Образовательный проект «Как много красок у осени есть….» для детей второй младшей группы
проект по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ ДС №1
Образовательный проект
«Как много красок у осени есть….»
для детей второй младшей группы
Составил: воспитатель МБДОУ № 1 Щукина Оксана Викторовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач. Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные проекты. Проект «Как много красок у осени есть» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
формирование представлений детей о сезонных изменениях в осенний период в жизни людей, животных, птиц, растений.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
3 месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь)
СОСТАВ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА:
воспитатель группы: Щукина Оксана Викторовна, родители воспитанников , музыкальный руководитель.
ПРОДУКТ ПРОЕКТА: осенний праздник «Осень Несмеяна».
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ: дети в возрасте 3-4 лет, любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие вопросы: «Зачем и куда улетают птицы?», «Зачем падает листва?», «Куда прячутся насекомые?»…Они очень любознательны и хотят все знать, поэтому необходимо проводить углубленную работу по ознакомлению детей с природой через познавательно-исследовательскую деятельность. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года - осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Образовательные:
Формировать умение детей наблюдать за сезонными изменениями в природе, отмечать характерные особенности времени года – осени.
Расширять знания детей о влиянии различных природных факторов на изменения.
Познакомить с литературными произведениями, проанализировать их эмоциональное восприятие.
Развивать умение устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями, учить простейшим обобщениям через дидактические игры, художественное слово (загадки, стихи).
Развивающие:
Развивать связную речь при составлении рассказа по картинке, на заданную тему; совершенствовать диалогическую и монологическую речь, умение задавать вопросы и отвечать полным предложением.
Развивать художественно – творческие способности в продуктивных видах деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Для педагога:
Повысить компетентность в образовательной области «Познавательное развитие» по календарно - тематическому планированию по теме «Осень».
Для родителей:
Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком;
Заинтересовать в сотрудничестве с педагогами детского сада при реализации образовательного процесса.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: дети могут рассказать о сезонных изменениях в природе осенью, у детей сформированы знания о сборе урожая овощей и фруктов, могут отличить и называть их по внешнему виду, составляют описательный рассказ о времени года осень, могут самостоятельно сооружать простейшие украшения из бросового материала.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
- Воспитание и обучение детей в младшей группе детского сада / под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.\ Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2016.
- Дошкольная педагогика и психология, Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса, - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 560 с.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.:ТЦСфера, 2005.
- Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыва-нию. - М.: Просвещение, 1982.
- Н.Ф Губанова Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада.- М.:Мозаика - Синтез, 2010.
- Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста, И.В.Штанько, Журнал «Управление ДОУ» № 4,2004.
- Проекты в работе с семьей. Методическое пособие, О.И.Давыдова, А.А.Майер, Л.Г.Богославец, - М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2016.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
(К СОДЕРЖАНИЮ ПРОЕКТА)
Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта:
- Тематическая подборка детских произведений:
- «Cентябрь» Автор: В. В. Бианки
- «Лес осенью» Автор: И. С. Соколов-Микитов
- Серии иллюстраций:
- Картинки с изображением осенних пейзажей, деревьев, животных, овощей.
Дидактический материал:
- Д.И: : «Собираем урожай», «Веселый огород», «Оденем куклу на прогулку», «Чудесный мешочек»
- Раскраски на тему: «Овощи и фрукты», «Осенняя погода», «Животные осенью»
- Оформление групповой комнаты, размещение познавательного материала на информационном поле, в уголке природы, в зоне экспериментальной деятельности.
