Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная бумага»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект образовательной деятельности «Волшебная бумага»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_volshebnaya_bumaga.docx | 27.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
«Волшебная бумага»
Воспитатель логопедической группы:
Шатохина Евгения Александровна.
Программное содержание:
- расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах;
- совершенствовать умение определять предметы по признакам материала;
- развивать обследовательские действия, внимание, память, мышление, воображение, сообразительность;
- формировать бережное отношение к природным ресурсам;
- познакомить детей с историей бумаги;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
- развивать связную речь.
Словарная работа: папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.
Материал: бумаги одинакового размера разных видов. Бумага: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеящаяся; санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, копировальная. Предметы, изготовленные из бумаги. Ёмкость для воды, вода. Мультимедийная установка.
Предварительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги.
Ход ОД
Дети входят в группу
(Слайд «Бумажный кораблик») Воспитатель показывает детям кораблик сделанный из бумаги, читает отрывок из стихотворения Владимира Юркова “Бумажный кораблик”.
Кораблик непрочный, кораблик бумажный
В потоке воды он несётся отважно
К неведомым странам, в чужие места.
Кораблик бумажный с названьем – “Мечта”.
В. Ребята, я предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны?
Тогда смелее в путь.
В. Вот мы с вами и в бумажной стране.
Посмотрите сколько много разной бумаги на столе, давайте присядем с вами за столы и рассмотрим бумагу.
Дети садятся за столы. (На столах у них лежат образцы бумаги разных видов).
В. В бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.
В. Вся бумага одинаковая?
Дети. Нет.
В. Чем отличаются листочки? (Ответы детей)
В. Я предлагаю вам поиграть в игру “Нади такой же листочек, как я”. Сейчас, тот, кого я порошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пока все листочки бумаги не кончаться.
Детям предлагается для игры бумага разных видов. (Слайды: Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеящаяся, санитарная, альбомная бумага).
Д. У меня в руках кусочек газеты. (Все дети находят газетную бумагу). и т.д.
В. Ребята как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма? (Ответы детей).
В. А знаете ли вы, из чего делают бумагу? (Ответы детей).
Дети: Из дерева.
В. Правильно из дерева.
Подойдите ко мне и я вам расскажу как же это было.(дети и воспитатель подходят к мультимедиа).
В. В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на (слайд) сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (слайд).
В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.
Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. (слайд). На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. (слайд).Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (слайд).
А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. (слайд).
Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь (слайд). Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (слайд).
Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.
В. Ребята расскажите какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас дома? (слайд)
Дети перечисляют бумажные предметы.
В. Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?
Дети: Нет, не может.
В. Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).
В. Ребята я предлагаю вам поиграть в игру:
“Бывает, не бывает”.
Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными.
(Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал). (слайд)
В. Молодцы ребята.
А теперь повторяйте за мной:
Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим,
И немножко помолчим.
(прижимаем указательные пальцы к губам)
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём,
И немножко отдохнём.
(Наклонившись вниз качаем расслабленными руками)
Мы ногами поболтаем,
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём,
И сначала всё начнём.
(Подпрыгиваем на месте в ритме текста)
В. Читает загадку Станислава Костенко и демонстрирует детям предметы, сделанные из бумаги по тексту.
В. Ребята послушайте внимательно загадку и отгадайте её.
Она бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном,
Неувядаемым пионом.
Она бывает и деньгами. (слайд)
А что? Догадывайтесь сами!
Д: Бумага.
Воспитатель: Все эти предметы сделаны из бумаги, правильно ребята?
Есть такие сорта бумаги которые прочнее камня, крепче кирпича они в огне не горят и в воде не тонут. (слайды) Есть непромокаемая бумага, не шелестящая, даже есть бумага тоньше человеческого волоса. Ребята, а какие свойства бумаги вы знаете?
Д: бумага рвётся, мнётся намокает, горит.
В. Ребята я предлагаю вам проверить, так ли это на самом деле? Согласны? Тогда пройдёмте со мной в лабораторию.
Дети присаживаются за столы.
- А сейчас попробуйте смять лист бумаги? Мнется? (Скручивается, сгибается). (Ответы детей).
А теперь порвите. Рвется? Прочная бумага?
Д: Бумага рвется, значит она непрочная.
В. А теперь положите лист бумаги в емкость с водой. Что происходит с бумагой?
Д. Она промокает.
В.А сейчас посмотрите, что происходит с бумагой (разрывается на части). А как вы думаете, можно бумагу соединить? Как? (Склеить, сшить, переплести).
Посмотрите ребята на интересное свойство бумаги которое я вам покажу. С помощью ножниц можно полоску бумаги скрутить протянув ножницами по бумаге. Что получилось?
Д. Бумага скрутилась.
В. Итак, какие свойства бумаги вы узнали?
Дети: Бумага мнется, рвется, намокает в воде, скручивается.
В. У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу) (слайд)
В. Вы встречался с ней раньше?
В. Как вы думаете, для чего она нужна?
В. Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.
В. Обследуем копировальную бумагу.
В. Какие стороны у бумаги?
Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги “жирная”, с краской, а другая “матовая”.
В. Ребята возьмите один лист бумаги.
Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?
Дети: Два.
В. Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положите копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).
Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по своему замыслу. Рассматривают работу.
В. Сколько рисунков у вас получилось?
В. Как вам удалось это сделать?
В. Как вы думаете можно ли получить 5 копий сразу?
(ответы детей)
В. Ребята, сегодня утром почтальон принес телеграмму. Сейчас я ее вам прочитаю:
«Уважаемые друзья! Я коллекционер, собираю разные виды бумаги. Я путешествую по городам и селам и всем рассказываю о своей коллекции. Но в вашем городе со мной случилась неприятность: подул сильный ветер, и моя коллекция разлетелась, а часть коллекции попала на ваш кораблик «Мечта». Эту коллекцию я решил подарить вам. Буду очень рад если эта коллекция вам понравится».
Дети достают предметы с коробки сделанные из бумаги (открытка, цветок, сумочка, шляпка, кошелёк, конверт, картинка, фонарик, закладка)
В. Спасибо большое коллекционеру за такие замечательные подарки. Мы будем использовать разные виды бумаги в работе, а потом пригласим коллекционера и подарим ему тоже интересные изделия из бумаги.
В. Мы с вами снова очутились в детском саду. Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Познание») Тема: «Подарок для близких и друзей»
На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую моторику....
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей "Художественное творчество", "Познание") Тема: "Блокнот для моих близких"
На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую мотори...
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Тема: «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». «Пресвятая Богородица – покровительница и защитница».
Разработала и провела открытое занятие «Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Пресвятая Богородица покровительница и защитница», в рамках проведения краевого конкурса на лучшую тематическую разрабо...
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Познание») Тема: «Овечка с ягненком»
Учить детей выполнять сюжетную аппликацию....
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Русский самовар» (образовательная область: познавательное развитие»)
Этот конспект составлен с целью приобщения детей к русской народной культуре и чтобы ознакомить детей с традицией чаепития на Руси....
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно-эстетическая. Интеграция областей: познавательная, речевая
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно...
Конспект образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста "Волшебная страна "
Конспект образовательной деятельности в младшей группе "Волшебная страна"...