Конспект НОД "Путешествие по реке Кубань"
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Приходько Наталья Николаевна

Конспект НОД "Путешествие по реке Кубань"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_puteshestvie_po_reke_kuban.doc503.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад комбинированного вида №31 х.Коржевского

Конспект занятия познавательного цикла в старшей группе

«Путешествие по реке Кубань»

Первое сентября 015

Воспитатель: Приходько

Наталья Николаевна

Программные задачи.

Воспитать любовь к животным, вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в её охране. Познакомить с разнообразием (природного) животного мира, Краснодарского края. Обратить внимание на средства художественной выразительности, раскрывать яркость, меткость малых фольклорных жанров (пословицы, поговорки, заклинки), способствовать употреблению их в речи.

Воспитывать любовь к родному краю, хутору. Знакомить с достопримечательностями хутора, с людьми, живущими в нём. Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных умельцев.

Расширять представления детей о том значении, которое имеет в жизни людей хлеб. Воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отношение к хлебу.

Совершенствовать умение согласовывать в предложении существительные в роде, числе, падеже.

Обогащение словаря: исток, заповедник, браконьер, житница, здравница.

Активизировать в речи детей слова: хуторяне, кубанцы, умельцы, хлеборобы.

Предварительная работа.

Рассматривание альбомов о Краснодарском крае,
городе Славянске-на-Кубани, о кубанском народном
хоре, сбор изделий (народных) хуторских умельцев -
чеканки, вышивки, старинная домашняя утварь - для
создания мини-музея в групповой комнате.
Изготовление совместно с детьми и родителями макета
кубанского хуторского подворья. Беседы с детьми о
работе        родителей.        Рассматривание карты Краснодарского   края.   Разучивание   песен,   хороводов, стихов о Кубанском крае.

Оборудование.

Карта Краснодарского края, кораблик, набор предметных картинок с изображением животных, каравай, солонка, рушник; образцы зёрен и крупы.

Ход занятия.

Дети входят в группу, рассаживаются на стулья. Звучит негромкая музыка.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение нашей славянской поэтессы Т. Голуб, а вы внимательно его послушайте, а потом мне скажете, о чём говорится в этом стихотворении.

О Родине

С пригорка небольшого

Ты оглянись вокруг –

Увидишь очень много:

И дальний лес, и луг,

И без конца и края Пшеничные поля. Раздольная, родная Раскинулась земля.

Тебе легко и вольно

Стоять на бугорке, Ромашковые волны Спускаются к реке.

Бежит тропинка к дому,

Как тоненькая нить.

Здесь всё тебе знакомо

-Всё без чего не жить.

Пусть станет светлой самой Родная сторона.

Знай, Родина, как мама,

У каждого одна, (музыка стихает)

- Так о чём же говорится в этом стихотворении? Дети: О родном крае, о Родине.

Воспитатель: Правильно, ребята. А вы знаете, как называется наш край?

Дети: Краснодарский.

Воспитатель: А (почему) как по-другому называется наш край?

Дети: Кубань.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что здесь протекает река Кубань.

Воспитатель: А людей, которые здесь живут, называют кубанцами.

Ребята, вы хотите совершить путешествие по реке Кубань о самого её истока?

Тогда давайте подойдём к карте и рассмотрим её. Как вы думаете, что обозначают цвета на карте?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, ребята. Коричневый цвет это горы, возвышенности, зелёный - леса и поля, а синий - цвет воды: это моря (какие?), реки, лиманы.

(Рассмотреть).

Кубань берёт своё начало высоко в горах Северного Кавказа. Солнышко пригревает горные вершины, с них бегут множество ручейков и постепенно они сливаются в один большой и широкий ручей, который становится рекой. Вода в реке холодная, мутная, бурлящая.

Какая вода в реке?

Ответы детей.

Воспитатель: В горах там, где берёт своё начало река Кубань, находятся заповедники. Как вы думаете, что это такое?

Ответы детей

Воспитатель: Верно. Это такие леса, где охраняют редких животных, заботятся о них, потому что этих животных осталось очень мало, т. к. их уничтожали браконьеры. А кто такие браконьеры?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие животные живут в заповеднике? Вот перед вами картинки животных, выберите нужные и поселите их в нашем заповеднике (тигры, зубры, лоси, тетерева, лани, олени).

А теперь мы продолжим свое путешествие. Вот здесь (показ на карте) ручейки встретились и слились в реку. Она глубокая, по ней уже могут идти катера, лодки, баржи, небольшие теплоходы. Вот он нас уже поджидает, чтобы мы смогли совершить путешествие вниз по реке Кубань. А чтобы было веселее плыть, давайте споём песенку о родном крае. Песня «Льётся солнышко весёлое» - Капитаном будет Дима.

Посмотрите внимательно  на карту и скажите, какой

цвет  вокруг нас?   (Зелёный).   А  что   он   обозначает?

(Лес).

А   какие   животные живут  в   лесу?   Давайте   и   этих животных поселим в заповеднике. (Лисы, зайцы, волки, медведи).

А кто живёт в водоёмах? Давайте остановимся у берега и заселим животными водоёмы, реки лиманы, моря (дельфины, акулы, рыбы, сельдь, окунь, карась, щука, сом, осетр и т. д.)

Кого ещё можно встретить на берегах водоёмов? (дикие гуси, утки, лебеди, цапли, лягушки, чайки и т.д.) Молодцы, ребята, правильно и быстро расселили всех животных.

Давайте теперь немного поиграем со своими пальчиками.

Пальчиковая игра «Утята».

А теперь все по местам! Наше путешествие продолжается. Дальше поведет корабль Юра.

