Тема «Водоплавающие птицы» (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мальгина Гюзель Радиковна

Ознакомление детей о  приспособленности водоплавающих  птиц к среде обитания;

  • продолжаем  развивать  умение устанавливать связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме, расширяем  и уточняем представление детей о водоплавающих птицах.

 

  • закрепляем  умение детей, использовать алгоритм решения проблемной ситуации, добывать знания;
  • продолжать развивать у детей мыслительные операции (анализ, умение делать выводы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vodoplavayushchie_ptitsy.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Водоплавающие птицы» (старшая группа)

Программное содержание:

  • формировать  представление детей о  приспособленности водоплавающих  птиц к среде обитания;
  • продолжать развивать  умение устанавливать связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме, расширить и уточнить представление детей о водоплавающих птицах.

  • закреплять умение детей, используя алгоритм решения проблемной ситуации, добывать знания;
  • продолжать развивать у детей мыслительные операции (анализ, умение делать выводы)
  • развивать партнерские отношения между детьми в парах;
  • воспитывать осознанное и ценностное отношение к живой природе.

Словарь:

  • активизация: маховое, пуховое, водоплавающие, водостойкие, водоотталкивающие;
  • обогащение: непромокаемый, не продуваемый.

Предварительная работа: Просмотр презентации «Водоплавающие птицы», рассматривание иллюстраций и картин о птицах, просмотр мультфильмов – «Гадкий утёнок», «Серая шейка», чтение рассказов, стихов, потешек о птицах.

Материал: шапочки- лаборанта, картинки с изображением птиц, перья пуховые и маховые, лупы, ёмкости с водой, бумага пропитанная маслом, чистые салфетки, карточки «исследователей»,  словесный алгоритм решения проблемной ситуации, символы «птицы».

Ход проблемной ситуации.

Мотивация: Дети с воспитателем заходят в группу и видят следы птиц и перья.

 -Ребята, как вы думаете кто оставил следы (птицы)

-А какие  птицы? (водоплавающие птицы)

-Почему решили , что это водоплавающие?(по особенностям следов)

-А как вы думаете водоплавающие птицы из воды выходят какими?(сухими)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

I этап - постановка проблемы

Воспитатель фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий:

Водоплавающие птицы много времени проводят в воде, но перья остаются сухими…но какие свойства перьев этому способствуют, мы не знаем.

-Что же нам делать?

Проблемный вопрос: какие свойства перьев помогают птицам оставаться сухими.

Воспитатель выкладывает этапы словесного алгоритма решения проблемной ситуации.

Дети осознают создавшееся противоречие: тело птиц покрыто перьями, чтобы защитить их от холода и от воды. Но, свойства перьев , которые помогают птицам, мы не знаем.

Дети «осознают» цель поиска.

- Нам нужно узнать свойства перьев птиц.

Дети «присваивают» проблему, участвуют в ее формулировке.

Дети на доске последовательно выставляют этапы решения проблемной ситуации и называют их.

II этап - актуализация знаний

- Мы сегодня поговорим о птицах,

 По каким признакам мы узнаем птиц?

 -Как мы их отличаем от других животных? Вспомните модели…

-Для чего нужны перья птицам?

-Где живут водоплавающие птицы?

Есть такая поговорка « Как с гуся вода», действительно искупался гусь, крыльями взмахнул и сухой…

Дети отвечают на вопросы,  

рассматривают схемы «Строение птицы», перечисляют части тела,

тело покрыто перьями, они помогают сохранить тепло, защитить от воды, для полёта..,живут около воды.

 Дети выставляют символ пера, воды.

III этап - выдвижение гипотез, предположений

 Посмотрим внимательно на символы тех природных условий, которые характерны для обитания водоплавающих птиц.

- Будем размышлять: если мы утверждаем, что перья защищает птиц     от холода, воды, то мы можем предположить, что свойства перьев  должны быть такими, чтобы уберечь птиц  от мороза, ветра и воды.

- Значит, чтобы уберечь птиц от мороза и стужи, перья  должны быть?..

