Ожидаемые результаты, контрольные вопросы и задания по лексическим темам
методическая разработка по логопедии по теме

В данной методической разработке учитель – логопед может найти материал, в котором указаны  ожидаемые результаты изучения лексических тем, контрольные вопросы и задания. Материал заимствован из пособия: «Итоговые дни по лексическим темам»  Е.А.Алябьевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozhidaemyy_rezultat_izucheniya_temy.docx80.99 КБ

Предварительный просмотр:

 ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: «ОСЕНЬ»

Дети должны знать:

  • названия осенних месяцев, основные приметы осени;
  • изменения, происходящие осенью в растительном и животном мире;
  • чем занимаются осенью люди, как одеваются;
  • отличительные особенности ранней и поздней осени.

Дети должны уметь:

  • обобщать, сравнивать признаки, конкретизировать понятия, выделять основные приметы осени, анализировать явления, использовать имеющиеся знания об осени в решении задач, выполнении упражнений, заданий;
  • интересоваться явлениями живой и неживой природы.

Контрольные вопросы и задания

  1. Вопросы нужно задавать с обязательной опорой на наглядные материалы, особенно для детей с проблемами в развитии.
  2. Что такое осень? (Время года.)
  3. После какого времени года наступает осень?
  4. Какое время года наступает вслед за осенью?
  5. Назовите первый осенний месяц.
  6. Назовите осенние месяцы по порядку.
  7. Перечислите известные осенние приметы.
  8. В растительном мире.
  9. В животном мире.
  10. В неживой природе.
  11. В жизни людей.

 12. Почему деревья сбрасывают листву осенью?

13. Почему перелетные птицы улетают в теплые края?

14. Почему медведю, барсуку и ежу необходимо осенью нагулять жир?

15. Почему у животных происходит осенняя линька?

16. Почему, в отличие от медведя, белки и мыши заготавливают запасы на зиму?

17. Какие периоды осени можно выделить?

18. Назовите признаки каждого периода осени.

19. Чем занимаются люди в огородах, полях, садах осенью?

20. Какие дары приносит людям и животным осенний лес?

21. Какие осенние цветы вы знаете?

22. Почему осенью природа не расцветает, а увядает, сохнет?

23. Почему об осени поэты написали много стихов?

24. Что вам нравится в осени?

25. Что было бы, если бы вслед за летом сразу наступала зима?

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: «ЗИМА»

Дети должны знать:

  • основные приметы зимы, названия зимних месяцев;
  • изменения, которые происходят зимой в растительном и животном мире;
  • то, что зима — это время года, которое наступает за осенью;
  • особенности жизни людей в зимний период (одежда, труд, отдых, игры, помощь животным).

Дети должны уметь:

  • обобщать признаки зимы и конкретизировать их;
  • сравнивать зиму с другими временами года;
  • анализировать явления;
  • использовать полученные ранее знания и умения в решении проблемных ситуаций, задач, заданий;
  • использовать имеющийся по теме лексикон в речевом общении;
  • общаться со сверстниками, эмоционально окрашивать свои впечатления, отношение к деятельности.

 

Контрольные вопросы и задания

  1. Что такое зима? (Время года.)
  2. За каким временем года она наступает?
  3. Какое время года наступает после зимы?
  4. Назовите по порядку зимние месяцы.
  5. Какие изменения происходят зимой в растительном мире?
  6. Как зимуют домашние животные, звери, птицы?
  7. Что происходит с водоемами?
  8. Как изменяется длительность дня и ночи?
  9. Какой месяц самый снежный?
  10. Почему говорят «Много снега — много хлеба»?
  11. Что такое гололедица? Почему она опасна?
  12. Чем отличается снегопад от метели и вьюги?
  13. Чем отличается липкий снег от рыхлого?
  14. Как люди одеваются зимой? Почему?
  15. Какая техника помогает людям зимой?
  16. Что изменяется в жизни людей зимой?
  17. За что дети любят зиму?
  18. Какие зимние игры, забавы вы знаете? Любите?
  19. Какой праздник бывает только зимой?
  20. Из чего состоит снег, лед?

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: «ВЕСНА»

Дети должны знать:

  • первые приметы весны в природе; приметы ранней и поздней весны;
  • что происходит весной со снегом, льдом на водоемах;
  • что весной продолжительность дня увеличивается, достигая весеннего равноденствия;
  • что происходит весной в растительном и животном мире;
  • чем занимаются люди весной, как изменяется их одежда в соответствии с изменением погоды.

Дети должны уметь:

  • обобщать признаки весны и конкретизировать их, сравнивать с признаками зимы;
  • использовать знания о признаках весны в выполнении заданий педагога, при ответах на вопросы, описании явлений, подборке наглядности;
  • развивать интерес к явлениям живой и неживой природы, наблюдательность.

Контрольные вопросы и задания

  1. Что такое весна? (Время года.)
  2. После какого времени года наступает весна?
  3. Какое время года наступает после весны?
  4. Назовите первый месяц весны.
  5. Назовите месяцы весны по порядку.
  6. Назовите весенние приметы.
  • В растительном мире.
  • В животном мире.
  • В неживой природе.
  • В жизни людей.

7. Почему весной вся природа оживает?

8. Почему перелетные птицы возвращаются на родину?

9. Почему у животных происходит весенняя линька? Смена цвета шерсти?

10.Почему медведица выходит из берлоги с маленьким медвежонком?

11.Какие периоды весны можно выделить?

12.Назовите признаки ранней весны, поздней весны.

13.Чем занимаются люди в сельском хозяйстве весной? В городах?

14.Как меняется одежда людей по сравнению с зимой?

15.Что было бы, если бы за зимой сразу наступило лето?

16.Что вам больше всего нравится в весне?

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ TEMЫ: «ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ»

Дети должны знать:

  • названия основных (в данной местности) деревьев, их классификацию (лиственные, хвойные, смешанные, фруктовые, лес — бор — чаща — сад);
  • внешнее сходство и различие деревьев;
  • названия частей дерева (корни, ствол, ветви, ветки, крона, листья, иголки, сук; пень, ствол покрыт корой, на цветущих деревьях есть почки, цветки, семена, плоды);
  • зависимость роста и развития деревьев от времени года, погодных условий;
  • названия наиболее распространенных в данной местности кустарников;
  • названия лесных массивов по. произрастающим там деревьям (березовая роща, березняк, дубовая роща, дубрава, осиновая роща, осинник, ельник, сосновый лес и т.п.);
  • отличия леса средней полосы от парка, рощи, лесопосадки, городских посадок, тайги, сада;
  • правила поведения в лесу, охраны зеленых насаждений в городе.

Дети должны уметь:

  • отличать деревья от кустарников по строению;
  • применять полученные знания, на практике, в решении поставленных задач;
  • активно использовать словарь названий, признаков, действий по теме;
  • использовать сенсорную информацию, полученную ранее, активизировать память, операции мышления (сравнение, классификация, анализ, синтез), включать воссоздающее и творческое воображение;
  • действовать сообща со сверстниками, проявлять коммуникативные умения.

