Технологическая карта НОД "Свойство воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Технологическая карта НОД "Свойство воздуха". Цель НОД - формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_po_okr_miru_tihonova_g.n.docx | 35.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧОУ СОШ «Ломоносовская»
Открытое занятие по ознакомлению с окружающем миром. Экология.
Интеграция образовательных областей:
"Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая"
Подготовительная группа.
Воспитатель детского сада: Тихонова Галина Николаевна
Тема занятия | Свойства воздуха |
Дата | 13 января 2017 г. |
Цель | - формирование представлений детей о воздухе и его свойствах. |
Задачи | 1)учить устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы; 2) способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений. 3) учить устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему здоровью, экологическое сознание детей; Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования; 4) развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации; 5) активизировать речевую деятельность детей; 6) воспитывать культуру общения; 7) воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга; 5) формировать навыки самоконтроля и самооценки. |
Тип занятия | Открытие нового знания. |
Планируемый результат | Предметные: формирование представлений об атмосфере, её составом, установить взаимосвязь между атмосферой и человеком;: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствие с поставленной задачей (Регулятивные УУД); уметь высказывать свои предположения; уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД); уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, наблюдения, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Метапредметные: уточнить понятие воздух; уметь использовать в речи названия свойств воздуха; иметь понятия об использовании свойств воздуха человеком; знать о способах сохранения воздуха чистым. Личностные: оценивают собственные успехи в освоении навыков, сопоставляют собственную оценку своей деятельности с оценкой ее товарищами, учителем; умение применять правила поведения при сотрудничестве; |
Основные понятия | Воздух, свойства воздуха, |
Межпредметные связи | Развитие речи,технология. |
Ресурсы:- основные - дополнительные | Презентация, стакан, салфетка, емкость с водой, банка с крышкой, 2свечки, спички. |
Форма организации обучающихся | Фронтальная, групповая работа. |
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Психологический настрой. Цель - включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. 2 мин. | Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка | Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Помните, мы с вами говорили о живой и не живой природе. Давайте вспомним, что относится к живой? А что относится к не живой природе? Молодцы! А сейчас внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать С нами рядом каждый час, Но не видим он для нас. Ребята нам надо отгадать зашифрованное слово, я буду называть слово, а вы должны найти звук в слове и сказать какой он по счету. | Внимательно слушают, отвечают на вопросы | Беседа, вопросы, художественное слово | Психологическая готовность |
Вводно-организационный 2 мин Подведение детей к формулиро-ванию темы и цели урока. | Организация направленного внимания | Правильно, это воздух. Ребята, что вы знаете и можете сказать о воздухе? Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас. | Занимают свои места, задают и отвечают на вопросы | Беседа. Игровые упражнения. | Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания |
Мотивационно-побудительный, 2 мин | Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах Формирование умений слушать и руководствоваться указаниями взрослого | Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию.Сегодня нам предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. | Осознают и принимают поставленную задачу | Создание проблемной ситуации. Придание личностной значимости предстоящей деятельности. Сюрпризный момент, прилет лягушонка. | Внутренняя мотивация на деятельность |
Актуализация, 2 мин Цель: обобщение ранее полученных знаний и актуализация этих знаний. | Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений | Воспитатель: Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе. О воздухе. А что такое воздух. Что-то я о нем слышал, но никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет? Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался? Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем что воздух действительно есть. Я приглашаю всех в мини-лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты как настоящие ученые | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное, ( дети переходят за столы). | игровые и занимательные приемы, упражнения, моделирование, наблюдение и т.д. | Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового |
Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений), 15 мин | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т.д. | Опыт №1«Как поймать воздух». Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Воспитатель подносит пакет к лягушонку). Я его не вижу, но чувствую. Воспитатель: Вы сами сделали правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Давайте поставим карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный». Опыт №2 «Что в стакане?» Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой? Лягушонок: Это же всем понятно, что в нем ничего нет. Воспитатель: Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и этот стакан. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (Воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри). Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод? Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду. А теперь, попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде? Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся? Какой можно сделать вывод? При опускании стакана в воду, она постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место. Опыт № 3 « Воздух легче воды» Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берется? А почему пузырьки поднимаются на поверхность? Воспитатель: Потому, что воздух легче воды. Давайте поставим еще одну карточку - обозначение свойства воздуха «Воздух легче воды». Воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? ( Ветер, насос, и т.д.)
