Проект краткосрочный в средней группе "День Чая"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Проект краткосрочный в средней группе "День Чая"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_sr_gr_chay_2019-2020.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 2» УДПРФ
Познавательный краткосрочный проект
В средней группе № 2
Тема: «15 декабря – День Чая»
Воспитатели:
Уваровская Наталья Михайловна
Болотенкова Ольга Егоровна
Декабрь, Москва, 2019 г.
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ №2
« 15 декабря - ДЕНЬ ЧАЯ»
Актуальность проекта:
Чай - любимый напиток людей по всему миру. Но не каждый знает, что 15 декабря – Международный День Чая, поэтому мы решили организовать проект, посвященный этому удивительному напитку. Чайная традиция наверняка существует в каждой семье. Но не каждый знает, откуда пришла к нам она.
Вид проекта:
Познавательный, творческий, групповой.
Участники проекта:
Дети средней группы , воспитатели, родители
Сроки реализации:
Краткосрочный (один день)
Цель:
Формирование у детей первоначальных представлений о празднике чая.
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомите детей с праздником - " День Чая "
2. Сформировать представления о чае, как о традиционном напитке разных народов.
3. Дать представление о разных видах чая: чёрный, зелёный, белый, красный, жёлтый; как выращивают, производят и употребляют каждый вид чая;
4. Дать возможность наглядно рассмотреть каждый вид чая, ощутить разнообразие ароматов;
5. Познакомить с полезными свойствами разных видов чая;
Воспитательные:
1. Воспитывать познавательный интерес; расширять кругозор детей;
2. Воспитывать у детей желание участвовать в коллективной деятельности изготовление сервиза для чаепития.
3. Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы;
Результатом этого проекта станет:
Досуг с родителями и детьми «Душевное чаепитие».
Этапы проекта:
1 ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
- Подбор картинок, стихов, загадок.
- Разработка плана проекта.
- Создание условий для самостоятельной деятельности.
2 ЭТАП ОСНОВНОЙ
- Беседа с детьми на тему: " Что такое чай и откуда он берется? "
- Рассматривание презентации: " Какой бывает чай"
- Познакомить детей с пословицами, поговорками и стихами о чае.
- Чтение художественной литературы: К. Чуковский " Муха - Цокотуха", «Федорино горе»; Д. Хармса «Иван-Иваныч Самовар»,
- С/р игра «К нам пришли гости»
- Книги для рассматривания детьми (К. И. Чуковский ««Муха –Цокотуха», «Федорино горе»)
- Раскраска по теме посуда.
- Пальчиковая гимнастика" Вкусный тортик", «А у меня есть чашка…»(по Е. Железновой)
-Дыхательная гимнастика «Горячий чай»
- Дидактические игры: " Сервировка стола", «Что для чаепития купим в магазине», «Угадай по запаху»
- Провести опыты:" Завариваем чай в холодной, горячей воде. "
- Аппликация: " Чашка "
3 ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Досуг с родителями «Чудесное чаепитие»
Рекомендации: Усиливать работу по приобщению детей и родителей к истории и традициям различных праздников в календаре.
Приложение 1
Конспект НОД по образовательной области «Познание» в средней группе «Интересное о чае»
Программное содержание:
- углублять и систематизировать знания о чае, его происхождении, распространении, традициях чаепития;
- развивать внимание и память, логическое мышление и воображение;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- воспитывать стремление правильно использовать и ценить предметы материальной культуры;
- приобщать детей к истокам русской народной культуры – традициям чаепития.
Развивающая среда: телевизор, ноутбук с записью китайских и русских мелодий; ларец (шкатулка); чай в различной расфасовке, самовар, чайная посуда, атрибуты для чаепития, одноразовые пронумерованные тарелки, лупы ; заготовки формы чашки и детали для аппликации, клей.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, музыка, физическая культура, здоровье, чтение художественной литературы.
Содержание НОД.
Воспитатель:( Дети стоят в кругу около воспитателя)
Ребята, у меня для вас есть сюрприз, он в ларце (показываю ларец). Ой, а здесь – маленькие мешочки. Возьмите по одному мешочку, потрогайте, понюхайте, но не открывайте их. Я вам подскажу, что лежит в мешочке. Будьте внимательны.
