Путешествие по реке Северский Донец.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю, к родным местам, за свой народ и ощущение неразрывности с ним, через красоту родной природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим
«Путешествие по реке Северский Донец»
подготовительная группа, воспитатель Махарина И.С.
Программные задачи.
Воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю, к родным местам, за свой народ и ощущение неразрывности с ним.
Продолжать целенаправленно формировать экологическое сознание детей.
Уточнить, расширить и систематизировать знания детей о флоре и фауне родного края.
Познакомить с проблемами загрязнения воды в реках; прививать элементарные навыки экологической культуры.
Предварительная работа: беседы с детьми о водной среде; чтение познавательной литературы о жизни рек; рассматривание фотографий с видами реки.
Ход НОД:
Воспитатель:
Нам радостно, нам весело,
Смеёмся мы с утра.
Но вот пришло мгновение
Серьёзней быть пора.
Глазки хорошо открыли,
Ушки навострили.
Будем думать, рассуждать
И немного удивлять.
-Нашим дорогим гостям очень интересно узнать, чем же мы их будем удивлять и радовать. А удивим мы всех сегодня своими знаниями о родном крае.
Воспитатель: Ребята, что такое Родина? ( Родина - место, где человек родился, увидел прекрасный мир, где он живет, работает, учится. Для каждого человека – это, прежде всего, мама, родной дом, родная улица, город или деревня).
- Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
-Как называется область, в котором мы живем? (Ростовская).
- Какой город является главным в области? (Ростов – на - Дону)
- Как называется город, в котором мы живем? (Каменск – Шахтинский)
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в небольшом красивом городе
На ладонях донецкой земли,
Затерявшись в степях исполинских,
Где беспечно шумят ковыли,
Расстелился наш Каменск-Шахтинский.
Воспитатель: На берегу, какой реки стоит наш город? ( Северский Донец)
Воспитатель: Дети, сегодня я хочу рассказать вам о реке. Начнем наше путешествие по реке от самого ее начала. Нас уже ждет теплоход.
(Звучит спокойная музыка. Презентация.)
Северский Донец начинает своё течение на Среднерусской возвышенности, близ села Подольхи в Белгородской области. Где в ноябре 1997 году был установлен знак и создан природный парк «Истоки Северского Донца» сооружены сруб колодца, беседка, ступени. Река протекает по территории России и Украины.
Северский Донец является самым крупным притоком Дона. В названии реки ярко выражена неразрывная связь с батюшкой Доном. Донец – это как бы «малый Дон». Определение же «северский» появилось потому, что текла речка из Северского княжества. Берега Северского Донца были обитаемы с древнейших времен, здесь жили скифы, сарматы, аланы, вятичи, северяне, половцы. Еще "Слово о полку Игореве" упоминает о величии Донца, о его серебряных берегах, теплых туманах и зеленых рощах.
По преданиям и письменным свидетельствам Северский Донец был многоводным. По нему киевские князья плавали к печенегам. В верховьях Северского Донца в Белгородской области сохранился хутор Маслова Пристань, откуда суда волоком перетаскивали к реке Сейм, на небольших баржах перевозили различные грузы: зерно, овощи, дрова и многое другое. Со временем река мелела, плавали больше весной, потому что летом и к осени на ней выступали перекаты.
Течение реки медленное и спокойное, вплоть до самого Донецка река судоходная. В Северский Донец впадают более тысячи притоков, это и совсем маленькие речушки, и довольно большие речки. Русло реки отличается извилистостью.
Северский Донец - одна из красивейших рек юга России. Правый берег преимущественно гористый: меловые обнажения обрывом спускаются к воде, вдоль крутых склонов много оврагов. Левый берег низкий, песчаный, покрыт заливными лугами, многочисленными озерами и старицами, часто прорастает лесом, подступающим к самой воде.
Возьмите бинокль, посмотрите на берег и назовите, какую растительность вы видите. ( Ива белая, тополь черный, тополь белый, карагач, дуб, ольха черная, пушистая береза, осока, ломкий крушинник, камыш, тростник)
А какие животные обитают в лесах? (волк, лиса, еж, кабан, лось, заяц, белка)
Да. Растительность берегов очень разнообразна.
Тростник интересен тем, что его гибкая соломина сгибается, но почти никогда не ломается. Листья могут поворачиваться по направлению ветра и этим ослабляют его силу. Стебли тростника люди используют для покрытия крыш, для различных плетений, а молодые побеги употребляются в пищу сырыми или варенными. Из тростника получается хороший строительный материал – камышит. Из тростника можно получить белковую пасту - ценный корм для животных, а также целлюлозу. (Воспитатель обращает внимание на иллюстрации этих растений).
Посмотрите, по сторонам на берегах растет еще одно растение – рогоз. Теплоход наш плывет медленно, поэтому можно легко это растение рассмотреть. Это травянистое многолетнее растение с толстым горизонтальным корневищем. Рогозовый «пух», т. е. хохолки семян, применяются при изготовлении спасательных жилетов и курток, корневища богаты крахмалом, молодые побеги варят и употребляют в пищу: своим вкусом они очень напоминают спаржу. Растение используют для плетения корзин, циновок, веревок и матов.
