Конспект НОД «Путешествие по реке Северский Донец»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Анахина Татьяна Александровна

Конспект НОД по познавательному развитию в форме игры-путешествия для подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anahina_t.a._nod_puteshestvie_-_itog_sokrashchenka.docx57.26 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»

города Губкина Белгородской области

«Путешествие по реке Северский Донец»

 (подготовительная группа общеразвивающей направленности)

Анахина Татьяна Александровна,

 воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка

 – детский сад № 33 «Радуга»

г. Губкин, 2020

«Путешествие по реке Северский Донец»

Образовательная область «Познавательное развитие» (подготовительная группа общеразвивающей направленности)

Возраст детей

Дети 6 – 7 лет/ подготовительная группа общеразвивающей направленности

Форма ОД

Интегрированное занятие: игра-путешествие

Приоритетные ОО

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель

Формирование представления дошкольников о частях реки и её экосистеме на примере краеведческого материала.

Программные задачи

- Создать социо-игровую атмосферу для проявления творческой активности каждого ребенка при решении игровой задачи.

-Формировать представление о составных частях реки Северский Донец (исток, приток, устье), основных населенных пунктах.

- Расширить представление о родном крае, животном и растительном мире Белогорья.

-Способствовать формированию коммуникативных качеств, устной речи и навыков речевого общения.

-Развивать эмоциональную сферу детей, наблюдательность, познавательный интерес, творческую активность, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе игровой деятельности.

-Воспитывать привычки речевого этикета, доброжелательное отношение и уважение друг к другу, потребность видеть и ценить красоту родной природы.

Виды детской деятельности

Коммуникативная (беседа, овладение диалогической речью), игровая (игра-виртуальное путешествие), двигательная (игра-имитация).

Формы организации ДД

Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность, работа в подгруппах.

Ресурсы

Мультимедийное оборудование, аудиозапись: сигнала-гудка, шума бегущей воды, песни «Северский Донец», веселая мелодия для игры «Зооручей Белогорья», презентация «Северский Донец», «Достопримечательности г. Белгорода»; карта Белгородской области, флажки-указатели для карты, карточки на липучках-изображения животных и рыб для составления карты; изображение героев Белогора и Белогорочки на слайдах; карточки для составления алгоритмов-памяток поведения в лесу и на воде; мяч, 3 конверта с набором картинок «Водный транспорт»; мягкие модули для постройки лодки, рюкзак, содержимое рюкзака: компас, карта местности, бинокль, спасательный жилет (круг), веревка, блокнот для записей и зарисовок, карандаш, ручка, питьевая вода, кружка, продукты питания (бублики, сухарики), фонарик, бескозырки, матросские воротнички по количеству детей; 3 стола, 1\2 ватмана, маркеры: синий, черный, красный; для игры с жив. и рыбами; стихотворение В. Молчанова «Северский Донец»

Ожидаемые результаты

-Создана социо-игровая атмосфера для проявления творческой активности каждого ребенка при решении игровой задачи.

-Дети называют составные части реки (исток, приток, устье) и основные населенные пункты, через которые протекает река, имеют представление о местоположении реки Северский Донец.

- Различают животный мир леса, реки Северский Донец, зоопарка г. Белгород.

-С удовольствием вступают в речевое общение со сверстниками и педагогом, отвечают на вопросы.

- Умеют сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе игровой деятельности.

-Понимают важность бережного отношения к природе родного края, проявляют доброжелательность в отношении к сверстникам.

Этапы ОД

Деятельность педагога

       Деятельность  ребенка

Планируемые рез-ты

I Организацион-ный этап

Игра-разминка «Ты-мне, я-тебе» с мячом.

Прозвучала очень красивая музыка? Какое настроение она вам подарила?

-Очень важно, чтобы утро начиналось с хорошего настроения. Хорошее настроение — это основа успешного дня.

Предлагает игру «Ты-мне, я-тебе» (бросает мяч, задает вопрос):

- Назови свое увлечение.

- Твой любимый праздник.

- В какое время года у тебя День рождения?

- Чем ты занимаешься в свободное время?

- О чем ты мечтаешь?

- Назови своего любимого сказочного героя. И др.

- У меня тоже есть любимый герой, посмотрите, кто его узнал ?

 СЛАЙД 1

-Что вы знаете о нем?

      Встают полукругом.

Ответы детей (называют прилагательные): бодрое, радостное, великолепное, чудесное, весёлое, отличное, игровое, боевое, шаловливое, превосходное, приподнятое, добродушное, жизнерадостное, оптимистическое, боевое...)

Играют, ловят и бросают мяч, отвечая на вопросы.

Обращают внимание на экран.

Ответы детей.

