Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Традиции чаепития»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Варака Татьяна Михайловна

Цель: расширять представления детей о многообразии традиций чаепития в разных странах.

Программные задачи:

 

Образовательные:

  • познакомить с историей чая,  чайными  церемониями  разных  стран;
  • учить детей  заваривать чай, знакомить с его полезными свойствами;
  • познакомить с правилами сервировки чайного стола, правилами этикета;
  • учить безопасному поведению при заваривании чая;
  • способствовать формированию эмоциональной сферы ребенка в процессе партнерских взаимоотношений с взрослым и сверстниками.

 Развивающие:

  • развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни;
  •  развивать связную речь, обогащать словарный запас;
  •  развивать мышление, внимание, творческую активность, любознательность и познавательную мотивацию.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру поведения за праздничным столом;
  • воспитывать интерес  к социокультурным  ценностям нашего народа, к отечественным традициям;
  • воспитывать интерес к культуре и традициям в разных странах мира;
  • воспитывать интерес к здоровому образу жизни.

Предварительная работа: выставка детского  творчества: «До чего ж посуда хороша, что поет моя душа!», «Чайный сервиз для кукол»; беседа «Опасные предметы», «Такие разные страны»; рассматривание глобуса и физической карты мира; загадывание и составление загадок по данной теме; заучивание пословиц по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chaynaya_istoriya.docx37.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 6 «ЗОРЕНЬКА»

городского округа Ступино Московской области

(МАДОУ д/с комбинированного вида № 6 «Зоренька»)

Конспект

организованной образовательной деятельности

по познавательно-исследовательской деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

«Традиции чаепития»

Подготовила воспитатель:

 Варака Т.М.

Ступино 2022г

Цель: расширять представления детей о многообразии традиций чаепития в разных странах.

Программные задачи:

Образовательные:

  • познакомить с историей чая,  чайными  церемониями  разных  стран;
  • учить детей  заваривать чай, знакомить с его полезными свойствами;
  • познакомить с правилами сервировки чайного стола, правилами этикета;
  • учить безопасному поведению при заваривании чая;
  • способствовать формированию эмоциональной сферы ребенка в процессе партнерских взаимоотношений с взрослым и сверстниками.

 Развивающие:

  • развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни;
  •  развивать связную речь, обогащать словарный запас;
  •  развивать мышление, внимание, творческую активность, любознательность и познавательную мотивацию.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру поведения за праздничным столом;
  • воспитывать интерес  к социокультурным  ценностям нашего народа, к отечественным традициям;
  • воспитывать интерес к культуре и традициям в разных странах мира;
  • воспитывать интерес к здоровому образу жизни.

Предварительная работа: выставка детского  творчества: «До чего ж посуда хороша, что поет моя душа!», «Чайный сервиз для кукол»; беседа «Опасные предметы», «Такие разные страны»; рассматривание глобуса и физической карты мира; загадывание и составление загадок по данной теме; заучивание пословиц по данной теме.

Материал:

1.CD проигрыватель,  диск;

2. Мультимедийная презентация об истории возникновения чая и традиций чаепития в разных странах;

3.Слайды с картинками (стол, сахар, лимон, самовар);

4. Для оформления праздничного стола: белая скатерть, чайная посуда, муляжи хлебобулочных изделий и  сладостей, бумажные и тканевые салфетки, самовар;

5. Для проведения эксперимента и заваривания чая:

- чайная заварка,

- два чайника (с холодной кипяченой водой, с горячей кипяченой водой),

- два заварочных чайника;

6. Для проведения игры – соревнования « Собери чайный сервиз»:  разрезные картинки предметов чайной посуды.

Литература:

1.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятий. - М.:УЦ. ПЕРСПЕКТИВА. 2008.

2.Голицина Н.С. ОБЖ для старших дошкольников. – М.: Изд. «Скрипторий 2003», 2010.

3.Дыбина О.В. Рукотворный мир: Игры-занятия для дошкольников.- 2-е изд., М.:ТЦ Сфера, 2014.

4.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2015.

Ход  занятия:

Дети заходят в музыкальный зал и садятся на стулья. В зале оформлена выставка коллективного детского творчества «Чайный сервиз для кукол» и детских  рисунков «До чего ж посуда хороша, что поет моя душа!

1.Организационный момент.

Воспитатель:

Гостей сегодня мы встречаем
Душистым ароматным чаем.
От всех невзгод, от всех болезней,
Что может быть еще полезней?
Наш гость, сегодня не скучай,
Будем пить душистый чай!

