технологическая карта занятия "Удивительные секреты воздуха"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
К детям приходит герой домовенок Кузя, у него лопнул воздушный шар. Через опыты, дети узнают свойства воздуха и устанавливают причину, почему лопнул шарик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дети через опыты изучают свойства воздуха. | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми старшей группы.
Автор: Шалабудова Елена Викторовна, воспитатель, высшая к/к
Тема занятия: «Удивительные секреты воздуха»
Форма организации: подгрупповая
Форма проведения: нетрадиционная
Вид НОД: экспериментальная деятельность
Тип занятия: обучающий
Программное содержание: дать знания о свойствах воздуха и способах его обнаружения. Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности. Развивать мышление, память, речь, способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы; развивать интерес к познавательной деятельности. Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде; создать доброжелательный настрой и вызвать интерес к совместному выполнению заданий.
Активизация словаря: лаборатория, эксперимент, исследователь, водолаз.
Оборудование к занятию: фонограмма; магнитный мольберт; шапочки, фартуки, полиэтиленовые мешочки, воздушные шары, мыльные пузыри, коктейльные трубочки; бумажные салфетки (по количеству детей); корка апельсина; духи; баночки с мыльной, цветной пеной; листы бумаги; опорные картинки с изображением свойств воздуха; кукла – домовёнок Кузя.
Предварительная работа: проведение наблюдений, экскурсий, рисование, чтение сказок.
Интеграция ОО:
ОО «Художественно-эстетическое развитие» - рисование в нетрадиционной технике (мыльными пузырями)
ОО «Физическое развитие» - динамическая пауза.
Технологическая карта НОД.
Методы и приемы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | |
1 этап. Подготовительный. Время-2,5 мин. | |||
1.Организационный момент: появление домовенка. | Появляется домовенок Кузя, у него лопнул воздушный шарик, он не знает, почему. Воспитатель загадывает загадку (приложение 1). | Встречают домовенка. Отгадывают загадку | |
Мотивация к деятельности: Кузя не верит, что воздух существует, потому что он его не видел. | Воспитатель предлагает раскрыть секреты воздуха и доказать, то что воздух невидимый, но он существует вокруг нас. Предлагает стать исследователями. | Дети дают согласие стать исследователями | |
2 этап. Основной - 20 мин. | |||
Практический метод – экспериментирование. | Воспитатель предлагает пройти в лабораторию для проведения опытов. Напоминает правила поведения в лаборатории и технику безопасности при проведении опытов. (приложение 2) Предлагает провести исследования. Приложение 3. Опыт 1. Обнаружение воздуха при помощи пакета. Опыт 2. Есть ли воздух внутри людей? Опыт 3. Есть ли у воздуха запах? Опыт 4. Возможно, ли прожить без воздуха? Игра: «Водолаз» | Дети проходят к столам, где расставлено необхо-димое оборудование для опытов. Слушают объяснения воспитателя, участвуют в исследовательской деятельности, делают необходимые выводы совместно с воспитателем. | |
Динамическая пауза. Игровой метод. Фонограмма. | Предлагает отдохнуть и поиграть с домовенком Кузей. Игра «Весёлые шарики» | Дети под музыку играют с воздушными шарами. | |
Творческая работа: рисование | Воспитатель рассказывает, что с помощью воздуха можно рисовать. Предлагает нарисовать картины с помощью трубочек и мыльных пузырей. Воспитатель показывает детям способ рисования. Помогает детям, испытывающим затруднения. Совместно с детьми рассматривает рисунки, анализирует. | Дети наблюдают, как воспитатель рисует. Выполняют работу. Дети рассказывают, что они нарисовали. | |
3 этап. Заключительный. Рефлексия – 2,5 мин. | |||
Рефлексия. | Предлагает пройти к магнитной доске и выложить картинки – схемы, обозначаю-щие свойства воздуха и рассказать, что запомнилось больше всего. Кузя благодарит детей, за то, что много интересного узнал о воздухе и его свойствах, в благодарность дарит детям медальки («Умницы» и «Умницы»). Прощается с ребятами. | Дети прикрепляют карточки – схемы на магнитную доску, рассказывают о своих впечатлениях. Благодарят за подарок, прощаются.. |
Приложение 1. Загадка
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
И не ощутим он для нас!
Приложение 2. Правила поведения в лаборатории
- Не шуметь.
- Ничего не трогать без разрешения взрослого.
- Ничего не пробовать на вкус.
- Не перебивать товарища.
Приложение 3
Опыт 1. Обнаружение воздуха при помощи пакета.
Воспитатель предлагает детям исследовать сложенные пакетики. Что там?
Предлагает детям поймать воздух с помощью пакетов: взмахнуть пакетом, ловя воздух, и закрутить пакет. Вопрос: почему теперь не получается смять пакет? (В пакете воздух, он занял все пространство в пакете, что пакет стал похож на подушку).
Воспитатель предлагает рассмотреть воздух, пойманный в пакеты. Вопросы к детям: имеет ли воздух цвет? Форму? Воспитатель обращает внимание на пакет с воздухом и объясняет свойства воздуха принимать форму предмета, в котором он находится, его упругость.
Воспитатель протыкает пакет с воздухом и дает детям почувствовать струйки воздуха, подводит детей к тому, что воздух не видимый, но его можно почувствовать.
Опыт 2. Есть ли воздух внутри людей?
Вопрос: Как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? Воспитатель предлагает надуть воздушные шары. Вопрос: Что же происходит? Воспитатель подводит детей к тому, что сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в шарики. Мы с вами дышим, а значит, воздух находится в нас.
Опыт 3. Есть ли у воздуха запах?
Вопрос. Как вы думаете, имеет ли воздух запах? Воспитатель предлагает проверить это свойство. Подходит к каждому ребенку и дает им понюхать аромат (апельсин). Воспитатель предлагает сделать вывод: воздух не имеет собственного запаха, он приобретает его.
Опыт 4. Возможно, ли прожить без воздуха? Игра: «Водолаз»
Вопрос: Скажите ребята, а человек может без воздуха прожить?
Кузя соглашается с тем, что можно прожить без воздуха.
Воспитатель объясняет правила игры «Водолаз»: кто дольше сможет продержаться без воздуха под водой. Для этого нужно крепко зажать нос руками и еще крепче сжать губы. Но предварительно «подготовим» организм к «погружению» - сделаем вдох – выдох три раза. Теперь «погружаемся» - приседаем и сидим на корточках, кто сколько сможет. Кто не сможет дольше просидеть, «всплываем» - встаем.
Вопрос: Что вы ощутили, находясь долго без воздуха?
Воспитатель подводит детей к тому, что человеку для жизни необходим воздух, как и всему живому на земле, поэтому нужно беречь воздух и не загрязнять его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта "Секреты обыкновенной воды "
Развитие познавательных потребностей детей ,одна из ведущих направлений НОД....
Технологическая карта НОД "Секреты здоровья"
Формирование представлений детей о здоровом образе жизни, о сохранении и укреплении здоровья через применение здоровьесберегающих технологий....
Технологическая карта НОД "Свойства воздуха"
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста....
Технологическая карта НОД "Свойство воздуха"
Технологическая карта НОД "Свойство воздуха". Цель НОД - формирование представлений детей о воздухе и его свойствах....
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности "Секреты обыкновенной бумаги"
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию для детей подготовительной группы "Секреты обыкновенной бумаги". Данный ко...
Технологическая карта "Удивительные секреты воздуха"
Технологическая карта для создания благоприятной атмосферы развития любознательности детей....
Технологическая карта на тему ВОЗДУХ
Воздух и его свойства...