Календарно-тематическое планирование по ФЦКМ для средней группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа)

Цыбина Мария Ивановна

Календарно-тематическое планирование и пояснительная записка по ФЦКМ для средней группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ftskm_poyasn._zap.docx20.05 КБ
Файл ftskm_kalendarno_-_tematicheskoe_planirovanie.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА, РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА: ПРЕДМЕТНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ, ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность. Учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных  действий. Стимулировать использование исследовательских действий.  Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта. Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия моделирующего характера.

Сенсорное развитие. Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения). Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная).

Приобщение к социокультурным ценностям

Задачи:

Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями

и назначением. Побуждать вычленять некоторые особенности предметов домашнего обихода (части, размеры, форму, цвет), устанавливать связи между строением и функцией. Понимать, что отсутствие какой-то части нарушает предмет, возможность его использования.

Расширять представления детей о свойствах (прочность, твердость, мягкость) материала  (дерево, бумага, ткань, глина). Способствовать овладению способами обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется). Предлагать группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать  (посуда — одежда) хорошо знакомые предметы. Рассказывать о том, что одни предметы сделаны руками человека

(посуда, мебель и т. п.), другие созданы природой (камень, шишки). Формировать понимание того, что человек создает предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки. 

Ознакомление с миром природы

Задачи:

  • Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды.
  • Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие).
  • Формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.
  • Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.
  • Формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участи детского сада, группы, города (поселка, деревни и т. д.).
  • Развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира.
  • Формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.
  • Развитие умений правильно взаимодействовать с природой.
  • Развитие интереса к миру природы.

• Формирование эстетического отношения к действительности, прежде всего к природе
во всех ее проявлениях.

Сезонные наблюдения

Осень. Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края. Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их.

Зима. Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду). Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их. Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т.д.;

участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек.

Весна. Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки. Расширять представления детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко — потеплело — появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную. Показать, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки.

Лето. Расширять представления о летних изменениях в природе: жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, летают бабочки, появляются птенцы в гнездах. Дать элементарные знания о садовых и огородных растениях. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды.

К концу года дети могут:

  • Называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке на улице; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и об следования.
  • Проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть.
  • С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей (взрослого, ребенка).
  • Уметь рассказывать о своем родном городе (поселке, селе). Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным, военным и т. п.).
  • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т. п.).



Предварительный просмотр:

Ознакомление с предметным и социальным окружением

Календарно-тематическое планирование

дата

Тема

Задачи

Источник

1

02.09

«Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь».

Уточнить знания детей о детском саде. Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 27

2

09.09

«Что нам осень принесла?»

Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе для здоровья человека природных витаминов.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 28.

3

16.09

«Мои друзья»

Формировать понятие «друг», «дружба», воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, побуждая их к добрым поступкам.

Учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 24

4

23.09

«У медведя во бору грибы, ягоды беру…»

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 30

5

30.09

«Петрушка идет трудиться»

Учить детей группировать предметы по назначению; воспитывать желание помогать взрослым.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 21

6

07.10

«Прохождение экологической тропы».

Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 33

7

14.10

«Моя семья»

Внести понятие «семья». Дать детям первоначальное представления о родственных отношениях в семье. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 19

8

21.10

«Знакомство с декоративными птицами»

Дать детям представления о декоративных птицах. Показать особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать за живыми объектами.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 36

9

28.10

Целевая прогулка «Что такое улица»

Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание на дома, тротуар, проезжую часть. Продолжать закреплять название улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят которые называют улицу, на которой живут; объяснить как важно знать свой адрес.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 31

10

11.11

«Осенние посиделки. Беседа о домашних животных»

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 38

11

18.11

«Расскажи о любимых предметах»

Закреплять знание детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; формировать умение описывать предмет, называя его название, детали, функции, материал.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 18

12

25.11

«Беседа о жизни диких животных в лесу»

Дать детям представление о диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 41

13

02.12

Петрушка-физультурник

Совершенствовать умение группировать предметы по назначению. Уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования. Развивать наблюдательность.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 28

14

09.12

Дежурство в уголке природы

Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями и животными.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 43

15

16.12

«Петрушка идет рисовать»

Продолжать учить детей группировать предметы по назначению; развивать любознательность.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 26

16

23.12

«Почему Снегурочка растаяла?»