Сегодня мы с  вами отправимся в путешествие, в  котором познакомимся с чайными церемониями разных стран и  узнаем,  как  правильно  заваривать  чай  и  накрывать  чайный  стол  к  приходу  гостей.   

2. Презентация об истории возникновения чая.

Воспитатель: Сейчас  мы с вами поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай,  но традиции чаепития у разных народов разные.

(1 слайд) Чай - китайское слово. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу,  приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай - это вечнозеленый кустарник, который  растет  плантациями  высоко  в  горах. Сборщики чая срывают два – три   верхних молодых  листочка с побегов

(2 слайд) Вот  мы и попали на  родину чая - Китай,  где его начали разводить 2,5 тысячи лет назад. Он там ценился очень высоко. Императоры дарили чай своим вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных церемоний. В  Китае  любят  пить  зеленый  чай.  Его  заваривают  в  специальном  чайнике  из  красной  глины  или  чашке  с  крышкой.

(3 слайд) А   сейчас  перенесемся  в  Японию. В  стране  восходящего  солнца  тоже  очень  любят  пить  чай.  Чай  пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и красивыми национальными предметами.

(4 слайд) Следующая  страна,  в  которую  мы  отправимся  - это  Англия.  В  этой  стране  очень  часто  бывает  дождливая,  пасмурная  погода,  поэтому  англичане  не  представляют  свою жизнь  без  чая.  В  Англии  пьют  чай  в основном  в  публичных  местах – в  так  называемых  «чайных  садах».  Англичане  пьют  чай  три  раза  в  день,  строго  в  определенное  время:  утром – за  завтраком,  в  13 часов  за  ланчем,  и  обязательно  вечером,  ровно  в  17 часов.

(5 слайд) Мы дальше продолжим своё путешествие и отправимся в Россию. В России чай появился 360 лет назад в виде подарка от монгольского правителя  русскому  царю.  С  особым  размахом  чаепитие  осуществлялось  в  купеческих  домах:  часами  сидели  купцы  за  чайными  столами.  Кто-то любил пить чай из блюдца. Держали блюдце под донышко и дули на чай, чтобы остудить. Сахар обычно не клали в чай, а пили  вприкуску.

(6 слайд) Самым главным на столе был самовар. Его ещё называли генералом.

Посидеть  за  самоваром

Рады  все  наверняка,

Ярким  солнечным  пожаром

У  него  горят  бока.

Самовар  поет – гудит,

Только  с  виду  он  сердит.

К  потолку  пускает  пар

Наш  красавец  самовар.

3. Практические приемы заваривание чая, экспериментирование.

Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу (на столе два заварочных чайника, заварка, два чайника: с холодной и горячей кипяченой водой). В России издавна любили чай и умели вкусно заваривать. Ведь заваривание чая – интересный и важный ритуал. И с ним мы сейчас познакомимся, а еще проведем эксперимент. Ребята, как вы думаете, какой температуры должна быть вода для заваривания чая? (Температура должна быт высокой. Вода горячая.) Ребята, что нужно  для  того,  чтобы  организовать  чаепитие? (Для организации чаепития нужен чайный сервиз, угощение, скатерть, салфетки, самовар. А еще нужно знать правила этикета и поведения за столом) Как называется посуда, из которой мы пьем чай? ( Посуда называется  чайной.) Молодцы! Вы правильно ответили на мои вопросы. Теперь приступим к завариванию чая и поэкспериментируем.

Заваривать  чай  мы  будем  в  заварочном  чайнике,  который хорошо  держит  тепло. Заварочный чайник надо промыть и обдать кипятком. Вылить кипяток и положить 2–3 чайные ложки заварки, залить кипятком до половины чайника, закрыть крышкой и оставить на 5–7 минут.   По  какому  признаку  мы  можем  узнать,  что  в  чайнике  кипяток?  (Идет пар).  Будьте предельно внимательны,  так  как  кипяток  очень  опасен.  Что  может  произойти?  (Можно  обжечься).  Поэтому  желательно  чай  самим  не  наливать. (То же проделываем и с завариванием чая холодной кипяченой водой).  Посмотрите, в какой  цвет  окрашивается  вода,  что  происходит  с  листочкам? (В чайнике, залитым холодной кипяченой водой, вода окрасилась слабо. Она имеет слегка желтоватый оттенок. Листочки чая не развернулись. А в чайнике, залитым горячим кипятком, вода приобрела красно - коричневый цвет. Листья чая развернулись почти полностью.) По истечении времени чайник надо долить горячей (второй чайник холодной) водой полностью. И чай готов!  Проверяем! (По результатам наблюдения дети делают вывод, что чай можно заварить только горячим кипятком,  а чтобы он был вкусный и полезный, надо соблюдать правила заваривания чая.) ( Дети  садятся на свои места.)

