Проект "Дикие животные нашего леса""
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая группа)
Знакомство с окружающим миром на примере макетирования объектов природы, очень показательно, как создание специальных элементов предметной среды для развития у дошкольников познавательного интереса, любознательности и наблюдательности. Обеспечение разностороннего развития ребенка, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, развитие любви к живой природе. Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Еще с раннего детства многие из ребят имеют такую нужную возможность контактов с животными. Однако, дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных. Дети не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предметы.
Проект: краткосрочный
Продолжительность проекта: 1 месяц
Тип проекта: познавательно – исследовательский, познавательно - коммуникативный.
Участники проекта: Воспитатель, дети средней-старшей группы, родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-dikie_zhivotnye_nashego_lesa.docx | 38.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 79 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга
_____________________________________________________________________________________
Методическая разработка
Проект на тему:
"Дикие животные нашего леса"
Выполнила: воспитатель
средней-старшей группы
ГБДОУ детского сада №79
компенсирующего вида
Соколова Н.А
Краткая аннотация проекта:
Знакомство с окружающим миром на примере макетирования объектов природы, очень показательно, как создание специальных элементов предметной среды для развития у дошкольников познавательного интереса, любознательности и наблюдательности. Обеспечение разностороннего развития ребенка, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, развитие любви к живой природе. Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Еще с раннего детства многие из ребят имеют такую нужную возможность контактов с животными. Однако, дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных. Дети не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предметы.
Проект: краткосрочный
Продолжительность проекта: 1 месяц
Тип проекта: познавательно – исследовательский, познавательно - коммуникативный.
Участники проекта: Воспитатель, дети средней-старшей группы, родители.
Актуальность темы: В настоящее время экологическое воспитание стало одним из важнейших направлений дошкольной педагогики. Оно предлагает прежде всего воспитание у дошкольников гуманное отношение к природе, к животному миру.
На земле живут тысячи различных животных. Дети в недостаточной степени имеют представления об образе жизни, повадках, питании животного мира. Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно.
В процессе наблюдений за детьми был замечен устойчивый интерес к животным – дети пытались рисовать зайчиков, ежей и других животных, обращали внимание на иллюстрации из книг, журналов. Так и появилась идея расширить кругозор детей знаниями о животных, проживающих в наших лесах.
Благодаря разработке данного проекта дети познакомятся с описанием жизни диких животных в летний и зимний периоды, повадками животных в природе, получат научно-достоверные знания, обогатится их речь.
Цели проекта:
• Развивать устойчивый познавательный интерес к диким животным, как к живым существам;
• Создавать в группе условия для расширения представления о животных;
Задачи проекта:
•Для детей:
Познание: формирование представлений о диких животных, расширение кругозора детей.
• Коммуникация: активизировать словарь детей по теме, использовать обобщающее понятие.
• Чтение художественной литературы: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений о животных, посредством художественной литературы.
• Художественное творчество: развитие эстетического восприятия образа животных и умения передавать увиденное в поделках, рисунках и аппликациях..
• Безопасность: знакомство с элементарными правилами поведения в лесу и с животными.
• Физическая культура: накопление и обобщение двигательного опыта детей.
Для родителей:
Привлечь родителей к сотрудничеству. (изготовление фигур животных).
Для педагогов:
Тематические занятия с детьми.
Совместные дидактические и подвижные игры.
Ожидаемые результаты:
• Дети познакомятся с дикими животными и их детенышами;
• Дети узнают о жизни и деятельности диких животных в разные периоды;
• Ребята овладеют навыками узнавания животных по описанию;
• Дети будут бережно относиться к дикой природе;
• Дети будут уверенно отличать диких животных от домашних и называть их.
Для родителей:
Изготовление фигур животных.
Для воспитателя:
- Взаимодействие семьи и детского сада.
творческая деятельность педагога с детьми и родителей с детьми.
Развитие у детей интереса к животному миру.