Вот мы подплываем к главному городу Краснодарского края. Как называется этот город? (Краснодар). Делаем здесь остановку.

А   вызнаете,   как   зовут   нашего   губернатора? (Ткачев). Посмотрите, этот город отмечен на карте самой большой   красной   точкой.   А   что   обозначают   точки поменьше и самые маленькие? (Показать указкой) Ответы детей

Воспитатель: Правильно. Это небольшие города, районные центры и маленькие поселки, такие как наш.

Наше путешествие продолжается. Теперь капитаном будет Сережа.

Ребята, посмотрите, на берегу реки отмечена небольшая точка. Это обозначает небольшой посёлок. Давайте причалим наш пароходик и поиграем на берегу в Кубанскую народную игру «Селезень и утка».

За рекой, под горой Лес зелёный шумит. Под горой, за рекой Хуторочек стоит.

Вот куда мы попали?: это же наш хутор! А вы знаете, как он называется? А почему он так называется? Хотите узнать?

(Усадить детей на стулья).

Давным-давно в одной Кубанской станине жил пан по фамилии Коржевский. Он был богат, у него было много полей, на которых работали бедные люди. И постепенно люди возле полей стали строить себе жильё из глины и соломы - хаты. Такие поселения стали называть хуторами, а людей, которые там жили - хуторянами. Когда у этих людей спрашивали, где они живут, они отвечали, что на хуторе пана Коржевского. Пан Ко ржевский давно умер, а название так и осталось. Сначала наш хутор состоял всего из нескольких хаток, а теперь стал большой, красивый, люди строят дома не из глины, а лз чего?

Ответ детей.

Воспитатель: В нашем хуторе живёт много замечательных людей, которыми гордятся хуторяне.

(Звучит фонограмма с кубанскими песнями).

Это наш известный хор «Приазовье». Наши воспитатели тоже поют в этом хоре. У нас есть художник К р о в о п у с к о в В. И., картины

которого можно увидеть в ДК; есть чеканщик, работы которого можно увидеть в нашем мини-музее. Много живёт рукодельниц;, которые мастерят такие замечательные салфетки, скатерти, коврики, вышивки. Настоящие произведения искусства.

А чем ещё знамениты наши хуторяне?

Ответы детей.

Воспитатель: Что выращивают на полях?

Дети: Овощи, зерно (пшеница, рис, кукуруза, ячмень, горох).

Воспитатель: Вот сейчас мы узнаем, хорошо ли вы их знаете, (рассматривание и называние зёрен) - А что можно сделать из зёрен?

Дети: Крупу, муку, хлеб (рассматривание круп)

Воспитатель: Хлеб всегда был главным и ценным продуктом, потому что он давался людям очень тяжело. Если, иногда, у кого-нибудь падал из рук кусочек хлеба, его тут же поднимали, отряхивали, целовали и просили у него прощения.

Ребята, народ сложил о хлебе много пословиц, поговорок, стихов.

Может кто-нибудь из вас знает и скажет нам.

Дети: Без хлеба нет обеда.

Без соли, без хлеба худая беседа.            Плох обед, коли хлеба нет.

Хлеб - всему голова.

У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай,       Гречневая каша - матушка наша,

А хлебец ржаной - отец наш родной,

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

Воспитатель:      Люди     на     Кубани     всегда     были гостеприимны, рады гостям. Раньше, когда в дом во время еды входил посторонний, он говорил: «Хлеб да соль». А хозяева, приглашая к столу, говорили: Хлеб кушать милости просим». С давних пор повёлся обычай встречать дорогих гостей хлебом-солью. Сегодня  к нам  пришло     много  гостей.  Давайте  их угостим  хлебом-солью,  как это  положено  по  старинному обычаю. Нужно отломить кусочек хлеба, обмакнуть его в соль, съесть и сказать: «Спасибо за хлеб-соль».

Дети угощают гостей хлебом.

Воспитатель: А после работы и угощения люди устраивали игры и хороводы, пели песни. Становитесь, ребята, в круг, споём песню о нашем родном Кубанском крае.

Звучит вступление.

Воспитатель: На просторах ранью - холод от реки;

Утром над Кубанью встали казаки.

Оглядели степи в дымке заревой

И запели песню о стране родной.

Эх, смелому - удача! Раздольные края.

Эх, вольница казачья, Кубанская земля.

Дети   исполняют   песню   «Посадили   мы   сады», кланяются и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по ознакомлению с окружающим по теме: «Путешествие по реке Кубань».

Непосредственно- образовательная деятельность  построена в игровой форме с учетом регионального компонента, направлена на  воспитание у детей  чувства патриотизма, любви к родному краю,...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада Тема: «Путешествие по реке Кубань»

Программное содержание: Образовательные: Углублять и уточнять представления о родном крае, реке Кубань. Знакомить с растениями, животными, птицами нашего края. Развивающие: Развитие внимания, памяти, ...

ООД «Родная Кубань» (путешествие по реке Кубань).

Продолжать формировать представления о малой родине; закреплять знания детей о птицах, животном и растительном мире нашего края. Развивать наблюдательность, интерес к познанию. Воспитывать патриотичес...

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Как живёшь, река Кубань?»

Елена СизикинаКонспект занятия в подготовительной к школе группе «Как живёшь, река Кубань?»Цель: развитие любознательности, формирование первичных представлений о малой родине и её природе...

Конспект виртуальной экскурсии по реке Кубань "Птица - река Кубань"

конспект виртуальной экскурсии разработан с учетом регионального коспонента, содержит мультимедийную презентацию. конспект будет полезен воспитателям детских садов, предназначен для детей старшего дош...