Конспект непрерывно образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие на тему: «Что мы знаем о птицах» для детей 5 – 6 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Данный конспект НОД предназначен для детей 5 - 6 летнего возраста. Цель данного занятия: обобщение и закрепление знаний детей о птицах. Основные задачи: закрепить знания детей о птицах Пензенского края; уточнить и систематизировать знания о птицах: их многообразии, особенностях внешнего вида, повадках, питании, приспособлениии к среде обитания; активизировать словарь детей: оперенье,певчие птицы, водоплавающие, насекомоядные, всеядные, хищные; способствовать развитию наблюдательности и любознательности; развивать эмоционально - чувственное восприятие окружающей природы; воспитывать чувство действенной любви к птицам, желание проявлять о них заботу; обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_my_znaem_o_ptitsah.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 31 города Пензы «Волшебная страна»
Конспект непрерывно образовательной деятельности
по образовательной области познавательное развитие
на тему: «Что мы знаем о птицах»
для детей 5 – 6 лет
Составил: воспитатель
высшей квалификационной категории
Волчкова С. Н.
Цель: обобщение и закрепление знаний детей о птицах.
Задачи:
- закрепить знания детей о птицах Пензенского края;
- уточнить и систематизировать знания о птицах: их многообразии, особенностях внешнего вида, повадках, приспособлении к среде обитания, питании;
- активизировать словарь детей: оперенье, певчие птицы, водоплавающие, насекомоядные, всеядные, хищные;
- способствовать развитию наблюдательности и любознательности;
- развивать эмоционально – чувственное восприятие окружающей природы;
- воспитывать чувство действенной любви к птицам, желание проявлять о них заботу;
- обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками.
Оснащение:
Демонстрационный материал:
- предметные картинки из серии «Птицы»; дидактические игры: «Рассели птиц в гнёзда», «Накорми птиц»; шапочки – маски с изображением птиц; два листа бумаги белого цвета (формат А 4); веер; аудиозаписи: «Голоса птиц весной», Ф. Шопен «Весенняя фантазия»; видеозапись «Полёт птиц».
Раздаточный материал:
- по два листа белой бумаги (А 4) на каждого ребёнка.
Предшествующая работа:
- наблюдения за птицами;
- чтение художественной литературы о птицах (В. Бианки, Т. Шорыгина);
- заучивание стихотворений, закличек («Уж ты, пташечка…», «Ласточка – ласточка…», «Грачи – киричи…», В. Жуковский «Жаворонок»;
- подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Птицы в гнёздах», «День – ночь»;
- дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Кому что?», «Кто потерял перо?», «Кто где живёт?»;
- художественное творчество на тему: «Птицы»;
- слушание музыкальных произведений: М. Глинка «Жаворонок», П. И. Чайковский «Времена года», Ф. Шопен «Танец птиц».
Ход занятия.
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Мотивация. В группе организована выставка картинок на тему: «Птицы». Воспитатель подходит к окну и говорит удивлённо: - Ой, какая красивая птичка прилетела к нам на участок! - Вот она, перелетает с ветки на ветку. Улетела… Спрашивает детей, увидели, ли они птичку? Воспитатель, говорит детям о том, что забыл название этой птички. И начинает рассказывать о ней: - По размеру эта птичка маленькая, окрас оперенья сверху серо – зеленоватый, а на груди красно-рыжее пятно. Воспитатель спрашивает детей о том, знают ли они название этой птички? Воспитатель обращает внимание детей на выставку картинок «Птицы» и начинает искать эту птичку, намеренно затягивая время. Воспитатель спрашивает детей о том, почему птичку называют малиновкой? Воспитатель обобщает ответы детей и говорит о том, что сочетание «мали́новый звон» имеет значение: «очень приятный, мягкий по тембру звон». Воспитатель говорит о том, что у этой птички, есть и другое название – зорянка. Спрашивает детей о том, как они думают, откуда пошло такое название? Воспитатель обобщает ответы детей. И говорит, что это название очень подходит к птичке, которая песней встречает утреннюю и провожает вечернюю зори, когда солнце уже село или еще не взошло. Вопросы к детям: - Эта птичка какая? (Перелётная или зимующая? Певчая или нет?) Воспитатель следит за активизацией словаря детей.
Постановка задачи. Воспитатель говорит о том, что мир птиц очень разнообразен. Выставляет дидактическую игру «Рассели птиц в гнёзда». Что делать птицам, как им разобраться?
Актуализация знаний и способов действия.
Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды. Дидактическая игра «Рассели птиц в гнёзда» (Главное условие: правильное выполнение задания, а не быстрота.) Во время игры включить аудиозапись «Голоса птиц весной». В конце игры воспитатель предлагает командам проверить правильность выполненного задания друг у друга, и если есть ошибки, то помочь их исправить. Воспитатель следит за активизацией словаря детей. Воспитатель благодарит детей за оказанную птицам помощь. Спрашивает детей о том, что помогает птицам летать? Воспитатель, обобщив ответы детей, добавляет то, что ещё птицам помогает летать - воздух. Воспитатель говорит о том, что взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и летит. Если она сложит крылья, то камнем упадёт вниз. На примере веера демонстрирует, как раскрываются крылья и хвост. Воспитатель демонстрирует падение двух листов бумаги, один из которых на глазах детей сминает в шарик. Спрашивает детей о том, почему бумажный шарик падает вниз быстрее, а гладкий лист – медленнее? Воспитатель подводит детей к выводу о том, что лист широкий, лёгкий, гладкий воздух удерживает его и помогает немного лететь. Спрашивает детей о том, хотят ли они провести опыт?
