Конспект организованной образовательной деятельности по теме "Традиции чаепития"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кузьменко Оксана Петровна

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию  "Традиции чаепития" для детей подготовительной к школе группы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-63, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Конспект

организованной образовательной деятельности

по теме: «Традиции чаепития»

(подготовительная группа)

Разработала:

старший воспитатель

МАДОУ «ЦРР д/с №1 «Жар-птица»

Кузьменко О.П.

Рубцовск, 2021 г.

Схема конспекта занятия

Образовательная область  познавательное развитие  Возрастная группа  подготовительная

Тема занятия  «Традиции чаепития»

Интеграция образовательных областей:  художественно-эстетическое развитие, речевое развитие,  социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Цель: Знакомство детей с историей появления чая на Руси. Уточнение представлений детей о чае и его свойствах.

Программные задачи

  1. Образовательные:

- дать представление о традициях чаепития в разных странах;

- расширить представления детей о предмете русского народного быта – самоваре, его видах и назначении;

- учить различать виды чая по внешним признакам (цвет заваренного напитка, форма и размер сушёных листьев);

- познакомить с полезными свойствами чая.

  1. Развивающие:

- способствовать развитию познавательной активности и любознательности через опытно-исследовательскую деятельность;

- продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия, учить делать выводы;

- развивать зрительное и слуховое внимание, умение слышать и слушать друг друга и педагога;

- активизировать в речи качественные прилагательные: мелколистовой, крупнолистовой, гранулированный.

  1. Воспитательные:

- воспитывать интерес к традициям своего народа, поощрять желание быть гостеприимными радушными хозяевами;

- воспитывать любознательность, интерес к опытно-исследовательской деятельности.

Формы организации совместной деятельности: просмотр презентации, рассказы детей, работа с картой, опытно-исследовательская деятельность, выполнение практических заданий,  исполнение песни.

Форма организации детей: подгрупповая.

Методы организации: наглядные: демонстрация презентации, показ карты, демонстрация опытов;

словесные: беседа, объяснение, рассказ воспитателя и детей;

практические: показ способов деятельности, самостоятельная работа.

Оборудование: ширма, политическая карта, мольберт, указка, атрибуты  костюмов, разрезная картинка, самовар, кувшин с водой, карточки для выводов, чаши Петри с чаем трёх видов, 4 заварочных чайника, кружка, одноразовые ложки, чай и добавки в одноразовых стаканчиках, разносы, контейнеры для перемешивания, пакеты для чая, прищепки.

Предварительная работа: знакомство с политической картой мира, подготовка сообщений, изготовление атрибутов костюмов, знакомство с пословицами о чае, разучивание песни.

Словарная работа: почётный гость, побег, император, легенда, пастух, плантации, иммунитет, посол, хан, лекарь, паром, трактир.

  1. Организационный момент

Цель: организация внимания детей, введение в тему.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети заходят в зал, отвечают на вопрос, приветствуют гостей поклоном.

Каждый ребёнок говорит или изображает приветствие. 

(Дети произносят слова: Здравствуйте, доброе утро, «ни хао» – здравствуйте по-китайски. Показывают приветствия жестами: как в странах Африки (поднести руку ко лбу, затем к губам и позже к сердцу), как в Японии (приветствуют друг друга кивком головы, сложив руки перед собой без каких либо фраз), как в Тайланде (касаются лба сложенными ладонями, затем кладут руки на грудь и  делают приветственный поклон), рукопожатием.)                    

Дети садятся на стульчики.

- Ребята посмотрите к нам пришли гости, а когда к нам приходят гости, что мы делаем? 

- В старину на Руси приветствовали друг друга поклоном. Давайте поприветствуем наших гостей поклоном.

- Пожмите руки нашим гостям.

- Проходите на стульчики.

Слайд №1

  1. Основная часть занятия.