Этапы реализации проекта:
1- Подготовительный
2- Основной
3-Заключительный
Подготовительный этап:
- Подборка и изучение необходимой литературы.
- Обсуждение цели и задач воспитателем с детьми и родителями.
- Подбор необходимого материала для создания животных.
Основной этап
- Рассматривание книг, иллюстраций животных.
- Беседа с детьми о жизни диких животных.
• В процессе непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах и в процессе игровой деятельности постараться найти ответы на проблемные вопросы:
Кто живет в лесу? (научить различать и правильно называть диких животных, их детенышей, среду обитания)
Как зимуют дикие животные?
• Формирование правильного отношения к диким животным;
• Привлечь родителей к реализации проекта, при помощи создания фигур животных..
Заключительный этап
1.Речевое развитие:
Русские народные сказки:
"Коза - дереза" «Бычок-смоляной бочок»;
««Бычок-смоляной бочок»;»;
«Кот, петух и лиса»;
«Лиса и Котофей Иванович»;
«Зимовье зверей» и т.д.
Сказки по Сутееву: »;
«Козлов. Ежик в тумане»;
«Палочка -выручалочка» ,
«Дядя Миша»
« Мешок яблок»
Сказки по Чуковскому: «Бибигон»;
«Краденое солнце»;
«Путаница»;
«Телефон;
«Айболит» и т.д.
2.Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром:
«Кто в лесу живет»;
«Дикие животные и их детёныши»;
«Среда обитания»;
«Кто, чем питается».
3. Речевое развитие:
Беседа о животных.
Рассматривание картин.
Отгадывание загадок
.Чтение стихотворений
4Социально-коммуникативное развитие:
Дидактические игры: «Кто где живет?»; «Чей домик?», «Чья мама?», «Кто лишний?» «Кто что любит»?;
«Собери картинку», «Чудесный мешочек».
Подвижные игры: «Бездомный заяц», «Лиса в курятнике..»,«Волк во рву»,У медведя
во бору»
Театрализованные игры: ««Бычок-смоляной бочок»;», «Зимовье зверей».
Выставление фигур животных на участке.
Полученные результаты:
Для детей:
Разработан и апробирован план ОД
• Созданы необходимые условия для организации деятельности по теме проекта (подобраны настольные дидактические игры, наглядный материал, оформление зоны диких животных в экологическом уголке)
• Уровень усвоения знаний о диких животных повысился. Многие дети стали использовать обобщающее понятие – дикие животные
• У детей сформированы знания о жизнедеятельности диких животных в зимний период
• Значительно обогатился словарный запас (дикие животные, лиса - лисенок, волк-волчица-волчонок и т.д., нора, логово, берлога, дупло и т.д.)
Для родителей:
- Родители изготовили и покрасили фигуры диких животных.
- Помощь родителей в установки фигур диких животных на участке детского сада.
- Для педагогов:
- Активное участие в посильной практической деятельности.
Дети с большим интересом слушали сказки о животных.
- Активное взаимодействие семьи и детского сада.
- У детей сформировалось знания о жизнедеятельности диких животных .
Используемая литература:
1.Образовательная программа ДО адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ЗПР
- .2.Развивающие занятия с детьми 4-6лет / Под ред. Парамоновой Л. А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 640с.: ил.
3. О.С. Ушакова 4. О.А. Скоролупова « Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях». М.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО«СКРИПТОРИЙ 2003», 2006 г.
4.Познание предметного мира. 4-6 лет группа Авторы: Ефанова З. А.
Серия: Для воспитателей ДОУ
5. | Проекты в ДОУ. Практика обучения детей 3-7 лет | |
Авторы-составители: Румянцева Е. А.
Страниц: 159
ISBN: 978-5-7057-3525-9
Серия: В помощь педагогу ДОУ
6. Е.А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам».
Планирование и конспекты: Кн, 2. - М.. ТЦ Сфера, 2006 г.
Приложение 1
1.Беседа: "В гости к нам пришёл Зайчишка, длинноухий шалунишка..."
