ДОЛГОСРОЧНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «РОДНОЙ СМОЛЕНСК - ЛЮБЛЮ И ЗНАЮ!»
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребёнок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города. Но есть ещё и историческая память поколений. Наша задача передать её детям, наполнить их сердца знанием традиций и истории своего города, в котором всегда были достойные примеры самоотверженного труда, преданности, самопожертвования и героизма во благо процветания Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ознакомление с родным городом Смоленском, его историей и культурой. | 875.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 37 «МАЛЬВИНКА» г. Смоленска
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«РОДНОЙ СМОЛЕНСК - ЛЮБЛЮ И ЗНАЮ!»
Подготовили: воспитатель
высшей квалификационной категории
ЕФРЕМЕНКОВА О.В.
СМОЛЕНСК
2018 г.
Мой город любимый,
Тебя россияне
Ключом называют не зря.
Здесь птицею вещей
Из пепла восстанет
Святая Россия моя!!!
Смоленская крепость
автор: Евгений Гордеев
Тип: внутригрупповой, исследовательский.
Участники: педагоги, воспитанники старшей группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Этапы организации работы:
I этап проекта.
Целеполагание.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизма.
Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, и быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу. Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребёнок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города. Но есть ещё и историческая память поколений. Наша задача передать её детям, наполнить их сердца знанием традиций и истории своего города, в котором всегда были достойные примеры самоотверженного труда, преданности, самопожертвования и героизма во благо процветания Родины.
Сейчас происходит смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, которое не способствует духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Задачи духовно – нравственного воспитания традиционно решались в дошкольных учреждениях, но сегодня ощущается необходимость усилить работу в этом направлении, сделать её более содержательной. Я считаю, что недостаточно внимания в детских садах уделяется любви к природе и культуре родного города. Мы, воспитатели, даём детям знания, но не учим с помощью художественного слова, классики чувствовать красоту природы, самобытность культуры, а не научившись этому ребёнок не сможет в полной мере полюбить свою малую родину.
В настоящее время в детских садах много делается для приобщения детей к культуре своего народа. Мы должны научить детей любить не придуманную нами Родину, а такую какая она есть, а для этого нужно сохранить многовековую историю и культуру. Я пришла к выводу, что на эту проблему нам нужно обратить особое внимание. С этой целью был разработан данный проект.
Цель:
Развивать начала духовно – нравственного воспитания через приобщение к истории и культуре родного города. Формировать любовь к родному городу.
Задачи:
1.Расширить и углубить знания детей о родном городе, его истории, достопримечательностях;
2. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;
3. Воспитывать любовь к родному городу, уметь видеть прекрасное и гордиться им;
4. Познакомить с культурой и традициями Смоленской области;
5. Развивать духовно – нравственные качества: гордость, гуманизм, желание сохранить и приумножить богатство родного края, воспитать уважение к труду людей, создающих красивый город;
6. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного города.
II этап проекта.
Разработка проекта.
1. Донести до участников проекта возможность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, научно – популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме.
3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для театрализованной деятельности.
4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
5. Составить перспективный план мероприятий.
Мероприятия:
- Экскурсии по улицам города;
- Выяснили у детей, в каких местах они любят гулять с родителями;
- С целью выявления знаний детей о городе провести дидактическую игру «Знаешь ли ты свой город?»;
- Вместе с детьми приняли решение об осуществлении проекта «РОДНОЙ СМОЛЕНСК - ЛЮБЛЮ И ЗНАЮ!»
- Сбор информации о городе
- Подбор иллюстративного материала;
- Отбор художественной литературы, художественного материала.
III этап проекта.
Предполагаемые итоги реализации проекта.
- Повышение нравственного уровня воспитанников.
- Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного города, области.
- Появление у детей чувства гордости за свой город, уважение к его истории, народам, которые здесь живут и работают.
- Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
- Развитие инициативы, сообразительности, самостоятельности.
- Преобразование предметно-игровой старшей группы.
- Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
- Сплочение детей и родителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тематическое планирование
Сентябрь-ноябрь «Наш город Смоленск»
Познавательное развитие
- Беседа с детьми «Город и горожане».
- Занятие «Знакомство с историей города и его символикой, с картой Смоленской области».
- Беседа: «Флаг смоленской области».
- Рассматривание буклетов, фотографий о городе, картин смоленских художников, просмотр видеоролика «Экскурсия по Смоленску».
- Чтение книг о родном городе, стихов смоленских поэтов.
- Прослушивание музыкальных произведений: гимн Смоленска, музыкальные произведения М. Глинки и на стихи Исаковского.
- Рассказ воспитателя об истории развития города.
- «Старый и новый город».
- Просмотр слайдов и видеоматериалов.
- Беседа на тему «Гордимся тобой, наш город родной».
- Придумывание рассказов на тему: «Из окна, из окна наша улица видна».
- Детская художественно-продуктивная деятельность:
- Конкурс рисунков «Мой любимый город».
- Занятие по изодеятельности «Течет река Днепр».
- Рисунки к рассказам на тему: «Из окна, из окна наша улица видна».
- Коллективные творческие работы «Улицы города», «Мы — строители», «Мы- пешеходы».
- Конструирование «Смоленская деревня».
- Выставка детских работ «Мой любимый город».
Декабрь-февраль «Жизнь людей в Смоленске»
Познавательное развитие
- Рассматривание альбома «Знаменитые люди Смоленщины».
- Беседа «Смоленск в творчестве поэтов и художников».
- Занятие «А. Твардовский». Чтение отрывков стихотворений.
- Беседа на тему: «Жизнь моей улицы».
- Знакомство со сказками смоленского края.
- Инсценировка смоленской сказки «Золотые слова».
