Занятие по ознакомлению с художественной литературой и окружающим миром
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_oznakomleniyu_s_hudozhestvennoy_literaturoy_i_okruzhayushchim_mirom.docx | 15.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по ознакомлению с художественной литературой и окружающим миром
• Познакомить детей с русской народной сказкой «Жихарка».
• Познакомить с новым словом « Удаленький», помочь понять его значение, расширить словарный запас детей.
• Уточнить и конкретизировать представление детей о том, что есть вещи, сделанные из метала, а есть из дерева;
• учить находить эти вещи в ближайшем окружении.
Предварительная работа:
1. Знакомство детей с русскими народными сказками
2. Беседа о смелости, заучивание пословиц о смелости.
3. Рассматривание домашней утвари с применением загадок о ней.
4. Знакомство детей с металлом и деревом.
Ход занятия
Звучит русская народная мелодия. Дети входят в зал, оформленный элементами русской народной избы. Навстречу детям выходит хозяйка избы.
Хозяйка: День добрый, детушки-касатушки!
Проходите не стесняйтесь.
Поудобней располагайтесь.
Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило?
Давайте знакомиться. Я хозяйка в этом дому. Зовут меня Анна Викторовна. Здравствуйте (кланяется).
Русь деревянная - края дорогие. Здесь издавна русские люди живут. Они прославляют жилища родные. Раздольные русские песни поют.
А почему Русь называют деревянной, вы знаете? (Ответы детей)
Хозяйка: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли их избами. И все-то в избе было сделано из дерева. И полы, и потолок, и стены и мебель и посуда. Из
обыкновенного полена могли вырезать вот такую шкатулку, в которой хранили мелкие предметы (Показывает шкатулку).
Наша изба - ровно тепла. Дом вести не лапти плести.
Мы знаем много старинных домашних предметов. Попробуйте отгадать, о чем я говорю:
«У нее в печурочке - золотые чурочки» (Дрова в печи)
«Два брюшка, четыре ушка» (Подушка)
«Черный конь скачет в огонь» (Кочерга)
Разойдитесь по залу посмотрите все предметы, они стоят на столах. А теперь девочки подойдут к предметам из дерева, а мальчики к предметам из металла.
Дидактическая игра « Найти правильно»
(Дети выполняют задание. Потом вместе проверяют его. Игра повторяется. Девочки выполняют задание мальчиков. При проверке задания воспитатель использует слова: «Маленький» и «Удаленький»).
Хозяйка: А еще у меня вот что есть (Достает ложку).
Вот какая ложечка точеная, ручка золоченая. Это ложечка одного маленького, удаленького мальчика.
Дети, а вы большие человечки или маленькие? (Дети отвечают).
Хозяйка: Значит вы еще маленькие человечки. Иногда про маленького человечка говорят: «Мал, да удал» или «Маленький да удаленький» Что это значит? (Дети отвечают).
Хозяйка: Это означает, что маленький мальчик или девочка находчивые, сообразительные, смелые. Послушайте пословицу о смелости: « Смелому человеку никакое дело не страшно» А вы знаете пословицы о смелости? (Дети отвечают).
Хозяйка: А эта ложечка одного маленького, удалого мальчика Жихарки. Жихарка - это и есть удалец.
А теперь приготовьте глазки, ушки.
Расскажу я вам сказку.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор,
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костер,
Кушают кашку,
Слушают сказку.
Показ кукольного театра. Сказка «Жихарка».
(В конце сказки общая пляска под русскую народную мелодию).
Хозяйка: Видите, какой находчивый был Жихарка. Так по доброму и закончилась наша сказка.
А почему такой добрый конец у сказки? (Дети отвечают).
Хозяйка: «Помогай другу везде, не оставляй его в беде».
А сейчас мы с вами проверим, кто же похож на Жихарку. Я прочитаю вам строчки из сказок, а вы должны узнать эти сказки и найти к ним рисунки.
1. «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел....» Из какой сказки эти слова? Покажите рисунки. Их нарисовали старшие дети.
2. «Вы козлятушки, вы ребятушки....»
3. «.. .Сяду на пенек, съем пирожок...»
4. « Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Весной растаяла у лисы избушка, она пришла ко мне в гости погреться, да меня же и выгнала...»
Хозяйка: Молодцы! Вот сколько находчивых и смелых героев мы нашли. Как мы их называем?
Правильно: « Маленькие да удаленькие».
Мы с вами тоже маленькие да удаленькие, давайте поиграем в игру «Карусель»
«Эй! Кого на праздничной неделе
Не катала на карусели?!
Все сюда ко мне сбегайтесь
И бесплатно покатайтесь».
Смотрите, какая красивая карусель. Берите по ленточке и слушайте внимательно.
Игра «Карусель»
Хозяйка:
Раз-два, раз- два.
Вот и кончена игра!
Жил был Колоброд,
Он развел огород,
Уродился огурец
Играм, скачкам конец!
А теперь пришла пора нам проститься. До свидания, гости дорогие! (Дети прощаются и выходят из зала под русскую народную музык).
Литература:
1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет: - М., 1987.
2. Орлова А.В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Часть 1-2: - Владимир, 1995.
3. Ильчук Н.П., Гербова В.В. хрестоматия для дошкольников 4-5 лет: - М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ по ознакомлению с художественной литературой, развитию речи, развитию представлений об окружающем мире и себе, формированию культурно-гигиенических навыков в 1 младшей группе. ТЕМА: Как н
Интегрированное занятие в первой младшей группе.Тема: Как нужно ухаживать за собой. Познакомить детей с произведением А. Барто «Девочка чумазая»...
В мире басен. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе
Работа над художественным произведением, содержащим моральные темы, дает возможность педагогу систематически расширять нравственный кругозор детей: на запечатлевающихся художественных образах конкрети...
Интегрированное занятие по ознакомлению с художественной литературой и аппликации. Тема: «В мире книг» (старший дошкольный возраст)
Интегрированное занятие...
непосредственная организованная деятельность по ознакомлению с художественной литературой и окружающим миром "Кто в теремочке живет?"
Программное содержание:- обучение детей самостоятельному построению связного и выразительного речевого высказывания; формирование у детей умения правильно называть животных, рассказать об их повадках....
Занятие НОД по ознакомлению с художественной литературой и окружающим миром по русской народной сказке "Теремок"
Цели: развивать интерес к народному творчеству, расширять знания детей о диких животных....
КОНСПЕКТ занятия по ознакомлению с художественной литературой ТЕМА: «В мире сказок А.С. Пушкина». для детей средней группы.
"В мире сказок А.С.Пушкина"...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой и ознакомлению с окружающим «Кто в теремочке живет».
развивать восприятие, умения отгадывать загадки; рассматривать игрушки животных...