Технологическая карта организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Зимние явления в природе»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Технологическая карта организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Зимние явления в природе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_ood_abdulkerimovoy_g.k.docx | 191.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка»
Технологическая карта
организованной образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие»
«Зимние явления в природе»
Старшая группа
Абдулкеримова Гюльнара Кадашевна,
воспитатель
г. Когалым
2018г.
Тема: «Зимние явления в природе».
Цель: расширить представления детей о зимних явлениях в природе.
Задачи:
Образовательная:
Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, метель, гололед, оттепель).
Познакомить с таким явлением природы, как туман.
Учить использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы (загадки), народные приметы.
Формировать умение овладевать способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности).
Развивающая:
Обогащать словарный запас.
Развивать любознательность.
Продолжать развивать умение детей использовать речь для выражения своих мыслей, давать развёрнутые ответы, воображение детей.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
Словарная работа: метель, иней, вьюга, снегопад, туман, гололед, метеоролог.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о природных явлениях, зимних приметах, рассматривание иллюстраций, картинок (К. Ф. Юона «Русская зима»,И. Шишкина «Зима»), чтение художественной литературы (З. Александрова «Снежок», И. Суриков «Зима», «Два Мороза», «Морозко»), просмотр презентаций про явления природы, проведение дидактических игр («Круглый год», «Составь картинку», «Отгадай загадку», «Когда это бывает?»), отгадывание загадок, игры со снегом., прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковского «Времена года», «Зима», Г. В. Свиридова «Метель».
Цифровые образовательные ресурсы: телевизор, ноутбук.
Средства:
Наглядные: презентация «Фиксик», иллюстрации природных явлений (снегопад, метель, иней, вьюга, туман), чемодан, конфетти, бутылочки с трубочками, облако с картинками, картинки с приметами,пазлы «Времена года», картинки-отгадки к загадкам, снежинки с цифрами.
Музыкальные: песня «Встаньте дети, встаньте в круг».
Методы и приемы:
1. Методы, вызывающие эмоциональную активность (воображаемая ситуация, сочетание разнообразных средств на одном занятии).
2. Методы коррекции и уточнения детских представлений (создание проблемных ситуаций, вопросы).
3. Методы, повышающие познавательную активность (приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы, экспериментирование).
4. Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности (перспектива, направленная на последующую деятельность).
5. Наглядный метод (мультимедийная презентация, иллюстрации).
6. Наглядно-практический метод (экспериментирование).
7. Словесный метод.
8. Прием эмоциональной заинтересованности.
9. Игровой прием (игры: «Отгадай загадку», «Найди свою половинку», «Время года и погода», игра «Эхо», экспериментирование.
Ход деятельности
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Первый этап – введение в ООД |
Фиксирует внимание детей на противоречии. Дети играют, звучит музыка «Встаньте дети, встаньте в круг». Звучит звук скайпа. Появляется на экране фиксик Нолик, он обращается к детям: «Ребята я получил приглашение в гости от своих друзей, которые живут в Африке. Они меня попросили, чтобы я им рассказал про нашу зиму и какие явления бывают зимой, так как у них в Африке нет зимы. Но я не знаю, как это сделать. Я вас очень прошу помочь мне». - Ребята как вы думаете, можем мы с вами как - то помочь Нолику? - Чем мы сможем помочь ему? | Осознают создавшееся противоречие. Заинтересованно слушают и воспринимают информацию видеописьма. Дети отвечают. Предлагают свои варианты. (Нарисовать картину, слепить, снять фильм) | |
Второй этап – мотивационно-побудительный | ||
Сверху опускается облачко с картинками - Ребята, что это? Скажите, что вы видите на картинках? - Ребята подумайте, а вот с помощью этих картинок мы сможем помочь Нолику?