Контрольные вопросы и задания

1. Чем дерево отличается от кустарника?

2. Какие деревья вы знаете?

3. Чем они отличаются? Чем похожи?

4. Какие кустарники вы знаете?

5. Какие из кустарников цветут весной?

6. Какие кустарники растут в саду? На участке ДОУ?

7. Какие, деревья растут на участке детского сада, на ближайшей улице?

8. На какие виды можно разделить деревья по особенностям листьев? (Хвойные, лиственные.)

9. Как можно назвать деревья, растущие в саду? (Садовые, плодовые.)

10. Какие части можно выделить у всех деревьев?

11. Как можно узнать, сколько лет дереву? (По кольцам на спиле ствола.)

12. Сколько лет может прожить дерево? (Дуб, кедр — до 500 лет и более.)

13. Почему корни деревьев уходят глубоко в землю или широко закрепляются почти по поверхности земли?

14. Почему лиственным деревьям так важно сбросить листву на зиму?

15. Какие деревья называются вечнозелеными? Почему?

16. Зачем семенам многих деревьев нужны крылышки? (Для того, чтобы они разлетались по окрестностям.)

17. Какие деревья называют медоносами? (липу, клен, иву, рябину, яблоню.)

18. Какое дерево часто сажают в городах? Почему? (Тополь, потому что он хорошо очищает воздух.)

19. Кто из лесных обитателей любит березовый рок? (Дятел, бабочка, шмель, муравей.)

20. Какие лесные звери едят желуди? (Кабан, медведь, лось, белка, бурундук.)

21. Кто из лесных обитателей любит семена шишек? (Медведь, лось, бурундук, белка,  дятел, клест.)

22. Какой лесной зверек объедает кору осины и яблони? (Заяц.)

23. Какие звери и птицы любят ягоды рябины? (Медведь, лось, белка, бурундук, снегирь, свиристель.)

24. Какие грибы растут под определенными деревьями? (Подберезовик, подосиновик, белый гриб, маслята.)

25. Почему во время урагана чаще всего падают тополя, сосны? (Эти деревья высокие, с небольшой кроной.)

26. Почему леса надо охранить?

27. Что было бы, если бы из городов убрали все деревья?

28. Люди каких профессий заботятся о лесе и зеленых насаждениях в городах?

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ TEMЫ: «ЦВЕТЫ»

Дети должны знать:

  • о том, что цветы — это растения;
  • характерные особенности внешнего вида и строения цветов, периодичности цветения (первоцветы, летние, осенние цветы);
  • зависимость роста и развития от внешних условий (влага, питательная почва, свет, тепло);
  • способы выращивания цветов (в общих чертах);
  • способы размножения некоторых цветов;
  • устройство и назначение цветника (в общих чертах);
  • отдельные цветущие лекарственные растения (медуница, ландыш, мать-и-мачеха, одуванчик и др.);
  • значение цветов в жизни человека.

Дети должны уметь:        ,

  • узнавать цветы в природе и на картинках, называть их;
  • различать цветы по месту произрастания (садовые; луговые, полевые, лесные, водные);
  • составлять Описательный рассказ о цветке.

Контрольные вопросы и задания

  1. Какие цветы вы знаете?
  2. Какие садовые цветы вы знаете?
  3. Как человек ухаживает за садовыми цветами? Какие действия совершает?
  4. Как размножаются цветы?
  5. Что такое цветник? Как он устроен?
  6. Почему дикорастущие цветы нельзя рвать большими букетами?
  7. Почему некоторые цветы занесены в Красную книгу природы?
  8. Какие условия необходимы цветам, чтобы они росли, цвели и были красивыми?
  9. Какие луговые, лесные, полевые, водные цветы вы знаете?
  10. Как называются цветы, из которых люди получают лекарства? Назовите некоторые лекарственные цветы.
  11. Как называются цветы, которые растут только в доме?
  12. Какие комнатные цветы вы знаете?
  13. Назовите части цветка (Корень, стебель, листья, лепестки.)
  14. Что такое бутон?
  15. Какие цветы расцветают весной раньше других?
  16. Почему цветы называют живыми часами и барометром?
  17. Какие изменения происходят с цветком в процессе его развития (например, с одуванчиком)?
  18. Почему люди так любят цветы?
  19. На какие праздники люди стараются подарить цветы?
  20. Какими словами можно описать цветок (например, розу)?
  21. Чем цветы отличаются от травянистых растений, кустарников, деревьев?
  22. Почему розу называют королевой цветов?
  23. Какие цветы ваши самые любимые?
  24. Что было бы, если бы с Земли исчезли все цветы, или вся Земля покрылась цветами?

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: «ОВОЩИ»

Дети должны знать:

  • названия овощей и   их частей;
  • что такое овощи   и где они растут (овощи — на огороде, это корнеплоды и зелень, употребляемые в пищу);
  • способы посадки овощей, выращивания   и   уборка урожая;
  • признаки спелости;
  • блюда из овощей,   способы их заготовки на зиму (засолка, сушка, маринование, консервирование, варка, заморозка);
  • пользу от овощей  (в них много витаминов).

Дети должны уметь:

  • различать овощи   по запаху, вкусу, внешнему виду, на ощупь;
  • активно использовать словарь по теме;
  • составлять описательный рассказ.

Контрольные вопросы и задания

1. Овощи — это растения или животные?

2. Как можно по-другому назвать овощи? (Огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу.)

3. Назовите овощи, которые вы знаете.

4. Какие овощи растут на земле? В земле? На кустах?

5. У каких овощей съедобен корнеплод, который созревает под землей?        

6. У каких овощей съедобны надземная и подземная части? Только надземная часть?

7. Какой уход требуется овощам на огороде?

8. Почему овощи могут не вырасти? Засохнуть? Сгнить?

9. Каких вредителей Овощей вы знаете?

10. Что можно приготовить из овощей? Блюдо из каких овощей вам больше нравится?

11. Как можно заготовить овощи на зиму?

12. Где зимой хранятся свежие овощи? Как? Почему?

13. Чем отличаются овощи? (Запах, вкус, размер, форма, на ощупь, сроки созревания.)

14. Как убирают разные овощи? (Выдергивают, срезают, срывают, выкапывают.)

15. Назовите части овощи... (Стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан.)

15. Почему овощи надо есть каждый день?

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: «ФРУКТЫ»

Дети должны знать:

  • названия  фруктов, их частей;
  • что такое   фрукты и где они растут  (фрукты растут в саду, это сочные съедобные плоды фруктовых деревьев);
  • способы посадки   выращивания   фруктов и  уборки урожая;
  • признаки спелости;
  • блюда из   фруктов, способы их заготовки на зиму (консервирование, варка, заморозка);
  • пользу от   фруктов (в них много витаминов),

Дети должны уметь:

  • различать   фрукты по запаху, вкусу, внешнему виду, на ощупь;
  • активно использовать словарь по теме;
  • составлять описательный рассказ.