Расширить представление детей о свойствах воды, снега, льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает ,на морозе вода замерзает.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 45

17

30.12

«Узнай все о себе, воздушный шарик»

Учить выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности, сравнивать резину с тканью.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 33

18

13.01

«Стайка снегирей на ветвях рябины»

Расширить представление детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 48

19

20.01

«Замечательный врач»

Формировать понятия о значимости труда врача и медсестры, их деловых и личностных качествах. Развивать эмоциональное доброжелательное отношение к ним.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 34

20

27.01

«В гости к деду природоведу»

Расширять представления детей о зимних явлениях природы. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 50

21

03.02

«В мире стекла»

Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое).

Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 36

22

10.02

«Рассматривание кролика»

Дать детям представление о кролике. Учить выделять характерные особенности внешнего вида кроликов. Формировать интерес к животным.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 53

23

17.02

«Наша армия»

Дать представление о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие « защитники Отечества». Познакомить с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники)

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 37

24

02.03

«Посадка лука»

Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения ( почва, влага, тепло и свет ). Дать элементарные понятия о природных  витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 54

25

16.03

«В мире пластмассы»

Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 40

26

23.03

«Мир комнатных растений»

Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 57

27

30.03

«В гостях у муз. рука»

Познакомить с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя. Развивать эмоциональное, доброжелательное отношение к нему.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 41

28

06.04

«В гости  к хозяйке луга»

Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 59

29

13.04

«Путешествие в прошлое кресла»

Закреплять знания о предметах домашнего обихода (табурет, стул, кресло)

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 43

30

20.04

«Поможем Незнайке вылепить посуду»

Расширять представление детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том, что из глины можно лепить посуду и игрушки. Закреплять умение детей лепить из глины.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 64

31

27.04

«Мой город»

Продолжать закреплять название родного села, знакомить с его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за своё село.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 46

32

18.05

«Экологическая тропа весной»

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать представления о взаимосвязи человека и природы.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 66

33

25.05

«Путешествие в прошлое одежды»

Знакомить детей с значением и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к пониманию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности. Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 48

34

01.06

Диагностические задания 1,2

Выявить представления об овощах и фруктах; выявить представления о растениях.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 69, 70

35

08.06

«Наш любимый плотник»

Познакомить детей с трудом плотника; с его деловыми и личностными качествами. Воспитывать чувство признательности и уважения к человеку этой профессии к его труду.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 49

36

15.06

Диагностические задания 3, 4

Выявить представления о домашних и диких животных; выявить представления о свойствах песка, воды и льда

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр.72

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по ФЭМП для средней группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Календарно-тематическое планирование и пояснительная записка по ФЭМП для средней группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой....

Календарно-тематическое планирование по развитию речи для средней группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Календарно-тематическое планирование и пояснительная записка по развитию речи для средней группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...

Календарно-тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию для средней группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Календарно-тематическое планирование и пояснительная записка по художественно-эстетическому развитию для средней группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С....

Календарно-тематическое планирование по физическому развитию для средней группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Календарно-тематическое и пояснительная записка планирование по физическому развитию для средней группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А...

Календарно-тематическое планирование по ФЦКМ для средней группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Календарно-тематическое планирование и пояснительная записка по ФЦКМ для средней группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой....

Календарно-тематическое планирование по развитию речи для младшей группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Календарно-тематическое планирование и пояснительная записка по развитию речи для младшей группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...

Календарно-тематическое планирование по физическому развитию для младшей группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Календарно-тематическое планирование и пояснительная записка по физическому развитию для младшей группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А...