Комплексное занятие "Дерево жизни" (старшая группа)
методическая разработка (старшая группа) по теме
Методическая разработка по теме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
derevo_zhizni_finalv.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Ивушка»
г.Десногорск 2011г. |
Комплексное занятие: |
«Дерево жизни» |
Старшая группа |
Выполнила:
Пешкова Людмила Леонидовна
Воспитатель высшей кв. категории
Цель занятия: закрепить у детей понятие Родины, Отечества. Уметь находить и показывать Россию на карте. Закрепить понятие малой Родины. Продолжать приобщать детей к природе, быту, истории, культуре родного края. Добиваться полных, чётких ответов, выразительного чтения стихов. Дать понятие линии жизни человека и линии жизни семьи. Научить составлять генеалогическое древо. Воспитывать любовь и интерес к Родине, родному краю, своей семье, умение хранить и почитать её традиции.
Материал к занятию: карта России, слайд-шоу о городе Десногорске, мультимедийный проектор, персональный компьютер, картинки с изображением людей разного возраста, дерево (аппликация), фотографии, кисти, клейстер, салфетки, клеёнки.
Предварительная работа: экскурсии в музеи, встречи и беседы с бабушками и дедушками детей, выставка рисунков на тему «Моя семья», «Мой край родной», подбор фотографий для составления «Древа жизни».
Ход занятия.
- Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод.
- Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Что вы чувствуете?
- Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям и говорим:
Утро настает,
Солнышко встает.
Мы собираемся,
В добрый путь отправляемся.
Друг на друга поглядим,
Про себя поговорим.
- Давайте поиграем в игру «Подбери словечко». Нужно придумать подходящие слова к прилагательным «родная», «родной». Вспомните, кого или что мы можем назвать родными?
- Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как это слово может звучать в стихотворении.
- Ребенок читает стихотворение (параллельно запускается слайд-шоу «Россия – Родина моя»):
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот!
Или степь, от маков красная,
Золотая целина,
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
- Что такое Родина?
- Посмотрите на карту – это наша Родина, Россия, со множеством рек, озер, лесов и гор. На Земле много стран, но Россия для нас самая любимая и красивая. Место, где родился, можно назвать еще по-другому – Отечество. Почему?
- Человека можно сравнить по силе с могучим деревом, ведь дерево растет, пускает корни. Чем их больше, тем крепче дерево. У человека корни – это его предки: бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Росток жизни берет начало у родного дома. Что нужно для этого?
- Давайте бережно из рук в руки передадим росток жизни и назовем все, что необходимо для того, чтобы росток вырос могучим, сильным деревом (звучит музыка, дети передают друг другу росток со словами: доброта, любовь, забота, нежность, ласка, тепло, внимание, отзывчивость, трудолюбие, солнце, радость, мир).
- Кроме большой Родины Росии у каждого человека есть малая Родина – место, где он родился? Что для вас является малой Родиной.
Ребенок читает стихотворение (параллельно запускается слайд-шоу «Город, в котором я живу»):
Я люблю тебя, милый мой город,
Синий блеск укрощенной Десны.
Ты так юн, но этим так дорог,
Ты частичка великой страны.
- Ребята, с кем можно сравнить Родину?
После ответа детей ребенок читает стихотворение:
Много мам живет на свете,
Всей душой их любят дети!
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
«Родная мамочка моя!»
- Давайте все вместе скажем нежно и ласково: «Родная мама!».
- С давних времен существовал обычай вести свою родословную. Это слово о роде, семье, предках. Это история семьи, но состоит она из жизни каждого отдельно взятого человека со своей линией жизни. Начинается она с рождения и продолжается до глубокой старости. Сейчас мы с вами построим линию жизни человека (дети выстраиваются с возрастными картинками от младенчества до старости).
- У семьи линия жизни – родословная. Ее можно представить в виде дерева: корни и нижние ветви – это старейшие родственники, выше – родители, братья, сестры и вы. Чем больше родственников, тем выше семейное дерево. С одной стороны ствола расположены родственники мамы, с другой – папы. И все это ваша родня! Так что же такое семья?
- Ребенок читает стихотворение:
Мама, папа – моя родня,
Нет роднее родни у меня,
И сестрёнка, и братишка,
И щенок лопоухий – Тишка.
Друг Сережка мне тоже родня,
Я к нему прибегаю с утра.
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
- Ребята, как вы считаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные?
- А как вы думаете, семьи все одинаковые? А чем они отличаются?
- Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним:
Вся семья вместе – и душа на месте.
Русский человек без родни не живет.
Нет родней дружка, чем родная матушка.
Дети – цветы жизни.
- Семья объединяет родных: детей и родителей, бабушек и дедушек, сестер и братьев. Это наши родные, родственники, родня. А кто самый уважаемый родственник в вашем роду? Правильно, бабушка и дедушка, потому что они прожили дольше всех, они помогают всем советами, как поступить в трудную минуту. А еще мы их уважаем за то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши родители – вам.
