Планирование наблюдений на прогулке по теме: "Эта волшебница вода"
опыты и эксперименты по окружающему миру

Ирина Вячеславовна Романова

Цель:

познакомить детей с различными природными явлениями

(дождь, облака, роса, снег, иней, сосульки, лёд, морозные узоры),

показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 5 «Колокольчик»

города Белёва Тульской области

Планирование наблюдений на прогулке

на тему:

«ЭТА ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

Подготовлены воспитателем

Романовой Ириной Вячеславовной

Наблюдения на прогулке

Тема: «ЭТА ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

Цель:

познакомить детей с различными природными явлениями

(дождь, облака, роса, снег, иней, сосульки, лёд, морозные узоры),

показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

       Обсудить с детьми вопрос: «Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?». Пусть каждый из детей объяснит, что он представляет при слове «вода». Кто-то скажет: «дождь», кто-то «туман» и т.д. Получается, что вода бывает очень разной. Может быть, вода как волшебница умеет превращаться (дождь, снег, роса, лед и т.п.)?

Наблюдения «ДОЖДЬ»

       В дождливую погоду предлагаю детям понаблюдать из окна, как капли падают на землю, как они стучат по стеклу, слушаю вместе с ними шум дождя. Все ли дожди одинаковые? Может быть, есть веселый, а есть грустный дождь? Чем отличается осенний дождь от весеннего? Летнего?

Наблюдения «ОБЛАКА»

       Предлагаю детям понаблюдать за облаками, напомнив, что облака состоят из капелек воды. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед дождем? Предлагаю каждому из детей выбрать наиболее понравившееся облако и проследить за ним: куда оно плывет? Быстро двигается или медленно? На что похоже? Пусть каждый ребенок даст своему облаку имя.

Наблюдения «РОСА»

       Обращаю внимание детей на утреннюю росу. Дождя нет, а трава, листья растущих у самой земли растений – мокрые. Пусть дети проведут рукой по траве: ладошки станут влажными. Предлагаю каждому ребенку найти «свою» капельку росы и понаблюдать за ней. Обращаю внимание детей, как красивы капли росы, особенно, когда они переливаются под лучами солнца. Откуда берется роса? Капельки воды могут испаряться. Они поднимаются вверх постоянно и находятся в воздухе в виде водяного пара. Если ночью бывает очень холодно, капельки водяного пара опускаются на землю, превращаясь в капельки росы.

Наблюдения «ИНЕЙ»

       Зимой обращаю внимание детей на иней. Иней – тоже капельки водяного пара, но только замерзшие, как снежинки. Пусть дети внимательно рассмотрят иней на деревьях, кристаллики льда, из которых он состоит. Прикоснемся ладошкой к ветке, покрытой инеем. Что произошло с веткой и ладошкой? Куда исчез иней? Иней – тоже вода.

Наблюдения «СНЕГ»

  1. В течение зимы предлагаю детям время от времени определять цвет снега. Остается он одинаковым или меняется? Какого цвета  снег в солнечную погоду? В пасмурную? Когда он блестит? Когда хорошо лепится? Важно: обращаю внимание детей на то, что из снега не всегда можно слепить снежные фигуры.

  1. В какую погоду снег хрустит под ногами – в теплую или морозную? Предлагаю детям молча походить по снегу и послушать, как он скрепит. Может, возмущается, что мы по нему ходим, топчем его? А может быть он о чем-нибудь рассказывает? О чем снег может рассказать?

  1.  В какой снег легче провалиться: в рыхлый или плотный? На каком снегу можно прыгать, а на каком -  нет?

  1. Сколько сугробов в вашем дворе? Какой сугроб самый высокий? Самый маленький? Кто собрал снег в сугробы?

  1. Ранней весной наблюдаем  за таянием снега. Детям всегда интересно, как тает вылепленная ими снежная баба. Что с ней происходит? Куда она исчезает? Что остается на ее месте?

  1. Во время зимних прогулок предлагаю ребятам рассмотреть снежинки, которые падают на одежду. Обращаю их внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи друг на друга. Пусть дети постараются найти похожие снежинки, запомнить, как они выглядели, затем по памяти воспроизвести их на бумаге (в виде рисунка или аппликации).

  1. Что происходит, если снежинка падет на ладошку? На лицо? Почему она тает? Если есть возможность, посмотрите на снежинки через лупу.

Наблюдения «СОСУЛЬКИ»

       Весной провожу наблюдения за сосульками. Обращаю внимание, что они образуются на солнечной стороне дома. Растут (или уменьшаются) сосульки? Найдите самую маленькую. Самую большую сосульку. Проследите, как в теплую погоду с них стекают капли воды. Что происходит при этом с сосульками: они растут или уменьшаются? Найдите место, куда падают капли. Чем оно отличается от соседних участков? Откуда произошло слова «капель»? Постойте тихонько и послушайте, как падают капли. Пусть каждый ребенок посмотрит сосульку, потрогает ее руками, выяснит, какая она – гладкая, шершавая и т.д. Предлагаю ребятам посмотреть на окружающий мир через сосульку? Что видно? Прозрачная она или нет? На что похожи сосульки? Почему сосульки «растут» кончиком вниз? Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.

Наблюдения «ЛЕД»

       Эти наблюдения необходимо связать с наблюдениями за сосульками, поскольку сосульки – это тоже лед.

  1. Поздней осенью организую наблюдения детей за изменениями в лужах. Сначала они покрываются тонкой корочкой льда (пусть ребята попробуют проткнуть ее палочкой), а в морозную погоду промерзают до дна. Вода превращается в лед. Обращаю внимание на постепенное увеличение толщины льда в лужах. А что с ней происходит в солнечную погоду?
  2.  Сооружаю с ребятами ледяную горку, обратив их на особенности ее поверхности. Почему она называется именно ледяной? Чем отличается от снежного сугроба?

Наблюдения «МОРОЗНЫЕ УЗОРЫ»

       В зимнее время наблюдаем с детьми за морозными узорами на стекле. На что они похожи? Пусть дети сравнят узоры на разных окнах. Мороз рисует одинаковые узоры или нет? Какие узоры получились самыми красивыми? Что будет, если пальчиком дотронуться до окон с узорами? Пальчик был сухой, а стал…? Появилась вода.

Выводы по теме:

вода в окружающей среде бывает разной:

это и дождь, и снег, и туман, и иней, и роса, и лед, и морозные узоры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение на прогулке по теме "Золотая осень" старшая группа

Наблюдение в широком смысле слова это способ познания мира. Наблюдение - непроизвольная деятельность человека, позволяющая ему получать информацию о внешнем мире. С помощью наблюдения дошкольники могу...

Перспективное планирование наблюдений на прогулке

Перспективное планирование организации наблюдений и опытно-экспериментальной работы на прогулки с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКАХ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКАХ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ....

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе. Тема недели "Волшебница вода"

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по теме недели "Волшебница вода"...

Календарное планирование по теме недели: "Волшебница вода".

Тема недели: «Волшебница вода».Цель: развитие представлений дошкольников о природном объекте – воде; формирование знаний о значении воды для жизни человека, животных и растений; восп...