Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей в средней группе на тему «По улицам города Рыбинска».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

ВАСЮЧЕНКО ИРИНА ВИКТОРОВНА

Формирование представлений детей о родном городе и происхождении названия улиц города Рыбинск.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_ulitsam_goroda_rybinska.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект занятия по патриотическому воспитанию     детей в средней группе на тему

«По улицам города Рыбинска».

Цель: формирование представления детей о родном городе и происхождении названия улиц города Рыбинск

Задачи:

1. Знакомить детей с улицами города и их происхождением;

2. Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

3. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свой родной город, своих земляков.

Предварительная работа:

 Прогулки с родителями по улицам города, в разное время года. Беседы о знаменитых людях. Чтение о родном городе. Рассматривание иллюстраций в книгах и  фотоальбоме.

Форма организации: совместная деятельность педагога с детьми;

Методы и приемы: словесный, наглядный, вопросы к детям, дидактическая игра.

Материалы и оборудование: ноутбук, экран, презентация «По улицам города Рыбинска»,   разрезные картинки «герб города», фото города Рыбинск в старые времена.

Ход занятия:

№1-Ребята, скажите, как называется наш город, в котором мы живем?

-Как жители города называют себя? (Рыбинцы, рыбинец, жительница города Рыбинск)

-Какой наш город? (красивый, чистый, уютный)

-Город Рыбинск расположен на берегах какой реки? (Волга)

- Как вы думаете, всегда ли наш город был таким, какой он сейчас?

№2-Когда-то давным-давно поставили люди свои первые дома. Сейчас трудно представить, что когда-то там, где мы живем, не было домов и улиц, а шумели дремучие леса, не было площадей, а были лесные поляны. И вот сюда пришли первые люди. Посмотрели, место им понравилось, и они здесь поселились.

- А как вы думаете, что могло привлечь сюда людей? Почему именно здесь они поставили свои первые дома? (ответы детей).

- Правильно, раньше, когда еще не было таких больших городов, как сейчас, люди селились там, где была вода, которая нужна для питья, приготовления пищи. А где можно найти воду?

- Да, это- реки. Волга-река рядом, в реке много рыбы. Люди селились там, где можно было найти еду - это леса. В лесу много дичи, ягод, грибов. По берегам Волги шумели богатые леса.

-№3Давайте мы сейчас поиграем в игру - выберите те, продукты, которыми люди тогда могли питаться (дети выбирают). А почему у нас остались конфеты, колбаса, консервы?

Женщины занимались детьми, рукоделием, готовили пищу, а мужчины ходили на охоту, ловили рыбу, строили деревянные дома.

Давным - давно древнее поселение, расположенное на правом берегу реки Волги, называлось Рыбная слобода.

Слайд 4

Правившая тогда императрица Екатерина II, путешествуя в Казань по Волге, пожелала лично узнать, как живут ее «подданные». Когда она шла по улице, женщины, одетые в богатые русские платья с высокими жемчужными кокошниками устилали дорогу своими наилучшими платками. Такое усердие привело Екатерину в восхищение. Через 10 лет, милостью императрицы поселение Рыбная слобода, получило статус города.

 слайд 5

У нашего города есть герб, хотя не у всех городов он имеется. Герб Рыбинска, который представляет собой красный щит, поделенный на две половины. В верхней части герба - медведь с секирой, выходящий из- за реки (как символ Ярославской губернии). В верхней части две лестницы, ведущие к воде, символ многочисленных Рыбинских пристаней. И еще ниже на синем фоне две стерляди, которыми некогда славилась Рыбная слобода.

- Вы любите собирать пазлы? Давайте сейчас поиграем, нужно собрать из отдельных частей целый герб нашего города.

№6-7 Дети, знаете ли вы, сколько в нашем городе улиц, переулков, площадей? Почему они носят то или иное название? Кто и когда присваивал им имена, когда и почему они менялись?

Много интересного таят в себе наши улицы. Я приглашаю вас в увлекательное путешествие по названиям улиц.