- Уберечь птиц  от ветра сможет...?

- Попробуйте догадаться, какое свойство перьев  спасет птиц от воды?

- Мы предполагаем, что перья птиц  обладает следующими свойствами…

- Пришло время проверить наши предположения.

Физминутка «Вышли уточки гулять»

Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р!
(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь,
Ш-ш-ш.

Дети рассматривают символы.

Дети участвуют в размышлении.

Предположение детей: перья должны быть теплыми.

Дети выставляют символ «пух».

Дети высказывают  предположение: перья птиц должны быть не продуваемыми.

Дети выставляют символ «не продуваемая».

Предположение детей: перья должна быть непромокаемыми.

Дети выставляют символ «непромокаемая».

Дети обобщают предположения: перья должна быть пуховая, не продуваемая и непромокаемая.

IV этап - проверка решения

- Куда мы с вами отправимся для проверки?

Воспитатель предлагает детям разделиться на пары.

Воспитатель осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе поисковой деятельности.

- Предлагаю каждой группе «исследователей» рассказать о результатах своей работы.

- Что можно сказать о наших предположениях?

- В лабораторию.

Дети переходят в птичью лабораторию.

Дети парами проводят поисковую деятельность по «карточкам исследователей»,

проверяя свойства перьев опытным путем ( через лупу рассматривают строение пера, определяют плотность пере и перышка,  определяют впитывают ли перо воду, проводят опыт с бумагой и с бумагой обработанной маслом), фиксируют результат.

Дети озвучивают результаты своих поисков: - что перо – эластичное, пружинистое, плотное, жёсткое, и что перо не впитывает влагу т.к. оно пропитано  жиром.

- Они оказались верными.

V этап – введение в систему знаний

Воспитатель предлагает детям сделать вывод о свойствах перьев.

Воспитатель предлагает разметить символ новых знаний в Уголке открытий

Воспитатель организует д/и «Летает, плавает, ходит»

Звучит музыка «Голоса птиц»

Дети формулируют вывод: выясняют, что у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой птицы при помощи клюва смазывают перья, поэтому  перья не промокают.

Дети размещают в Уголке открытий символ новых знаний.

Дети размещают птиц на макете в соответствии со средой обитания, называют водоплавающих птиц(лебеди,утки, гуси, пингвины, чайка, пеликан) 

Присваивают новые знания: птицам помогают  выжить перья, у которой есть такие свойства: наличие пуха, не продуваемость, не промокать помогает жировая железа, которым птицы смазывают свои перья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему «Зимующие птицы». (старшая группа)

Конспект занятия по ИЗО, на тему "Зимующие птицы"...

Папка-раскладушка по теме "Перелетные птицы". Старшая группа

Папка-раскладушка по теме "Перелетные птицы" предназначена для консультативной помощи  родителям детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Открытое занятие на тему: «Водоплавающие птицы» старшая группа

Цель занятия: расширить  и уточнить представление детей о водоплавающих птицах.( на лапах перепонки, перья смазываются жиром) Учить находить признаки сходства и различия объектов, выражать и...

Советы родителям. Лексическая тема: Зимующие птицы. Старшая группа.

Задания для детей пяти лет, направленные на обогащение словаря, освоение грамматических категорий и развитие связной речи в рамках данной темы....

Открытое занятие по оригами. Тема: «Волшебные птицы» Старшая группа

Обобщить и систематизировать знания детей о технике “Оригами”;Закреплять умения и навыки создавать поделки в технике “Оригами”;Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы,...

Конспект НОД по изобразительной деятельности (декоративное рисование) на тему: "Сказочная птица" старшая группа.

ЗАДАЧИ: -ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Формировать у детей способность соотносить реальные и сказочные образы. Формировать обобщенные знания, различать стиль декоративной хохломской живописи. Учить создавать ...

Методическая разработка НОД «Водоплавающие птицы» (старшая группа)

Интегрированное занятие в старшей группе по формированию целостной картины мира и рисованию....