Восточное изобретенье –
К нему желательно варенье.
Но если такового нет,
Сойдет и парочка конфет.
Напитка и в жару нет лучше,
Да и на Севере зимой:
Он в зной облегчит вашу душу,
Согреет зимнею порой.
Что это?
Дети: это чай.
Воспитатель: Молодцы. Действительно – это чай, прекрасный и полезный напиток. В Россию завезли чай, очень давно. Он стал национальным напитком.
Русские люди изобрели специальный сосуд для кипячения воды для чая.
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
Воспитатель:(Показываю самовар) Это самовар. И использовали его для того, чтобы кипятить воду для чаепития. А вы знаете, что 15 декабря отмечается всемирный день чая? Чай пьют во всем мире, и очень любят этот напиток. Вот мы и поговорим сегодня о чае.
(дети садятся за столы)
Вы знаете ,что родина чая-это Китай?
Существует красивая легенда о том, как люди открыли чай. (Слайд о китайском императоре под китайскую музыку). (Слайд № 1)
Однажды, очень давно, много веков назад, уставший после сражения (Слайд № 2)китайский император отдыхал под тенистым деревом и ждал, когда закипит вода в котелке над костром. Подувший ветер занес в котелок несколько листьев с растения, которое оказалось чайным кустом. Эти листья придали воде необычайно приятный вкус. Выпив ее, император почувствовал прилив сил. Так люди открыли свойства чая, и это было первое в мире чаепитие.
В древности чай ценился очень дорого.
Сначала его употребляли как лекарство. Какие лекарственные свойства есть у чая? (Дети отвечают). (Он помогает при простуде, болях в животе, головной боли, снимает усталость, чаем поласкают рот).
(Показ слайдов о чайных кустарниках и деревьях, сборе чая).
Чайные деревья достигают в высоту 15 метров (Слайд № 3, №4, а вот перед вами чайные кусты (Слайд №5, № 6). Сбором чайных листьев, в основном, занимаются женщины (№7, потому что у них ловкие и нежные пальцы. Считается, что аромат женских рук не портит запаха чая.
После сбора, чайные листья обрабатывают специальным способом, расфасовывают в красивые банки, коробки и доставляют в магазины (Слайд № 10).
В нашей коллекции присутствуют различные упаковки: металлические сувенирные банки, пакетики, нарядные коробки. Почему чай плотно упаковывают? Посмотрите он упакован в пакет. Чтобы его аромат не исчез.
Какой чай вы пьете дома чаще всего? Да, сейчас очень популярны чайные пакетики (Слайд №11).
А вы знаете, кто же придумал чай в пакетиках? Даже чайные пакетики упаковывают специально, чтобы сохранить вкус и аромат. (показ)
Изобрели пакетики в Америке. Один торговец шил небольшие мешочки из натурального шелка, ссыпал туда небольшими порциями чай и возил его в такой упаковке в качестве рекламы по ресторанам. Покупатели почему-то не догадывались высыпать чай, а заваривали прямо так, в пакетиках, окуная их прямо в чашку. Так появился чай в пакетиках.
Ребята, мы вспомнили родину чая, познакомились с правилами его сбора и упаковки. А знаете ли вы, что китайцы следят за своим здоровьем и ежедневно делают зарядку? Давайте и мы разомнемся.
(Физкультминутка).
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
(Надуть живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик).
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие - бедняжки.
(«Пружинка», одна рука на поясе).
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни - разобьются.
(Кружимся, рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки.
(Потянуться, руки сомкнуть над головой).
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.
(Сделать большой круг руками).
Ребята, а сейчас я вас приглашаю в лабораторию, для исследования чая.
Вы видите перед собой тарелки. Пододвиньте их поближе к себе, возьмите лупы и исследуйте содержимое в отделении под номером 1 и 2. Сравните их.
Дети: В тарелке №1 – чай черный, а в тарелке №2 – зеленый.
Как вы определили?
Дети: по цвету.
Еще чем отличается чай в отделениях №1 и № 2.
Чай называют черным из-за его цвета (Слайд № 12). Такой чай приготовить непросто. Для него срывают с чайного куста самые лучшие молодые побеги с двумя листочками. Их сортируют по размеру и вялят на теплом воздухе. Затем, скручивают и сушат. После сушки получается вот такой черный рассыпчатый чай.