- Сбор и оформление гербария
ЭТАПЫ ПРОЕКТА «КАК МНОГО КРАСОК У ОСЕНИ ЕСТЬ»
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей | Взаимодействие с родителями |
1 этап. Поисковый | Подбор наглядных пособий; Подбор дидактических игр; Определение актуальных знаний детей о времени года осень | Дети демонстрируют актуальные знания о времени года осень | Запрос родителей на реализацию проекта. |
2 этап. практический |
| Консультации для родителей Создание коллекций Подготовка детей к конкурсу чтецов | |
3 этап Итоговый | Организация праздника «Осень-несмеяна». Организация выставки десткого-творчества. Определение актуальных знаний детей о времени года осень. | Участие в празднике «Осень-несмеяна». Обсуждают свои работы на выставке творчества. | Обсуждение итогов проекта. Беседа с родителями «По следам проекта» |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА
Месяц, неделя | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами | ||||||
Групповая, Подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
Тема недели: Осень | |||||||||
Сентябрь 1-2 неделя | Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на участке детского сада Подвижные игры «Огуречик, огуречик», «Где мы были, что делали», «Повтори движения» (трудовые действия: полив, копание, срывание). Экспериментирование. «Тонет – не тонет». | Отгадывание загадок. Дидактические игры «Что где растет», «Собираем урожай», «Овощи и фрукты», «Чудесный мешочек». | Игра-ситуация «Что, растет в нашем огороде» Беседы «Что растет на огороде», «Чем полезны овощи». Пальчиковые игры «Мы капусту рубим», «Букет для мамы». | Внести картинки с изображением овощей и фруктов. Создать условия для сюжетно-ролевой игры «Овощной магазин», «Делаем салат». | Беседа с родителями об осенних прогулках с детьми, на что обратить внимание. Консультация для родителей: «Советы родителям: в сентябре" | ||||
Тема: «Фрукты» | |||||||||
Сентябрь 3-4 неделя | Подвижные игры: «Передай яблоко», «Повтори движения» (трудовые действия: полив, копание, срывание). Экспериментирование «Мягкое – твёрдое». Беседы: «В осеннем лесу», «Осень. Что ты о ней знаешь?», «Как правильно одеваться осенью на прогулку?» | Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Скажи, какого цвета фрукт», «Назови овощ или фрукт». Загадывание загадок о фруктах. | Беседы: «Где растут фрукты?», «Для чего нужно кушать фрукты?», «Где спрятались витамины?» | Создать условия для Сюжетно-ролевые игры: «Машины везут фрукты в магазин». Внести раскраски с изображением фруктов. | Подготовка детей к конкурсу чтецов «Осень золотая»Привлечь родителей в оформлении группы. | ||||
Тема: «Что нам осень подарила, что нам осень принесла» | |||||||||
Октярбрь 1-2 неделя | Беседа «Любимые красоты осени» НОД Художественно-эстетическое развитие. Рисование. «Осень». Дидактические игры: «Расскажем мишке о красоте осенней природы», «Оденем куклу на прогулку». Подвижные игры «Перелет птиц», «Солнышко и дождик». | Дидактические игры «Времена года», «Собери картинку» | Беседы: «В осеннем лесу», «Осень. Что ты о ней знаешь?», «Как правильно одеваться осенью на прогулку?» Пальчиковые игры «Падают листья», «Это деревья в лесу», «Дождик». | Внести картинки с изображением осеннего леса. Внести игру лото «Времена года» Создать условия для сюжетно-ролевой игры «Магазин», «Собираем урожай» | консультация для родителей: «Советы родителям: в октябре" | ||||
Тема: Животные осенью | |||||||||
