Экологически-познавательное развитие с практической частью .Ожидаемый результат:«Чем больше ребенок видел,слышал,пережил,чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте,тем значительнее и продуктивнее будет его творчество".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Рахимбердина Индира Маратовна

 

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

Задачи: 1. Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.

2. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.

 3. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

4. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности.

Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок. Выращивание «кристаллов» из солевого раствора. Выпаривание соли из соленой воды. Изготовление цветной соли для декоративных вазочек.

Оборудование: тарелочки с солью, лёд, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки, стеклянные баночки, мешочки с разным наполнителем.

Ход занятия: Дети заходят в зал.

В-ль: - Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.  

Дети: - Здравствуйте!

В-ль: - Ребята, в природе встречаются самые  разные вещества. Но одно из них крайне необходимо человеку для жизни.  Сейчас Соня загадает нам загадку, а мы попробуем догадаться, что это за вещество такое.

Вероника: - Без неё, ребята, повар просто как без рук,

                    И становится вся пища несъедобной вдруг!

                    Если в ранку попадёт – испытаешь боль.

                    Вы, конечно, догадались?

                    Ну, конечно, это…(соль).

 

 

 

Дети: - Соль!

В-ль: - Правильно, ребята! Сегодня мы с вами поговорим про соль. И попробуем выяснить, что нам известно об этом веществе.

В-ль: - Откуда же появляется соль на нашем столе?

Дети: - Из магазина.

В-ль: - Правильно. А в магазин она откуда попадает, где  и почему она появилась в природе?

Дети: - Соль добывают там, где в древности были моря, они высохли и образовались огромные пласты соли. Также соль можно получить из морской воды путём выпаривания.

В-ль: - Давно-давно, когда добыча соли была очень трудна, соль очень ценилась и приравнивалась по ценности к золоту.  В Древнем Риме воинам платили за их службу не деньгами, а солью.

Особое отношение к соли можно заметить в русских пословицах:

  1. Без соли не вкусно – без хлеба не сытно.
  2. Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.
  3. Еде нужна соль, но в меру.

А также «хлеб-соль», «не солоно хлебавши» все эти выражения прочно вошли в нашу речь.

В-ль: - Какие свойства соли вы знаете?

Дети: - Соль белого цвета, легко пересыпается, так как состоит из кристаллов, солёная на вкус. Она легко растворяется в воде.

В-ль: - Молодцы! Правильно! А где в нашей жизни мы используем соль?

Дети: - Когда готовим еду, для вкуса.

 

 

 

 

           - При заготовке овощей на зиму, при засолке рыбы, мяса. Потому,  что      соль  не даёт размножаться вредным микробам и бактериям и продукты не портятся.

           - Зимой солью посыпают ледяные дорожки, чтобы было не скользко.

           - Солью можно удалить жирные пятна с одежды, можно почистить солью посуду.

           - В медицине соль используют для полоскания горла, промывание носа, для солевых ванн и прогреваний.

В-ль: - Ребята, какие вы молодцы! Сколько знаете о соли. Но это всё слова… А вы хотите всё о чём вы сейчас сказали сами доказать правдивость ваших утверждений?

Дети: - Да!

В-ль: Хорошо! Тогда я предлагаю вам стать настоящими учёными и приглашаю вас в научную лабораторию «Почемучки». Туда на нужно доставить груз с солью, которую мы и будем исследовать. У нас на пути будет узкий-узкий мостик, а под ним глубокая пропасть. Наша задача: доставить груз в лабораторию и не упасть в пропасть. (кладём мешочки с солью на голову и с красивой осанкой, сохраняя равновесие, с помощью раскинутых рук, переходим опасный участок).

В-ль:  - Отлично! Вот мы и у дверей лаборатории.(одеваем шапочки ученых и вспоминаем правила поведения в лаборатории).

1-й стол.

Возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха). Какая она на вкус? (соленая). Насыпьте немного соли в разеточку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая). Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало). Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет). А как вы думаете какой стал вкус у воды? (солёная). Молодцы!

 

 

 

 

2-й стол.

Ребята, сейчас мы проверим, сможете ли вы на ощупь определить в каком мешочке находится соль? (на столе лежат мешочки с камушками, с гречкой, с ватой, с солью). Дети определяют, говорят, что соль мелкая.

3-й стол.

Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед.

4-й стол.

В-ль: - Ребята, подскажите, а в какой воде легче научиться плавать и почему?

Дети: - В солёной! Потому, что она выталкивает всё на поверхность.

Вль: - Давайте проверим. На столе два стакана с водой, в одном пресная вода, в другом солёная, и два куриных яйца. Помещаем яйца в воду. В солёной воде яйцо всплывает, в пресной – тонет, потому что плотность солёной воды выше, чем пресной.

В-ль: - Ребята, присаживайтесь на стульчики, отдохните, а я расскажу вам сказку – загадку, а вы слушайте и запоминайте:

Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории.

Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон). Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело).

Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворилась). А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде.

 

 

 

А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? Давайте подумаем какому ослику было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась). Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду).

Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду? (соленую).

В-ль: - О чём мы с вами сегодня говорили?

Дети говорят про то, что было на занятии, подводим итог.

В-ль: - Ребята, вы все сегодня молодцы!

Дети делятся проведёнными опытами с гостями.

В-ль: - Наше занятие окончено.


 


Подготовила : воспитатель ДОУ №144 Рахимбердина ИМ . ноябрь 2019 .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ожидаемые результаты, контрольные вопросы и задания по лексическим темам

В данной методической разработке учитель – логопед может найти материал, в котором указаны  ожидаемые результаты изучения лексических тем, контрольные вопросы и задания. Материал заимствован из п...

семинар-практикум «Роль театрализованной деятельности в развитии речи ребенка» (практическая часть)

данный материал будет полезен воспитателем, работающим по теме Речевое развитие детей посредством театрализованных игр...

Положение о проведении профессионального конкурса «Ярмарка-презентация практических, педагогических находок активизирующих развитие продуктивной деятельности и творчества детей дошкольного возраста»

Положение о проведении профессионального конкурса «Ярмарка-презентация практических, педагогических находок активизирующих развитие продуктивной деятельности и творчества детей дошкольного возра...

Экологически-познавательное развитие с практической частью .

Экологически- познавательное развитие с практической частьюТема : «Наш дом – природа»Цель: Формировать навыки экологической культуры у детей дошкольного возрастаРаЗВИвать заботливое ...

Практическая часть продуктивной деятельности детей 2020-2021гг.

Вытяжка. Конспект  занятия по рисованию во  второй младшей группеПодготовила и выполнила: Колесова А.С...

Конспект мероприятия ( нетрадиционная форма работы с родителями) Круглый стол На тему: «Что мы знаем о своем ребенке?» (Такой маленький и такой большой мир ребёнка)

И надо запомнить, что недаром педагоги часто говорят, что дети – это лицо своих родителей и очень хотелось, чтобы это лицо было всегда прекрасным!Жизнь ребёнка – это огромный мир. Чтобы в ...