Как вы думаете, как же получается зеленый чай? (Ответы детей). Зеленый чай готовят из таких же чайных листочков, что и черный. Только листочки не вялят и не скручивают, поэтому чаинки у него крупные и зеленые. (Слайд № 13).
А каким еще бывает чай? (Ответы детей).
Правильно. Чай бывает красный (Слайд № 14). Он имеет богатый вкус и аромат. Его называют чаем церемоний.
Есть еще желтый чай (Слайд № 15). Он близок к зеленому, у него мягкий бархатистый вкус. Он очень крепкий. Желтый чай очень дорогой, дороже всех остальных сортов чая.
А теперь, давайте рассмотрим содержимое тарелки № 3. Пододвиньте ее поближе. Рассмотрите все в лупу, понюхайте. Чем пахнет этот чай? Только ли листочки чая находятся на тарелке? Что вы еще видите? Что на твоей тарелке?
(Воспитатель расспрашивает детей. (содержимое на тарелках разное).
-На моей тарелке вместе с чаем лежат кусочки фруктов.
-А у меня чай перемешан с лепестками цветов.
Действительно, чай бывает с разными добавками (Слайд № 16, и от добавок меняется вкус чая.
Вы отлично справились с заданием.
Как вы думаете, что нужно, чтобы вырос хороший чай?
Дети: тепло, солнце, вода, чистый воздух, много влаги.
Еще чай растет в Индии, Японии, Турции А в нашей ,в России чай растет в Краснодарском крае.
Ребята, а вы дома пьете чай? А кто знает, как правильно заваривать чай? (ответы детей).
И так: сначала нужно согреть пустой заварочный чайник. Для этого обдают его (3-4 раза) кипятком. Так из чайника удаляются посторонние запахи, а аромат чая усиливается. Когда вода закипает, в чайник закладывают заварку и сразу заливают кипятком на треть или до половины. Чайник плотно закрывают крышкой, накрывают льняной салфеткой и настаивают (до 15 мин). Разбавлять чай и оставлять в чайнике на хранение не стоит.
Чай нужно пить свежезаваренным. Недаром восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму».
У русского народа есть много пословиц и поговорок о чае.
Выпьешь чайку - забудешь тоску.
Чай пьешь – до 100 лет доживешь.
Если чай не пьешь, где силы берешь.
Чай человеку подать, уважение оказать.
Пили с молоком, вареньем, а главное – с удовольствием.
А теперь давайте поиграем, придумаем определения к слову «чай». Я начинаю, а вы продолжайте. Чай ароматный. (Дети продолжают: вкусный, горячий, крепкий, терпкий, сладкий и т. Д.) Вы отлично справились с задачей, как много интересных, точных слов подобрали к слову чай.
Посмотрите, что то наш самовар заскучал. Ему так не хватает его подружек – веселых чашек.Я предлагаю вам сейчас украсить наши чашки аппликацией.
Но сначала сделаем гимнастику для рук, они нам сейчас пригодятся.
К чаю подойдет что то сладкое.
Торт
Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)
(дети выполняют аппликацию)
Посмотрите как красиво получилось
Приложение 2
Досуг с родителями средней группы
«Русское чаепитие».
Цель: приобщение детей и родителей к истокам русского народного творчества.
Задачи: способствовать развитию познавательной активности и любознательности; способствовать развитию творческих способностей детей (песни, танцы, стихи, загадки, частушки, пословицы) Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии опыта воспитания и привлечь их к сотрудничеству в создании в детском саду уютной домашней обстановки и богатой предметно – развивающей среды. Пробудить любовь к народной культуре.
Оборудование: русские костюмы, самовары, скатерти, салфетки, 2 обруча, мелкие игрушки, сушки, чай, чайник заварочный, аудиозаписи.
Предварительная работа: беседа с детьми об истории возникновения чая, о его разновидностях, беседа о самоваре, рассматривание иллюстраций.
Ход:
Песня «Русский чай»
Ведущий:Здравствуйте дорогие гости! Я - Девушка-Забавушка! Здравствуйте, гости дорогие, здравствуйте, милые детушки!
Давно мы вас ждали, без вас праздник не начинали!
Желаем вам не грустить. А очень веселыми быть!