- Как вы думаете, ваши родители для бабушки и дедушки кем являются? А вы для своих родителей? А для дедушки и бабушки вы кто?
После ответа детей ребенок читает стихотворение:
Дедушка? Дедушка! Я это знаю,
Нет никакого сомнения тут!
Дедущку дедушкой я называю,
Но по-другому другие зовут.
Бабушка с дедом лет 40 живет,
Бабушка деда … зовет.
- Скажите, как зовут ваших дедушек?
- Сколько бы ни было разных имен,
Главное в дедушке – дедушка он!
- Кто хочет рассказать о своем дедушке?
- А какие бывают бабушки? Расскажите про свою бабушку.
Ребенок читает стихотворение:
Дай, бабуся, поцелую в волосах сединку,
Подышу на них, подую, как зимою на снежинки.
И быть может, понемножку от тепла они растают,
Как цветы, что на окошке зимней ночью вырастают.
- Что умеют делать ваши бабушки? Что вы любите делать вместе со своей бабушкой?
- Давайте похвалим свою бабушку. Моя бабушка – самая…
После ответа дети поют песню «Моя бабушка».
- Чтобы в семье было хорошо, жилось комфортно, нужно уважать друг друга, беречь и помогать. Дети, а как вы заботитесь о своих бабушках и дедушках?
После ответа следует физкультминутка:
Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки!
(хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони все в морщинках собраны.
(ладоши вверх)
А у бабушки ладони добрые-предобрые!
(поглаживают ладошами друг о друга)
Все работали ладони долгими годами!
(постукивают кулачком о ладонь)
Пахнут добрые ладони щами-пирогами!
(подносят ладони к лицу, словно принюхиваются)
По кудрям себя погладят добрые ладони
(имитируют поглаживание)
И с любой бедою сладят теплые ладони
(складывают ладони, подносят их к лицу и дуют на них)
Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки!
(хлопают в ладоши)
- А теперь поговорим о папах!
Ребенок читает стихотворение:
Не терпит мой папа безделья и скуки,
У папы умелые, сильные руки!
И если кому-нибудь нужно помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь!
- А ваши папы такие, как в этом стихотворении? Расскажите о своих папах! Наши папы умные, веселые, работящие, умелые, трудолюбивые, сильные, отзывчивые, помогают бабушке и дедушке, любят свою семью и детей.
- А как же наши мамы? Поговорим и о них!
Ребенок читает стихотворение:
Прожила на свете мама уж немало лет,
Никого дороже мамы в целом мире нет!
Позже всех она ложится,
Раньше всех встает!
По дому весь день хлопочет,
Хоть и устает.
Ты живи на свете, мама, много-много лет,
Никого тебя роднее в целом мире нет!
- Ребята, как вы заботитесь о мамах и папах?
- Семья – главное, что есть у человека. У каждого из вас есть семья, свое родовое дерево. Сейчас каждый из вас выстроит линию жизни своей семьи. Дети занимают рабочие места, звучит музыка, воспитатель напоминает о правилах работы и правильной осанке. По окончании работы воспитатель просит детей взять в руки получившиеся у них деревья, встать в круг и показать их, подняв вверх руки.
- Дерево будет расти до тех пор, пока младшие поколения помнят и чтят предков. Когда семья крепкая, дружная, то ничего не страшно в жизни. Какой густой лес получился из ваших семейных деревьев жизни. Одно дерево буря может сломать, а лес выстоит. Это огромная сила, сила всей нашей Родины, России! Давайте же беречь своих близких, помнить о предках, и тогда семейное дерево жизни будет расти и крепнуть!
Дети исполняют заключительную песню «Мы на свет родились, чтобы радостно жить».
Комплексное занятие «Дерево жизни»
Хоркина Л.А., МБДОУ д/с «Ивушка, г.Десногорск»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД коммуникация + познание для детей 6-го года жизни, старшая группа Тема: «Мы играли, сочиняли»
Закреплять умение детей составлять сказку на предложенную тему, с опорой на план-схему, используя в речи сложные предложения разных видов....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему «На пороге школьной жизни» В ФОРМЕ: Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст
Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст(подготовительная группа) Пояснительная записка:Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явле...
«Работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни». (старшая группа) из опыта работы.
сообщение...
Тема: «Конвенция по правам ребенка. Право на жизнь» (старше-подготовительная группа)
Программное содержание: познакомить детей с «Конвенцией о правах ребенка», показать значимость документа ребенку: каждый человек имеет право на жизнь, семью, образование, индивидуальность. Развивать с...
Занятие по здоровому образу жизнив старшей группе
: формирование культурно- гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста....
Презентация на тему: "Один день из жизни старшей группы "Васильки"
Как меняется ППРС на участке....
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группе общеразвивающей направленности воспитанников шестого года жизни (старшая дошкольная группа)
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группе общеразвивающей направленности воспитанников шестого года жизни (старшая дошкольная группа) на 2...