Контрольные вопросы и задания.

1. Какие плоды можно назвать фруктами?

2. Какие фрукты вы знаете?

3. Чем фрукты отличаются от ягод? (Фрукт — это сочный съедобный плод, который растет на фруктовых деревьях, а ягода — это, как правило, небольшой сочный плод кустарников и трав.)

4. Какие фрукты растут у вас на даче, у бабушки в деревне, в садах нашего края?

5. Какие фрукты привозят с юга или из других жарких стран?

6. Чем отличаются фрукты?

7. Назовите части фруктов. (Мякоть, семена, косточка, плод, корка, кожура.) 

8. Как хранят фрукты зимой?

9. Какое варенье из фруктов вам больше нравится? Какой компот? Сок?

10. Почему фрукты полезны для здоровья?

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: «ГРИБЫ И ЯГОДЫ»

Дети должны знать:

  • о том, что грибы и ягоды, как растения и животные, образуют самостоятельное царство живой природы. Грибы отличаются от растений тем, что лишены хлорофилла и не могут превращать неорганические соединения в органические. Грибы размножаются спорами, а не семенами, как растения и не цветут;
  • какие бывают грибы и ягоды, чем они отличаются, где растут;
  • основные виды съедобных и несъедобных грибов, способы обработки и заготовки грибов и ягод.

Дети должны уметь:

  • отличать съедобные и несъедобные грибы, ягоды (наиболее распространенные в данной местности), называть их, рассказывать об отличительных особенностях;
  • обобщать главные признаки грибов и ягод, сравнивать их особенности, выделять основные части;
  • использовать активный словарь (названия, признаки, действия), накопленный при изучении темы.

Контрольные вопросы и задания

1. Чем грибы отличаются от растений?

2. Где растут грибы и ягоды, которые люди употребляют в пищу?

3. Назовите места в лесу, где растут определенные грибы.

4. Из каких частей состоит гриб?

5. В каком случае грибы и ягоды  могут много лет расти в лесу на одном и том же месте?

6. Назовите грибы и ягоды, которые вы знаете.

7. Назовите несъедобные грибы и найдите картинки с их изображением.

8. Как правильно собирать грибы?

9. Какое влияние оказывает на рост и развитие грибов летняя и осенняя погода?

10. В какое время года растут грибы и ягоды?

11. Почему грибы считают опасным для здоровья продуктом питания?

12. Почему грибы и ягоды нельзя собирать около дорог, в замусоренном лесу, рядом с заводом или фабрикой?

13. Как можно хранить собранные грибы и ягоды?

14. Какие блюда можно приготовить из грибов и ягод? Что вам больше нравится

15. Расскажите, как вы собирали грибы и ягоды в лесу. Почему некоторые люди их не могут найти?

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ  ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

«ЧЕЛОВЕК И ЧАСИМ ЕГО ТЕЛА»

Дети должны знать:

  • о строении человеческого тела, назначении отдельных его частей;
  • внешние отличия людей;
  • названия и количество пальцев на руках и ногах;
  • о коже, крови, мозге, нервах человека, как работают желудок, кишечник;
  • правила личной гигиены и ухода за телом;
  • что делать, чтобы сохранить здоровье;
  • что надо бережно относиться к своему здоровью;
  • какая мимика лица соответствует определенному эмоциональному состоянию;
  • что у каждого человека есть мама и папа, и их значение в жизни ребенка;
  • что люди имеют разный цвет кожи;
  • о гомологичности органов людей и животных;
  • что пол человека необратим;
  • обо всех возрастных периодах человека: детстве, юности, зрелости, старости.

Дети должны уметь:

  • ориентироваться в строении собственного тела;
  • соблюдать правила личной гигиены тела;
  • находить сходство в строении человека и животных;
  • дифференцировать на начальном уровне понятия «здоровье» и «болезнь»;
  • связывать состояние здоровья с поведением и соблюдением гигиенических требований;
  • соблюдать правила безопасности в быту, в процессе труда и во время занятий без посторонней помощи;
  • поддерживать уважительное отношение к людям, имеющим необычный внешний вид или физические недостатки, стремиться им помочь.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие части человеческого тела вы знаете? Каково их назначение? Назовите парные органы.

2. С помощью каких органов люди слышат? Видят? Нюхают? Узнают вкус пищи? Могут ощупать предмет, узнать его свойства?

3. Почему слепым людям трудно ориентироваться в пространстве?

4. Почему глухие люди пользуются специальными движениями рук, чтобы разговаривать?

5. Чем внешне люди отличаются друг от друга? Чем они похожи?

6. Какой цвет кожи имеют люди, живущие в разных странах мира?

7. В чем отличие и сходство людей и животных?

8. Каким человек рождается?  Как изменяется в течение жизни?

9. Чем старый человек отличается от молодого?

10. Почему старые люди нуждаются в заботе и уходе?

11. Почему за новорожденным надо ухаживать?

12. Кем становятся мальчики и девочки, когда вырастают?

13. Чем отличаются мальчики и девочки, женщины и мужчины?

14. Может ли мальчик стать девочкой?

15. Кто может родить ребенка, мама или папа?

16. Почему за беременной женщиной нужно ухаживать, заботиться о ней?

17. Почему нужно соблюдать правила личной гигиены?

18. Почему за своим здоровьем надо ухаживать, сохранять и укреплять его?

19. Как чувствует себя человек, когда болеет?

20. Как врачи помогают сохранить здоровье?

21. Почему надо соблюдать правила безопасности?

22. Какие правила безопасности вы знаете (в быту, в процессе труда, на занятиях)?

23. Какие последствия для здоровья были у вас, когда вы нарушали правила безопасности?

24. Что вы знаете о работе наших внутренних органов?

25. Какие бывают болезни у детей?

26. Как себя уберечь от болезней?

27. Почему закаленные дети болеют меньше?

28. Как нужно относиться к людям, которые имеют физические недостатки, не похожи на остальных? Почему?

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: «ИГРУШКИ»

Дети должны знать:

  • названия игрушек, их отличительные признаки, составные части;
  • как можно играть той или иной игрушкой;
  • из какого материала сделана игрушка.

Дети должны уметь:

  • классифицировать игрушки по ведущим признакам, описывать их;
  • выразительно изображать игрушки, читать о них стихи, показывать различные действия с ними;
  • использовать в речи активный словарь по теме.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие игрушки вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?

2. Расскажи, как можно поиграть с игрушкой.

3. Из каких деталей состоит игрушка? Из какого материала она сделана?

4. Как называются игрушки, которые делают народные мастера из глины, дерева и другого материала?

5. Какие народные игрушки вы знаете?

6. Как называются игрушки, Которые используют в различных подвижных играх и упражнениях?

7. Как называются игрушки, из которых дети что-то строят, собирают?

8. Как называются игрушки, которые используют только на Новый год?

