Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная бумага»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект образовательной деятельности «Волшебная бумага»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_volshebnaya_bumaga.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное    бюджетное    дошкольное    образовательное   учреждение           детский сад комбинированного вида № 11

Конспект образовательной деятельности                                                 для детей старшего дошкольного возраста

«Волшебная бумага»

Воспитатель логопедической группы:

Шатохина Евгения Александровна.

Программное содержание: 

  • расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах;
  • совершенствовать умение определять предметы по признакам материала;
  • развивать обследовательские действия, внимание, память, мышление, воображение, сообразительность;
  • формировать бережное отношение к природным ресурсам;
  • познакомить детей с историей бумаги;
  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
  • развивать связную речь.

Словарная работа: папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.

 Материал: бумаги одинакового размера разных видов. Бумага: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеящаяся; санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, копировальная. Предметы, изготовленные из бумаги. Ёмкость для воды, вода. Мультимедийная установка.

Предварительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги.

Ход ОД

Дети входят в группу

(Слайд «Бумажный кораблик») Воспитатель показывает детям кораблик сделанный из бумаги, читает отрывок из стихотворения Владимира Юркова “Бумажный кораблик”.

Кораблик непрочный, кораблик бумажный

В потоке воды он несётся отважно

К неведомым странам, в чужие места.

Кораблик бумажный с названьем – “Мечта”.

В. Ребята, я предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны?

Тогда смелее в путь.

В. Вот мы с вами и в бумажной стране.

Посмотрите сколько много разной бумаги на столе, давайте присядем с вами за столы и рассмотрим бумагу.

Дети садятся за столы. (На столах у них лежат образцы бумаги разных видов).

В. В бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.

В. Вся бумага одинаковая?

Дети. Нет.

В. Чем отличаются листочки? (Ответы детей)

В. Я предлагаю вам поиграть в игру “Нади такой же листочек, как я”. Сейчас, тот, кого я порошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пока все листочки бумаги не кончаться.

Детям предлагается для игры бумага разных видов. (Слайды: Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеящаяся, санитарная, альбомная бумага).

Д. У меня в руках кусочек газеты. (Все дети находят газетную бумагу). и т.д.

В. Ребята  как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма? (Ответы детей).

В. А знаете ли вы, из чего делают бумагу? (Ответы детей).

Дети: Из дерева.

В. Правильно из дерева.

Подойдите ко мне и я вам расскажу как же это было.(дети и воспитатель подходят к мультимедиа).

В. В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на (слайд) сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (слайд).

В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.

Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. (слайд). На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. (слайд).Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (слайд).

А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. (слайд).

Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь (слайд). Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (слайд).

Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.

В. Ребята  расскажите какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас дома? (слайд)

Дети перечисляют бумажные предметы.

В. Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

Дети: Нет, не может.

В. Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).

В. Ребята я предлагаю вам поиграть в игру:

“Бывает, не бывает”.

Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными.

(Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал). (слайд)

В. Молодцы ребята.

А теперь повторяйте за мной:

Головами покиваем,

Носиками помотаем,

А зубами постучим,

И немножко помолчим.

(прижимаем указательные пальцы  к губам)

Плечиками мы покрутим

И про ручки не забудем.

Пальчиками потрясём,

И немножко отдохнём.

(Наклонившись вниз качаем расслабленными руками)

Мы ногами поболтаем,

И чуть-чуть поприседаем,

Ножку ножкой подобьём,

И сначала всё начнём.

(Подпрыгиваем на месте в ритме текста)

В. Читает загадку Станислава Костенко и демонстрирует детям предметы, сделанные из бумаги по тексту.

В. Ребята послушайте внимательно загадку и отгадайте её. 

Она бывает документом,

Плакатом, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, листовкой,

Альбомом, книгой, упаковкой,

Салфеткой, веером, талоном,

Неувядаемым пионом.