Физминутки: «Листья кружатся» , «Большой — маленький» , «Мишка» Гимнастика для глаз: «Белка» Подвижная игра с речевым сопровождением: «Зайка серенький сидит…», «Клен» Чтение художественной литературы : М. Пришвин «Ёж», К.Д.Ушинский «Рассказы и сказки Осень», Н. И. Сладков «Осень в лесу», «Осень на пороге», Т. Александрова «Кузька в лесу». | Дидактические игры: «Птички на ветке» , «У кого такой же» , «Грибок полезный в кузовок» , «Птицы , летите», «Утешим медвежонка». | Пальчиковые гимнастики по теме : животные , птицы Беседы: «Осень в лесу», «Кто засыпает на зиму», «Что нам осень подарила» (сбор урожая в саду, в огороде), «Осень в гости к нам пришла». | Создать условия для сюжетно-ролевые игры: «Поможем зайке», «Ёжик и котик». Внести раскраски на тему «Животные», «Осенний лес» | Рекомендовать родителям рассказать, куда и почему улетели птицы. | |||||
Тема: Что нам осень подарила, что нам осень принесла! | |||||||||
Ноябрь 1-2 неделя | Наблюдения: «Бусы росы», «Знакомимся с осенними цветами», «Что нам подарила осень?», «Многообразие осенних листьев», «В гостях у Осени» Д/и: «Приметы осени», «С какого дерева листок», «Чудесный мешочек», «Назови одним словом», «Собираем урожай», «Оденем куклу на прогулку» Подвижные игры по теме: «Собери урожай», «У медведя во бору», «Совушка», «Хитрая лиса», «Охотник и зайцы», «Перелет птиц», «Не намочи ног», «Краски», «Мы осенние листочки». | Д/и «Подбери слова». Вечер загадок «Загадки с грядки». «Собери только желтые; зеленые, красные листочки», «Что это…», «Направо – налево». | Пальчиковые игры «Овощи», «Фрукты». Настольно-печатные игры «Вершки и корешки», «Овощное лото». Инсценирование стихотворения Ю. Тувима «Овощи» Беседа «Правила поведения в природе» Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное» | Создать условия для С/р игры «Зоопарк», «Экскурсия в оранжерею». Создать условия для Строительных игры «Терем-теремок», «Зимние кормушки» | консультация для родителей: «Советы родителям: в ноябре" | ||||
Тема: «Готовимся к зиме» | |||||||||
Ноябрь 3-4 неделя | Сюжетно-ролевые игры Экскурсия по территории детского сада Отгадывание загадок о диких животных. Подвижные игры «Ветер и листья», «Осенью», «Найди свой домик». Сбор природного материала: «В лесочек мы пойдем – много шишек соберем». | Дидактические игры: Что за птица? », «Кто как кричит?». | Беседа: «Почему деревья голые стоят». Беседа «Как изменилась одежда людей», «Какая сегодня погода». | Привлечь родителей, к изготовлению дома вместе с детьми сделать кормушки. |
Рекомендации для родителей детей
младшего дошкольного возраста
на тему: «Осень»
• Отгадать загадку: «Пусты поля, мокнет земля, день убывает, когда это бывает? »
• Родителям рекомендуется:
- рассказать ребёнку об осени, о том, какие изменения происходят в природе;
- рассмотреть картинки с изображением ранней и поздней осени, при этом обратить особое внимание на внешний вид и состояние деревьев: ранней осенью они покрыты разноцветной листвой, а поздней осенью стоят голые;
- вместе с ребенком сравнить одежду людей ранней и поздней осенью;
- обратить его внимание на то, как изменилась погода: дни стали длиннее или короче, стало теплее или холоднее на улице? Рассказать, куда и почему улетели птицы.
• Выучить с ребёнком стихотворение:
Подарки осени.
Ходит осень в нашем парке, дарит осень всем подарки:
Бусы красные – рябине, фартук розовый – осине,
Зонтик желтый – тополям, фрукты осень дарит нам.
Вопрос: Кому что дарит осень?
• Выучить загадку.
Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки, (дерево).
• Дидактическая игра: «Какие деревья ты знаешь? Назови их? ».
Должны знать и называть части деревьев (ствол, корни, ветки, листья).
Учиться образовывать прилагательные: лист березы - березовый, лист дуба - дубовый, лист клена - кленовый, лист осины - осиновый.
Учиться правильно, образовывать множественное число от слов: дерево, ствол, береза, дуб, рябина, тополь, осина, клен.
• Нарисовать дерево ранней осенью и поздней осенью. (Чем они отличаются)
• «Расскажи, что ты наденешь осенью на прогулку, что возьмешь с собой для того, чтобы не промокнуть».
ОТЧЕТ О РАБОТЕ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЕКТУ:
«Как много красок у осени есть».