Сегодня мы с вами поговорим о явлениях природы. И что такое "явление природы"? - Мы вспомнили, что такое явление природы. А чтобы помочь Нолику нам нужно выполнить задания и собрать нужные картинки. А помогут нам снежинки, на которых есть цифры и задание. Посмотрите внимательно вокруг, где у нас снежинка с цифрой один. | Ответы детей. Явление природы – это изменения в живой или неживой природе. В природе и погоде постоянно происходят изменения, то идет снег, то дождь, то печет солнце, то появляются тучи. Все это называется природные явления или явления природы. | |
Третий этап – организационно-поисковый | ||
1). Вот первое задание: «Отгадать загадки». -Я вам буду загадывать загадки, а ответы на них спрятаны в группе, вам нужно будет их отыскать. Слушайте внимательно: 1. Лёгкий, белый и пушистый, А на солнышке искристый, Лишь зимой у нас бывает И в ладошке быстро тает. Под ногами снег скрипит, Если мерзнут щеки, нос, Что на улице?(Мороз) 3.Я зимой смотрю в оконце: Там мороз и светит солнце. Небосвод высокий, синий, На деревьях белый…(иней) 4. Если зимнею порою Тучи небо всё закроют, И снежинки полетят – Значит, будет … (снегопад). 5. Змейкой вьются по земле, Воют жалостно в трубе, Засыпают снегом ели Это зимние...(метели) 6. Под ногами все куда-то Ускользает и плывет. И смешно, и страшновато: На дороге … (Гололед) Молодцы ребята! Справились с заданием и получили картинку с явлением природы. Давайте рассмотрим ее. Расскажите, что на ней изображено. Молодцы! Давайте-ка теперь поищем снежинку с цифрой 2. 2. Второе задание:«Найди свою половинку» - Ребята, давным-давно, когда еще не было метеорологов, наши бабушки и дедушки пытались предсказать погоду и собрали множество примет, которые им в этом помогали. А давайте и мы с вами вспомним народные приметы о погоде и поиграем в игру «Найди свою половинку». Ребята, подойдите и возьмите по одной картинке.Я буду называть примету, а вам надо будет найти две половинки и показать примету. 1) Много ягод на рябине - к холодной зиме. 2) Иней на деревьях – к морозам, туманам. 3)Дым столбом - к морозу. 4) Туманный круг около солнца – к метели. 5) Если в первые дни зимы шел сильный снегопад, то лето начнется с проливных дождей. - Какие же вы ребята молодцы. Вот и выполнили еще одно задание и получили еще одну картинку. - Давайте посмотрим, какое же это явление. Что вы можете о нем рассказать? - Молодцы. - Давайте-ка теперь поищем снежинку с цифрой 3. 3. Третье задание дидактическая игра «Время года и погода» - А вот и 3 задание. Игра «Время года и погода». Ребята, давайте вспомним, какие времена года вы знаете. Посмотрите, перед вами лежат пазлы с разными явлениями природы. Вам нужно выбрать только те, которые относятся к времени года зима. Какие вы молодцы! Ловко справляетесь со всеми заданиями. И с вашей помощью мы получили еще одно явление. Посмотрите. Что же тут изображено? - Молодцы. Теперь у нас есть еще одна картинка, которую мы можем положить в чемодан.Давайте и ее туда положим. - Давайте-ка теперь поищем следующую снежинку. Под какой цифрой она будет? 4. Четвертое задание: Экспериментальная деятельность. - Мы с вами оказались в лаборатории, где проводят опыты. Сейчас мы опытным путем попробуем сделать зимние явления. На столе перед вами тарелки, что в них? (конфетти). Что произойдет, если подуть на них? Попробуйте. Конфетти разлетятся в разные стороны. - Что это нам напоминает? А теперь возьмем бутылочки и подуем в соломинку. Что произошло с конфетти? На что это похоже? - Ребята, а еще в природе есть одно явление, которое бывает и летом, и весной, и осенью, и зимой. Но зимой он бывает очень редко. А чтобы угадать его, послушайте загадку: Сквозь густую пелену Ничего я не пойму. Дом, деревья, водоем Серый гость накрыл плащом (туман) - Туман часто можно увидеть ранним утром. А появляется он когда соприкасается холодный и теплый воздух. Сейчас мы с вами попробуем сделать эксперимент, попробуем