Просмотр видеоролика «Полёт птиц» (замедленная съёмка). После просмотра воспитатель говорит детям о том, что ей сразу захотелось полетать как птица. Спрашивает детей о том, есть ли у них такое же желание? Воспитатель выставляет шапочки – маски с изображением птиц. Воспитатель: - Девочки и мальчики, вокруг себя повернитесь и в птичек превратитесь. Сейчас – ночь и птицы спокойно спят в своих гнёздах. Но, скоро наступит утро, и они займутся своими привычными делами и заботами». Музыкальный этюд «Птицы» (Ф. Шопен «Весенняя фантазия»). Воспитатель: - Птички вокруг себя повернитесь и в девочек и мальчиков превратитесь. Спрашивает детей о том, от чего зависит форма и размер клюва у птиц? Выставляет дидактическую игру « Накорми птиц». Обращает внимание детей на обилие разного корма и спрашивает, как же птицам разобраться? Воспитатель предлагает детям разделиться на пары (или по трое, четверо, в зависимости о того, сколько детей присутствует на занятии). Дидактическая игра « Накорми птиц» В конце игры воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполненного задания и благодарит за помощь птицам. Воспитатель следит за активизацией словаря детей.
Анализ Вопросы к детям: - Что понравилось на занятии? - Что нового дети узнали о птицах? - Хотят ли они ещё что – нибудь, узнать о птицах?
Выход на последующую деятельность. Воспитатель смотрит в окно и говорит: - Какая хорошая погода сегодня на улице, сразу захотелось на прогулку, понаблюдать за перелётными птицами, послушать их пение. Спрашивает детей, хотят ли они тоже пойти на прогулку. Предлагает детям одеться и пойти гулять. |
Дети играют. Дети подходят к воспитателю и с любопытством заглядывают в окно. Дети отвечают, что не видели.
Дети слушают. Дети размышляют, отвечают. (Малиновка) Дети рассматривают картинки и помогают воспитателю найти нужную. Дети размышляют, отвечают. Дети размышляют и отвечают. Дети отвечают.
Дети изъявляют желание, помочь птицам. По желанию дети делятся на две команды и приступают к выполнению задания. Дети выполняют и объясняют, почему так расселили птиц (утка водоплавающая птица её гнездо на земле, рядом с водой; у иволги гнездо похожее на корзиночку, висящую, на кусту; дятел в дупле…). Дети отвечают (птицам помогают летать крылья и хвост).
Дети наблюдают. Дети высказывают свои предположения. Дети изъявляют желание и проводят опыт самостоятельно.
Смотрят видеоролик. Дети изъявляют желание полетать как птицы. Дети, по желанию, надевают шапочки – маски. Дети имитируют движения птиц (сон, полёт птиц, поиск корма, строительство гнёзд…).
Дети снимают шапочки – маски.
Дети отвечают (форма и размер клюва зависит от того, чем питается птица). Высказывают желание помочь птицам и накормить их. Дети распределяются на пары и выполняют задание. Дети объясняют свои действия, доказывают, почему сделали именно так, а не иначе (ласточка – насекомоядная, синица – всеядная, дятел может питаться и семенами шишек, скворец питается насекомыми, а также ягодами и фруктами, снегирь питается не ягодами, а их семенами…).
Дети делятся своими впечатлениями о занятии. Дети охотно соглашаются, тоже пойти на прогулку и идут одеваться. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» /ФЭМП/ Тема: «Веселая математика»
Программное содержание:Образовательные задачи:расширить представление детей об Олимпийских играх;закрепить знания о днях недели;закрепить знания о зимних видах спорта;продолжать учить составлять и реш...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие (ФЭМП)» Тема: «Путешествие в страну геометрических фигур» в средней группе
Конспект непрерывной образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие (ФЭМП)»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: « Загадочный мир насекомых» с использованием технологии: моделирование. ( для детей среднего дошкольного возраста)
Уточнять и расширять представления о насекомых (муравей, бабочка, кузнечик, божья коровка, стрекоза) и их характерных признаках; знакомить со строением тела; умение устанавливать причинно-...
Конспект проведения образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Путешествие в страну «Геометрических фигур» для детей ( среднего возраста)
на тему «Путешествие в страну «Геометрических фигур»для детей ( среднего возраста)...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Клубочки для бабушки» для детей младшей группы
Познавательное развитие...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в образовательной области «познавательное развитие (ФЭМП)» Тема: «Путешествие в страну математики» для детей старшей группы
Конспект занятия для детей старшей группы...
Конспект непрерывной образовательной деятельности По образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Вот какая мама, загляденье прямо!» с использованием технологии: ТРИЗ, моделирование. ( для детей среднего возраста )
Представляю разработку занятия по образовательной области "Познавательное развитие" - "Вот какая мама, загляденье прямо!". Воспитание уважения, заботы и любви к маме....