- Вы уже знаете, что в Рыбинске много улиц, потому что город большой. Какие улицы вы знаете? Как называются улицы, на которых вы живете? (ответы детей).

Раньше Рыбинск был не таким большим как сейчас. Дома строили рядами, друг за другом, получалась улица. Но названий у улиц тогда не было. Улочки были узкие, солнце их не прогревало, а после дождей - грязь непролазная. Улиц появлялось все больше и больше, и люди стали им придумывать названия. А как давали названия? По- разному. На одной улице селились кузнецы, на другой конюхи. И люди, когда шли на эту улицу: «Пойду к кузнецам, пойду к конюхам». У улиц появились названия – Кузнецкая (ул. Гоголя, Конюшенная (ул. Пушкина). Город рос и вскоре у него появился первый план, утвержденный императрицей. Теперь уже нельзя было строить что и где попало.

 

 Слайд 8

 - Каждая большая или маленькая улица имеет свое лицо, а уж о названиях можно написать большую книгу - в них, как в зеркале, отразилась история нашего города.

 Слайд 9

Улица Героя Черкасова - расположена в микрорайоне Скоморохова гора, от железной дороги, пересекая ул. Моторостроителей, до ул. Фурманова и ул. Свободы.

Историческая справка: Черкасов Владимир Иванович до призыва в Армию (1938) жил в Рыбинске и работал на моторостроительном заводе; сражался на реке Халхин-Гол в Монголии; участвовал в Великой Отечественной войне, был командиром пулеметного расчета, за форсирование Днепра удостоен звания Герой Советского Союза (1943).

 СЛАЙД 10

Улица Бори Новикова - находится в микрорайоне Полиграф и соединяет улицу Куйбышева и Горького. Она носит имя пионера-героя, двенадцатилетнего мальчишки, который сбежал на фронт, и погиб совсем юным, защищая Родину.

Историческая справка: Борис Новиков родился 10-го февраля 1930-го года в Ленинграде. В 1941 году из блокадного города его вместе с матерью эвакуировали в Рыбинск. Жили они в деревянном бараке рядом с церковью Тихона Задонского. В 42-м году он несколько раз пытался убежать на фронт. Три раза его ловили и возвращали назад. Но вот четвёртый раз удалось, и он оказался сыном полка, как тогда говорили, официально он стал воспитанником 380-го стрелкового полка. В одном из боёв он вывел с поля боя 80 раненых, захватил три винтовки вражеских, какое-то количество другого оружия. За это и был представлен к награждению медалью "за отвагу". Даже не каждый взрослый солдат её удостаивался, а он получил эту медаль.

 Слайд 11

Улица Адмирала Колышкина - Микрорайон Слип. Бывший Средний проезд. Именно здесь параллельно Волге тянется улица, названная в честь неутомимого и решительного командира подводных лодок Северного флота - Ивана Александровича Колышкина.

Историческая справка: Иван Александрович родился в 1902 году в деревне Крутец Рыбинского района.

С 1924 г. по путевке комсомола служил в ВМФ (военно - морской флот) СССР. В 1942 году «подводному снайперу», командиру дивизиона подводных лодок на Северном Флоте, первому из моряков-подводников, присвоено звание Герой Советского Союза. Считалось, если "подводный снайпер" Колышкин выходит в море, значит, в походе все будет в порядке. На флоте его уважали все - и офицеры, и моряки, потому что комдив всегда оставался душевным и доступным человеком. После войны контр-адмирал Колышкин был начальником военно-морского училища имени Нахимова, работал в главном морском штабе. Его большие заслуги перед Родиной отмечены двумя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Ушакова II степени, Красной Звезды и многими медалями. Улица имени Колышкина есть не только в Рыбинске, но в Мурманской области - в городах Полярный, Североморск и Гаджиево.

Слайд 12

Проспект Генерала Батова - Мариевка, бывшая ул. Новопапушевская, от моста через реку Черемху, у автовокзала, вдоль реки до ул. Грекова, на южной границе поселка.

