Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: "Экспериментирование, как инструмент творческого освоения мира детьми среднего возраста"
материал по окружающему миру (средняя группа)
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы по самообразованию.
Тема:
Экспериментирование, как инструмент творческого освоения мира детьми среднего возраста
Лоцманкова Ольга Сергеевна
(Ф.И.О. педагога)
воспитатель
(специальность)
высшее педагогическое
(образование)
19 лет
(стаж педагогической работы)
_соответствие занимаемой должности
(квалификационная категория)
23.06.2017
(профессиональная переподготовка)
сентябрь 2018
(дата начала работы над темой)
май 2019
(предполагаемая дата окончания работы)
Актуальность: Преобразование знаний детей в инструмент творческого освоения мира, которое должно строиться как самостоятельный творческий поиск.
Цель: Расширение общепедагогических и психологических знаний, совершенствование методов обучения и воспитания, овладение достижениями педагогической науки и практики, повышение общекультурного уровня.
Задачи:
Продумать проблемные ситуации для мотивации детей к экспериментированию.
Придерживаться простоты и ясности изложения предложенного детям материала.
Подобрать соответствие содержания деятельности возрасту детей.
Задачи:
1.Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования;
2.Оформить в группе центр активности (или мини-центр): «Лаборатория экспериментирования;
3.Подготовить (принять участие) в семинаре «Содержание уголка природы, уголка экспериментирования в разных возрастных группах;
4. Подготовить материал (провести) мастер-класс для родителей по теме: «В мире пластмассы».
Месяц | Формы работы
| ||
| с детьми | с педагогами | с родителями |
сентябрь | Проведение игр | консультации | Подготовка материала |
октябрь | Проведение занятия | Подготовка картотеки | Беседа |
ноябрь | Пополнение уголка экспериментирования. Проведение игры. | Консультации | Папка-передвижка |
декабрь | Занятие | Пополнение картотеки. | Фотоотчет |
январь | Пополнение уголка. Занятие. | Отбор материала. | Папка-передвижка |
февраль | Изготовление дидактических игр | консультации | Папка-передвижка |
март-май | Проведение игр | Пополнение картотеки | Мастер-класс |
Практические выходы:
1. Подготовка (принятие участия) семинара. Тема: «Содержание уголка экспериментирования».
2. Оформление папки-передвижки. Тема: «Сравнение стекла и пластмассы»; тема: «Волшебная вода»; тема: «Ткань и ее свойства».
3.Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Домашняя лаборатория».
4. Выставка работ на тему: «Хитрые семена».
5.Проведение мастер-класса для родителей «В мире пластмассы».
6. Отчет о проделанной работе за учебный год.
Отчет
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу: О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой» в средней группе.
Цели и задачи моей работы
Цели:
- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами эксперимента.
- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной связи.
Задачи:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
- Развивать представление об основных физических явлениях.
- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды.
- Расширять представления детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
- Создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач; для возможности радоваться сделанному открытию.
Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей в своей группе я создала мини-лабораторию «Мы - исследователи», в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки), бросовый материал (камешки, песок, ракушки, семена), инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, зеркало, песочные часы, фонарик и т.д.), огород.
С детьми проводились беседы на тему: «Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.
На протяжении всего учебного времени проводила НОД (непосредственная образовательная деятельность) и опыты-эксперименты по темам:
«Можно ли пить талую воду» - показала детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.
«Хитрые семена» - познакомила со способами проращивания семян.
«Ходит капелька по кругу» - дала детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
«Узнай все о себе, воздушный шарик» - знакомила детей с качествами и свойствами резины; учила устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его исследования.
«В мире стекла» - помогала детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое).
«В мире пластмассы» - знакомила детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помогала выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).
«Дерево умеет плавать» - расширяла представление о дереве, его качествах и свойствах; учила устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
«Сравнение стекла и пластмассы» - знакомила детей с качествами и свойствами пластмассы и стекла путем сравнения.
«Волшебная вода» - расширяла знания детей о свойствах воды
(вода – жидкость, которая не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, лед - это вода, пар- это вода).
«Ткань и ее свойства» - познакомила с видами ткани (ситец, лен, драп, атлас - впитывающие влагу, кожа, болоньевая ткань - не впитывают влагу).
«Воздух невидимка» - дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха), прозрачный, бесцветный.
В своей работе создавала образовательные ситуации:
«Спор игрушек» - учила детей описывать предметы и определять материал, из которого созданы эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т.к. они хрупки; бумажные можно порвать, намочить и память.
«На чём полетят человечки» и учила выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности: сравнивали резину с тканью, доказывали зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан.
На протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры:
«Подбери материал для названного предмета»
«Оглянись вокруг»
» «Расскажи о предмете»
«Отгадай материал
«Где спрятался воздух»
«Что из чего будет»
В результате НОД и опытов-экспериментов:
- ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;
- познакомились с явлениями природы;
- получили представление о круговороте воды в природе;
- уточнили знания о воде, о ее состояниях;
- познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;
- дети получили представления о свойствах ткани, резины и т.д.;
- познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;
- ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.
Для себя я поставила цель на будущее продолжать работу и изучить следующую литературу: Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова « Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», О.В.Дыбина, Е.А.Сидякина, А.Ю.Кузина, С.Е.Анфисова, Л.В.Бадул « Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации ( по ФГОС).
В ходе реализации поисково-исследовательской деятельности я реализовала следующие педагогические компетенции:
- интеллектуально-педагогическая компетентность
- информационная компетентность
Литература: (Автор, название, год издания, издательство.)
1.Балакина Т.А. Детское экспериментирование-путь познания окружающего мира. Владимир: ВОНУУ, 2001.
2.Горовикова Д.Б., Лисина М.И., Новосёлова С.Л., Поддьякова Н.Н. Исследования., где даны основные положения о детском экспериментировании.
3.Меньшикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Издательство «Учитель» Волгоград 2009г.
4.Маневцова Л.М. Развитие познавательных интересов детей. Дошкольное воспитание 1973г. №11
5.Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. Москва. Педагогика, 1993г.
6.Прохорова Л.Н. Развиваем творческую активность дошкольников. Дошкольное воспитание 1996г. №5
7.Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград: Перемена, 1995г.
8.Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. Москва: Аркти, 2003.
9.Иванова А. и. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Москва. ТЦ «Сфера», 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему"Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания"
Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств, средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к истории, к изменению окружающего, его творческому, соз...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА «МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА в УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС В ДО».
Одним из требований ФГОС ДО является необходимость постоянного совершенствования воспитателями своих профессиональных навыков через самообразовательную деятельность....
Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: "Игровые приёмы в развитии самостоятельности у детей младшего возраста"
Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: "Игровые приёмы в развитии самостоятельности у детей младшего возраста"...
Проект «Экспериментирование, как инструмент творческого освоения мира детьми среднего возраста»
На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период ...
План работы по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей среднего возраста»
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора....
Индивидуальный план работы по самообразованию «Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей дошкольного возраста»
Основным приоритетом дошкольного образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развит...
Индивидуальный план работы по самообразованию "Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
У детей с ОНР одним из самых значимых несформированных аспектов являются фонематический слух и восприятие. Поэтому особое внимание в ходе коррекционной работы с детьми должно быть уделено фонематическ...