Создание положительного психоэмоционального состояния у детей.

Распознавание эмоционального состояния.

Овладение диалогической и монологической речью.

Общение, обмен информацией из личного опыта.

II. Мотивационно ориентировочный этап

- Белогор живет в лесу на берегу красивой реки, которая называется -  Северский Донец

СЛАЙД 2

Он просит вас, ребята, помочь ему встретиться с Белогорочкой, которая  ждёт его на другом берегу этой реки.

Просматривают предложенные слайды на презентации и слушают рассказ воспитателя.

Обращаются к карте Белгородской области.

Формирование положительной

мотивации.

III. Поисковый этап

Игра социо-игрового характера

(для приобщения к делу)

«Виды транспорта»

Строительная игра для мальчиков «Построй лодку»

Дидактическая игра для девочек «Собери рюкзак»

- Что нам нужно для этого сделать? 

(Воспитатель на ватмане ½ рисует реку, вместе определяют место начала, расширяют, указывают течение, направление транспорта д/б по течению)

-Какой транспорт мы выберем для нашего путешествия?  

 -Чтобы определить, давайте разделимся на 3 группы. (На каждом столе конверт с картинками, нужно выбрать водный транспорт, и конкретно тот, на котором отправимся в путешествие. Пояснить, почему вы так решили, посоветовавшись между собой)

-А теперь предлагаю построить лодку и взять в путь все необходимое. Решим, кто из нас что будет делать:

Работа в группах.

Две команды: мальчики - строят лодку?

-Девочки, как настоящие хозяйки, определят, что необходимо взять с собой в путь?

Ответы детей. (Да, можем.)

-Надо переправить Белогора по реке до места, где его ждет Белогорочка.

 Работа в группах - 3 группы (по 4 чел. = 12 детей)

Работа в группах - 1 группа (мальчики); 2 группа – девочки.

Все вместе выбирают капитана.

Самостоятельное определение решения проблемы.

Метод рассуждения.

Умеют распределяться на группы, сообща решать игровую задачу, выбирать представителя от своей команды, обоснованно представлять свое решение.

IV. Практический этап

- Итак, как называется река, по которой мы будем путешествовать?

-Северский Донец – самая крупная и основная река Белгородской области. 

СЛАЙД 3

 -У каждой реки есть начало, как называется это место?

(исток).

-А где же исток у реки Северский Донец? Давайте посмотрим на карту.

-Своё начало река Северский Донец берёт недалеко от села Подольхи. 

СЛАЙД 4

-В этом хуторе бьют из-под земли хрустальные чистые родниковые ключи. Это и есть начало главной реки Белогорья. Отсюда мы и начнем свое путешествие. Давайте на нашей карте обозначим это место флажком. (Шум реки -аудиозапись).

Капитан даёт сигнал, сели в лодку.

Воспитатель (рассказ): В прошлом Северский Донец был судоходной рекой. По реке всё лето и до глубокой осени на небольших баржах перевозили самые разные грузы: зерно, овощи, деревянные изделия, дрова и многое другое.

СЛАЙД 5

 -Очень богата и разнообразна природа Северского Донца. Какая здесь растительность?

СЛАЙД 6

-Ребята, кого мы можем встретить в лесах?

-Какие именно животные обитают в лесах нашего края?

СЛАЙД 7

- Почему их называем дикими?

-Предлагаю сделать первую остановку.

Ответы детей.

Слушают рассказ воспитателя, обращаются к карте Белгородской области.

Делают отметку на карте.

Капитан даёт сигнал.

Садятся на мягкие модули.

Обращают внимание на экран.

Ответы детей

По берегам реки растут сосновые леса.

-Можно встретить животных:

лисицабелкакосуляволкза-яцдикий кабан и др. 

-Это дикие животные.

-Они сами о себе заботятся.

Расширение кругозора.

Соотносят полученную информацию с данными на карте Белгородской области.

Работа над составлением с карты с условными обозначениями, согласно полученным сведениям.

Активизация двигательной активности детей.

Получение новых знаний.

Восприятие информации зрительного ряда.

Активизация познавательной деятельности, развитие связной речи.

Д/и «Дочки и сыночки»

Физкультминут-ка «Зооручей Белогорья»

Д/и «Подбери словечко»

Д\и с элементами продуктивной деятельности

«Ребячий патруль»

  Первая остановка

-Давайте присядем на лесной лужайке, посмотрите здесь разбрелись животные и взрослые, и малыши, найдите маму каждому детёнышу и назовите соответственные пары. 

-Посмотрите на экран, именно эти дикие животные населяют леса Белгородчины. А в самой  реке живут бобры, выдры,  по берегам обитают тушканчики и суслики. 