9. Как называются игрушки, сделанные детьми и взрослыми из бумаги, природного материала, каких-то старых вещей?

10. Почему не все игрушки можно разобрать по деталям?

11. Почему глиняные, стеклянные, фарфоровые игрушки требуют очень бережного обращения?

12. Почему игрушки после игр надо положить или поставить на место?

13. Как нужно ухаживать за разными игрушками?

14. Почему девочки больше играют в куклы, а мальчики с машинами?

15. Где можно купить игрушки? Как называется этот магазин (отдел)?

16. Чем отличаются разные куклы? Машины? Конструктор? Настольно-печатные игры?

17. Какая твоя любимая игрушка? Почему? Как ты с ней играешь? Какое имя ты ей дал? Где она   хранится? О чем ты с ней разговариваешь?

18. Что можно делать с мячом? (Бросать, катать, ловить, отбивать, перебрасывать, крутить.) Данный вопрос можно задать по любой игрушке.

19. Расскажи об игрушке. Какая она? (Форма, цвет, размер, вес, какая на ощупь, из чего сделана, чем отличается от других, чем нравится.)

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ  ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

«ОДЕЖДА, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ И ОБУВЬ»

Дети должны знать:

  • названия одежды для разных сезонов года, головных уборов (как части одежды), обуви и их составляющих;
  • назначение и отличительные признаки разной одежды и обуви;
  • особенности изготовления одежды и обуви.

Дети должны уметь:

  • использовать полученные знания, умения, навыки в разных видах деятельности, быту; -
  • активно употреблять в речи словарь по теме;
  • понимать значимость труда людей, которые изготавливают одежду и обувь, ценить результаты их труда;
  • понимать значение одежды и обуви в жизни человека для сохранения его здоровья.

Контрольные вопросы и задания

  1. Что такое одежда? (Предметы, которыми покрывают тело.) Головные уборы? (Вещи, служащие одеждой для головы.) Обувь? (Изделия из кожи или других материалов, обычно с подошвой, которые носят на ногах.)
  2. Какие предметы одежды вы знаете? Головные уборы? Обувь?
  3. Почему в средней полосе России человеку необходимо так много разной одежды?
  4. Почему в южных странах и на Крайнем Севере человек обходится без некоторых видов одежды?
  5. Какую летнюю одежду (обувь, головные уборы) вы знаете? Зимнюю? Демисезонную?
  6. Какую одежду мы называем бельем?
  7. Какую одежду мы называем верхней одеждой?
  8. Из каких тканей изготавливается одежда (обувь, головные уборы)?
  9. Расскажите, как изготавливается одежда (обувь, головные уборы)?
  10. Где можно купить одежду (обувь, головные уборы)? Сшить? Связать?
  11. Люди каких профессий изготавливают одежду (обувь, головные уборы)?
  12. Как нужно ухаживать за одеждой (обувью, головными уборами)? Почему?
  13. Как хранят одежду (обувь, головные уборы)?
  14. Почему животные не носят одежду, а люди носят?
  15. Чем одежда (обувь, головные уборы) девочек отличается от одежды (обуви, головных уборов) мальчиков?
  16. Какие элементы (части) одежды (обуви, головных уборов) вы знаете?
  17. Почему одежда (обувь, головные уборы) должна быть удобной и красивой?

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ  ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

«ДОМ И ЕГО ЧАСТИ»

Дети должны знать:

  • зачем нужны дом, квартира, какие помещения есть в доме, квартире, их назначение;
  • кто строит дома, какие бывают дома, чем они отличаются;
  • что дома бывают для людей, машин, животных;
  •  из каких материалов изготавливается дома.

Дети должны уметь:

  • составлять небольшие рассказы по теме;
  • активно использовать словарь по теме;
  • использовать знания по теме в сюжетно-ролевых, дидактических, строительных играх;
  • бережно относиться   помещениям зданий;
  • ориентироваться в доме, квартире.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Какие бывают дома?

2. Из каких материалов строят дома?

3. Какие части есть у дома? Для чего они нужны?

4. Чем отличаются дома?

5. С чего начинается строительство любого дома?

6. В чем отличие старинных домов от современных? Деревенских от городских?

7. Чем отличаются дом и квартира?

8. Почему у каждого человека должен быть дом?

9. Что вам нравится и что не нравится в современных домах?

10. В каком доме вы хотели бы жить?

11.Какие правила нужно соблюдать, чтобы дом был всегда чистым и красивым?

12. Какие удобства предусмотрены в самых современных домах?

13. Какие помещения есть в квартире? Каково их назначение?

14. Почему в квартире нельзя шуметь? В какое время особенно нельзя шуметь?

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ  ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

«МЕБЕЛЬ»

Дети должны знать:

  • что такое мебель, какая она бывает, для чего предназначена; отдельные части разных предметов мебели;
  • где и кем изготавливается мебель; основы технологии ее изготовления;
  • из каких материалов изготавливается мебель.

Дети должны уметь:

  • составлять небольшие рассказы по теме;
  • активно использовать словарь по теме;
  • использовать знания по теме в сюжетно-ролевых, дидактических, строительных играх;
  • бережно относиться к мебели, помещениям зданий;
  • отличать мебель от бытовых электроприборов.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое мебель? (Предметы комнатной обстановки.)

2. Какую мебель вы знаете?

3. Для чего нужна мебель?

4. Как используется конкретный предмет мебели?

5. Из чего делают мебель? Где?

6. Назовите бытовые электроприборы, которые не являются мебелью.

7. Какая мебель обычно стоит в гостиной? Спальне? Детской? Кухне? Кабинете?

8. Чем похожи предметы мебели, на которых сидят, и чем отличаются?

9. Чем похожи все шкафы и чем отличаются?

10. Чем похожи столы в квартире и чем отличаются?

11. Какую мебель называют гарнитуром?

12.Чем отличается современная мебель от старинной?

13.Назовите части и опишите любой предмет мебели.

14. Почему у каждой вещи в квартире должно быть свое место?

15. Почему на кровати нельзя прыгать, а на стуле раскачиваться?

16. Почему разные народности нашей страны используют разную мебель? Строят разные дома?

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ  ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

«БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ»

 Дети должны знать:

  • назначение основных электроприборов в доме;
  • то, что все электроприборы работают от электричества;
  • правила обращения с электроприборами.

Дети должны уметь:

  • использовать полученные знания в решении проблемных задач, заданий педагога;
  • употреблять в речи накопленный активный словарь по теме.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие электроприборы вы знаете?

2. Для чего нужен каждый из них?

3. Что служит питанием для электроприборов?

4. Откуда поступает электричество в дома?

5. Как ток доходит от электростанций, гидроэлектростанций, атомных станций до каждого дома?

6. Какое приспособление в доме дает возможность подключить электроприбор к электрической сети?

7. Почему, прежде чем гладить, утюг надо включить в розетку?

8. Почему детям нельзя трогать розетки?

9. Почему электроприборы требуют осторожного обращения?