Цель: Знакомство детей с историей появления чая на Руси. Уточнение представлений детей о чае и его свойствах.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечания

Дети слушают рассказ воспитателя, высказывают предположения, отвечают на вопросы.

Девочка – китаянка: Ни-хао. На моём языке слово чай звучит как «цха» или «тха». В нашей стране чай очень ценится. Существует такая легенда. Много тысяч лет назад император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. У нас любят зеленый чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или чашке с крышкой.

- Из Китая. Потому что девочка поздоровалась по китайски: ни-хао.

Ребёнок показывает на карте.

Девочка – японка: Конни-чива. Привет вам из страны Восходящего солнца. У нас очень любят чай. Его пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и красивыми национальными предметами. В старину существовал один обязательный ритуал: когда воин входил в чайный домик, нужно было оставить снаружи всё оружие, которое у него было. Это означало, что гость пришел с миром и готов забыть на время о всех заботах, в том числе и о войне.

- Из Японии, её называют страной восходящего солнца, потому что она первой встречает рассвет.

- А ещё девочка поздоровалась по-японски.

Ребёнок показывает на карте.

Девочка – узбечка: Ассалом алейкум!  В моей стране летом очень жарко. Мы любим пить зеленый чай, потому что он хорошо утоляет жажду. Пьют у нас чай из пиалы. У пиалы нет ручки, потому, если налить её полную, то держать в руках неудобно. Заваривает чай хозяин дома. Чем почетнее гость, тем меньше чая в пиале. Говорят: «Налить с уважением». Это значит можно проявить заботу о госте, постоянно подливая ему чай. К чаю подают угощения — засахаренные фрукты.

- Из Узбекистана. По приветствию Ассалом алейкум!  

Ребёнок показывает на карте.

Постепенно из Китая чай попал в Японию, Индию, Монголию.  (показывает на карте) Русский царь Михаил Фёдорович Романов направил своих послов с богатыми дарами к монгольскому правителю. Хан в ответ подарил царю пакеты с сушеными листьями. Русские послы возвратились в Москву и передали чай царю. Придворный лекарь приготовил из листьев отвар и дал его больному. Тот выпил отвар и ему стало легче. После этого стали лечить этим питьем царя и его родственников.

Дети слушают воспитателя и смотрят презентацию.

Дети собирают разрезную картинку самовара на ковре.

Дети высказывают предположения, отвечают на вопросы.

Просмотр видеоролика.

Дети называют пословицы про чай, садятся за столы.

Дети рассматривают чай, отвечают на вопросы педагога, высказывают предположения, делают выводы.

Дети наблюдают за проведением опыта, отвечают на вопросы педагога, высказывают предположения, делают выводы.

Один из детей принимает участие в проведении опыта.

Двое детей выходят для выполнения задания.

Остальные дети наблюдают за проведением опыта, отвечают на вопросы педагога, высказывают предположения, делают выводы.

Дети подходят к столу и выбирают разнос с чаем и различными добавками.

Дети выполняют практическую часть.

Введение в тему

- Ребята, перед вами карта мира. Это изображение всех стран, которые есть на земле. Каждая страна обозначена своим цветом. В каждой стране у каждого народа есть свои песни, танцы, традиции.

- Как вы понимаете слово «традиция»?

- «Традиция» - то, что передаётся от одного поколения к другому: от бабушек и дедушек к мамам и папам, а от них к детям. Например, в нашей группе появилась традиция приветствоовать друг друга каждое утро по разному, а перед обедом няня приглашает вас к столу в стихах. Это тоже наша традиция.

Сообщение темы занятия

- Сегодня мы поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои.

Беседа с детьми

- Ребята, а если бы к нам прилетели инопланетяне и спросили вас: что такое чай? Что бы вы им сказали?

-  Чай – это прекрасный полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же не заменим, как хлеб.

- А ещё чай - это вечнозелёный кустарник или небольшое дерево.

- Как вы понимаете вечнозеленый?

- Правильно, его листья не желтеют и не опадают в течение всего года.

