Конспект занятия «Вода – источник жизни» (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ открытого занятия
«Вода – источник жизни»
Организация непосредственной образовательной деятельности по познанию с элементами экспериментирования
Тема: «Вода – источник жизни»
Цель: Закрепление знаний детей о свойстве и значении воды в жизни человека.
Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воды (без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса);
2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека;
3. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов;
4. Воспитывать бережное и экономное отношение к воде;
5. Активизировать словарный запас детей.
Методы:
Приемы:
Предварительная работа:
1. Беседа о воде, ее роли в жизни человека.
2. Проведение экспериментов с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему: «Вода»
4. Игры о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Кому нужна вода?»
5. Чтение художественной литературы по теме «Вода».
6. Рассматривание глобуса, карты мира.
7. Заучивание стихотворений, отгадывание загадок о воде.
Оборудование: Глобус, корабль, аудио запись «шум моря», «гроза», «превращение», песня «Тучка», магнитофон, карточки для игры «кому нужна вода»(животные, люди, растения, птицы, рыбы и т.д.), карточки для игры «вода-хорошо, вода-плохо» (стирка, мытье посуды, наводнение, тонущий человек, человек поскальзывается на воде или льду и т.д), для опытов пластиковые стаканчики, ложечки, соль, сахар, земля, вода, фильтр (из бумаги и салфеток), салфетки, стаканчики с минеральной водой, картинки смайлики.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла. Вы узнали что это?
Дети: Это глобус. Глобус модель земного шара. Так из космоса выглядит наша земля.
Воспитатель: Что мы можем увидеть на глобусе?
Дети: На глобусе можем увидеть разные страны, нашу страну.
Воспитатель крутит глобус.
Воспитатель: Посмотрите, а какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: На глобусе больше всего синего и голубого цвета.
Воспитатель: А как вы думаете, что он обозначает?
Дети: Синим и голубым цветом обозначена вода – моря и океаны.
Воспитатель: Правильно, а скажите какая вода в морях и океанах?
Дети: В морях и океанах соленая вода.
Воспитатель: А какую воду мы пьем и используем в быту?
Дети: Мы пьем пресную воду.
Воспитатель: Скажите, где ее можно встретить?
Дети: Пресную воду можно встретить в реках, озерах, прудах, ключах, родниках.
Воспитатель: Молодцы, ребята, много вы знаете о воде. А знаете, где человек использует глобус?
Дети: Человек использует глобус для путешествий.
Воспитатель: Молодцы. Сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие на корабле. Но для начала мы выберем капитана, чтобы мы следовали по маршруту и не сбились (капитан одевает фуражку, берет в руки штурвал). А теперь нужно закрыть глазки и представить, что мы на корабле, волны бьются о наш корабль (аудиозапись «Шум моря»). Открываем глаза, мы на корабле, отправляемся в плаванье. Нас ждет путешествие с несколькими остановками.
Капитан ведет нас по маршруту к первой пристани.
Воспитатель: Вот мы с вами и прибыли на первую пристань, которая называется «Кому нужна вода». Вспомним с вами , что мы знаем о воде, кому она нужна.
Каждый ребенок выбирает себе картинку с изображением различных объектов природы (животные, растения, человек и т.д.) и рассказывает, зачем вода нужна тому, кто изображен на картинке.
Воспитатель: А теперь представьте, что на земле вся вода исчезла, что будет?
Дети: Без воды все живое погибнет.
Воспитатель: Всему живому в том числе и растениям нужна вода. Без нее все гибнет. Например, человек может прожить без воды только несколько дней (от трех, до семи). Взгляните на эти две картинки (пустыня, берег у реки). В пустыни нет воды, а вот как красиво выглядит берег у реки.
Ну что же, отправляемся дальше, за следующим поворотом реки нас ждет еще одна остановка.
Воспитатель: Ребята мы с вами прибыли на пристань «Вода-хорошо, вода-плохо». Мы с вами должны узнать почему так. Ребята, а вы знаете почему вода – это хорошо?
Дети: Воду мы пьем, моемся, стираем, моем посуду, поливаем цветы, купаемся в речке, море, ванне, поливаем растения в квартире, на даче, вода необходима животным, птицам, насекомым.
Воспитатель: Значит без воды прожить невозможно. Молодцы, справились! Скажите, а почему вода может быть не только хорошей, но и плохой? Смотрите ребята на картинки, они вам помогут.
Дети: Если не умеешь плавать, можно утонуть. Напьешься холодной воды – можешь заболеть. Если пролить воду на пол и не заметить, то можно подскользнуться и упасть, получить серьезную травму. Если очень много поливать растения, они могут погибнуть. Во время наводнения, вода разрушает все на своем пути.
Воспитатель: Значит если не соблюдать правила безопасности с водой, она может навредить. Молодцы, ребята! Справились с заданием! Отправляемся дальше.
(аудиозапись «гроза»)
Воспитатель: Ребята, слышите… Что это?
Дети: Это гроза.
