Интегрированное занятие по ознакомлению с художественной литературой и аппликации. Тема: «В мире книг» (старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 10
КОНСПЕКТ
ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
по ознакомлению художественной литературе и аппликации
Тема: «В мире книг»
Должность: Воспитатель
Серегина Т.С.
г. Кашира
2012г.
Программные задачи:
- Продолжать приобщать детей к книжной культуре;
- Расширять представления о разных видах книг;
- Закреплять навыки бережного обращения с ними;
- Прививать навыки культурного поведения (пропускать друг друга к стеллажам, вежливо передавать книгу, благодарить за услугу, обмениваться мнениями в доброжелательной форме);
- Совершенствовать культуру речи (внимательно выслушивать советы, быть доброжелательными к суждениям других, вежливо отстаивать свою точку зрения);
- Развивать внимание, аккуратность, мышление;
- Воспитывать любовь к книгам.
Предварительная работа:
Заучивание стихотворения А. Маро «Друг».
Оборудование:
Ножницы на каждого ребенка, цветная бумага, подносы, клеевой карандаш на каждого ребенка, пеналы.
- 1 –
Воспитатель собирает около себя детей.
Воспитатель:
- Я предлагаю вам отгадать загадку. Отгадаете ее – определите тему разговора.
Что за добрые друзья
Живут в доме у меня?
Они стоят в шкафу, на полках
В переплетах толстых, тонких.
Друзья рассказывают мне,
Что происходит на земле! (Книги.)
Воспитатель:
Верно, это книги. Книг много. Здесь на столе лежат знакомые вам книги. Давайте присядем и рассмотрим их. (Звучит музыка.)
Дети садятся на свои места, где стулья расставлены полукругом.
Воспитатель показывает книгу В. Осеевой.
Воспитатель:
- Как вы думаете, о чем эта книга В.Осеевой? (О волшебном слове.)
- Почему автор так ее назвал?
(Волшебное слово разрешило все проблемы мальчика.)
- А какое это слово? (Пожалуйста.)
- Какую силу оно имело? (Всегда помогало.)
- Кто подарил Павлику это удивительное волшебное слово? (Добрый старик.)
- А эта книга вам знакома?
Воспитатель показывает книгу В. Драгунского «Тайное становится явным».
Воспитатель:
- Как вы понимаете, что значит «тайное становится явным»? (Дети отвечают.)
- Как вы думаете, а может быть, надо было кашу вылить в ведро? (Ответы детей.)
- Как поступаете вы, когда вам не хочется что – то делать? (Дети отвечают.)
- Что Дениска запомнил на всю жизнь? (Нельзя обманывать.)
- А в каких ситуациях вам Дениска больше нравится? (Ответы.)
Воспитатель показывает книгу Агнии Барто «Вовка – добрая душа».
Воспитатель:
- Почему автор называет Вовку доброй душой? (Он совершает добрые дела, всегда помогает, спешит на выручку.)
- Стали бы вы дружить с Вовкой? Почему? (Ответы.)
- Какие добрые слова вы сказали бы ему? (Ты добрый мальчик; чуткий; внимательный; заботливый; трудолюбивый; я хотел бы с тобой дружить…)
Воспитатель:
- Ребята, а вы слышали, что люди называют книги - друзьями.
- А как вы думаете, почему?
- Чему книги нас учат? (Они о многом нам рассказывают, учат, воспитывают нас, чтобы мы стали внимательными, вежливыми, культурными…)
Воспитатель показывает «кулинарные» книги.
Воспитатель:
- Ребята, а вот эти книги, которые называют «кулинарные».
- 2 -
- Есть ли у вас дома такие книги? (Да.)
- Кто ими пользуется?
- А зачем они нужны? (Ответы.)
Воспитатель показывает книги о животных.
Воспитатель:
- Как вы думаете, о чем эти книги? (О животных, насекомых, рыбах, растениях и в них много картинок, иллюстраций, фотографий.)
- Вам интересно эти книги рассматривать? (Да.)
- Кто сделал их яркими, красочными? (Художники.)
Воспитатель показывает книги – сказки.
Воспитатель:
Об этих книгах можно сразу сказать, что в них живут …. сказки. Посмотрите, какие они нарядные! Со многими сказками вы уже знакомы. Здесь и народные, и авторские.
- Ребята, а какие вы знаете сказки? (Дети называют.)
Есть у нас и необычные книги! Убедись в этом сами.
Воспитатель показывает необычные книги – объемные книжки – малышки замысловатой формы, книжки с глазками, музыкальные, говорящие книги.
Воспитатель:
- Как вы думаете, для кого предназначены эти книжки? (Малышкам.)
- А для чего нужны такие книжки – малышки? (Ответы.)
- Ребята, посмотрите вот на эти книги. Здесь энциклопедии, атласы, словари. (Воспитатель показывает.)
- Зачем нужны такие книги? (Они познавательные.)
Воспитатель:
Найдешь ты книги о морях,
О снеговых вершинах,
О звездах, птицах и зверях,
Растеньях и машинах.
(С. Маршак)
Воспитатель:
- Ребята, возьмите по словарю. (Дети берут книги.)
- Давайте все присядем, чтобы было удобнее их рассматривать. (Звучит музыка.)
Дети под музыку рассматривают книги.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, отличаются они от тех, о которых мы только что говорили? (Да, в них нет картинок, рисунков….)