создать туман. Молодцы. Игра«Хлопки». Дети стоят. Хлопните в ладоши, если услышите зимнее явление: радуга, дождь, снегопад, иней, гроза, роса, листопад, мороз, туман, капель, метель. | Дети отгадывают загадки и ищут спрятанные картинки. Снег, снегопад – это зимние осадки, это много, очень много красивых снежинок. Они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов –они чистые, хрупкие, сверкающие. Зимой они плотным покрывалом покрывают все вокруг, помогая растениям и мелким животным пережить суровые холода. Дети подходят к столу, каждый берет по одной картинке и выстраиваются так, чтобы получилась одна примета из двух половинок. Мороз это тоже зимнее явление природы. Мороз - холод, стужа, при которой мерзнет вода, а градусник опускается ниже нуля. Мороз рисует узоры на окнах. Дети находят карточки с зимними явлениями природы и собирают из них пазл. Метель - это снегопад с сильным ветром. Это когда дует сильный ветер и закручивает (поднимает) снег высоко над землей. Когда снежок падает, говорят «снег падает», когда дует ветер и летит снег, говорят «Метель». Четыре. Дети берут конфетти и дуют на него. Как будто идет снег, на снегопад. На метель, вьюгу. Дети угадывают загадку. Дети выполняют действия. | |
Четвертый этап – рефлексивный | ||
Выделяет новые знания. Ребята, какие мы с вами молодцы, справились со всеми заданиями. - О каких зимних явлениях мы говорили? - Какие картинки получили при выполнении заданий? - Что вам больше всего понравилось? - Что нового узнали? | Присваивают новые знания. Дети формируют вывод: - мы помогали ……. - мы играли в игры… - нам понравилось… | |
Организует применение полученных знаний. Ребята, у меня есть такая интересная коробочка, а в ней магнитики красного и синего цвета. Если вы сегодня все поняли, вам все понравилось, вы можете взять магнитики красного цвета, а если вы в чем-то затрудняетесь и что-то не поняли, то берите магнитики синего цвета. | Определяют применение полученных знаний. Дети берут магнитики красного или синего цвета и выкладывают на мольберт. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта НОД по образовательной области "Познавательное развитие" раздел ФЭМП в старшей группе
Технологическая НОД ФЭМП в старшей группе по теме "Временная матрёшка". Цель:формирование временных представлений, расширение представления детей о неделе, сутках, часе, минуте, секунде их характерных...
технологическая карта НОД по образовательной области "Познавательное развитие" раздел ФЭМП в средней группе
«Игра – путешествие»Цель: 1. Закреплять счетные умения и умения соотносить цифру с количеством (1-5);2. Закреплять знания геометрических фигуры (круг, квадрат, прям...
технологическая карта НОД по образовательной области "Речевое развитие" раздел ФЭМП в средней группе
Конспект занятия по развитию речи.Цель: · упражнять детей в умении дифференцировать звуки [а], [о], [у], [ы], [и], [э] путем определения их наличия в начале слова;·...
Технологическая карта НОД по образовательной области "Познавательное развитие" на тему "Город, в котором мы живем" Средняя группа.
НОД на тему "Город, в котором мы живем" по образовательной области "Познавательное развитие" представлен в виде технологической карты, в соответствии с требованиями ФГОС ДО....
Технологическая карта НОД по образовательной области "Познавательное развитие" на тему: "Моя любимая семья" Младшая группа
Формирование представлений детей о семье и членах своей семьи...
Технологическая карта НОД по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе.
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе....
Технологическая карта НОД по образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Ознакомление с окружающим» в группе раннего возраста используя технологию ОТСМ-ТРИЗ
Цель –формирование у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения признаков у объектов, создание условий для развития логического мышления и речи детей....