- Для его роста необходим тёплый климат с достаточным количеством влаги.  У растения срывают верхушки молодых побегов, сушат, обрабатывают, упаковывают в коробочки и отправляют в магазин. Мы покупаем его, завариваем дома и пьём.

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Попробуйте отгадать из каких они стран. Если вы правильно отгадаете страну, то её изображение появится на экране. Давайте послушаем первого гостя.

Рассказ ребёнка

- Ребята, а как вы думаете из какой страны пришло это письмо?

- Как вы догадались? Правильно.

- Кто может показать на карте, где находится Китай?

- Посмотрите на экран – это чайник из красной глины в котором в Китае заваривают зелёный чай.

- Давайте пригласим следующего гостя и попробуем отгадать откуда он к нам приехал. Если вы правильно отгадаете страну, то её изображение появится на экране.

- Как вы думаете, из какой страны это письмо? Как вы догадались?

- Ребята. А почему Японию так называют?

- Именно эта страна изо дня в день первой на всем земном шаре встречает рассвет.

- Кто может показать Японию на карте?

- Посмотрите, на экране чайный домик, в котором принято пить чай в Японии.

- Давайте пригласим следующего гостя. Что же он нам расскажет. Если вы правильно отгадаете страну, то её изображение появится на экране.

- Как вы думаете, из какой страны это письмо? Как вы догадались?

- Кто может показать Узбекистан на карте?

- Правильно. В Узбекистане к кому бы вы ни пришли в гости, вас всегда напоят ароматным чаем. Отказываться считается невежливым – можно обидеть хозяев дома. 

- На экране вы видите чайник и пиалу из которой пьют чай в этой стране – посмотрите они украшены красивым национальным узором.

- Действительно ребята родина чая – Китай, в переводе слово «чай» означает «Молодой листочек». Долгое время выращивание и изготовление чая в Китае держали в большом секрете. Чайные плантации скрывали и строго охраняли.

- А как же чай попал в Россию? Нам расскажет Артем.

Рассказ ребенка

- В России первое время были противники чая, которые приписывал ему вредные свойства.  Позже чай стал любимым напитком в большинстве стран мира, выращивать его долгое время не умели и привозили его из Китая. Трудным был путь китайского чая к русскому столу. Его везли много тысяч километров на верблюдах, тележках, санях, переправляли на паромах через реки. Целый год караван с чаем добирался до Москвы.

- Стоил чай очень дорого. Пили его по большим праздникам. Поэтому — то и возникло выражение «чайком побаловаться». Долгое время чай был доступен только богатым людям. А бедный человек не мог его купить.

- Традиции чаепития каждый народ хранит и поддерживает на протяжении многих лет. Мы уже слышали, что заваривают и пьют чай в каждой стране по-особому. В России любили пить чай из блюдца. Держали блюдце под донышко и дули на чай, чтобы остудить. Сахар обычно не клали в чай, а пили вприкуску, то есть сначала откусывали кусочек сахара, потом запивали чаем.

- Ребята, хотите узнать, без чего раньше не обходилось ни одно чаепитие на Руси?

- Тогда предлагаю вам собрать пазлы в которых хранится подсказка.

- Что у вас получилось?

- Всё верно – без самовара не обходилось ни одно чаепитие на Руси.

- Посмотрите, я приготовила для вас настоящий самовар.

- На Руси любили пить чай из самовара. Нередко самовар называли «генералом». Как вы думаете, почему?

- Генерал – это большое военное звание. А самовар был самым главным и важным на столе и собирал вокруг себя всю семью. В наши дни самовар считается таким же традиционным русским сувениром, как матрешка, балалайка, расписная хохломская посуда.

- Самовар – старинное русское изобретение. Кто знает в каком городе начали делать впервые самовары?

- Считается, что родина самовара – город Тула. Поэтому самовар называют тульским. Давайте повторим хором «тульский».

- Как вы думаете, почему самовар так назвали?