- Конкурс чтецов «Стихи смоленских поэтов».
- Разучивание народных игр Смоленщины.
- «Мы – горожане» (правила этикета).
- «Правила безопасности в городе».
- Занятие «Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности). Работа по карте Смоленской области «Где я живу?».
- Рассматривание фотографий «Растительный мир Смоленского края».
- Викторина: «Знаешь ли ты Смоленск?».
- Рассказ воспитателя «Фольклор Смоленского края».
- Составление творческих рассказов «Как я люблю отдыхать», «Моя улица», «Животные и растения моего края», «Город, в котором я живу».
- Виртуальная экскурсия «Историко-архитектурный комплекс "Теремок".
Детская художественно-продуктивная деятельность:
- Рисование «Кем я хочу быть?»
- Аппликация «Транспорт и светофор»
- Лепка «Спорт»
Март-май «Смоленск героический»
Познавательное развитие
- Беседа «Как рубашка в поле выросла».
- Беседа «Город-герой Смоленск».
- «Никто не забыт, ничто не забыто» (беседа о героизме людей, встреча с участниками Великой отечественной войны, возложение цветов к памятнику павшим героям).
- «Смоленск— город - щит» (О войне 1812г.) Презентация «Детям о войне 1812г.»
- Тематическое занятие «Ю. Гагарин».
- Просмотр видеофильмов «Защитники отечества».
- Экскурсия в музей ВОВ
Детская художественно-продуктивная деятельность:
- Рисование «Наша армия родная», «Лети, ракета, к звёздам»
- Лепка «Пограничник с собакой»
- Поздравительная открытка «День Победы»
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Какой наш город», «Сказки в Смоленске», «Кто что делает», «Прогулка по городу», «Заколдованный город», лото «Знаешь ли ты свой город», «Любимый город», «Выложи герб из фрагментов», «Где находится памятник?», «Подбери словечко», «Ошибки художника» , Д/и «Узнай наш герб, узнай наш флаг».
Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Музей», «Мы — строители», «Почта», «Библиотека», «Мы — экскурсоводы», «Наша улица».
Взаимодействие с родителями
Формы работы:
- Игра «Интервью», анкетирование «Знаете ли вы свой город?».
- Издание книги «Город будущего» (совместная деятельность
детей и родителей).
- Проведение цикла бесед с детьми «Я могу рассказать вам…".
- Составление картотеки стихов и песен о Смоленске.
- Изготовление альбомов «Безопасная дорога от дома до детского сада».
- Выпуск газеты «Наш любимый город Смоленск» (периодичность раз в квартал)
1-ый выпуск — «Наш город прежде и сейчас»»;
2-ой выпуск — «Смоленск узорчатый»
3-ий выпуск — «Смоленск героический» - стенд «Мы гордимся! Мы помним!»
Совместная и самостоятельная деятельность
- Рисование «Улица, на которой я живу», «Мой любимый детский сад».
- Создание мини музея «Мой город родной».
- Альбом «Город Смоленск».
- Фотографии «Воскресные зарисовки» (при участии родителей).
- Вечер – чаепитие «Встречаем рождество согласно традициям Смоленщины.
- Выставка книг о городе;
Результат
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного города, области; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Список литературы
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.
- Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.
- Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.
- Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.
- Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. — сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
- Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.
- «Смоленск. Краткая энциклопедия». Редакционная коллегия: Д. И. Будаев – гл. редактор, В. В. Ильин, В. Б. Козлов и др.
- «История и культура Смоленщины с древнейших времён до конца 18 века». Г. А. Ластовский.
- «Смоляне». Составители Е. Алфимов и А. Мишин.
- «Смоляне в искусстве». Автор С. М. Яковлев.
- «Сказки Смоленского края». Составитель А. Мишин.
- Введение в народоведение «Родная земля». М. Ю. Новицкая.
- «Как помочь дошкольнику найти своё Я». Е. Рылеев.
- «С чего начинается Родина?». Автор Г. В. Ражнёв.
- «Народная культура». Т. А. Пигилова.
- «Русский детский фольклор». М. Н. Мельников.
- «Воспитание маленького гражданина…». Г. А. Ковалёва.
- «Дошкольнику – об истории и культуре России». Г. Н. Данилина.
- «Народные игры и хороводы Смоленского края».
- «Поэты земли Смоленской». В. С. Баевский.
- «Край мой Смоленский». А. В. Головкина.
- Красная книга Смоленской области.
- «Расскажу о городе своём». Н. Е. Махалева.
- «Смоленск». М. Д. Лубячов.
- «Край мой Смоленский». Г. А. Фалькович, Л. П. Барылкина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный, информационный проект "Я на этой улице знаю каждый дом"
Идея проекта возникла в ходе подготовительных мероприятий к празднованию 95-летия города Мурманска. На одном из занятий была создана проблемная ситуация: что мы можем рассказать о своей улице, своём д...
Педагогический проект "Родной свой край люби и знай!"
Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...
Проект «Родной свой край - люби и знай»
Проект по направлению: охрана, сохранение и популяризация исторического и культурного наследия города Северодвинска «Родной свой край - люби и знай» Малая Родина... У каждого человека она своя, н...
Проект "Родной свой край люби и знай!" для детей старшего дошкольного возраста
Проект для детей старшего дошкольного возраста....
Проект Родной свой край люби и знай
Проект разработан для формирования нравственно - патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста...
НОД В соответствии с проектом «Родной свой край – люби и знай» Блок – « Мой дом, моя семья, моя страна» Тема: «Семья и родной дом» Возрастная группа: старшая
Тема "Семья и родной дом"...
Информационно – познавательный детский образовательный проект «Родной свой край люби и знай!»
На главную страницуРодина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников &ndash...