10.Зачем люди создали электроприборы?

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ  ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

«ПОСУДА»

Дети должны знать:

  • что такое посуда, ее виды, материалы, из которых она изготавливается;
  • о способах использования разных видов посуды;
  • правилах пользования посудой, ухода за ней, сервировки стола.

Дети должны уметь:

  • использовать знания, полученные при изучении темы в быту, при выполнении различных заданий;
  • сравнивать разные предметы посуды по внешнему виду, назначению;
  • обобщать предметы посуды по сходным признакам;
  • активно использовать в речи накопленный по теме словарь; согласовывать существительное с прилагательным, образовывать творительный и винительный падежи существительного, сложные, однокоренные слова, строить предложения различной синтаксической структуры.

Контрольные вопросы и задания

  1. Что такое посуда? (Хозяйственная утварь, предметы, в которых готовят еду и хранят съестные припасы.)
  2. Какая посуда бывает по назначению?
  3. Для чего используется кухонная посуда? Столовая? Чайная?
  4.  Какую кухонную посуду вы знаете?
  5.  Из чего может быть изготовлена кухонная посуда?
  6.  Как ее использует ваша мама?
  7. Для приготовления каких блюд используется кастрюля? Сковорода?
  8.  Почему у половника длинная ручка и глубокое основание?
  9.  Какую столовую посуду вы знаете?
  10. Какую чайную посуду вы знаете?
  11. Из чего может быть изготовлена столовая посуда?
  12. Какие предметы столовой посуды имеют конкретные предназначения? От названия каких продуктов они стали называться?
  13. Какие правила учитываются при сервировке стола?

14.  Как называется комплект столовой или чайной посуды, сделанный из одного материала и с одинаковым рисунком? (Сервиз.)

15. Чем отличаются предметы кофейного и чайного сервизов?

16. Назовите части, которые есть у какого-либо конкретного предмета посуды.

17. Какая  посуда используется за обедом? Завтраком? Полдником? Ужином?

18. Какие предметы посуды относятся к столовым приборам?

19. Какие бывают ложки? Вилки? Ножи?

20. Для чего они предназначены?

21. Из чего сделаны столовые приборы?

22. Какого ухода и обращения требует разная посуда?

23. Почему после каждого приема пищи столовую посуду моют?

24. Почему стеклянная и фарфоровая посуда требует очень бережного отношения?

25. Почему во время отдыха на природе лучше использовать посуду, сделанную из пластмассы?

26. Почему посуду из стекла и пластмассы нельзя ставить на огонь?

27. Почему, прежде чем использовать пластмассовую посуду, надо прочитать, для каких продуктов она предназначена?

28. Почему нельзя есть из битой и потрескавшейся посуды?

29. Почему при сервировке стола чашку надо держать за ручку?

30. Почему чашку и блюдце называют чайной парой?

31. Почему в стеклянную посуду нельзя наливать кипяток?

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ  ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

«ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»

Дети должны знать:

  • названия продуктов питания;
  • отличия продуктов, их назначение;
  • какие блюда можно приготовить из разных продуктов;
  • как производятся и хранятся продукты;
  • какими способами можно приготовить продукты;
  • где можно купить продукты питания;
  • иметь представление о пользе и вреде продуктов питания.

Дети должны уметь:

  • классифицировать продукты питания по исходному компоненту (молочные, мясные, рыбные, мучные, растительные, кондитерские, крупяные), готовым и нуждающимся в приготовлении;
  • сравнивать продуты питания;
  • использовать полученные при изучении темы знания в быту, сюжетно-ролевых играх, выполнения предложенных педагогом заданий;
  • активно использовать в речи словарь по теме, составлять небольшие рассказы.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое продукты? (То, что можно есть, съестные припасы.)

2. Для чего они созданы?

3. Какие продукты питания вы знаете?

4. На какие группы можно разделить все продукты питания?

5. Где продаются продукты питания?

6. В каком виде они продаются?

7. Для чего в магазинах используют упаковку, тару?

8. Какие вы знаете молочные продукты? Мясные? Рыбные? Кондитерские изделия? Хлебобулочные изделия? Бакалейные товары?

9. Расскажите, какие отделы есть в продуктовом магазине?

10. Почему разные продукты должны продаваться в разных отделах?

11. Как хранятся в магазине и дома разные продукты?

12. Как можно узнать, что продукт свежий?

13. Почему многие продукты можно хранить только в холодильнике? Морозильной камере?

14. Почему человек должен питаться разнообразными продуктами?

15. Почему нельзя есть много сладостей?

16. Почему нельзя переедать жирного, мучного, сладкого?

17. Почему нужно соблюдать режим питания?

18. Почему нельзя есть много на ночь?

19. Какие продукты должны есть дети, чтобы быстро расти и быть здоровыми?

20. Какие продукты готовы к употреблению, а какие надо готовить?

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

Дети должны знать:

  • отличие птиц от других животных;
  • названия домашних птиц;
  • повадки наиболее распространенных в данной местности птиц, особенности их жилья, голосов;
  • части тела птицы;
  • как человек может помочь птицам выжить зимой.

Дети должны уметь:

  • устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями;
  • анализировать внешний облик птиц, их поведение;
  • сравнивать птиц по внешнему виду, месту обитания, особенностям жилища, питания, выведения птенцов;
  • составлять описательный рассказ о птице, активно использовать словарь по теме.

Контрольные вопросы и задания

1. Чем птицы отличаются от других животных?

2. Каких птиц вы знаете?

3. Чем они отличаются? Чем похожи?

4. Назовите части тела птицы.

5. Каких домашних птиц вы знаете?

6. Умеют ли летать домашние птицы?

7. Как птицы выводят птенцов?

8. Расскажите о птице, которая вам нравится больше всех.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: «ДИКИЕ ПТИЦЫ»

Дети должны знать:

  • отличие птиц от других животных;
  • названия   диких водоплавающих, болотных, лесных перелетных и зимующих птиц;
  • повадки наиболее распространенных в данной местности птиц, особенности их жилья, голосов;
  • понятия «перелетные» и «зимующие» птицы;
  • части тела птицы;
  • иметь представление о птицах жарких стран и севера, хищных и растительноядных птицах, о птицах, которые не умеют летать;
  • как человек может помочь птицам выжить зимой.

Дети должны уметь:

  • устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями;
  • анализировать внешний облик птиц, их поведение;
  • сравнивать птиц по внешнему виду, месту обитания, особенностям жилища, питания, выведения птенцов;
  • составлять описательный рассказ о птице, активно использовать словарь по теме.