В сентябре 2017 года была проведена работа по внедрению проекта с детьми 2 младшей группы.
Вид проекта был представлен как творческий – информационный. Продолжительность проекта – сентябрь – октябрь – ноябрь.
Участниками проекта стали дети 2 младшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
В октябре для детей был организован досуг – «Осень-Несмеяна» - дети читали стихотворения, играли, пели песни об осенней поре.
Мы способствовали формированию положительных эмоций, активности в двигательной деятельности. В течение всего проекта продолжали знакомить детей с явлениями природы и воспитывали интерес к жизнедеятельности окружающих. Рассматривали насекомых, наблюдали за птицами, за изменениями в природе, происходящие осенью. Начали учить простейшим обобщениям. Старались вызвать у детей эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, продолжали развивать эстетические чувства детей. В процессе работы над данным проектом были проведены беседы с детьми «Что нам осень подарила? », «Осень наступила», «Осенняя погода» с целью расширить представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов, раскрыть новое понятие «листопад» на основе обогащения представлений о ближайшем окружении расширять и активизировать словарный запас детей, формировать умение обращать внимание на изменения, произошедшие в природе.
Подвижные игры («Разбежались зайки», «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Пузырь» и т.д.), проведенные с детьми в ходе режимных моментов позволили детям закрепить полученные знания, доставили детям удовольствие, поднимали им настроение.
Непосредственная образовательная деятельность по выбранной теме проводилась в игровой форме, что позволило продолжать формировать у детей доброе отношение к окружающему миру, развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, воспитывать культуру поведения, развивать желание делать поделки совместно с взрослыми, используя природный материал
С детьми читали произведения об осени, с целью воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи об осени, продолжать работу над развитием связной речи, формировать умение отвечать на вопросы, продолжать расширять и активизировать словарный запас детей, вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность, повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.
На занятиях по художественно – эстетическому развитию мы с детьми отражали в рисунках, поделках явления природы присущие осени. Дети с удовольствием рисовали, лепили на темы: «Разноцветный ковер из листьев…», «Овощи и фрукты», клеили овощи и фрукты: «Консервированные овощи», «Яблочки на тарелочке» и др.
Ежедневно проводилась пальчиковая гимнастика с детьми: «Капуста», «Осенний букет», «Вышли пальчики гулять», «Птички прилетайте», «Маша варежку одела».
Для родителей были подготовлены и проведены консультации: «Советы родителям: в сентябре, в октябре, в ноябре». Также в ноябре было организовано открытие «птичьей столовой», дети совместно с родителями сделали кормушки для птиц, с детьми была проведена беседа «Куда же улетают птицы наши», «Почему нужно подкармливать зимующих птиц».
ИТОГИ ПРОЕКТА:
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Со всеми детьми была проведена индивидуальная работа, особое внимание было уделено детям с низким уровнем развития.
Участие детей в этом проекте позволило познакомить их с представлением об осени - как времени года, её характерных признаках, продолжить работу над развитием творческих способностей, поисковой деятельности, связной речи; развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, воспитывать культуру поведения.
80% детей дети могут рассказать о сезонных изменениях в природе осенью, у 75% детей сформированы знания о сборе урожая овощей и фруктов, могут отличить и называть их по внешнему виду, 45% составляют описательный рассказ о времени года осень, 25% могут самостоятельно сооружать простейшие украшения из бросового материала.
Проект дал воспитателям возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, проходя через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, детский дизайн, психологические этюды и задания творческого характера.
Мы имеем методический продукт: паспорт проекта, картотеку художественного слова, консультации для родителей.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В СЕНТЯБРЕ:
Осенью дети знакомятся с осенними явлениями природы. Дети наблюдают, как расцвечиваются листья у деревьев и кустарников. В солнечные теплые дни после первых заморозков литься окрашиваются в багряные, оранжевые, желтые, золотистые цвета, что придает листьям нарядный и красивый вид.
Совет: расскажите детям, почему желтеют листья.