Она бывает и деньгами. (слайд)

А что? Догадывайтесь сами!

Д: Бумага.

Воспитатель: Все эти предметы сделаны из бумаги, правильно ребята? 

Есть такие сорта бумаги которые прочнее камня, крепче кирпича они в огне не горят и в воде не тонут. (слайды) Есть непромокаемая бумага, не шелестящая,  даже есть бумага тоньше человеческого волоса. Ребята, а какие свойства бумаги вы знаете?

Д: бумага рвётся, мнётся намокает, горит.

В. Ребята я предлагаю вам проверить, так ли это на самом деле? Согласны? Тогда пройдёмте со мной в лабораторию.

Дети присаживаются за столы.

- А сейчас попробуйте смять лист бумаги? Мнется? (Скручивается, сгибается). (Ответы детей).
А теперь порвите. Рвется? Прочная бумага?

Д: Бумага рвется, значит она непрочная.

В. А теперь положите лист бумаги в емкость с водой. Что происходит с бумагой?

 Д. Она промокает.

В.А сейчас посмотрите, что происходит с бумагой (разрывается на части).  А как вы думаете, можно бумагу соединить? Как?  (Склеить, сшить, переплести).

Посмотрите ребята на интересное свойство бумаги которое я вам покажу. С помощью ножниц можно полоску бумаги скрутить протянув ножницами по бумаге. Что получилось?

Д. Бумага скрутилась.

В. Итак, какие свойства бумаги вы узнали?

 Дети: Бумага мнется, рвется, намокает в воде, скручивается.

В. У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу) (слайд)

В. Вы встречался с ней раньше?

В. Как вы думаете, для чего она нужна?

В. Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.

В. Обследуем копировальную бумагу.

В. Какие стороны у бумаги?

Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги “жирная”, с краской, а другая “матовая”.

В. Ребята возьмите один лист бумаги.

Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?

Дети: Два.

В. Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положите копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).

Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по своему замыслу. Рассматривают работу.

В. Сколько рисунков у вас получилось?

В. Как вам удалось это сделать?

В. Как вы думаете можно ли получить 5 копий сразу?

(ответы детей)

В. Ребята, сегодня утром почтальон принес телеграмму. Сейчас  я ее вам прочитаю:

 «Уважаемые друзья!  Я коллекционер, собираю разные виды бумаги. Я путешествую по городам и селам и всем рассказываю о своей коллекции. Но в вашем городе со мной случилась неприятность: подул сильный ветер, и моя коллекция разлетелась, а часть коллекции попала на ваш кораблик «Мечта». Эту коллекцию я решил подарить вам. Буду очень рад если эта коллекция вам понравится». 

Дети достают предметы с коробки сделанные из бумаги (открытка, цветок, сумочка, шляпка, кошелёк, конверт, картинка, фонарик, закладка)

В. Спасибо большое коллекционеру за такие замечательные подарки. Мы будем использовать разные виды бумаги в работе, а потом пригласим коллекционера и подарим ему тоже интересные изделия из бумаги.

В. Мы с вами снова очутились в детском саду. Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Познание») Тема: «Подарок для близких и друзей»

На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги  и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую моторику....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей "Художественное творчество", "Познание") Тема: "Блокнот для моих близких"

На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги  и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую мотори...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Тема: «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». «Пресвятая Богородица – покровительница и защитница».

Разработала и провела открытое занятие «Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Пресвятая Богородица покровительница и защитница»,  в рамках проведения краевого конкурса на лучшую тематическую разрабо...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Русский самовар» (образовательная область: познавательное развитие»)

Этот конспект составлен с целью приобщения детей к русской народной культуре и чтобы ознакомить детей с традицией чаепития на Руси....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно-эстетическая. Интеграция областей: познавательная, речевая

Конспект образовательной деятельности  для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно...

Конспект образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста "Волшебная страна "

Конспект образовательной деятельности в младшей группе "Волшебная страна"...