Сегодня мы собрались на праздник большой, праздник радостный! А называется он – чайные посиделки или вечеринка! По обычаю старинному на Руси, как закончится уборочная страда, вечерком все собирались, да чай пили – отдыхали! А самое главное для чего собирались – для общения! Милости просим на чашечку чая! Рады всех мы пригласить, Чаем вволю напоить. А вы знаете, откуда чай появился?
Показ Презентации «История чая»
1 слайд
Далёкий 1638 год. Москва, Красная площадь. По площади в расписном красном кафтане и собольей шапке важно вышагивает боярин. А за ним слуги несли какие-то тюки, мешки и баулы. Это российский посол – Василий Старков. Царь Михаил Фёдорович посылал его к монгольскому хану. А теперь он возвращается из далёкой Монголии с подарками.
2 слайд
Вошёл посол в царские палаты, снял перед царём шапку, поклонился и стал подарки раскладывать. Диву дались бояре. Чего только не прислал монгольский хан: и посуду красивую, и ковры ручной работы, и копчёности разные, и кумыс… А в некоторых мешках были какие-то листики сушёные. Бояре окружили диковинные листья. Да только не знают они, что с ними делать. Позвали тогда они царского повара.
3 слайд
Пришёл повар, покрутил эти листья, пожевал немного, попробовал добавить в блюда разные, решив, что это специи ему неизвестные. Да не вкусно вышло.
4 слайд
И уже хотели листья те выбросить за ненадобностью, да только однажды, как рассказывает предание, захворал русский царь, и придворный лекарь дал ему выпить настой тех листьев. Напиток пришёлся царю по вкусу, и он быстро поправился. И с тех пор чай полюбился русскому народу.
5 слайд. Но чай был дорогим товаром И покупать чай могли только богатые люди. Лишь в 19 веке стали привозить чай из Китая, и своим названием чай обязан именно китайскому языку. Молодой листочек по - китайский означает "Ча".Постепенно он стал появляться на базарах. А вот в деревнях очень долго не слышали про чай и поэтому не могли его попробовать. Да и сейчас еще не все знают, сколько разновидностей чая есть.
6 слайд
К восточному чаю подавали сахар, баранки да калачи, а еще – варенье.
7 слайд
Для иностранцев символом русского чаепития считается странный русский самовар.
8 слайд
Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов. Главное в русском чаепитии (кроме чая) – это общение. Много чая, угощений и приятная компания – вот составные части чая по-русски.
9 слайд
Спасибо за внимание!
Приятного чаепития!
Ведущий:
Ну, теперь вы все про чай знаете! А теперь отгадайте загадки:
Загадки
Был листок зеленым –
Черным стал, ломанным,
Был он на лозине –
Стал он в магазине (чай)
Бел, как снег,
В чести у всех,
В рот попал –
Там и пропал (сахар)
Под одной крышей
Четыре брата стоят (стол)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее
Всем на загляденье…
Ну и объедение! (бублик)
Как начнет говорить – разговаривать
Надо чай поскорее заваривать (чайник)
Стоит толстячок,
Подбоченивший бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит (самовар)
Ведущий: Ай, да молодцы, ребятки, разгадали все загадки! Пора поиграть в игру: «Чайничек с крышечкой» - подготовить чайник к завариванию.
- Чайничек с крышечкой (чертит руками в воздухе перед собой две параллельные вертикальные линии)
- Крышечка с шишечкой (чертит рукой в воздухе перед собой горизонтальную черту)
- Шишечка с дырочкой (сжимает руку в кулак)
- С дырочки (указательным и большим пальцами показывает дырочку)
- Пар идет (показывает руками идущий пар).
Ведущий:
Все-то вы знаете! А вот какой бывает чай? Чай бывает черным, зеленым, красным.
Он бывает гранулированным и листовым. Листочки в чае могут быть средними и крупными.
А еще есть чай в пакетиках. Из полезных растений тоже заваривают чай.
А теперь мы приступаем к церемонии заваривания.
Сейчас каждая семья покажет, как заваривает чай, и мы узнаем – какой чай любит каждый из вас!