После первых заморозков, при дуновениях ветра листья легко отделяются от ветки. Начинается массовый листопад и земля покрывается слоем сухих шуршащих листьев.
Совет: расскажите детям, почему листья опадают, становятся сухими.
Что почитать детям?
*Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»
*В. Степанов «Воробей»
*К. Бальмонт «Осень»
*А. Майков «Осенние листья»
*А. Барто «Шуточка про Шурочку»
*О. Иваненко «Спокойной ночи»
*И. Соколов– Микитов «Лес осенью»
*В. Бианки «Лесные домишки»
*Г-Х. Андерсен «Ромашка», «Цветы маленькой Иды».
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ОКТЯБРЕ:
Дары природы многогранны, многочисленны и прекрасны.
Дети с большим удовольствием собирают опавшие листья, так щедро раскрашенные осенью в яркие цвета; шишки и желуди, сброшенные с деревьев потоками ветра или непоседливыми обитателями лесов и парков. Дети используют яркий природный материал не только на занятиях творческой деятельностью, но и в игре.
Перебирая, обследуя каждый камешек, листочек, шишку, у детей накапливается впечатления и знания об их свойствах и качествах: гладкий- шероховатый, объемный- плоский, большой- маленький, прочный- хрупкий и т. д.
Помимо этого, у детей развивается мелкая моторика пальцев рук, что способствует наилучшей постановке руки к письму, развитию правильного звукопроизношения, связной речи.
Предложите детям дома поиграть с природным материалом.
Игры:
*перебери семена клена и ясеня;
*перебери природный материал по величине, качества;
*обведи листья по контуру и раскрась их;
*рисование осеннего узора оттиском листьев;
*дополни картинку из пластилина; мелкими деталями
*сложи из природного материала
портрет любимого сказочного героя.
Совет: родителям необходимо выделить место дома, где можно удобно и доступно разместить природный материал для работы с ним и игровой деятельности
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В НОЯБРЕ
Скоротать скучные, дождливые ноябрьские деньки помогут небольшие опыты – развлечения, которые легко можно провести дома, в гостях. Они не потребуют серьезной подготовки, а радости принесут много.
«Угадай-ка».
Перед детьми находятся различные пары предметов. Дети рассматривают их и определяют, чем они похожи и чем отличаются. (Похожие по размеру, отличаются по весу.) Берут предметы в руки, проверяют разницу в весе. Далее детям предлагается с закрытыми глазами по звуку упавшего на пол предмета определить, легкий он или тяжелый. (У тяжелого предмета звук от удара громче.) Так же они определяют, легкий предмет или тяжелый, по звуку упавшего в воду предмета. (От тяжелого предмета всплеск сильнее.) Затем бросают предметы в таз с песком и определяют вес предмета по оставшемуся после падения углублению в песке. (От тяжелого предмета углубление в песке больше.)
Читаем детям
*Л Соколова «Сказка про то, как лисичка про осень узнала»
*И. Соколов – Микитов «Рассказы о животных»
*А. Плещеев «Осенняя песенка»
*В. Берестов «Уроки листопада»
*А. Пушкин «Осень»
*И. Бунин “Листопад»
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.
«Компот»
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будим, мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
«Грибок»
Вот грибок, какой,
Вот грибок большой.
Вот грибочек маленький,
Сидит, как на завалинке,
Шляпкою качает,
С ребятами играет.
«Вышел дождик погулять»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел дождик погулять.
Шел неспешно, по привычке,
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько:
- ОХ!
И ушел.
Газон засох.
«Осенний букет»
Пошли пальчики гулять
Стали листья собирать:
Красный листик, желтый
Листик…
А потом давай считать:
Один, два, три, четыре, пять!
Сколько листиков собрали?
Пять!
С листьями осенними
Будем мы играть.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ПРО ОСЕНЬ
Как лето со снопами, так и осень - с пирогами.
От осени к лету назад поворота нету.
Весна и осень - всё на дню погод восемь.