-Порассуждайте, важна ли река Северский Донец для всех этих животных? Если да, то чем?

-Вы правы, ребята, именно об этом наша игра «Зооручей Белогорья»  Звучит музыка веселая.

Воспитатель: 

-Ручей протекал по зелёной опушке.

К нему приходили напиться зверушки:

За шустрой зайчихой примчались зайчата,

За мамой медведицей – шли медвежата,

Подкралась лиса с ярко-рыжим лисёнком,

За ней появился барсук с барсучонком.

За белкой пришли озорные бельчата,

 За лосем попить прискакали лосята

 С ежихой напиться решился ежонок,

А с волком пожаловал серый волчонок.

Никто не пугал, не боялся, не злился,

И каждый воды без препятствий напился.

СЛАЙД 8

-Гудок зовет нас в путь! На склоне меловой горы, на берегах реки Северский Донец, раскинулся прекрасный светлый город. Кто догадался какой?

СЛАЙД 9 

- А как еще называют город Белгород?

-А кто из вас был в Белгороде?

-Что вам запомнилось больше всего?

-Давайте сойдем на сушу, погуляем по городу

и отметим нашу остановку на карте-флажком-г. Белгород.

-Город Белгород славится многочисленными

-музеями, театрами, есть аэропорт, ЗООПАРК СЛАЙДы 10-15

«ЗООПАРК»

-Кто из вас бывал в белгородском зоопарке?

-Каких животных видели и запомнили?

-Гудок призывает нас занять свои места, а в пути для поиграем в игру «Подбери словечко»

(подбирают определения к обитателям Белгородского зоопарка). -Внимание на экран!

СЛАЙД 16

-А теперь мы подплываем к селу "Маслова пристань" Здесь мы тоже сделаем остановку.

СЛАЙД 17

-Возле села "Маслова пристань", на реке Северский Донец, находится Белгородское водохранилище. Отметим на карте.

СЛАЙД 18

-Дети, а для чего люди строят водохранилище?

-Кто обитает в реке?

-Вы знаете, какие рыбы водятся в наших реках, в том числе в реке Северский Донец?

-Посмотрите на экран, какие рыбы лишние? Если вы правы, то экран уберет их изображения.

 -Отметим условными изображениями виды рыб нашей реки на карте.

СЛАЙД 19

- На берегу водохранилища можно отдохнуть и полюбоваться красивой природой. А что бы эта красота радовала нас всегда, о чем мы не должны забывать?

СЛАЙД 20

- Ребята, я надеюсь, что вы все знаете эти правила? Давайте проверим!

-Те, у кого в одежде есть синий цвет, соберутся у левого стола, те у кого в одежде есть зеленый цвет - у правого. Команда «синих» собирает алгоритмы-памятки поведения на воде,

а команда «зеленых» - правила поведения в лесу.

-Каждая команда, объясняет (1 картинка – 1 ребёнок). -Молодцы, отметим нашу остановку флажком. Как называется остановка?

- А теперь, пора двигаться дальше, присаживайтесь.

(Шум реки-аудиозапись).

СЛАЙД 21

-Следующая остановка- Село Безлюдовка находится в очень живописном месте. Именно здесь сливаются две реки Северский Донец и Нежеголь и заканчивается территория Белгородской области. Отмечаем на карте.

СЛАЙД 22

-Дальше река Северский Донец продолжает свое течение на Украине. И впадает в более крупную реку Дон. Это место впадения одной реки в другую называют устьем реки.

СЛАЙД 23

- Ребята, как вы думаете, откуда такое название Донец?

- А почему Северский?

-Чтобы ответить на этот вопрос вы должны провести небольшую исследовательскую работу вместе со своими родителями. (Река получила такое название из-за того, что текла из Северского Княжества, отсюда и Северский).

СЛАЙД 24

-Кто встречает нас, ребята, узнали?

- Значит мы достигли цели нашего путешествия и помогли Белогору встретиться с Белогорочкой? Маршрут построен? 

Каждый ребёнок индивидуально собирает по две соответственные фигурки животных и называет свою пару (медведица – медвежата, зайчиха – зайчата, волчица – волчата, лисица – лисята, белка – бельчата, ежиха – ежата и др.)

Отмечают на карте условными знаками деревья-лес, животных леса и животных реки.

Ответы детей.

-Да, животные ходят сюда на водопой.

Махи руками

Наклоны

Прыжки

Ходьба с наклонами в стороны

Ходьба на полусогнутых

Ходьба на цыпочках

Прыжки на одной ноге  Подскоки

Ходьба на пяточках

Ходьба на цыпочках

Вращение головой

Хлопки в ладоши

Садятся в лодку.

-Это город Белгород.