Контрольные вопросы и задания

  1. Чем птицы отличаются от других животных?
  2. Каких птиц вы знаете?
  3. Как классифицируются птицы по месту обитания?
  4. Каких перелетных и зимующих птиц вы знаете?
  5. Назовите части тела птицы.
  6.  Почему насекомоядные птицы улетают на зиму в теплые края?
  7. Чем питаются хищные птицы?
  8. Какие птицы живут на болоте?
  9. Расскажите о птицах, которые не умеют летать.
  10. Какие дикие птицы живут рядом с человеком и почему7
  11. Для чего птицам нужны гнезда?
  12. Перечислите известных вам певчих птиц.
  13. Расскажите о повадках наиболее распространенных в вашей местности птиц.
  14. Как птицы выводят птенцов?
  15. Каких птиц называют лесными докторами и почему?
  16. Какая птица никогда не вьет гнезда?
  17. Назовите водоплавающих птиц.
  18. Чем питаются водоплавающие птицы?
  19. Какие птицы первыми прилетают весной в ваши родные  края?
  20. Какую самую маленькую птичку вы знаете?
  21. Какие птицы летают быстрее всех?
  22. Какие птицы могут парить в воздухе, не размахивая крыльями, и зачем им это нужно?
  23. Какая птичка поет, летая высоко-высоко над полями.
  24. Расскажите о птице, которая вам нравится больше всех.
  25. Есть ли у вас дома какая-нибудь птичка в клетке? Расскажите, как вы за ней ухаживаете, что она ест, какой у нее характер, как она выглядит.
  26. Где живут самые яркие и красивые птицы?
  27. Какие птицы охотятся по ночам и почему?

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Дети должны знать:

  • что домашние животные — животные, прирученные человеком;
  • что за домашними животными человек ухаживает: кормит, строит им жилище, лечит, моет, охраняет, пасет;
  • названия взрослых животных и детенышей разного пола;
  • названия помещений, в которых содержатся домашние животные;
  • чем питаются разные домашние животные;
  • как передвигаются разные домашние животные, чем отличаются по внешнему виду, какие звуки издают;
  • какую пользу приносят людям.

Дети должны уметь:

  • отличать домашних животных от диких, группировать их по признаку прирученности человеком;
  • использовать в речи названия животных, частей их тела, жилищ, характерных признаков, действий;
  • использовать в речи глагольные формы, обозначающие действия людей по уходу за животными;
  • составлять описательный рассказ о животном, использовать в речи отрывки из стихов и песен, малые фольклорные формы о домашних животных.

Контрольные вопросы и задания

1. Каких животных называют домашними?

2. Где живут домашние животные?

3. Каких домашних животных нашей местности вы знаете?

4. Каких домашних животных юга и севера России вы знаете?

5. Каких домашних животных можно назвать травоядными? Хищными?

6. Назовите части тела домашнего животного.

7. Как человек заботится о домашних животных?

8. Как называются жилища домашних животных?

9. Чем отличается питание домашних животных в теплое и холодное время года?

10. Какую пользу приносят человеку домашние животные?

11. Как передвигаются разные домашние животные?

12. Чем домашние животные могут защититься от диких хищных зверей?

13. Назовите детенышей домашних животных.

14. Что будет, если человек перестанет ухаживать за домашними животными?

15.Что будет, если домашних животных поместить в дикие условия проживания?

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Дети должны знать:

  • о том, что животные — это живые организмы, существа, обладающие способностью двигаться и чувствовать;
  • что дикие животные — это животные, не прирученные человеком, живущие в естественных природных условиях;
  • что местом обитания диких животных могут быть и воздух, и вода, и суша; саванна, пустыня, джунгли, горы, степи в жарких странах и южных районах России; льды, тундра, тайга в северных странах, Антарктиде, на севере России; леса, луга, реки в средней полосе России и других стран;
  • все животные разные по строению, размеру, окраске, способу передвижения, способности защищаться от врагов, выводить потомство, строить жилище, добывать себе пищу;
  • всех животных делят на группы по сходным признакам (насекомые, пресмыкающиеся, земноводные, млекопитающие, рыбы, птицы); по способу питания (травоядные и хищные).

Дети должны уметь:

  • группировать животных по месту обитания, внешним признакам, способам передвижения и защиты от врагов, строению жилища, размеру;
  • использовать в речи названия животных, частей их тела, мест обитания, характерных признаков, действий;
  • что дикие животные нуждаются в охране и защите от истребления;
  • что все в живой природе взаимосвязано.

Контрольные вопросы и задания

1. Каких животных называют дикими?

2. Где живут дикие животные?

3. Какиё дикие животные живут в жарких странах?

4. Какие дикие животные живут на Севере, в Антарктиде?

5. Какие дикие животные живут в средней полосе?

6. Какие дикие животные живут в наших краях?

7. Какие дикие животные живут в лесу, в море, в степях, в горах, в саванне, в джунглях?

8. Почему всех диких животных разделили на группы: млекопитающие, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, птицы, насекомые?

9. Каких животных можно назвать хищными и травоядными?

10. Как хищные звери добывают себе пищу?

11. На каких животных они нападают?

12.Что будет, если они перестанут охотиться на других животных?

13. Сравните способы передвижения разных животных.

14. Какие жилища строят себе дикие животные?

15. Как дикие животные защищаются от врагов?

16. Назовите части тела конкретных диких животных.

17. Когда рождаются детеныши у большинства животных средней полосы?

18. Как называются детеныши животных (конкретных)?

19. Почему возникла необходимость охранять диких животных?

20. Чем отличаются повадки конкретных диких животных?


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: «ПРОФЕССИИ»

Дети должны знать:

  •  названия и назначение разных профессий;
  •  то, что профессия — это дело, работа, основной род занятий;
  •  атрибуты, особенности профессиональной фирменной одежды разных профессий;
  •  профессии своих родителей.

Дети должны уметь:

  •  понимать значение труда людей разных профессий;
  •  ценить результаты труда людей разных профессий;
  •  использовать активный словарь по теме.

Контрольные вопросы и задания

  1. Что такое профессия?
  2. Назовите профессии своих родителей.
  3. Для чего нужны профессии?
  4. Для чего нужно учиться профессиям?
  5. Почему про хорошего профессионала говорят, что он мастер своего дела?
  6. Почему нужно бережно относиться к результатам труда людей разных профессий?
  7. Почему для овладения многими профессиями нужны определенные способности, черты характера, физическая подготовка?
  8. Как можно оценить работу человека определенной профессии?
  9. На какие группы можно разделить все профессии?

10. Люди каких профессий носят форменную одежду? Для чего она им нужна?

11. Какие чисто женские и чисто мужские профессии вы знаете?

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: «ТРАНСПОРТ»

Дети должны знать:

  • виды транспорта и их названия, назначение;
  • названия частей разных транспортных средств, профессиями людей, связанных с работой на транспорте.

Дети должны уметь:

  • использовать знания, полученные при изучении темы в решении задач, заданий;
  • обобщать, анализировать, сравнивать;
  • включать воображение при создании образа, связанного с темой, эмоционально его окрашивать, выразительно показывать;
  • использовать в речи активный словарь по теме.