Цель: Познакомить детей с зайцем. Формировать первые представления об их жизни в лесу. Развивать умение детей отвечать на вопросы воспитателя. Формировать умение правильно ,подбирать прилагательные и глаголы. Развивать у детей доброе отношение и любовь к животным.
Материал: Игрушечный заяц.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто здесь притаился и дрожит?
Дети. Зайка. Конечно, зайка. Как же он сюда попал ?
( Берёт игрушку в руки и садятся на стульчики)
Воспитатель показывает детям игрушечного зайчика и читает стихотворение (во время чтения показывает части игрушки.)
Воспитатель.
Вот какой забавный зайка,
Ты не бойся побегайка!
На макушке - длинные ушки,
Пушистая спинка, мягкий животик,
А сзади у зайки - коротенький хвостик.
Тебя не будем обижать,
Будем с зайчиком играть.
Воспитатель. Погладьте зайку, ребята, что бы он вас не боялся (дети гладят игрушку, покажите, где у зайки ушки, какие они?)
Дети. Большие, длинные.
Воспитатель. А где хвостик? Какой он?
Дети. Короткий, маленький.
Воспитатель. Покажите спинку? Какая она?
Дети. Пушистая.
Воспитатель. А животик где, какой он?
Дети. Мягкий.
Воспитатель. У зайчика есть лапки? покажите их?
( Дети показывают лапки)
Воспитатель. Перестал наш зайчик дрожать , видно хочет поиграть. Поиграем с зайкой?
Дети. Да, поиграем с зайчиком.
Физкультминутка: "Зайка серенький сидит и ушами шевелит"
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (потереть себя за предплечья)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал. (сесть на место) .
Рисование "Зайчика"
Воспитатель предлагает нарисовать зайчика.
Приложение 2
Беседа: "Лес и дикие животные"
Цель: Дать детям первоначальное представление о лесе и о его обитателях диких животных (заяц, лиса, медведь,волк.). Прививать любовь и бережное отношение к природе и его обитателям.
Материал. Игрушки : Муляжи деревьев , лиса, медведь, заяц , магнитофон с записью пения птиц.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, давайте прогуляемся по лесу , послушаем пение птиц, посмотрим на деревья и познакомимся с обитателями леса.
Дети. Да, а как мы туда попадём.?
Воспитатель. Я вам сейчас покажу. Ой смотрите ребята , как много деревьев. Узнали ребята, где мы?
Дети. Да, это лес.
Воспитатель. Да ребята это лес, в лесу растёт много деревьев, кустарников, а ещё в лесу кто то живёт. Отгадайте кто же это.
Маленький- беленький, длинные ушки.
По лесу прык - скок кто это? (Зайка).
А посмотрите под ёлочкой кто то сидит.(заглядывают под ёлку.) Ух ты это же зайка. Посмотрите , какой у него белый мех, пушистый. Ребята а где живёт зайка ? (в лесу).
Давайте возьмём его с собой. Ой , а кто это там спрятался?
Чей хвостик пушистый, рыжая краса, а зовут её....(лиса).
Правильно, лисичка. Посмотрите на её мех , он рыженький , хвостик (ответы детей....)
А вы знаете, что она тоже живёт в лесу, как и зайчик. Они дикие животные.
Послушайте ребята (пауза) там кто то храпит.
Мишка по лесу гулял, мишка шишки собирал.
Бедный мишенька устал и под ёлкой задремал.
Посмотрите мишка большой, косолапый. А давайте с вами походим, как медвежата косолапые. Видите медведь тоже живёт в лесу. Посмотрите заяц, лиса, медведь живут в лесу, значит они дикие животные. Какие они животные? ( ответы детей).
Ребята нам пора возращаться домой.
Давайте вспомним каких животных мы сегодня встретили( ответы детей). А какие это животные (ответы детей) Молодцы....
Приложение 3
Стихотворения о диких животных и загадки.