Историческая справка: советский военный деятель, Генерал армии (10 марта 1955 года). Дважды Герой Советского Союза (30 октября 1943 года, 2 июня 1945 года).

 Слайд 13

Улица Толбухина - поселок Волжский.

Историческая справка: Толбухин Федор Иванович (16.06.1894 — 17.10.1949) — маршал Советского Союза, Герой Советского Союза. во время Великой Отечественной войны — начальник штаба фронта, командующий армией, Южным фронтом, 3-м и 4-м Украинским фронтами; после войны — командующий Закавказским военным округом.

 Слайд 14

Улица братьев Орловых - (от проспекта Ленина, д. 146, к Волге, параллельно ул. Свободы).

Орловы:

Леонид Александрович (25.08.1911 – 16.04.1943)

Герой Советского Союза (1939)

Анатолий Александрович (1913 – 08.1939)

Историческая справка: Летчики, до службы в летных частях жили, учились и работали в Рыбинске. Воевали на реке Халхиг-Гол, защищая землю Монголии от японских захватчиков, оба были награждены монгольским орденом Красного Знамени; там в воздушных боях погиб Анатолий. В годы Великой Отечественной войны подполковник Леонид Орлов командовал истребительным авиационным полком.

  Слайд 15

Улица Вихарева - Расположена в Зачеремушном районе, в излучине р. Черемхи, на этой улице находится речное училище.

Историческая справка: Вихарев Алексей Васильевич (16.10.1912 – 21.07.1952). родился в Рыбинске, на Слипе; летчик. В Великую Отечественную войну служил в частях дальней авиации ВВС; В 1943 г. присвоено звание Героя Советского Союза

  Слайд 16

Улица Захарова - за рекой Черемухой, бывшая ул. Базарная, ранее — Покровская, от ул. Максима Горького до ул. Куйбышева.

Историческая справка: Захаров Алексей Иванович (1918 —17.12.1943) жил в Рыбинске, до призыва в армию работал на заводе полиграфических машин; на фронте — с 1942 года. Гвардии старший лейтенант Захаров командовал ротой на Прибалтийском фронте; погиб в рукопашном бою, отражая контратаку противника; звание Героя Советского Союза присвоено 14 июня 1944 года, посмертно.

 

Вот и подходит концу путешествие по улицам нашего города.

 СЛАЙД 17

Названия улиц - есть отражение жизни со всеми радостями и горестями, достижениями и неудачами. Это наша история. И относиться к ним надо, как к памятникам истории.

 

Домашнее задание: спросить родителей откуда произошли названия улиц на которых вы живете?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей в средней группе. «Наша Родина-Россия.»

Тема: «Наша Родина-Россия.»Цель: формировать чувство патриотизма, воспитывать любовь к Родине, к родной природе.Задачи:закреплять понятие «Флаг» - символ нашей страны;активизир...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей в старшей группе на тему:«Наша армия родная» в помощь воспитателю

Цель:Воспитывать чувства патриотизма, расширить представления детей о Российской армии, воспитывать чувства гордости за свою Родину.Задачи:Закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества.В...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе на тему «Наша Родина – Россия

Цель: познакомить детей с понятием Родина, формировать у детей чувство любви к своей родной стране. Познакомить детей с государственными символами страны (российском флаге, гербе, гимне), развивать нр...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе на тему «Наша Родина – Россия»

Цель: Ознакомление детей с понятием Родина, формирование у детей чувство любви к своей родной стране. Познакомить детей с государственными символами страны (российском флаге, гербе,), развивать нравст...

Занятие по патриотическому воспитанию детей в средней группе «Мой любимый город».

Занятие по патриотическому воспитанию детей в средней группе                              «Мой любимый город».Цел...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей в средней группе. «Наша Родина-Россия.»

формировать чувство патриотизма, воспитывать любовь к Родине, к родной природе....