Наблюдение на прогулке по теме "Золотая осень" старшая группа
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме
Наблюдение в широком смысле слова это способ познания мира. Наблюдение - непроизвольная деятельность человека, позволяющая ему получать информацию о внешнем мире. С помощью наблюдения дошкольники могут раскрыть для себя не только целый мир живой и неживой природы, но и осознать глубинные закономерности ее развития. Разумеется, просто держать глаза открытыми бывает порой недостаточно. Необходимо учить дошкольников тому, как смотреть, на что смотреть и каким образом помещать изучаемый объект в рамки нашего поля зрения. Необходимо учить дошкольников созерцать естественное явление с полной объективностью и предельным вниманием. Наблюдение дает целостный и естественный образ, а не набор отдельных черт объекта наблюдения.
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, верный источник детского разума». Природа – один из источников познания ребенком окружающей среды. Процесс познания основан на чувственном восприятии, идущем от сердца, от непосредственного созерцания и общения с объектами, явлениями и процессами окружающей действительности. Общение с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного. Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. «Смотреть» и «видеть» не одно и то же. Умение «видеть» не дается от рождения, оно постепенно воспитывается. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребенок одновременно развивает свое мышление и речь. Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное - хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudeniya_na_progulke_po_teme.docx | 985.15 КБ |
Предварительный просмотр:
НАБЛЮДЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ ПО ТЕМЕ:
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №1
ВОСПИТАТЕЛЬ I КАТЕГОРИИ ПОПОВА ЕЛЕНА ПАВЛОВНА
Наблюдение в широком смысле слова это способ познания мира. Наблюдение - непроизвольная деятельность человека, позволяющая ему получать информацию о внешнем мире. С помощью наблюдения дошкольники могут раскрыть для себя не только целый мир живой и неживой природы, но и осознать глубинные закономерности ее развития. Разумеется, просто держать глаза открытыми бывает порой недостаточно. Необходимо учить дошкольников тому, как смотреть, на что смотреть и каким образом помещать изучаемый объект в рамки нашего поля зрения. Необходимо учить дошкольников созерцать естественное явление с полной объективностью и предельным вниманием. Наблюдение дает целостный и естественный образ, а не набор отдельных черт объекта наблюдения.
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, верный источник детского разума». Природа – один из источников познания ребенком окружающей среды. Процесс познания основан на чувственном восприятии, идущем от сердца, от непосредственного созерцания и общения с объектами, явлениями и процессами окружающей действительности. Общение с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного. Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. «Смотреть» и «видеть» не одно и то же. Умение «видеть» не дается от рождения, оно постепенно воспитывается. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребенок одновременно развивает свое мышление и речь. Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное - хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации.
Цель: напомнить о деревьях растущих на участке. Умние различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление
Словарная работа: рябина, береза, осина, тополь, ягоды, семена, плоды, сладкая. Обогащение: хина, хитрая, пошутить, не дозрела.
Художественное слово: «Рябина» И. Токмакова.
Красную ягодку мне дала рябина
Думал я, что сладкая, а она как хина.
Толи эта ягодка просто не дозрела,
Толь рябина хитрая пошутить хотела?
Беседа по содержанию стихотворения.
Исследовательская деятельность: рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет)
Цель: углубить и обобщить знания детей о деревьях, о характерных признаках изменения природы. Умение устанавливать связи между условиями жизни и средой обитания, развивать доказательную речь.
Словарная работа: активизация: листопад, облетают, кружат; обогащение: шуршат
Художественное слово: «Парк». М.Авдеева
Разноцветный парк, разноцветный сад
Листопад начался, начался листопад
Под ногами у ребят листья весело шуршат
Беседа по содержанию стихотворения
Исследовательская деятельность: определить, на каких деревьях листья начинают быстрей желтеть?
Цель: развивать наблюдательность и интерес к природе, закрепить понятия «живая – неживая» природа. При помощи исследовательской деятельности объяснить значение ветра, учить определять его силу, направление.