ЦЕРЕМОНИЯ ЗАВАРИВАНИЯ
(одна семья заваривает зеленый, другая – черный, третья – красный, кто-то добавляет траву в чай, родители подносят сначала чай, а потом уже заваренный чай к каждому ребенку, чтобы почувствовать аромат чая)
Вед:
Чай горячий – наша сила
Украшение стола
Чаепитие в России
Вот хорошие дела!
С чая лиха не бывает
Так в народе говорят
Чай – здоровье. Каждый знает
Пей хоть пять часов подряд!
Вед: Перед чаепитием надо бы порядок навести.
Игра “Веселая уборка”.
Каждой команде мы дадим по ведерку, в котором лежат кубики. Первый участник до обруча, высыпает кубики в обруч, бежит обратно передает ведерко следующему участнику. Он бежит, собирает, бежит обратно, передает полное ведро следующему игроку. Тот высыпает и т.д. Пока все участники не сыграют.
Вед: Русский народ о чае песни поет.
А в русских пословицах о чае вот, что молвится.
1.Мы за чаем не скучаем, по 3 чашки выпиваем.
2.Чаем на Руси никто не подавился.
3. Чай не пиво, много не выпьешь.
4. Чай пить – не дрова рубить!
5. Выпьешь чайку – забудешь тоску.
6. Чай пьешь – здоровье бережешь.
7.Угощай гостей чайком – будешь лучшим им дружком.
8. Вместо пива попивай – русский, сладкий крепкий чай,
9.Ты чайку, дружок попей – пляска будет веселей!
Игра «Бублик»
-Ну, ребята, не зевайте,
Бублик вы передавайте,
А к кому бублик придет
Тот с мамой (танцевать) пойдет!
Вед: Самовар готов, чай заварили.
Все хорошо, только к чаю ничего у нас нет! Но я вот тесто приготовила, может, вы мне поможете баранки испечь. А для баранок нужны яйца и чем больше, тем вкуснее.
Игра “Попади в корзину ”
Напротив каждой команды на определенном расстоянии стоят “корзины” игрокам раздаются мячи. По очереди каждый кидает в корзину. Побеждает та команда, в чьей корзине оказалось больше мячей.
Мастер-класс «…. для чаепития»
Тесто пластика «Баранки, калачи»
(из ….дети и мамы делают ….)
Вед: Чайник шумит, баранки
На скатерти – самобранке,
И конфеты, и печенье,
И душистое варенье.
Ведущий:
А я и забыла, что к чаю у нас еще есть вкусное варенье! Поиграем в игру - «Угадай варенье на вкус!»
Варенье из абрикосов – какое? Абрикосовое!
Варенье из малины – какое? Малиновое!
Варенье из клубники – какое? Клубничное!
Варенье из вишни – какое? Вишневое!
Варенье из яблок – какое? Яблочное!
Варенье из смородины – какое? Смородиновое!
Ведущий: Ну, вот теперь и наступил момент чаепития!
Угощайтесь! Приятного чаепития!
Вед: За столы всех приглашаем
Русским чаем угощаем!
Чаепитие с мамами.
Используемая литература:
Интерне-ресурсы:
http://xn----htbdjd0ah9an.xn--p1ai/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...
Паспорт проекта Краткосрочный проект по декоративно-прикладному искусству «Народные промыслы России»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно -прикладного искусства и с народными традициями. Через знакомство с народным декоративным-искусством , котор...
Паспорт проекта Краткосрочный проект по познавательному развитию «Потешки»
Актуальность проекта: В дошкольном детстве происходит очень важный , уникальный для развития ребенка процесс овладения родным языком. В период младшего дошкольного возраста фольклор приобретает особую...
Информационная карта проекта Краткосрочный познавательно-творческий проект в средней группе «Моя семья – моя радость»
Участники проекта: воспитатель, дети и родители старшей группыТип проекта: познавательно-творческийПродолжительность проекта: краткосрочный (ноябрь 2020 года)Возраст детей: младший...
познавательно-творческий проект Краткосрочный проект "Осенние истории"
Проект «Осенние истории»для детей второй младшей группы.Вид проекта: исследовательски-творческий.Продолжительность: сентябрь – ноябрь.Сроки проведения: 01.09.201...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект. Краткосрочный проект по логопедии
Краткосрочный проект на 1 месяц на тему 23 февраля...
- Мне нравится (3)