Конспект непосредственно–образовательной деятельности по теме "Первоцветы".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
познакомить детей с раннецветущими растениями родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pervotsvety.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
« Не губите первоцветы»
(старшая группа)
Цель: познакомить детей с раннецветущими растениями родного края.
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Задачи:
• Познавательное развитие: дать элементарные представления о первых весенних цветах, познакомить с подснежником.
• Речевое развитие: развивать связную и диалогическую речь, внимание, память, активизировать речь детей за счет прилагательных.
• Социально-коммуникативное развитие: приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослым в процессе непосредственной -образовательной деятельности.
• Художественно-эстетическое развитие: развивать эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления, выделять главное.
• Физическое развитие - обогащать двигательный опыт детей;
сохранять и укреплять физическое и психологическое здоровье детей.
Планируемые результаты:
Проявлять любознательность, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно учувствовать в разминке; иметь элементарные представления о первоцветах; выражать положительные эмоции при прослушивании музыкальных произведений, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогами и сверстниками.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации первоцветов раздаточный материал (конверты с фото первоцветов); выставка познавательной литературы о раннецветущих, занесенных в Красную книгу. Запись произведений: «Подснежник» П. Чайковского, «Времена года» Шопена.
Предварительная работа:
Беседы о весне и о подснежниках, Заучивание стихотворений, постановка сказки «Первые весенние цветы», прослушивание музыкальных произведений, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций в книжном уголке, создание презентации, оформление стенда в родительском уголке по теме «Первоцветы коми края».
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Протянуло лучики солнце золотое,
Засияло радостно небо голубое.
Вся природа ожила, щедро улыбнулась.
Птички весело запели, и Земля проснулась.
- Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (ответы детей).
- Назовите, пожалуйста, какие изменения происходят в природе с приходом весны. (ответы детей).
Я хочу вам рассказать сегодня о самых первых цветах, которые в народе называют первоцветами или подснежниками, потому что их с каждым годом становиться всё меньше и меньше. Так как за зиму люди настолько скучают по первой зелени, что весной, увидев первые цветы, они их срывают, не задумываясь о том, что на этом месте такой цветок может больше не вырасти. Большинство первоцветов занесены в Красную книгу. Ежегодно проводится так называемая операция «Первоцвет». Много об этой проблеме пишут в газетах. Часто о первоцветах говорят по телевидению.
Предлагаю ребятам игру «Собери цветок» (работа в парах с разрезными картинками).
1 картинка показ «Подснежник»
Подснежник — лесное растение. Подснежник получил свое название за способность растения пробиваться из земли и зацветать с первыми теплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег. Подснежники растут под пологими деревами и кустарников, в полутени, но предпочитают открытые места. Зимостойки.
Давайте послушаем стихотворение
Подснежник.
У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы синенький цветочек,
Полу замерзший, чуть живой.
Наверно, сильно припекало
Сегодня солнышко с утра,
Цветку под снегом жарко стало,
И он подумал, что пора.
И вылез. А кругом все тихо…
Соседей нет. Он первый здесь.
Его увидела зайчиха,
Понюхала, хотела съесть.
Потом, наверно, пожалела:
Уж больно тонок ты, дружок.
И вдруг пошел пушистый, белый,
Холодный мартовский снежок.
Он падал, заносил дорожки,
Опять зима, а не весна.
И от цветка на тонкой ножке
Лишь только шапочка видна.
И он, от холода синея,
Головку слабую склоня,
Сказал: «Ну что ж, я не жалею,
Ведь началась весна с меня!»
Ребята, подснежники появляются на проталинках.
В: А что такое проталинка?
Д: Проталинка – место, где растаял снег, и открылась земля (показать слайд)
Под лучами весеннего солнца начинают таять сугробы.
Доберется весенняя вода до земли, и эти цветы проснутся от долгого зимнего сна.
Расцветут они лишь тогда, когда сугроб растает совсем. Этот цветок появляется самым первым в лесу.
Послушайте загадку.
Первым вылез из землицы
На проталинке,
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
В: Что это за цветок?
Д: Подснежник.
В: Правильно, эта загадка тоже про подснежник.
Ребята, много прекрасного человеку дарит природа. Многие чудеса нас окружают повседневно. Но есть в живой природе создания, неразрывно связанные с праздником. Это цветы.
Всю жизнь цветы не оставляют нас,
Прелестные наследники природы.
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо уходят.
Звенят ручьи, галдят птицы, трещит на реке лед… Всё заполнил весенний шум. Еще не весь снег растаял, а уже кое-где задышали теплым паром черные проталинки, и наступает у леса светлая и радостная пора. Оживает природа, зацвели деревья и кустарники, а затем появляются первые цветы.
Предлагаю собрать вторую картинку
«Мать- и- мачеха»
«Растение это – всем нужно! » -
Сказал, очень гордо мне дед.
«Для тех, кто случайно простужен,
Лекарства безвреднее – нет!