Продолжаем наше путешествие.
Воспитатель: Дети, смотрите, сколько рыбы плещется в водах реки.
Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра.
Какая Родина богатая.
Не сосчитать ее добра.
Проводится игра « Поймай рыбку».
Дети удочками «вылавливают» плоскостные изображения рыб и называют их
Воспитатель: Вот сколько рыбы мы наловили, вы молодцы правильно угадали их названия. Давайте отпустим рыбу обратно в речку, а сами поплывем дальше.
В настоящее время экология реки вызывает беспокойство. Воды её сильно загрязнены. Это ведёт к уменьшению стока и вымиранию некоторых видов рыбы.
Почему же это произошло?( Люди сливают вредные вещества в воду, бросают мусор, моют машины, а вода стекает в реку)
Как мы можем помочь реке? ( Очистить реку от мусора)
Игра «Собери мусор».
Теперь наша речка чистая и серебристая, именно такой она запомнится нам с детства на всю жизнь.
Игра «Назови речку ласково» ( Речка, реченька, речушка, Матушка, кормилица).
Динамическая пауза: «Как приятно в речке плавать!»
Как приятно в речке плавать!
(Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа.
(Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди.
(Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди.
(Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами?
(Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем
(Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
Воспитатель: Я вижу впереди чудесную полянку, где мы можем отдохнуть. Это место замечательно тем, что здесь обитает много животных прибрежной зоны.
Дидактическая игра «Послушай и отгадай»
(Ребенок загадывает загадку о животных прибрежной зоны, а дети находят на картинке отгадки).
В бородавках вся спина,
Пучеглазые глаза,
Человеку не опасна,
Но полезная такая …(Жаба)
В зелёной тине, иль в болоте
Её вы вечером найдёте:
Она бултых! – как будто в лужу,
Лишь голова торчит наружу.
Она уж очень любит дождик,
И от него не скачет в домик:
На кочке, мягкой, как подушка,
С восторгом квакает ...(Лягушка).
Не спеша она идёт,
Домик на себе несёт –
Он красивый и надёжный,
На узорный щит похожий.
Быстро прячется от страха
В крепкий дом свой ... (черепаха).
Лентой чёрною ползёт,
Змейкой извивается,
Спереди её всегда,
Язычок болтается!
(Уж)
В тихой заводи речной,
В знатной шубе меховой,
Плотины строят мастера,
Без молотка и топора,
Из берез, ольхи, осины,
Из сучков, травы и глины,
Трудолюбивы и бодры,
Строители плотин…( Бобры)
Шикарная шубка,
Надета на ней,
Зверёк в ней не мокнет,
Не мёрзнет, поверь.
Живёт она в норах,
В пещерах прибрежных,
И гнёзда себе строит умело!
( Выдра)
Воспитатель: Чтобы речной дом сохранить в чистоте и порядке, его нужно беречь, а его обитателей охранять,- потому что красивые речные растения бездумно рвут люди, из - за этого их становится меньше. Необходимо беречь рыбные богатства. Напрасно не истреблять водных животных.
Продолжаем путешествие.
Воспитатель: Вот уже и река Дон, именно в Дон впадает река Северский Донец. Заканчивается наше путешествие. Мы увидели, как богат наш край.
Воспитатель. Ребята, что нового вы сегодня узнали о нашей реке , её животном и растительном мире? (Ответы детей) Вернувшись домой, будем вспоминать красоту родных просторов, их обитателей и помнить, что животные и растения украшают нашу жизнь, приносят большую пользу, поэтому мы должны их беречь и охранять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему: Путешествие по реке. Главный водный путь России - река Волга"
Дать детям представление о красавице реке Волге, как природном доме и его обитателях; познакомить с проблемами загрязнения воды в реках; прививать элементарные навыки экологической к...
Конспект интегрированного занятия непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю появления ручки для письма» с использованием технологии Н.А. Коротковой «Путешествие по «реке времени»
Цель: создать условия для проявления каждым ребенком самостоятельности и инициативы в познавательно-исследовательской деятельности, формирования дружеских взаимоотношений воспитанников, сплочени...
Конспект НОД «Путешествие по реке Северский Донец»
Конспект НОД по познавательному развитию в форме игры-путешествия для подготовительной к школе группы...
Конспект занятия "Что мы знаем о реке Северский Донец?"
Конспект занятия "Что мы знаем о реке Северский Донец?"...
«Путешествие по реке. Главный водный путь России – река Волга»
Форма проведения: беседа с элементами интерактивной игрыЦель: способствовать формированию знаний детей о реке Волга, и о загрязнении воды в реках....
Технологическая карта занятия с дошкольниками "Путешествие по реке времени» Тема « Путешествие в прошлое телефона».
НОД с дошкольниками "Путешествие по реке времени» (старшая группа)Тема « Путешествие в прошлое телефона»....
Мастер-класс Тема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через реализацию современных педагогических форм «Путешествие по карте» и «Путешествие “по реке времени”»
Мастер-классТема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через реализацию современных педагогических форм «Путешествие по карте» и «Путешествие “по реке вр...