Контрольные вопросы и задания

  1. Какие виды транспорта вы знаете?
  2. Какие транспортные средства относятся к воздушному транспорту?
  3. Почему этот транспорт называют воздушным?
  4. На какие группы можно разделить воздушный транспорт? (Пассажирский, грузовой, военный, специального назначения, космический.)
  5. Чем отличаются самолет и вертолет, самолет и ракета, самолет и воздушный шар, воздушный шар и дельтаплан?
  6. Чем они похожи?
  7. Почему пилоты воздушного транспорта должны точно знать, в каком направлении и по какому пути им надо лететь?
  8. Кто управляет полетами с земли? Как?
  9. Кто управляет самолетом в небе? Вертолетом? Ракетой?
  10. Кто обслуживает пассажиров в самолете?
  11. Что было бы, если бы воздушный транспорт не соблюдал правил передвижения в воздухе?
  12. Какими спасательными средствами могут воспользоваться люди в случае аварии?
  13. Почему без воздушного транспорта люди не могут обойтись?
  14. С какими животными сравнивают самолет и вертолет? Почему?
  15. Продолжите предложение.

С взлетной полосы самолет... (взлетает).

По небу самолет... (летит).

На аэродром самолет... (прилетает).

На взлетную полосу самолет... (садится, приземляется).

Во время взлета самолет шасси... (убирает).

Во время посадки самолет шасси... (выпускает).

  1. Назовите части самолета, вертолета.
  2. Какие транспортные средства относятся к водному транспорту?
  3. На какие группы можно разделить водный транспорт? (Пассажирский, грузовой, военный, рыболовецкий, научный, специального назначения.)
  4. Чем отличаются и чем похожи парусник и яхта, корабль и лодка, корабль и плот, корабль и баржа, шлюпка и лодка, паром и плот?
  5. Есть ли правила движения на воде? Для чего они нужны?
  6. Кто управляет кораблем?
  7. Кто ему помогает?
  8. Как капитан узнаёт, куда должен плыть корабль?
  9. Как капитан узнаёт, где мель, днем? Ночью?
  10. Как называется место, куда приплывают корабли?
  11. К чему причаливает корабль?
  12. Почему команда перед отплытием должна знать сводку погоды?
  13. Какие спасательные средства есть на корабле?
  14. Для чего на море и в океане нужны пограничные катера, военные крейсеры, подводные лодки?
  15. Для чего люди создали ледоколы?
  16. Какое водное транспортное средство одновременно может быть и водным и воздушным? (Авианосец.)
  17. Почему водный транспорт считают очень удобным?
  18. Назовите части корабля и их назначение.
  19. Продолжите предложение.

От причала теплоход... (отчаливает, отплывает).

К причалу теплоход... (пристает, причаливает).

По морю корабль... (плывет).

Буксир на барже груз... (тянет, тащит).

Подводная лодка на дно... (опускается).

Подводная лодка со дна... (всплывает).

На волнах лодка... (качается).

В шторм волны о корабль... (бьются, разбиваются).

  1. Какой наземный транспорт вы знаете?
  2. Почему он называется наземным?
  3. На какие виды можно разделить наземный транспорт? (Пассажирский, грузовой, специального назначения, железнодорожный.)
  4. Какие транспортные средства относятся к каждому виду?
  5. Чем отличаются грузовой и легковой автомобили? Чем похожи?
  6. Для чего люди придумали правила дорожного движения?
  7. Какие знаки помогают водителю в пути?
  8. Что они означают?  
  9. Какой прибор регулирует движение?
  10. Что вы знаете о работе светофора?
  11. Для чего машине нужны тормоза?
  12. Без какой детали машина не тронется с места?
  13. Чем автомобиль отличается от повозки, в которую запряжена лошадь?
  14. Какие транспортные средства нуждаются в электричестве?
  15. Без чего не может передвигаться железнодорожный транспорт?
  16. Для чего на железнодорожном переезде используют шлагбаум?
  17. Кто, кроме приборов и светофора, регулирует движение транспорта?
  18. Для каких целей используется наземный транспорт специального назначения?
  19. Почему эти машины окрашены в яркие цвета и снабжены сигналами?
  20. Как другие водители узнают, что едет специальная машина?
  21. Что случится, если водители на дороге не пропустят специальную машину?
  22. Назовите номера телефонов для вызова «скорой помощи», пожарной, милицейской машин.
  23. Какой подземный транспорт вы знаете?
  24. Почему он самый удобный для перевозки людей в больших городах?
  25. Где используется грузовой подземный транспорт?
  26. Какие работы человеку нужно провести, чтобы пустить под землей метро?
  27. С помощью чего люди поднимаются и опускаются в метро?
  28. Кто управляет электричкой в метро?
  29. Кто следит за тем, чтобы двери электрички никого не прищемили?
  30. Как люди узнают, на какую остановку они приехали?
  31. Почему в метро тепло даже зимой, хотя батарей отопления в нем нет? (Обогревается людьми.)
  32.  Что такое транспорт?

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: «ЛЮБИМЫЙ ГОРОД»

Дети должны знать:

  •  название родного города;
  •  достопримечательности, знаменитых людей родного города;
  •  отличия города от деревни, поселка.

Дети должны уметь:

  •  оформлять речевое высказывание, используя словарь, накопленный по теме;
  •  анализировать предложенный взрослым материал, сравнивать признаки, выделять главные;
  •  высказывать суждение по теме, используя личный опыт, впечатления.

Контрольные вопросы и задания

  1. Как называется город, в котором вы живете?
  2. Чем отличается город от деревни, села?
  3. Чем отличаются здания в городе от деревенских построек?
  4. Какие магазины, торговые центры есть в городе? Для чего они нужны?
  5. Какие здания и сооружения есть в городе для отдыха горожан? Почему их так много?
  6. Какие сооружения в городе есть для занятий спортом? Для чего горожанам надо заниматься спортом?
  7. Где люди покупают лекарства? Где лечатся? Почему поликлиника есть в каждом районе города?
  8. Где горожане отправляют письма, посылки? Назовите свой адрес. Для чего нужно знать свой адрес?
  9. Какие памятники, исторические места есть в вашем городе? Что вы знаете о них?
  10. Какие места, сооружения в городе предназначены для детей? Где вы были? Что там делали?
  11. Что в вашем городе есть такого, чего нет в других городах?
  12. Чем отличается транспорт в городе от транспорта в селе?
  13. Назовите главные площади и улицы города.
  14. Расскажите про улицу, на которой вы живете.
  15. Расскажите про улицу, на которой находится детский сад.
  16. Как люди приезжают в ваш город из других мест?
  17. Для чего в городе высаживают деревья, кустарники, цветы?
  18. Какие правила поведения на улице, в общественном транспорте, в общественных местах вы знаете?
  19. Что изменилось в вашем городе за последнее время?

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: «СЕМЬЯ»

Дети должны знать:

  •   свое имя,  возраст, пол, домашний адрес, номер телефона;
  •   имя, отчество родителей, их профессию;
  •   некоторые родственные отношения (сын, дочь, внук, внучка, бабушка и т.д.);
  •   семейные традиции,   распределение семейных обязанностей;
  •   воинские награды дедушек, бабушек, родителей.