-Называют главным городом нашей области.

Ответы детей. (Рассказы детей из личного опыта)

Отмечают на карте остановку флажком.

Ответы детей сопровождаются просмотром презентационного материала.

Попугай –какой? Лиса…, заяц…, крокодил…, медведь…, кенгуру…, жираф…, слон…, обезьяна…, павлин.. и пр.)

Выходят из лодки.

Делают соответственные отметки на карте.

Ответы детей.

-На водохранилище можно отдыхать, купаться, загорать, играть.

-В реке живут рыбы, лягушки, растут водоросли.

-Плотва, лещ, судак, сом, краснопёрка, щука и пр.  

затем прикрепляют на карту условные обозначения.

-… о правилах поведения в природе.

Подходят к своим столам, выкладывают соответственные карточки-алгоритмы.

Синие: не бросай в реку мусор, не выливай остатки еды и жидкости, не трогай водоросли и ракушки, не обижай речных обитателей.

Зеленые: не разводи огонь, не разоряй гнезда, не разоряй муравейники, не обижай животных и насекомых, не шуми, не мусори, не ломай деревья, кустарники, грибы.

Обращают внимание на экран и делают соответственные отметки на карте.

Отмечаем на карте.

Ответы детей.

-Донец–уменьшительное название Дона, реки, в которую он впадает.

- Это Белогорочка.

- Да, мы помогли Белогору …

- Подарим карту Белогору.

Развитие двигательной активности.

В процессе игры усваивают способ словообразования с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Фиксируют на составляемой карте информацию о диких животных с помощью условных знаков.

Овладение монологической речью.

Активизация личного опыта, развитие диалогической речи.

Поддержка положительной мотивации детей игровыми приемами.

Активизация познавательной деятельности детей с опорой на личный опыт.

Развитие речи, словарного запаса.

Самостоятельно делают отметки на карте, воспитатель- партнер и советчик.

Активизация познавательной деятельности детей,

Свободное перемещение детей для организации взаимодействия.

Умеют действовать сообща, договариваться.

Следят за ходом общего дела.

Перспектива для дальнейшей активации и взаимодействия с родителями.

V. Рефлексивно – оценочный этап

-По какой реке мы путешествовали?

-Где исток, т.е. начало у реки Северский Донец, возле какого села?

-Как называется город, который стоит на берегу реки Северский Донец?

-Возле какого села, находится Белгородское водохранилище?

-Куда дальше течет река Северский Донец?

-Где заканчивает свое течение река Северский Донец?

-В каком месте путешествие вам показалось трудным?

-А что понравилось больше всего?

-Белогору тоже понравилось наше путешествие, теперь он знает какой длинный путь совершает река Северский Донец, где её исток и куда она впадает.

      Воспитатель читает отрывок из стихотворения В. Молчанова и предлагает выучить его во второй половине дня:

Ответы детей.

Смотрят на составленную карту.  

-Река называется Северский Донец.

-Село Подольхи.

-Город Белгород.

-Возле села "Маслова пристань".

-Река течет на Украину.

-Когда становится притоком реки Дон.

Для заучивания с детьми:

-Какая тишь...

Какой простор!

И горизонт - кольцом.

Светло молчит сосновый бор

Над Северским Донцом.

Не крикнет птица.

И пчела в цветах не прожужжит.

Лишь от рыбацкого весла

Вода, искрясь, дрожит.

Дети знают и называют новые географические объекты: названия населенных пунктов Белгородской области и составные части реки.

Анализируют свою деятельность, делают выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Путешествие на реку Абакан"

Средняя группа. Уроки патриотизма "Пою тебе мой край родной". Образовательная область "Познание"....

Конспект НОД "Путешествие по реке Кубань"

Конспект НОД "Путешествие по реке Кубань"...

Конспект нод «Путешествие по реке времени в прошлое транспорта».

Систематизация знаний о происхождении транспортных средств...

Путешествие по реке Северский Донец.

Воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю, к родным местам, за свой народ и ощущение неразрывности с ним, через красоту родной природы....

Конспект НОД "Путешествие по рекам и каналам нашего организма"

Знакомит детей с важнейшей системой , поддерживающей существование всего организма.Так дети узнают что, сердце и разветвленные по всему телу кровеносные сосуды образуют сердечно-сосудистую систему.С к...

Конспект занятия "Что мы знаем о реке Северский Донец?"

Конспект занятия "Что мы знаем о реке Северский Донец?"...

Конспект НОД "Путешествие по реке времени. История ложки"

Предлагаю вашему вниманию конспект НОД, с использованием технологии Н.Коротковой "Путешествие по реке времени". Материал будет полезен для воспитателей ДОУ старших и подготовительных групп. ...