Словари – это собрание слов с пояснением и толкованием. Их составляют коллективы ученых, авторов. Вот, например, словарь Сергея Ивановича Ожегова. (Показ книги.) Он называется «толковый», потому что поясняет, толкует, дает точное полное объяснение значений слов. В нем семьдесят тысяч слов. Например, мы хотим понять, что означает слово «атлас». Открываем страницу на букву «А», находим слово и читаем…
- Ребята, о каком слове вам бы хотелось узнать? (Предложения детей.)
- 3 -
Тридцать лет составлением словарей занимался Владимир Иванович Даль. Переписывал четырнадцать раз, чтобы они получились полными и содержательными. Они необходимы людям.
Воспитатель показывает закладку.
Воспитатель:
- Как вы думаете, для чего предназначена закладка? (Ответы.)
- А как вы, объясните смысл слова «закладка»? (Ответы.)
Воспитатель:
- А сейчас ребята, я предлагаю вам подойти к своим столам, где вас ждут полоски цветной бумаги, ножницы, клеевые карандаши. Вы для книжного уголка сделаете из бумаги красивые ажурные закладки для книг.
Воспитатель показывает 2-3 закладки с прорезным декором, просит внимательно рассмотреть и догадаться, как эти закладки сделаны, и показывает способ изготовления.
Воспитатель:
- Беру полоску бумаги, складываю ее пополам по длине и вырезаю на сгибе узор: сначала треугольник, потом полукруг, опять треугольник и опять полукруг – чередуя эти элементы до конца закладки. Раскрываю и получаю ажурную закладку. Посмотрите, во что превратились треугольники? (В ромбы.) А во что превратились полукруги? (В круги.) Наклейте на полоску бумаги другого цвета, чтобы получилось двухцветное изображение. (Дети выполняют работу.)
Воспитатель приглашает детей встать в круг с готовой закладкой.
Воспитатель:
- Молодцы! Вы все хорошо выполнили свою работу. И у всех получились замечательные закладки с интересными узорами.
- А вы знаете, ребята, книги бывают по величине и по объему - разные. Одни в хорошем состоянии, а другие нуждаются в ремонте.
- Как вы думаете, ребята, как им можно помочь? (Ответы.)
- Молодцы! Вы знаете, как помочь книге в биде.
Воспитатель:
Наше занятие подходит к концу, но я чуть не забыла. Вам пришло письмо с советами Мудрой Совы о том, как лучше вылечить, отремонтировать книгу.
Воспитатель достает письмо из сундучка и зачитывает:
- Следы от пальцев и карандашей нужно стереть мягким ластиком;
- Если у страницы оторван уголок, необходимо аккуратно подклеить треугольник белой бумаги;
- Разорванный книжный лист подклеивают полоской бумаги;
- Выпавший из книги лист нужно накрыть чистой бумагой, намазать аккуратно его край клеем, затем снять лист бумаги, а страницу вклеить на место;
- После подклейки обязательно положить книгу под груз, иначе листы покоробятся;
- Помятую страницу можно разгладить теплым утюгом.
Воспитатель:
- Ребята, эти советы Мудрой Совы, вы не забывайте. Они помогут вам вылечить и
- 4 -
отремонтировать книги.
- Ребята, давайте с вами вспомним. О чем мы с вами говорили?
- Почему люди называют книги – друзьями?
- Какие виды книг вы знаете?
- Как нужно пользоваться книгой?
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель:
- Молодцы! Ребята, вы теперь знаете, как надо обращаться с книгой. А в заключение Максим прочитает нам стихотворение А. Маро «Друг».
Я не мог бы прожить
Без книги и дня.
Как вода, как еда,
Как бальзам для меня,
Как источник тепла и света
Для меня удивительна книга эта.
Воспитатель:
А теперь ребята, подойдите и вложите свои закладки в книжки. И не забывайте советы Мудрой Совы.
- 5 -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ по ознакомлению с художественной литературой, развитию речи, развитию представлений об окружающем мире и себе, формированию культурно-гигиенических навыков в 1 младшей группе. ТЕМА: Как н
Интегрированное занятие в первой младшей группе.Тема: Как нужно ухаживать за собой. Познакомить детей с произведением А. Барто «Девочка чумазая»...
Конспект интегрированного занятия по: ознакомлению с художественной литературой. Тема: «Готовимся встречать весну и Международный женский день».
Интегрированное занятие по ознакомлению с художественной литературой в средней группе детского сада. По программе М.А. Васильевой "Воспитание и обучение в детском саду"....
Конспект итогового интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и лепкой на тему: «Александр Сергеевич Пушкин – биография»
Создать эмоционально - положительное настроение у детей; активизировать литературную память дошкольников; обогатить представления о жизни и творчестве А. С.Пушкина...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на тему «Цветик-Семицветик»
Программные задачи: Образовательные • Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве, о произведениях русских писателей. * Учить детей ассоциировать сод...
Интегрированное занятие по ознакомлению с художественной литературой, рисованию для 2 младшей группы. Тема: «Цыплёнок» К. И. Чуковский
Программное содержание:- учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки;- расширить словарный запас детей и активизировать его;- продолжать формировать интерес к изобразительному искусству;- ...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и коллективной аппликации в подготовительной группе
Тема: «Сказки дедушки Корнея»...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой через театрализованную деятельность в средней группе "В мире трудолюбия"
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой через театрализованную деятельность в средней группе "В мире трудолюбия"...
Комментарии
Спасибо за ваш конспект!
Спасибо за ваш конспект! Видно, что ваши дети знают много книг и любят их. Можно использовать на весенних каникулах, когда проводится НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ.
Маргарита Николаевна, спасибо
Маргарита Николаевна, спасибо за оценку.