| Наблюдают, рассматривают, сравнивают. Участвуют в обсуждении, экспериментах. Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя), выполняют упражнения по образцу. | Моделирование. Решение проблемной ситуации. Экспериментирование Наглядный показ образца, способа действия. Рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов. | Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность |
Динамическая пауза, 1 мин Цель - создание условий для психоэмоциональной разгрузки обучаю-щихся и восстановле-ние их физических сил. | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости | Проведение физкультминутки, подвижной игры «Ветер дует нам в лицо». | Участвуют в игре, выполняют физические упражнения. | Игровые приемы | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта |
Практическая работа 5 мин | Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений | Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия! Как вы думаете, воздух имеет вес? Воспитатель: Хотите проверить? Опыт №4«Имеет ли воздух вес?» (Воспитатель берет в руки воздушный шар.) Что у меня в руках? Почему он так называется? Молодцы! Нам понадобятся весы и два одинаковых воздушных шара. Эти весы можно сделать самим из веревочки и палочки (показывает весы). С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло? Какой можно сделать вывод? Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха. Ставим на мольберт новую карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух имеет вес». Воспитатель: Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет? Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов. Воспитатель: Ребята, что такое ветер? Какой бывает ветер? Ветер – это и есть движение воздуха. Мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть? На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта). А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? Опыт №5 «Движение воздуха» Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали? А если бы мы сейчас открыли окно, что бы почувствовали? Молодцы! Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух необходим всему живому. Без него мы не проживем и 5 минут. Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите. Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Хорошо вам было без воздуха? Давайте проведем еще один опыт. Опыт№6«Почему гаснет пламя?» Возьмем 2 свечи, зажжем их. Одну из них накроем банкой и будем наблюдать, что происходит. Почему свеча в банке погасла? В банке кончился кислород и образовался углекислый газ. Вот так же и мы не можем жить без кислорода в воздухе. Скажите ребята, откуда берется кислород? Значит, если бы не было растений, мы не могли бы дышать? Предлагаю вам рассмотреть картинки. (Изображение мегаполиса и деревни в лесу). Как вы думаете, где воздух чище? Что в нашей жизни загрязняет воздух? (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…) | Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия в сотрудничестве.) Итак, делаем вывод, что воздух - движется и ставим новую карточку-обозначение свойства воздуха. | Моделирование. Выполнение практических творческих работ. Парные, индивидуальные формы организации деятельности | Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. |
Рефлексивно-корригирующий 1 мин Цель - соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, самооценка результатов деятельности. | Формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии с поставленными задачами | Проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и надеюсь, много запомнили. Давайте вспомним по карточкам-обозначениям все, о чем мы говорили на занятии. 1. Воздух не имеет цвета. 2. Воздух легче воды. 3. Воздух не имеет запаха. 4. Воздух имеет вес. 5. Воздух движется. 6. Мы дышим воздухом. Он часть природы. | исправление возможных ошибок | Фронтальная, индивидуальная работа | Овладение универсальными предпосыл ками учебной деятельности - умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции |
Заключительный этап. Рефлексия, 1 мин Цель - соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, самооценка результатов деятельности. | Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки | Подведение итогов НОД Итог. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите зеленый кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны. Я хочу подарить вам эти шарики. Теперь вы знаете, почему их называют воздушными!!! | Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т.д. | Беседа, обсуждение. | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
познавательно- исследовательская деятельность технологическая карта НОД "Воздух- невидимка"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИОпытно – экспериментальная деятельность "Воздух невидимка" ЗАДАЧИобразовательной программы-Д...
Технологическая карта ООД "Воздух - невидимка"
Конспект ООД по образовательной области - познавательному развитиюВозрастная группа - средняя группаТема: «Воздух – невидимка»Интеграция образовательных областей: «социально-коммуник...
Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность во 2й младшей группе «Чудеса воздуха". Воспитатель Соловьева Наталья Петровна
Цель: Создать условия для формирования представлений о воздухе, его свойствах и значении.Задачи: Организовать познавательную деятельность по ознакомлению со свойствами воздуха.Органи...
Технологическая карта по познавательно - исследовательской деятельности "Чудеса воздуха"
Цель: Создать условия для формирования представлений о воздухе, его свойствах и значении.Задачи: Организовать познавательную деятельность по ознакомлению со свойствами воздуха.Органи...
Технологическая карта ООД по экологии средняя группа: "Воздух - невидимка"
Технологическая карта по экологии средняя группа: "Воздух - невидимка"...
Технологическая карта НОД "Свойства воздуха"
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста....
Технологическая карта занятия «Воздух везде».
Технологическая карта занятия «Воздух везде» с детьми среднего дошкольного возраста (опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ).«Умейте открыть перед ребёнком в окружающе...