технологическая карта занятия "Удивительные секреты воздуха"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Шалабудова Елена Викторовна

К детям приходит герой домовенок Кузя, у него лопнул воздушный шар. Через  опыты,  дети узнают свойства воздуха и устанавливают причину, почему лопнул шарик.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми старшей группы.

Автор:  Шалабудова Елена Викторовна, воспитатель, высшая к/к

Тема занятия: «Удивительные секреты воздуха»

Форма организации: подгрупповая

Форма проведения: нетрадиционная

Вид НОД: экспериментальная деятельность

Тип занятия: обучающий

Программное содержание: дать  знания  о свойствах воздуха  и способах его обнаружения. Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности. Развивать мышление, память, речь, способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы; развивать интерес к познавательной деятельности. Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде; создать доброжелательный настрой и вызвать интерес к совместному выполнению заданий.

Активизация словаря:  лаборатория, эксперимент, исследователь, водолаз.

Оборудование к занятию: фонограмма; магнитный мольберт; шапочки, фартуки, полиэтиленовые мешочки, воздушные шары, мыльные пузыри, коктейльные трубочки; бумажные салфетки (по количеству детей); корка апельсина; духи; баночки с мыльной, цветной пеной; листы бумаги; опорные картинки с изображением свойств воздуха; кукла – домовёнок Кузя.

Предварительная работа: проведение  наблюдений, экскурсий, рисование,  чтение сказок.

Интеграция ОО:

ОО «Художественно-эстетическое развитие» - рисование в нетрадиционной технике (мыльными пузырями)

ОО «Физическое развитие» - динамическая пауза.

Технологическая карта НОД.

Методы и приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 этап. Подготовительный. Время-2,5  мин.

1.Организационный момент: появление домовенка.

Появляется домовенок Кузя, у него лопнул воздушный шарик, он не знает, почему.

Воспитатель загадывает загадку (приложение 1).

Встречают домовенка.

Отгадывают загадку

Мотивация к деятельности: Кузя не верит, что воздух существует, потому что он его не видел.

Воспитатель предлагает раскрыть секреты воздуха и доказать, то что воздух невидимый, но он существует вокруг нас.

Предлагает стать исследователями.

Дети дают согласие стать исследователями

2 этап. Основной - 20 мин.

Практический метод – экспериментирование.

Воспитатель предлагает пройти в лабораторию для проведения опытов. Напоминает правила поведения в лаборатории  и технику безопасности при проведении опытов. (приложение 2)

Предлагает провести исследования. Приложение 3.

Опыт 1. Обнаружение воздуха при помощи пакета.

Опыт 2. Есть ли воздух внутри людей?        

Опыт 3. Есть ли у воздуха запах?

Опыт 4. Возможно, ли прожить без воздуха? Игра: «Водолаз»

Дети проходят к столам, где расставлено необхо-димое оборудование для опытов.

Слушают объяснения воспитателя, участвуют в исследовательской деятельности, делают необходимые выводы совместно с воспитателем.

Динамическая пауза. Игровой метод. 

Фонограмма.

 Предлагает отдохнуть и поиграть с домовенком Кузей.

Игра «Весёлые шарики»

Дети под музыку играют с воздушными шарами.

Творческая работа: рисование

Воспитатель рассказывает, что с помощью воздуха можно рисовать. Предлагает нарисовать картины с помощью трубочек и мыльных пузырей. Воспитатель показывает детям способ рисования. Помогает детям, испытывающим затруднения. Совместно с детьми рассматривает рисунки, анализирует.

Дети наблюдают, как воспитатель рисует.

Выполняют работу.

Дети рассказывают, что они нарисовали.

        3 этап. Заключительный. Рефлексия – 2,5 мин.

Рефлексия.

Предлагает пройти к магнитной доске и выложить картинки – схемы, обозначаю-щие свойства воздуха и рассказать, что запомнилось больше всего.

Кузя благодарит детей, за то, что много интересного узнал о воздухе и его свойствах, в благодарность дарит детям медальки («Умницы» и «Умницы»). Прощается с ребятами.

Дети прикрепляют карточки – схемы на магнитную доску, рассказывают о своих впечатлениях.

Благодарят за подарок, прощаются..

Приложение 1.  Загадка

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

И не ощутим он для нас!

Приложение 2.  Правила поведения в лаборатории

  1. Не шуметь.
  2. Ничего не трогать без разрешения взрослого.
  3. Ничего не пробовать на вкус.
  4. Не перебивать товарища.

Приложение 3

Опыт 1. Обнаружение воздуха при помощи пакета.

Воспитатель предлагает  детям  исследовать сложенные пакетики. Что там?

Предлагает детям поймать воздух с помощью пакетов: взмахнуть пакетом, ловя воздух, и закрутить пакет. Вопрос: почему теперь не получается смять пакет? (В  пакете воздух, он занял все пространство в пакете, что пакет стал похож на подушку).

Воспитатель предлагает рассмотреть воздух, пойманный в пакеты. Вопросы к детям: имеет ли воздух цвет? Форму? Воспитатель обращает внимание на пакет с воздухом и объясняет свойства воздуха принимать форму предмета, в котором он находится, его упругость.

Воспитатель протыкает пакет с воздухом и дает детям почувствовать струйки воздуха, подводит детей к тому, что воздух не видимый, но его можно почувствовать.

Опыт 2. Есть ли  воздух внутри людей? 

Вопрос: Как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? Воспитатель предлагает надуть воздушные шары.   Вопрос: Что же происходит?  Воспитатель подводит детей к тому, что сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в шарики. Мы с вами дышим, а значит, воздух находится в нас.

Опыт 3. Есть ли у воздуха запах?

Вопрос. Как вы думаете, имеет ли воздух запах?  Воспитатель предлагает проверить это свойство. Подходит к каждому ребенку и дает им понюхать аромат (апельсин). Воспитатель предлагает сделать вывод: воздух не имеет собственного запаха, он приобретает его.

Опыт 4. Возможно, ли прожить без воздуха? Игра: «Водолаз»

Вопрос: Скажите ребята, а человек может без воздуха прожить?

Кузя соглашается с тем, что можно прожить без воздуха.

Воспитатель объясняет правила игры «Водолаз»: кто дольше сможет продержаться без воздуха под водой. Для этого нужно крепко зажать нос руками и еще крепче сжать губы. Но предварительно «подготовим» организм к «погружению» - сделаем вдох – выдох три раза.  Теперь «погружаемся» - приседаем и сидим на корточках, кто сколько сможет. Кто не сможет дольше просидеть, «всплываем» - встаем.

Вопрос: Что вы ощутили, находясь долго без воздуха?

Воспитатель подводит детей к тому, что человеку для жизни необходим воздух, как и всему живому на земле, поэтому нужно беречь воздух и не загрязнять его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта "Секреты обыкновенной воды "

Развитие познавательных потребностей детей ,одна из ведущих направлений НОД....

Технологическая карта НОД "Секреты здоровья"

Формирование представлений детей о здоровом образе жизни, о сохранении и укреплении здоровья через применение здоровьесберегающих технологий....

Технологическая карта НОД "Свойства воздуха"

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста....

Технологическая карта НОД "Свойство воздуха"

Технологическая карта НОД "Свойство воздуха". Цель НОД - формирование представлений детей о воздухе и  его свойствах....

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности "Секреты обыкновенной бумаги"

Технологическая карта  непосредственной образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию для детей подготовительной группы "Секреты обыкновенной бумаги". Данный ко...

Технологическая карта "Удивительные секреты воздуха"

Технологическая карта для создания благоприятной атмосферы развития любознательности детей....