Дети должны уметь:

  • правильно употреблять   термины родственных отношений, развивать связную речь;
  • высказывать суждение по теме, используя личный опыт, впечатления.

Контрольные вопросы и задания

1. Какой должна быть семья? (Дружная, крепкая, трудолюбивая, заботливая, ласковая, большая и т.д.)

2. Перечислите ласковые обращения к маме и папе  (мамочка, мамуля, мамулечка, мамуся, папочка, папуля и т. д.)

3. Что умеет делать мама? папа?

4. Кто ты для мамы, бабушки, папы, дедушки?

5. Перечислите близких родственников.

6. Перечислите дальних родственников.

7. Сына зовут Сергей, папу зовут Ваня. Как будут называть сына, когда он вырастет?

8. Какие праздники вы отмечаете всей семьей?

9. Знаешь ли ты пословицы и поговорки о семье?

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: «РОДНАЯ СТРАНА»

 

Дети должны знать:

  • название нашей страны и объяснять, почему она так называется;
  • столицу России;
  • государственную символику;
  • имя, отчество, фамилию президента.

Дети должны уметь:

  • использовать знания, полученные при изучении темы в решении   заданий;
  • обобщать, анализировать, сравнивать;
  • включать воображение при создании образа, связанного с темой, эмоционально его окрашивать, выразительно показывать;
  • использовать в речи активный словарь по теме.

Контрольные вопросы и задания

  1. Как называется наша страна?
  2. Как называется столица нашей Родины.
  3. Что вы знаете о Москве? (Москва -  большой город. Там  много  театров, памятников культуры, храмов. Ещё есть Московский Кремль, в котором работает президент нашей страны В.В. Путин В Москве есть Красная площадь, на ней проходят военные парады и праздники). 
  4. Какие государственные символы ты знаешь? (Герб, флаг, гимн.)  

5. Что такое государственный флаг?   (Российский флаг – трехцветное полотнище, символизирует нашу Родину. Он развивается над зданием правительства, флаги вывешивают во время праздников и соревнований. Защищать честь флага – значит защищать честь своей Родины).

6. Кто ввел в России этот флаг? 

7. Какого цвета флаг? (Белый цвет - это цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Она не на кого не нападает. Синий цвет - это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей. Красный цвет - цвет силы, мужества. Это кровь, пролитая за Родину во время войн)

8. Что такое государственный гимн? (Главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать ее надо стоя, проявляя уважение.)   

9. Что изображено на нашем гербе? (Золотой двуглавый орел со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьем поражает змея.)

10. Закончи предложение:

Наша страна называется…  Россия.

Граждане России называются…  россияне.

Столица России – город…  Москва.

Президентом нашей страны является  … В.В. Путин.

Главный язык в России…русский

11. Когда мы отмечаем день рождения России? (12 июня)

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: «НАСЕКОМЫЕ»

Дети должны знать: 

  • многообразие насекомых и их среду обитания;
  •  особенности внешнего вида;
  •  какую пользу или вред они приносят.

 Дети должны уметь:

  • рассуждать, наблюдая за насекомыми, бережно относятся к ним.
  • развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.

 

 

Контрольные вопросы и задания

1. Насекомые относятся к миру растений или животных?

2. Чем насекомые отличаются от других животных?

3. Чем похожи все насекомые?

4. Почему насекомых так много?

5. Чем питаются насекомые?

6. Какие животные питаются насекомыми?

7. Что случилось бы, если бы все насекомые исчезли?

8. Что произошло бы, если бы другие животные перестали питаться насекомыми, а человек перестал бы их уничтожать?

9. Сколько ножек у насекомого?

10. Как насекомые могут передвигаться?

11. Какие звуки издают насекомые?

12. Как насекомое маскируется в окружающей среде?

13. Как защищается от врагов?

14. Прослушать предложение и дать правильный ответ:

Комар живёт в муравейнике. Пчела живёт в улье. Паук собирает нектар с цветов. Бабочка живет в улье.  Муравей стрекочет. Пчела плетет паутину. Кузнечик ловит птиц. Муравьи строят муравейники.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: «РЫБЫ»

Дети должны знать: 

  • многообразие рыб (аквариумные, морские, пресноводные);
  •  их среду обитания (река, озеро, море, океан);
  •  особенности внешнего вида (строение);
  •  какую пользу или вред они приносят; 
  • основы экологической культуры личности.

 Дети должны уметь:

  • делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
  • рассуждать, наблюдая за рыбами, бережно относятся к ним.

Контрольные вопросы и задания

1. Рыбы относятся к сухопутным или водным  животных?

2. Чем они отличаются   друг от друга?  

3. Чем похожи все рыбы?

4. Каких   аквариумных рыб вы знаете?

5. Каких   пресноводных рыб вы знаете?

6. Каких   морских рыб вы знаете?

7. Как устроено тело рыбки? Что у неё есть? (Голова, тело, хвост, плавники.)

8. Какой формы тело у рыбки? (Овальное, вытянутое, отсутствует шея)

9. Чем покрыто тело рыбки? (Чешуёй, она гладкая.)

10. Какую роль играет для рыбы хвост? (Хвост, как руль,  помогает рыбам поворачивать вправо – влево.) 

11. Какие у рыбки глаза? Где они находятся? (Глаза круглые, по бокам, два глаза.)

12. Какой рот у рыб? (Круглый).

13. Чем дышат рыбы? (Рыбы дышат через жабры, как человек через нос.) 

14. Что помогает рыбкам плавать? Как выглядят плавники? (Плавники, они лёгкие, прозрачные, красивые.)

Литература: Е.А.Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам».  Планирование и конспекты   в 3 – х частях. -  М.: ТЦ Сфера, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ "ДЕРЕВЬЯ", компьютерные игры в Power Point с эффектами анимации

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ "ДЕРЕВЬЯ"Четвертый лишний,Согласование числительных с существительными,Использование предлогов...

Домашнее задание по лексическим темам

Задание 1. Родителям рекомендуется:-   рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: кар­тофель,        огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, ты...

Домашние задания по лексической теме "Домашние птицы"

домашние задание по лексической теме "Домашние птицы"...

Домашние задания по лексическим темам для младшей логопедической группы

Домашние задания по лексическим темам для детей младшей логопедической группы (3-4 года). В каждое задание включены упражнения на развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, развитие общих рече...

Задания по лексической теме: "Ягоды"

Ягоды1. Знать названия ягод.2. Где растёт ягода.3. Назвать ягоды ласково и со словом "много".4. Что готовят из ягод.5. Уметь составлять загадки....

Конспект итогового мероприятия: "Вечер вопросов и ответов" (по лексической теме "Домашние животные и птицы")

В конспекте представлены  разнообразные игры на развитие лексико-грамматического стоя речи и развитие психических процессов по лексической теме "Домашние животные и птицы"...