 - Первые самовары были изготовлены более 250 лет назад. Выпускали самовары разного вида: «банка», «ваза», «шар», «бочонок», «яйцо». Каждая фабрика старалась придумать свой, непохожий на другие самовар. Самовары делались маленькие дорожные и огромные трактирные. Самовар покупали на всю жизнь, порой он переходил от родителей к детям, его берегли, за ним ухаживали.

- Хотите узнать, как же пользовались таким самоваром?

- Предлагаю вам посмотреть видео.

- Позднее на смену старинным самоварам пришли электрические самовары, но а сейчас люди пользуются электрическими чайниками. Но традиция собираться всей семьёй за чаем сохранилась до наших дней. Я предлагаю налить воду в наш самовар и поставить его кипятиться.

- Предлагаю перейти к практической части нашего занятия. За стол пройдёт тот, кто назовёт пословицу про чай.

Практическая часть

- Пока наш самовар греется, позаботимся о заварке. А что такое заварка?                             - Правильно, это сухие листочки чая. Сегодня я приготовила для вас разные сорта чая.

 

1 опыт

- Перед вами три чаши. Возьмите чашу с цифрой 1. Рассмотрите чай.

- Какого размера чаинки?

- Ребята, вы правильно сказали – это черный чай с мелкими отдельными чаинками. Такой чай называют мелколистовой. Это чай, у которого листочки в процессе скручивания были повреждены.

- Давайте проговорим вместе: мелколистовой.

- Возьмите чашу под №2. Рассмотрите чай.

- Сравните чаинки в чаше №1 и №2. Какого размера чаинки?

- А как вы думаете, как называют такой чай?

- Это крупнолистовой чай, он скручен из целых листочков. Давайте проговорим хором: крупнолистовой.

- Возьмите чашу под №3. Рассмотрите чай.

- На что похожи чаинки?

- Это измельчённые листики плотно скрученные особым образом называются гранулы. И такой чай называется гранулированный. Давайте проговорим хором: гранулированный.

Давайте сделаем вывод, какой бывает чай.

Вывод: Чай бывает крупнолистовой, мелколистовой и гранулированный.

2 опыт

-  Сейчас мы будем заваривать чай. Как раз у нас в самоваре вода закипела.  А в кувшине вода холодная.  Давайте проведем опыт и проверим, какая вода нужна для заваривания чая.

-  Мне понадобиться помощник. (Приглашет одного из детей.)

- Мы с Полиной будем заваривать черный чай. Заварка уже насыпана.

 - Полина, налей в чайник холодной воды. Садись.

- А я налью в чайник кипячёной горячей воды.

- Что вы увидели? Как изменилась вода в чайниках?

Давайте сделаем вывод, какая вода нужна для заваривания чая?

Вывод: Для заваривания чая нужна горячая вода.

3 опыт

- Посмотрите, мы заварили чёрный чай. У нас приготовлено ещё два чайника и заварка. Предлагаю вам заварить ещё два вида чая.

- Настя, насыпь 2 ложки чая в свой чайник, а Эдгар – насыпь 2 ложки чая в свой чайник. Спасибо (дети садятся).

- Добавим кипяток. Посмотрим, что же произойдёт.

- А как вы думаете дети могут сами наливать кипяток? Почему?

- Посмотрите на воду в чайниках: она одинаковая или разная?

- Вы верно заметили, что чай получился разного цвета.

- Все виды чая изготавливаются из листа, сорванного с одного растения. А цвет чая зависит от способов его обработки: как чайный лист сушили: на солнце или в тени, нагревали в печи или продували на ветру, обрабатывали горячим паром или специально создавали в помещении влажный воздух. Таким образом в результате обработки один и тот же чайный лист превращается в чёрный, зелёный или красный чай.

- Эдгар, от чего зависит цвет чая?

- Сделайте вывод о том, какой бывает чай в зависимости от способа его обработки.

