ПАСПОРТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УГОЛКА «СУПЕРДЕТКИ» (МИНИ – ЛАБОРАТОРИИ «СМЕШАРИКА ПИНА») ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «КАРАПУЗИКИ»
материал по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УГОЛКА «СУПЕРДЕТКИ» (МИНИ – ЛАБОРАТОРИИ «СМЕШАРИКА ПИНА») ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «КАРАПУЗИКИ»
Цель: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка.
Задачи:
- формировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;
- формировать у детей дошкольного возраста диалектического мышления;
- развивать поисково – познавательную, интеллектуальную активность детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств.
Уголок опытно – экспериментальной деятельности состоит из 6 зон:
1 зона – мини - лаборатория «Смешарика Пина».
Вас здесь встречает Смешарик Пин.
Он хозяин этой лаборатории.
Нам помогает знания добыть,
На все "почему" ответ получить,
Введение мультипликационного персонажа превращает занятия в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.
В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:
- специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);
- природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох, кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т.п.);
- утилизированный материал (проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.);
- приборы – помощники (микроскоп, лупы, компас, зеркала, различные виды весов и др.);
- медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки);
- мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы);
- технический материал (гвозди, шурупы, болты и т.д.).
В нашей лаборатории есть материалы, которые распределены по блокам:
- «Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, масло, контейнеры для льда, т.е. материалы для изучения свойств воды);
- «Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т.д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха);
- «Свет и цвет" (различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок, т.е. материалы для изучения свойств света, цвета);
- "Звук" (киндер-сюрпризы с различными наполнителями (горох, гречка, пшено, манка и др.), колокольчики, дудочки, трещотки, наушники, т.е. материалы для изучения свойств звука);
- "Запах" (мешочки с лавандой, с ромашкой, с сосной, освежители, ароматические масла, свечи, пробники духов, тестеры, т. е. материалы для изучения свойств и различениязапахов);
- «Магнетизм» (разные магниты, скрепки, металлические предметы), т.е. материалы для изучения свойств магнита.
В мини - лаборатории находятся:
коллекции: семян, тканей, ниток, ракушек, камней, гербарий;
модели:
- календарь природы (времена года), дни недели;
- календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе;
- алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта.
Все алгоритмы распределены по блокам.
макеты (выставляются соответственно темам недели):
- царство льда и снега;
- кто живет в жарких странах;
- животные наших лесов;
- пресмыкающиеся;
- насекомые и многое другое.
2 зона - уголок природы
В группе есть уголок природы, чтобы успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений.
На комнатные растения оформлен паспорт уголка природы. Опыт показывает, что такой паспорт удобен для работы в уголке природы, т.к. дети, ориентируясь на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за растениями.
Есть тематические альбомы:
- луговые цветы,
- садовые цветы,
- комнатные растения,
- насекомые,
- кузнечики многие другие.
В уголке природы есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, кисточки,тряпочки, лопатка и рыхлитель. Живая природа это тоже объект исследования.
3 зона – «Любознайка»
Это центр нашей мини - лаборатории. Здесь находятся перспективные планы запланированных опытов, методические рекомендации по проведению опытов, картотека опытов, экспериментов и дидактических игр по блокам, всевозможные алгоритмы
познавательной деятельности (алгоритмы воспроизведения информации о последовательности трудовых процессов в уголке природы и в цветнике, алгоритмы воспроизведения познавательной деятельности).
В центре есть правила работы с материалами : условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Тут же находятся символы, разные схемы, а также информация для родителей (консультации, рекомендации)
4 зона – центр «Хочу всё знать»
Стать настоящим учёным непросто, надо много, много знать.
Познавательной литературой интересоваться и посещать центр «Хочу всё знать». В него входят книги, энциклопедии "Все обо всем», атласы, альбомы - картинки:
- времена года,
- деревья,
- растительный мир, грибы,
- природные явления,
- насекомые,
- птицы,
- животные жарких стран,
- домашние животные и птицы,
- дикие животные,
- животные Севера.
Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов, альбомов с разными природными сообществами для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию.
5 зона - наша игротека
В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы. Создана картотека игр: -"Кто где живет?", "О животных", «О растениях», "Хочу все знать!", "Ассоциации", "Зоологическое лото", Домино "на море, на суше", "Большие и маленькие", "Кто чем питается", "Как растет живое", "Кто как появился", "Что из чего сделано", "Времена года", "Развиваем наблюдательность" и много других.
В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.
6 зона - «Огород на окне»
На окне весной обустраивается огород. Посадки: лук, салат, горох, петуния, бархатцы, помидор. Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений, условиями роста растений.
Таким образом, грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта.
Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких исследователей и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования. Если ребенок – исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-исследовательская деятельность «Снег пушистый лег на ветки» во второй младшей группе Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна
Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года, о зимних явлениях, о снеге, о снежинке.ЗадачиОбразовательная:1. Уточнить представления о зимних играх.2. Продолж...
КОНСПЕКТ по познавательно исследовательской деятельности Тема НОД: «Путешествие с куклой Машей» Вторая младшая группа
экспериментирование с водой...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Как спасаются звери от стужи зимой» (вторая младшая группа)
Конспект НОД...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по (познавательно-исследовательскому развитию) На тему: «Чудесница вода» для детей 2 младшая группа.
Цель: формирование знаний о различных свойствах воды (вкус, цвет, текучесть, вес);развитие речи (активизация словаря, закрепление прилагательных, работа над предложениями), мышления, ...
Познавательно – исследовательская деятельность. Экспериментирование с водой: «Маленькие фокусники»во второй младшей группе «Бабочка»
Цель: Вовлечение детей в элементарную познавательно – исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая-познакомить детей со свойствами воды (вк...
Конспект познавательно – исследовательской деятельности с элементами детского экспериментирования для детей второй младшей группы "Чудесное превращение воды"
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации....
Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Первичные представления об объектах окружающего мира». Первая младшая группа.
Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности»...