Местами ещё лежит снег, а там, где пригревает солнце на окраинах полей, по берегам оврагов и рек, появляются золотые корзиночки мать и мачехи. Мать и мачеха нектаром славится, первый взяток пчёлы несут в улей с неё. А знаете, ли вы, почему этому растению дано такое странное прозвище мать и мачеха? А вот почему: нижняя часть его листа, покрыта нежными пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и тёплой, это мать. А верхняя часть листа, жёсткая и холодная, это мачеха. Вот и назвали растение мать и мачеха.
Предлагаю собрать третью картинку
«Ландыш»
Как горошинки резные
На высокой ножке,
Ландыши цветут лесные
Прямо у дорожки.
Красотою, как магнит,
Манит всех прохожих.
Ландыш очень ядовит,
Будь с ним осторожен.
Ландыш - лекарственное, декоративное растение. В качестве лекарственного сырья заготовляют распустившиеся цветки и листья. Все части растения, особенно его ягоды ядовиты для человека. Цветки ландыша применяются в парфюмерии.
Медуница:
-Подумаешь! А я вот – медуница, зацвела чуть-чуть позже, но зато как зацвела!
Приподняв сухой листочек,
В первых числах мая
Появляется цветочек
Солнышку кивая.
То сиреневым, то синим
Подмигнет он огоньком –
Это пчелок приглашает
Медуница за медком.
Ветреница:
- Нашла чем хвастаться! Я вот – ветреница – самая нежная. Меня от каждого ветерка шатает. И я не пестрая, как ты, а белая, как снег. Меня даже подснежником называют, наверное, потому, что я нежная, стебелек у меня тонкий-тонкий.
Анютины глазки:
- Ха-ха-ха! Подснежником тебя называют, потому что ты из-под снега растешь, а не потому, что ты такая нежная. Вы на меня посмотрите. Я – Анютины глазки.
Чуть робкое солнце пригреет в апреле,
Анютины глазки уже засинели.
На волю они пробиваются смело,
Зимою под снегом им спать надоело.
Посмотрите, какие у меня нежные бархатистые цветы. У меня пять лепестков – белых, желтых, фиолетовых.
Поэтому не спорьте, самое замечательное растение – это я!
Восп.: - не спорьте, друзья! Ты, мать-и-мачеха, самая смелая. Ты, медуница, разноцветная и медоносная. Ты, ветреница, самая нежная, Анютины глазки –цветы самые умные и крепкие. Все вы – первоцветы – самые замечательные, самые красивые, самые желанные, поэты пишут о вас стихи, художники рисуют картины, фотографы делают изумительные снимки, композиторы сочиняют волшебную музыку.
Чтение экологической сказки:
В одной, не очень богатой семье было двое детей, сын Тимоша и дочь Василиса. Мама с папой много времени проводили на работе, по хозяйству управлялись дети сами: воду носили, печку топили, в огороде поливали, саженцы сажали, никогда не унывали и друг другу помогали. Родители своих детей не баловали, но очень их любили. Приближалось день рождения любимой мамочки, и Тимоша с Василисой решили пойти в лес за красивым букетом в подарок. Взяли лукошко и отправились в путь. Была ранняя весна, и цветов нигде не было. Но вот, на проталинках дети увидели необычной красоты цветы, такие нежные и чистые. Обрадовались, и хотели было сорвать их, но услышали: «Мы подснежники лесные, на проталинках растем. Если вы сорвете нас, мы завянем и умрем». Ребятам стало жалко губить такие великолепные цветы, и они сказали: «Не бойтесь, мы вас не тронем, растите на радость всем, всем. А мы для своей мамочки придумаем другой подарок». Так и ушли Тимоша с Василисой ни с чем.
- Ребята, как вы думаете, правильно поступили дети? И почему?
-Давайте поможем им. Какой подарок можно приготовить для мамы (ответы детей) .
Предлагаю нарисовать подснежник .
Дети рисуют цветы
- Ребята, хотите отправиться на полянку побыть первоцветами и понежиться на весеннем солнышке?
- Тогда встаньте, вокруг себя повернитесь и в подснежники превратитесь.
Давайте покажем, как появляются подснежники.
Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Наши первые цветы
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши первые цветы
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Вокруг себя повернитесь и в детском саду очутитесь.
Давайте, ребята, еще раз подумаем: а стоит ли покупать букетики первоцветов? А не подтолкнём мы этим на еще больший сбор цветов? Что бы нам еще сделать, чтобы защитить первоцветы?
Стих
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!
- Ребята, глядя на ваши добрые лица, я уверена, что вы не обидите, не погубите цветы, а всегда будете им добрыми друзьями.
Берегите цветы! Спасибо, за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР
совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР является необходимым условием для формирования коммуникативных навыков, свободного общения детей друг с другом и со взрослыми. разви...
«Мы весёлые ребята, любим бегать и играть». Конспект непосредственно образовательной двигательной деятельности в 1 младшей группе.
Продолжить учить ходить и бегать под музыку, сохраняя устойчивое равновесие. Выполнять действия по сигналу воспитателя. Приучать детей говорить внятно, не торопясь. Продолжать совершенствовать двигате...
Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»
Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...
Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"
Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка»
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка» Цель: Закрепление знани...
- Мне нравится (1)