В гости к детям пришла тучка (звучит песня «Тучка»)
Динамическая пауза «Тучка»
После игры дети проводили тучку.
Воспитатель: Ребята, у нас на пути следующая пристань, которая называется «Исследователи». Здесь мы с вами превратимся в исследователей, и познакомимся поближе со свойствами воды.
Опыт 1.
Воспитатель: Возьмите стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте воду, скажите какая она?
Дети: Вода без запаха, без вкуса, без цвета.
Воспитатель: Вы что то видите на дне стакана?
Дети: На дне есть картинка.
Воспитатель: Мы ее видим на дне стакана. Значит вода какая?
Дети: Вода прозрачная.
Опыт 2.
Воспитатель: Посмотрите в подносе, у каждого есть белое вещество, добавьте его в воду и размешайте. Что произошло с веществом?
Дети: Оно растворилось.
Воспитатель: А теперь попробуйте воду и попробуйте догадаться, что вы добавили в свой стакан?
Дети: В воду добавили соль (сахар), потому что вода стала соленой (сладкой).
Воспитатель: Ребята, а все ли вещества растворяются в воде, как сахар и соль?
Дети: Нет, не все. Песок, земля, крупа и т.д. не растворяются в воде.
Опыт 3.
Воспитатель: А теперь предлагаю вам добавить в стакан с водой земли. Какая вода стала?
Дети: Вода стала грязной, не прозрачной.
Воспитатель: А какая вода в водоемах?
Дети: Вода в водоемах грязная.
Воспитатель: Что человек делает, прежде чем использовать воду?
Дети: Человек очищает воду, специальными фильтрами.
Воспитатель: Да. Человеку пришлось построить очистные сооружения и только после очистки отправлять воду в дальнейший путь – в наши водопроводные краны. Давайте очистим нашу воду в стаканчиках.
Дети с помощью фильтов очищают воду.
Воспитатель: Ребята, какая вода у вас получилась в стаканчиках.
Дети: Вода стала чистой.
Воспитатель: Давайте с вами вспомним, как мы с вами дома и в саду используем воду. Плотно ли закрываем за собой краны? Экономим ли воду? Как мы с вами сможем беречь воду?
Дети: Всегда плотно закрывать кран. Не оставлять надолго открытым кран.
Воспитатель: Молодцы. Плывем дальше. Наше путешествие подходит к концу. Отправляемся в путь, впереди нас ждет последняя пристань. Которая называется «Полезная водичка».
Не всякая вода полезна. Какая вода вредна для здоровья?
Дети: Для здоровья вредна грязная вода.
Воспитатель: Как люди заботятся о чистоте водоемов? Когда люди чистят русло какой-нибудь реки, то какой только мусор им не приходится доставать со дна ковшом экскаватора.
Есть еще источники с очень чистой и полезной водой. Это минеральная вода, она очень полезна для нашего организма. Я предлагаю вас выпить стаканчик минеральной воды.
На этом наше плаванье закончено. Давайте с вами вернемся в наш детский сад, для этого нужно закрыть глазки, повернуться вокруг себя (под волшебную музыку). Вот мы с вами вернулись в детский сад.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая у меня есть интересная коробочка. Вытяните из нее улыбку если вам понравилось занятие?! Если не понравилось, то грустную картинку. Расскажите, что вам понравилось больше всего, что запомнилось? (ответы детей)
Спасибо ребята!
Список использованной литературы:
- Аксенова З.Ф. «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников». М.; ТЦ Сфера, 2008г.
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». М.; Просвещение, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вода – источник жизни (подготовительная группа)
формировать представления детей о значение воды в жизни живых существ, какой путь проходит вода, прежде чем приходит в дом. Закрепить знание о воде: кому она нужна, как ее использует человек. Во...
Комплексное занятие "Дерево жизни" (старшая группа)
Методическая разработка по теме нравственно-патриотического воспитания дошкольников....
Конспект НОД коммуникация + познание для детей 6-го года жизни, старшая группа Тема: «Мы играли, сочиняли»
Закреплять умение детей составлять сказку на предложенную тему, с опорой на план-схему, используя в речи сложные предложения разных видов....
Конспект НОД по основам экологической культуры "Вода - источник жизни" (подготовительная группа)
Конспект НОД по основам экологической культуры "Вода - источник жизни" в подготовительной группе. Интеграция образовательных областей "Познание. Экология", "Здоровье", "Коммуникация", "Безопасность", ...
Проект по исследовательской деятельности "Вода - источник жизни" подготовительная группа.
Проект по исследовательской деятельности "Вода - источник жизни" подготовительная группа....
Проект «Сахар — источник энергии» Старшая группа
Значение сахара для человека очень велико. Наш организм не смог бы существовать без продуктов, содержащих сахар. Важную роль в организме играет сахар, а именно глюкоза. Основная функция глюкозы ...
Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников«Вода-источник жизни». Старший дошкольный возраст.
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитанияэкологической культуры дошкольников.Роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию д...