Экологически-познавательное развитие с практической частью .Ожидаемый результат:«Чем больше ребенок видел,слышал,пережил,чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте,тем значительнее и продуктивнее будет его творчество".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Задачи: 1. Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.
2. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.
3. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
4. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности.
Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок. Выращивание «кристаллов» из солевого раствора. Выпаривание соли из соленой воды. Изготовление цветной соли для декоративных вазочек.
Оборудование: тарелочки с солью, лёд, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки, стеклянные баночки, мешочки с разным наполнителем.
Ход занятия: Дети заходят в зал.
В-ль: - Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: - Здравствуйте!
В-ль: - Ребята, в природе встречаются самые разные вещества. Но одно из них крайне необходимо человеку для жизни. Сейчас Соня загадает нам загадку, а мы попробуем догадаться, что это за вещество такое.
Вероника: - Без неё, ребята, повар просто как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадёт – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались?
Ну, конечно, это…(соль).
Дети: - Соль!
В-ль: - Правильно, ребята! Сегодня мы с вами поговорим про соль. И попробуем выяснить, что нам известно об этом веществе.
В-ль: - Откуда же появляется соль на нашем столе?
Дети: - Из магазина.
В-ль: - Правильно. А в магазин она откуда попадает, где и почему она появилась в природе?
Дети: - Соль добывают там, где в древности были моря, они высохли и образовались огромные пласты соли. Также соль можно получить из морской воды путём выпаривания.
В-ль: - Давно-давно, когда добыча соли была очень трудна, соль очень ценилась и приравнивалась по ценности к золоту. В Древнем Риме воинам платили за их службу не деньгами, а солью.
Особое отношение к соли можно заметить в русских пословицах:
- Без соли не вкусно – без хлеба не сытно.
- Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.
- Еде нужна соль, но в меру.
А также «хлеб-соль», «не солоно хлебавши» все эти выражения прочно вошли в нашу речь.
В-ль: - Какие свойства соли вы знаете?
Дети: - Соль белого цвета, легко пересыпается, так как состоит из кристаллов, солёная на вкус. Она легко растворяется в воде.
В-ль: - Молодцы! Правильно! А где в нашей жизни мы используем соль?
Дети: - Когда готовим еду, для вкуса.
- При заготовке овощей на зиму, при засолке рыбы, мяса. Потому, что соль не даёт размножаться вредным микробам и бактериям и продукты не портятся.
- Зимой солью посыпают ледяные дорожки, чтобы было не скользко.
- Солью можно удалить жирные пятна с одежды, можно почистить солью посуду.
- В медицине соль используют для полоскания горла, промывание носа, для солевых ванн и прогреваний.
В-ль: - Ребята, какие вы молодцы! Сколько знаете о соли. Но это всё слова… А вы хотите всё о чём вы сейчас сказали сами доказать правдивость ваших утверждений?
Дети: - Да!
В-ль: Хорошо! Тогда я предлагаю вам стать настоящими учёными и приглашаю вас в научную лабораторию «Почемучки». Туда на нужно доставить груз с солью, которую мы и будем исследовать. У нас на пути будет узкий-узкий мостик, а под ним глубокая пропасть. Наша задача: доставить груз в лабораторию и не упасть в пропасть. (кладём мешочки с солью на голову и с красивой осанкой, сохраняя равновесие, с помощью раскинутых рук, переходим опасный участок).
В-ль: - Отлично! Вот мы и у дверей лаборатории.(одеваем шапочки ученых и вспоминаем правила поведения в лаборатории).
1-й стол.
Возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха). Какая она на вкус? (соленая). Насыпьте немного соли в разеточку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая). Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало). Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет). А как вы думаете какой стал вкус у воды? (солёная). Молодцы!
2-й стол.
Ребята, сейчас мы проверим, сможете ли вы на ощупь определить в каком мешочке находится соль? (на столе лежат мешочки с камушками, с гречкой, с ватой, с солью). Дети определяют, говорят, что соль мелкая.
3-й стол.
Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед.
4-й стол.
В-ль: - Ребята, подскажите, а в какой воде легче научиться плавать и почему?
Дети: - В солёной! Потому, что она выталкивает всё на поверхность.
Вль: - Давайте проверим. На столе два стакана с водой, в одном пресная вода, в другом солёная, и два куриных яйца. Помещаем яйца в воду. В солёной воде яйцо всплывает, в пресной – тонет, потому что плотность солёной воды выше, чем пресной.
В-ль: - Ребята, присаживайтесь на стульчики, отдохните, а я расскажу вам сказку – загадку, а вы слушайте и запоминайте:
Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории.
Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон). Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело).
Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворилась). А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде.
А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? Давайте подумаем какому ослику было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась). Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду).
Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду? (соленую).
В-ль: - О чём мы с вами сегодня говорили?
Дети говорят про то, что было на занятии, подводим итог.
В-ль: - Ребята, вы все сегодня молодцы!
Дети делятся проведёнными опытами с гостями.
В-ль: - Наше занятие окончено.
Подготовила : воспитатель ДОУ №144 Рахимбердина ИМ . ноябрь 2019 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ожидаемые результаты, контрольные вопросы и задания по лексическим темам
В данной методической разработке учитель – логопед может найти материал, в котором указаны ожидаемые результаты изучения лексических тем, контрольные вопросы и задания. Материал заимствован из п...
«Специалист дошкольного образования будущего: ориентиры и ценности» Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты...
семинар-практикум «Роль театрализованной деятельности в развитии речи ребенка» (практическая часть)
данный материал будет полезен воспитателем, работающим по теме Речевое развитие детей посредством театрализованных игр...
Положение о проведении профессионального конкурса «Ярмарка-презентация практических, педагогических находок активизирующих развитие продуктивной деятельности и творчества детей дошкольного возраста»
Положение о проведении профессионального конкурса «Ярмарка-презентация практических, педагогических находок активизирующих развитие продуктивной деятельности и творчества детей дошкольного возра...
Экологически-познавательное развитие с практической частью .
Экологически- познавательное развитие с практической частьюТема : «Наш дом – природа»Цель: Формировать навыки экологической культуры у детей дошкольного возрастаРаЗВИвать заботливое ...
Практическая часть продуктивной деятельности детей 2020-2021гг.
Вытяжка. Конспект занятия по рисованию во второй младшей группеПодготовила и выполнила: Колесова А.С...
Конспект мероприятия ( нетрадиционная форма работы с родителями) Круглый стол На тему: «Что мы знаем о своем ребенке?» (Такой маленький и такой большой мир ребёнка)
И надо запомнить, что недаром педагоги часто говорят, что дети – это лицо своих родителей и очень хотелось, чтобы это лицо было всегда прекрасным!Жизнь ребёнка – это огромный мир. Чтобы в ...