Вешний дождь растит, а осенний гноит.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Сырое лето да теплая осень - к долгой зиме.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Если осенью паутина стелется по растениям - это к теплу.
Если в октябре листья с березы и дуба опадает не чисто - готовься к суровой зиме.
Как в лесу много рябины - осень будет дождливая, если ж мало - сухая.
Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.
Осень прикажет, а весна свое скажет.
Много желудей на дубу уродилось - к лютой зиме.
Если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы.
Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.
Осень - запасиха, зима - подбериха.
Осень-то матка: кисель да блины; а весна - мачеха: сиди да гляди.
Осень хвастлива, а весна справедлива.
Осенью и воробей богат.
Отложил бы на осень, а там бы и бросил.
Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
Придет осень, да за всё спросит.
Брюзжит, как худая муха в осень.
В осенью и у вороны копна, а не только у тетерева.
Весна говорит: уклочу, а осень говорит: как захочу.
Весна и осень на пегой кобыле ездят.
Клевала ворона хлеб в осень, а зимой и сама попала в осил.
Ты корми меня в весну, а осенью я и сам сыт буду.
Летом поём, осенью воем.
На будущую осень, годков через восемь.
Не плачь, овес, что осенью продавать повез, - втридорога заплачу да весной ворочу.
РАССКАЗЫ ПРО ОСЕНЬ.Сентябрь. Автор: В. В. Бианки
Всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер. Подошёл первый месяц осени.
У осени своё рабочее расписание, как у весны, только наоборот. Она начинает с воздуха. Высоко над головой исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях. Как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зелёный цвет. В том месте, где черешок сидит на ветке, образуется дряблый поясок. Даже в безветренный, совсем тихий день вдруг оборвётся с ветки тут — жёлтый берёзовый, там — красный осиновый лист и, легко покачиваясь в воздухе, бесшумно скользнёт по земле.
Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, запиши у себя в дневнике: «Началась осень». С этого дня, вернее, с этой ночи, потому что первый заморозок всегда бывает под утро, всё чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют ветры-листодёры, не сорвут с леса весь роскошный наряд.
Исчезли стрижи. Воздух пустеет. И холодеет вода: больше уж не тянет купаться.
И вдруг устанавливается вёдро: тёплые, ясные, тихие дни. В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки. И радостно блестит в полях свежая, молодая зелень.
«Бабье лето настаёт», — улыбаясь, говорит народ.
Одни зайчихи никак не могут успокоиться, всё ещё не могут примириться, что лето прошло; опять принесли зайчат! Листопадничков. Лето кончилось.
Лес осенью.
Автор: И. С. Соколов-Микитов
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.
Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.
Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.
Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу. Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ (Осеннее развлечение для детей второй младшей группы)
Автор: Аникина Т.В. воспитатель МБДОУ - д/с № 5Цель: создание у детей праздничного настроения, развитиявоображения, создание положительного эмоционального настроя, вызвать эмоц...
Экологический проект "Как много красок у осени есть"
В рамках федерального природоохранного проекта "Эколята-дошколята" мы разработали и реализовали свой проект. Предлагаю вашему вниманию отчет о проведении....
Проект «Осеннее настроение» для детей второй младшей группы
Осень – это пора, которая дарит нам поистине красочные, дышащие великолепием сюжеты. Познание детьми младшего возраста окружающего мира только начинается, они учатся познавать мир, явления ...
Методическая разработка Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно- эстетической областям на тему «Что нам осень принесет» для детей второй младшей группы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно- эстетической областям на тему «Что нам осень принесет»...
Проект на тему: «Осень золотая!» для детей второй младшей группы
Дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Пришла к нам осень золотая» для детей второй младшей группы
Тема: «Пришла к нам осень золотая»Цель: Продолжать учить детей различать и называть цвета: красный , жёлтый, зелёный, оранжевый; упражнять в рисовании ладошкой.Задачи: 1. Учить наносить гу...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Осень золотая» для детей второй младшей группы
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Осень золотая» для детей второй младшей группы...