Словарная работа: листопад, листья. опадают, осень, октябрь, природа, север, юг; обогащение: сильный, задувает, пронизывающий, ветреная.
Методический прием: наблюдение за листопадом, за тем, как осыпаются семена с травы, кустарников; за сохнувшим бельем на веревке, за высыхающими лужами.
Художественное слово: «Одинокий пастух» Д Лолей – релаксация
Ярко светит солнц Дует легкий ветерок.
Мы вдыхаем его чистый и Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно. Мы хотим жить в мире с природой,
Будем ее друзьями, Будем ее любить и защищать.
Исследовательская деятельность: при помощи султанчиков, лент, шарика определить направление и силу ветра.
Цель : умение различать деревья по форме листов и их окраске. Отметить, на каких деревьях есть плоды, с каких деревьев опало больше листьев, есть ли деревья с зеленой листвой. Какие?
Словарная работа: березка, золотая, роща; обогащение: багряная
Художественное слово: Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых…
Подольше б золото не сбросили
Стоял бы лес багрян и тих.
Беседа по содержанию стихотворения.
Исследовательская деятельность: определить, с какого дерева листья самые большие, сделать вывод, у самых больших деревьев листья крупнее.
Цель: закреплять знания о сезонных изменениях, уметь устанавливать связи между живой и неживой природой.
Словарная работа: осень, сад, пожелтевшие, вянущих; обогащение: вдали, краснеются, - березняк, ольховник, дубрава, осинник.
Художественное слово:
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтевшие по ветру летят.
Лишь вдали, краснеются там, на дне долин,
Кисти ярко- красные вянущих рябин.
Беседа по содержанию стихотворения.
Исследовательская деятельность: опавшие листья на земле гниют, превращаясь в удобрение.
Цель: отметить, что листьев на деревьях и кустах практически нет. Продолжать закреплять характерные признаки осени. Умение применять народные приметы в жизни.
Методический прием: беседа с целью закрепления и пополнения знаний об осенних приметах.
Вопросы:
-Какое время года? Докажите, что осень Какая осень?
-Какая сегодня погода? (небо, солнце, ветер, осадки).
Издавна народ внимательно наблюдает за погодой, примечает народные явления, по ним можно угадать, предвидеть осадки, какой будет погода в следующем сезоне.
Знания передаются из поколения в поколение. Они дошли и до наших дней . - В октябре и лист на дереве не держится.
- Осиновые листья ложатся «лицом» вверх – к студеной зиме, изнанкой вверх – зима будет теплая.
- Солнце садится красное – погода будет ясная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наблюдение на прогулке во второй младшей группе.
Расширение знаний дошкольников об осенних, зимних, весенних, летних явлениях в природе. Набор стихотворений, загадок и опытов....
картотека наблюдений на прогулке старшая и подготовительная группа
картотека по всем временам года, художественное слово и дидактическая игра...
наблюдения на прогулке во 2 младшей группе
Данная презентация может быть полезна воспитателям ДОУ. Заинтересовать воспитателя является основа полагающей для успеха дела. Воспитатель должен иметь специальные знания о природе. Любить и пон...
Картотека наблюдений на прогулке (учебный год) старшая группа
картотека наблюдений на год...
Дневник наблюдений на прогулке в первой младшей группе.
Дневник наблюдений на прогулке в первой младшей группе с сентября по декабрь....
Картотека наблюдений на прогулке старшая и подготовительная группы
картотека наблюдений по всем временам года...
Беседы и наблюдения на прогулке в первой младшей группе.
Беседы и наблюдения на прогулке в первой младшей группе.Рассматривание листьев на прогулке. Цель: обратить внимание детей на листья (размер, форму, разноцвет-ную окраску). Приемы: Воспитатель бер...
Комментарии
Осень-замечательное время
Осень-замечательное время года! Прогулка интересная.