказов, стихов, потешек о птицах.
Материал: шапочки- лаборанта, картинки с изображением птиц, перья пуховые и маховые, лупы, ёмкости с водой, бумага пропитанная маслом, чистые салфетки, карточки «исследователей», словесный алгоритм решения проблемной ситуации, символы «птицы».
Ход проблемной ситуации.
Мотивация: Дети с воспитателем заходят в группу и видят следы птиц и перья.
-Ребята, как вы думаете кто оставил следы (птицы)
-А какие птицы? (водоплавающие птицы)
-Почему решили , что это водоплавающие?(по особенностям следов)
-А как вы думаете водоплавающие птицы из воды выходят какими?(сухими)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ |
I этап - постановка проблемы | |
Воспитатель фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий: Водоплавающие птицы много времени проводят в воде, но перья остаются сухими…но какие свойства перьев этому способствуют, мы не знаем. -Что же нам делать? Проблемный вопрос: какие свойства перьев помогают птицам оставаться сухими. Воспитатель выкладывает этапы словесного алгоритма решения проблемной ситуации. | Дети осознают создавшееся противоречие: тело птиц покрыто перьями, чтобы защитить их от холода и от воды. Но, свойства перьев , которые помогают птицам, мы не знаем. Дети «осознают» цель поиска. - Нам нужно узнать свойства перьев птиц. Дети «присваивают» проблему, участвуют в ее формулировке. Дети на доске последовательно выставляют этапы решения проблемной ситуации и называют их. |
II этап - актуализация знаний | |
- Мы сегодня поговорим о птицах, По каким признакам мы узнаем птиц? -Как мы их отличаем от других животных? Вспомните модели… -Для чего нужны перья птицам? -Где живут водоплавающие птицы? Есть такая поговорка « Как с гуся вода», действительно искупался гусь, крыльями взмахнул и сухой… | Дети отвечают на вопросы, рассматривают схемы «Строение птицы», перечисляют части тела, тело покрыто перьями, они помогают сохранить тепло, защитить от воды, для полёта..,живут около воды. Дети выставляют символ пера, воды. |
III этап - выдвижение гипотез, предположений | |
Посмотрим внимательно на символы тех природных условий, которые характерны для обитания водоплавающих птиц. - Будем размышлять: если мы утверждаем, что перья защищает птиц от холода, воды, то мы можем предположить, что свойства перьев должны быть такими, чтобы уберечь птиц от мороза, ветра и воды. - Значит, чтобы уберечь птиц от мороза и стужи, перья должны быть?.. - Уберечь птиц от ветра сможет...? - Попробуйте догадаться, какое свойство перьев спасет птиц от воды? - Мы предполагаем, что перья птиц обладает следующими свойствами… - Пришло время проверить наши предположения. Физминутка «Вышли уточки гулять» Вышли уточки на луг, | Дети рассматривают символы. Дети участвуют в размышлении. Предположение детей: перья должны быть теплыми. Дети выставляют символ «пух». Дети высказывают предположение: перья птиц должны быть не продуваемыми. Дети выставляют символ «не продуваемая». Предположение детей: перья должна быть непромокаемыми. Дети выставляют символ «непромокаемая». Дети обобщают предположения: перья должна быть пуховая, не продуваемая и непромокаемая. |
IV этап - проверка решения | |
- Куда мы с вами отправимся для проверки? Воспитатель предлагает детям разделиться на пары. Воспитатель осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе поисковой деятельности. - Предлагаю каждой группе «исследователей» рассказать о результатах своей работы. - Что можно сказать о наших предположениях? | - В лабораторию. Дети переходят в птичью лабораторию. Дети парами проводят поисковую деятельность по «карточкам исследователей», проверяя свойства перьев опытным путем ( через лупу рассматривают строение пера, определяют плотность пере и перышка, определяют впитывают ли перо воду, проводят опыт с бумагой и с бумагой обработанной маслом), фиксируют результат. Дети озвучивают результаты своих поисков: - что перо – эластичное, пружинистое, плотное, жёсткое, и что перо не впитывает влагу т.к. оно пропитано жиром. - Они оказались верными. |
V этап – введение в систему знаний | |
Воспитатель предлагает детям сделать вывод о свойствах перьев. Воспитатель предлагает разметить символ новых знаний в Уголке открытий Воспитатель организует д/и «Летает, плавает, ходит» Звучит музыка «Голоса птиц» | Дети формулируют вывод: выясняют, что у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой птицы при помощи клюва смазывают перья, поэтому перья не промокают. Дети размещают в Уголке открытий символ новых знаний. Дети размещают птиц на макете в соответствии со средой обитания, называют водоплавающих птиц(лебеди,утки, гуси, пингвины, чайка, пеликан) Присваивают новые знания: птицам помогают выжить перья, у которой есть такие свойства: наличие пуха, не продуваемость, не промокать помогает жировая железа, которым птицы смазывают свои перья. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему «Зимующие птицы». (старшая группа)
Конспект занятия по ИЗО, на тему "Зимующие птицы"...
Папка-раскладушка по теме "Перелетные птицы". Старшая группа
Папка-раскладушка по теме "Перелетные птицы" предназначена для консультативной помощи родителям детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
Открытое занятие на тему: «Водоплавающие птицы» старшая группа
Цель занятия: расширить и уточнить представление детей о водоплавающих птицах.( на лапах перепонки, перья смазываются жиром) Учить находить признаки сходства и различия объектов, выражать и...
Советы родителям. Лексическая тема: Зимующие птицы. Старшая группа.
Задания для детей пяти лет, направленные на обогащение словаря, освоение грамматических категорий и развитие связной речи в рамках данной темы....
Открытое занятие по оригами. Тема: «Волшебные птицы» Старшая группа
Обобщить и систематизировать знания детей о технике “Оригами”;Закреплять умения и навыки создавать поделки в технике “Оригами”;Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы,...
Конспект НОД по изобразительной деятельности (декоративное рисование) на тему: "Сказочная птица" старшая группа.
ЗАДАЧИ: -ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Формировать у детей способность соотносить реальные и сказочные образы. Формировать обобщенные знания, различать стиль декоративной хохломской живописи. Учить создавать ...
Методическая разработка НОД «Водоплавающие птицы» (старшая группа)
Интегрированное занятие в старшей группе по формированию целостной картины мира и рисованию....