4. Беседа о пользе чая.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поговорим о полезных свойствах чая.

Чай горячий, ароматный 
И на вкус такой приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет.
Силы свежие дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир!

В чем чудодейственная сила чая? (Чай придает силы, исцеляет болезни, снимает усталость, поднимает настроение, укрепляет здоровье.)

 В чае много витаминов:        

“А” – важен  для зрения.
“В” – полезен для нервной системы, снимает усталость.
“С” – повышает и укрепляет иммунитет.

 Какие  виды  чая  вы  знаете? (Это зеленый, белый, черный, травяной, ягодный

чай. Чай бывает крупнолистовой, мелколистовой, гранулированный (словарная работа), пакетированный.)

-Ребята, какие  пословицы  вы  знаете  о  чае?

Выпей  чайку – забудешь  тоску.

Чай  пьёшь – до  ста  лет  проживёшь.

Чай  не  пьёшь,  откуда  силу  возьмёшь?

Чай  не  пить, так  на  свете не  жить.

С  чая  лиха  не  бывает.

Чай  крепче,  если  он  с  добрым  другом  разделён.

 - А  теперь  отгадайте  загадки:

(После  правильного  ответа картинка с отгадкой появляется на мультимедийном  экране)

 1.  Ножек  четыре,

     Шляпка  одна

     Нужен,  коль  станет

     Чаёвничать  вся  семья. (Стол)

2.   Бел,  как  снег

      В  чести  у  всех.

      В  рот  попал,

      Там  пропал. (Сахар)

3.   Цветом жёлт и ароматен

      В  чай  кладут  и  чай  приятен.

      Только очень кислый он,

       А зовется так…(лимон).

4.   Стоит  толстячок,  подбоченивши  бочок,

      Шипит  и  кипит,  всем  чай  пить  велит. (Самовар)

 - Молодцы, ребята! Все загадки отгадали!

 5. Физкультминутка «Посуда»

(Дети выходят в центр зала и образуют круг)

Вот большой стеклянный чайник.

(надуть живот, одна рука на поясе)

Очень важный он начальник.

( другая рука  изогнута как носик)

Вот фарфоровые чашки,

(приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

(потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос.

( сделать большой круг)

Он посуду нам принес.

 6. Игра – соревнование «Собери чайный сервиз»

Воспитатель: А теперь давайте поиграем и посоревнуемся. Игра называется

« Собери чайный сервиз». Нужно разделиться на две команды, подойти к своим столам и по моей команде собрать из разрезных частей предметов чайной посуды сервиз для чая. Будет оцениваться правильность и скорость. Итак, готовы? Начали! (дети выполняют задание) Молодцы! Вы быстро и правильно собрали свои сервизы. Теперь можно позвать гостей.

 7. Сервировка  стола,  этикет.

Воспитатель: Ребята, вы  уже  много  узнали  о  чае, чайных  церемониях,  и  я  предлагаю  всем   вместе  накрыть  стол  к  чаю. Проходите, пожалуйста, к сервировочному столу. ( Дети помогают воспитателю в сервировке стола.) 

Обязательным  атрибутом  праздничного  стола  является  белая  скатерть.

В центр  стола  ставим  самовар, кладем бумажные и тканевые  салфетки,  сахарницу,  заварник,   угощение.  Перед сидящим ставим  чашку  с  блюдцем, 

Чайную  ложечку  кладём  справа,  выпуклой  стороной  вниз. Тканевую  салфетку  кладём  слева  от  блюдца  с  чашкой.

 -  Сейчас  я  познакомлю  вас  с  основными  правилами  поведения  за  столом     во  время  чаепития.

1)  Получив  чашку  чая,  помните,  что  сахар  берут  из  сахарницы  общей  ложкой.  Не  забудьте  вернуть  ложку  в  сахарницу,  не  опуская  её  в  свою  чашку.

2)  Размешав  сахар  своей  ложкой,  выньте  её  и  положите  на  блюдце.

3)  Для  лимона  кладётся  специальная  вилочка.

4)  Печенье,  пирожки,  конфеты  берут  из  вазы  или  блюдца  рукой.

5) Торт  кладут  на  тарелку  специальной  лопаткой,  есть  нужно  десертной  вилкой  или  ложкой.

6) За  столом  не  следует  делать  замечания  другим.