Повстречалась мне лиса
Любопытные глаза,
Притаилась за пеньком
Ярко-рыжим огоньком,
И спокойно наблюдает:
Кто в её лесу гуляет?
Говорят, я рыжая,
Говорят, бесстыжая,
Ем цыплят,
Говорят,
Ем утят,
Говорят.
Да ведь это петухи
Наболтали чепухи!
Скачет между травками
Быстроногий зайчик.
Смял своими лапками
Белый одуванчик.
Полетели высоко
Белые пушинки.
Скачет зайчик далеко
По лесной тропинке.
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел зайчик погулять.
Запер домик на замочек
И пошел в универмаг
Покупать себе платочек,
Лампу, зонтик и гамак.
В парке солнышко пригрело,
Белка на суку сидела.
Мы её кормили с рук, -
Белка наш пушистый друг!
Белка в шубке на меху,
Прыг, и с елки на ольху,
Ловко по деревьям скачет,
И в дубле орешки прячет
Это что же за комочек
Ковыляет между кочек?
На себе несёт комочек
Два листочка и грибочек.
Колкий с головы до ножек -
Кто же это?
Это ежик!
"Что несёте вы, сосед?"
"Две салфетки и обед!
Ёжик – серенький клубок.
Прибежал, не видно ног.
Убери иголочки,
Колкий, словно ёлочка
И, как дедушка репей!
Дай, поглажу, поскорей.
Испугался, запыхтел.
Я же поиграть хотел
Говорит барану волк:
- Ну какой от дружбы толк?
Если мы с тобой - друзья,
Значит, съесть тебя нельзя.
Ходит-бродит серый волк.
И зубами щёлк да щёлк.
Шёрстка как щетинка,
Вздыбилась на спинке.
Он грибов не хочет,
Только зубы точит,
Чтобы съесть зайчонка,
Мышку иль ежонка.
Что же делать волку?
Ёжик очень колкий.
Мышка прячется в норе,
Зайчик скрылся на бугре.
Мишка, мишка, лежебока
Мишка, мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал
И на ёлку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался,
Всё бы мишеньке храпеть.
Эх ты, мишенька-медведь!
Лось, шагая сквозь тайгу,
Потерял рога в снегу.
Велика вокруг тайга –
Как отыщешь в ней рога?
Только лось нисколько даже
Не горюет о пропаже.
- Ничего,- смеется лось,-
К лету вырастут, авось.
Загадки.
Знаменитый пчеловод.
Любит он пчелиный мед!
Только с пчелами – беда!
Так нажалят иногда!
(Медведь)
В иглах весь он, будто елка,
Оттого характер колкий.
Ненароком встретит волка,
Вот и выручат иголки
(Ежик).
Хоть на вид – краса девица,
На проделки мастери
Кто дружить захочет с ней?
Зверя нет в лесу хитрей
(Лиса).
Колобок – не сказочный,
Колобок – загадочный.
Очень он похож на елку,
Только серые иголки.
(Ежик)
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна.
(Медведь)
Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
(Волк)
Серовато, зубовато,
По полю рыщет
Телят, ягнят ищет. (Волк)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы —
Уши больше головы.
(заяц)
Юркий, маленький зверёк
С ветки прыг, на ветку скок.
(белка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Животные наших лесов. Загадки о животных"
Вариантов применения презентации много....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале дикие животные. Тема НОД:Дикие животные наших лесов.
Занятие по развитию речи в подготовительной группе...
Итоговое занятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»
Итоговое мероприятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»...
Педагогическая копилка учителя-логопеда «Домашние животные и дикие животные наших лесов» (из опыта работы)
Из опыта работы учителя-логопеда....
Дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста (по предметным картинкам с изображением домашних животных, животных наших лесов, их детёнышей)
Дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста(по предметным картинкам с изображением домашних животных, животных наших лесов,их детенышей)...
Перспективное планирование на неделю по теме: "Царство животных - дикие животные наших лесов"
Планирование по теме: "Царство животных - дикие животные наших лесов" на неделю в подготовительной группе...