Вывод: В зависимости от способов обработки чайных листьев различают чёрный, зелёный и красный чай. 

Изготовление чая

- Привыкли и на Руси к чаю! И умели его вкусно заваривать. Для этого использовали душистые, целебные травы. Сейчас предлагаю приготовить самим чай. У нас есть различные добавки. Если вы хотите приготовить чай с большим количеством витаминов, тогда надо добавить шиповник. (Педагог описывает действия различных трав)

- Подойдите к столу и выберите разнос с понравившейся вам добавкой.

 - Я предлагаю вам сделать чай с добавками. Аккуратно смешайте в тарелке чёрный чай и добавку.  Хорошо перемешайте. Теперь аккуратно пересыпьте чай из тарелочки в пакет.  Ваш ароматный чай готов. Заверните верхнюю часть пакета и закрепите прищепкой.

На мольберте – политическая карта мира

Слайд №2

Слайд №3

Показ видеофрагмента

Звучит китайская музыка

Слайд №4

Карта Китая

Слайд №5

Звучит японская музыка

Слайд №6

Карта Японии

Слайд №7

Звучит узбекская музыка

Слайд №8

Карта Узбекистана

Слайд №9

Слайд №10

Слайд №11,12,13,14

Слайд №15

Воспитатель достает настоящий самовар

Слайд №16

Слайд №17, 18, 19, 20, 21, 22, 23

Слайд №24

Слайд №25

Педагог ставит кипятиться воду в самоваре

Перед детьми расставлено оборудование, необходимое для проведения практической работы.

Педагог демонстрирует карточку №1

Педагог демонстрирует карточку №2

Педагог демонстрирует карточку №3

  1. Заключительная часть занятия:

Цель: подведение итога занятия.

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Дети отвечают на вопросы педагога, делятся впечатлениями.

Дети дарят гостям пакетики с изготовленным чаем.

Дети исполняют песню о чайном празднике. (на мотив песни «Голубой вагон»)

- Что нового вы узнали сегодня на занятии?

- Кто запомнил, в какой стране начали впервые выращивать чай?

- Без чего не обходилось раньше чаепитие на Руси?

- Почему появилось выражение «Ча

йком побаловаться?»

- Как называли самовар на Руси? Каким военным званием?

- В каком городе начали выпускать самовары?

- А что вам понравилось делать на занятии?

- Я предлагаю вам проявить гостеприимство и подарить чай нашим гостям, вы согласны?

  -  Гостей всех близких привечаем

Мы ароматным нашим чаем.

От всех невзгод, от всех болезней

Что может быть еще полезней?

Наш гость, сегодня не скучай,

Пей от души душистый чай!

-  А еще наши дети хотят подарить вам песню.

Песня «Приглашаем к чаю»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной деятельности «Познание» «Если ты заболел».

Конспекторганизованной образовательной деятельностив первой младшей группепо образовательной деятельности «Познание»«Если ты заболел»....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Грибы для белочки» Возрастная группа: средняя

конспект составлен для детей средней группы. Основная цель: научить детей рисовать грибы. Задачами являются: продолжать знакомить детей с овальной формой, познакомить с геометрической фигурой - полукр...

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области “по продуктивным видам деятельности” (пластилинография)

Цель. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом.Учить выполнять изображения клоуна в нетрадиционной технике исполнения – пластилинография. Развивать ч...

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области “по продуктивным видам деятельности” (декоративное рисование)

Цель. Продолжать знакомство детей с Городецкой росписью, её колоритом, особенностями.Задачи. Учить выделять новый элемент узора – птицу, особенности её формы, украшения, сочетание цветов. Развив...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Традиции чаепития»

Цель: расширять представления детей о многообразии традиций чаепития в разных странах.Программные задачи:  Образовательные:познакомить с историей чая,  чайными  церемониями  разных...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Чаепитие» для детей второй младшей группы

Конспект организованной образовательной деятельности  по развитию речи на тему «Чаепитие» для детей второй младшей группы...