7) Всё  время,  пока  гости  сидят  за  столом,  хозяева  должны  быть  приветливыми,  следить,  чтобы  у  гостей  было  всё  необходимое.

8)  После  чаепития  губы  промокните  бумажной  салфеткой,  тканевую  салфетку  с  колен  положите  на  стол  рядом  со  своим  местом.

9)  Поблагодарите  хозяев.

 8. Приглашение к столу

Воспитатель: Вот наш  стол  и  накрыт.

«Традиция есть на светлой Руси,

Куда ни пойди, кого ни спроси!

Мы всех гостей своих встречаем

И угощаем вкусным чаем.

С баранками и крендельком

И с тонким масляным блинком,

С конфетами, вареньем,

С хорошим настроением!

Ты выпей чаю от души.

Вставай и с нами попляши.

Ведь самовар гудит, зовет

В веселый, шумный хоровод!» (автор Варака Т. М.)

– Ребята, чай мы с  вами будем пить во второй половине дня, а сейчас вставайте в хоровод! (Дети с воспитателем исполняют хоровод «К нам гости пришли», муз. А. Александрова, сл. М.Ивенсен.  С окончанием музыки, дети проходят на свои места.)

9. Итог.

Воспитатель: Вот наше путешествие и подошло к концу. Но чайная история будет продолжаться, и жить на разных континентах, в разных странах и в наших с вами домах.

- В каких странах мы сегодня побывали?

( Мы побывали в Китае, Японии, Англии и в нашей стране России)

 – Что нового и интересного вы узнали?

(Мы узнали о многообразии чайных традиций, о различных церемониях заваривания этого чудесного напитка, а еще сами научились правильно и безопасно заваривать чай. Мы познакомились с правилами этикета и поведения за праздничным столом, научились сервировать чайный стол. Мы узнали о чудодейственных свойствах чая и его пользе для здоровья людей.)

- Какое у вас настроение? Почему? (У нас замечательное, веселое настроение, потому что  мы получили удовольствие, общаясь друг с другом и с вами, а еще узнали много полезных и нужных вещей.)

- Ребята! Я предлагаю сегодня вечером,  когда за вами придут родители, сделать им подарки – ваши красивые рисунки. А дома вместе с родными и близкими устроить чаепитие в тесном семейном кругу. (Дети с воспитателем возвращаются в группу.)

Хозяюшка: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим!

Хозяин: Если величать, так на пороге встречать!

Хозяйка: Мы гостей встречаем…

Вместе: Чаем, чаем, чаем.

Хозяин: Самовар шумит, баранки

              На скатерке-самобранке,

              И конфеты и печенье,

              И душистое варенье.

              Подходите, детки, чаем

              Вас сердечно угощаем.

              К чаю ароматному

              Пряники печатные.

              Пейте чай и торт берите,

              Чаще в гости приходите.

Хозяюшка:  Сверху пар, снизу пар-

                     Кипит наш русский самовар.

                     Милости просим на чашку чая!

                     Вот так мы живём:

                     Пряники жуём, чаем запиваем,

                     Всех в гости приглашаем.

 10.  Песня-приглашение за стол. (Мотив песни “Голубой вагон”.)

 Если вы пришли сегодня в гости к нам,

Будем рады чаем угостить.
Вы поспели к нашим сдобным пирогам,
Вкус их всех вас может удивить.

Припев:

Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай
И наливай-ка всем ароматный чай

 Знаем лучше доктора серьезного –

Лечит чай и скуку и тоску.
Приглашаем взрослых мы и малышей
Выпить ароматного чайку!

Припев:

Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай

И наливай-ка всем ароматный чай

     Приглашаем  гостей  к  столу.

   -  Уважаемые  гости,  милости  просим  к  столу.

   11. Итог.

-  Наше  путешествие  подошло  к  концу.

-  О  каких  странах  мы  сегодня  говорили?

-  Что  вы  узнали  нового?

-  Сегодня  вы  сможете  вместе  с  мамами  заваривать  чай  и  накрывать  стол  к  чаепитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Весна»

Цель: Уточнить знания детей о весне, пробуждении природы ото сна, жизни животного и растительного мира в весенний период.Интеграция образовательных областей:Познание: Обобщить и систематизироват...

Конспект организованной образовательной деятельности по математике для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочный лес»

Конспект  организованной образовательной деятельности  по математике  для детей старшего дошкольного возраста  «Путешествие в сказочный лес»....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: "Лес"

Материал направлен на формирование у детей основ экологического сознания, закрепление правил поведения в природе; способствует развитию у детей познавательных интересов, умения анализировать, делать в...