Индивидуальный план работы по самообразованию «Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей дошкольного возраста»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Основным приоритетом дошкольного образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Ведущим познавательным процессом в младшем дошкольном возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира. Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Для того чтобы заинтересовать ребенка, пробудить в нем творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова).
Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает. То задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).
Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, нужно координировать движение пальцев. Необходимо обращать внимание па овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями — держать чашку, ложку, карандаши, умываться.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Существует множество различных способов, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников. Рассмотрим каждый из этих способов более подробно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika_samoobrazovanie.docx | 26.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31»
390015, г. Рязань, ул. Белякова, д.26а 335-271, 335-658 fax, chado31@yandex.ru
Индивидуальный план работы по самообразованию
«Влияние мелкой моторики на
развитие речи у детей
дошкольного возраста»
Перова Инна Анатольевна
воспитатель
__1 сентября 2020_____________________
(дата начала работы над темой)
___31 мая 2021г.__________________
(предполагаемая дата окончания)
Пояснительная записка
В соответствии с Законом №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательная работа по «Физическому развитию», строится с учетом потребностей детей.
Основным приоритетом дошкольного образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Ведущим познавательным процессом в младшем дошкольном возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира. Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Для того чтобы заинтересовать ребенка, пробудить в нем творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова).
Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает. То задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).
Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, нужно координировать движение пальцев. Необходимо обращать внимание па овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями — держать чашку, ложку, карандаши, умываться.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Существует множество различных способов, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников. Рассмотрим каждый из этих способов более подробно.
Актуальность:
Мелкая моторика — это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка
В ходе этих игр развиваются следующие движения:
- хватание: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой или щепотью, большие — двумя руками);
- соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе многих дидактических игрушек —пирамид, матрешек и др.;
- подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;
движения кистей и пальцев рук.
Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
Цель: Развитие и укрепление мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
-формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза,
-гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
-формирование практических умений и навыков;
Развивающие:
- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
-совершенствование движений рук;
-развитие речи детей.
Воспитательные:
-воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим
-воспитывать и развивать художественный вкус;
-воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Методы
Игровой метод (дидактические игры).
Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
Практический – показ способов действий с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности:
Групповая
Подгрупповая
Индивидуальная
Планируемые результаты:
-развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
- уверенно, самостоятельно и точно выполнять задания, действовать в общем темпе, быстро реагировать на сигнал, действовать в соответствии с указаниями, переключаться с одного движения на другое, с удовольствием выполнять игровые упражнения;
- полностью воспроизводить кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;
- владеть приемами работы с пластилином (круговые, прямые движения, сплющивание, отщипывание)
- проявлять самостоятельность и творчество;
- использовать речь как средство общения, связно объяснять свои действия,
соотносить слова с движениями, повторять слова и фразы
Календарно-тематическое планирование по самообразованию
Сентябрь
- Наблюдения за детьми, диагностика
- Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий
- Планирование работы по теме самообразования
Октябрь
- Разучивание пальчиковой гимнастики с детьми
- Оформление картотеки пальчиковых игр.
Ноябрь
- Подбор дидактических игр.
- Изготовление дидактических игр
Декабрь
- Оформление картотеки дидактических игр
- Пополнение картотеки пальчиковых игр.
Январь
- Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр
- Пополнение картотеки дидактических игр.
Февраль
- Подбор дидактических игр с сыпучими материалами
- Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.
Март
- Оформление картотеки дидактических игр с сыпучими материалами
Апрель
- Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.
- Изготовление дидактических игр.
Май
- Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
месяц | Форма работы с детьми | Форма работы с родителями | Форма работы с педагогами |
октябрь | Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать» «Дружат наши дети», «Баиньки, баиньки», «Осенние листочки» «Дом на поляне» Пальчиковые шаги: «Гусеничка», «Муравьишка» | Консультация «Важность развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста» | |
ноябрь | Д/И на развитие тактильного восприятия «Найди такой же домик», «Готовим салат вместе с мамой» «Ходим в гости», «Кораблик плывет, а машина едет» | Рекомендации «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания у детей» | Консультация для педагогов «Важность развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста» |
декабрь | Пальчиковые шаги «Веселый автобус», «Зайчик», Пальчиковые игры «Та-та-та», «Вот поезд наш едет» Д/И на выкладывание «Наш дом», «Собери пирамидку» | Оформление папки – передвижки «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста» | |
январь | Д/И на нанизывание «Собери игрушки», «Сушим одежду», «Хоровод зверей», «Малыш ищет маму» | Листки – памятки на тему : «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода» | Консультация для педагогов «Роль мелкой моторики в развитии ребёнка» |
февраль | Рисование на манной крупе, Д/И с фасолью, гречневой крупой | Папка-передвижка: «Рисуем без кисточек» | |
март | Д/И с крупами «Волшебная ложка», «Сортируем фасоль по цвету», «Рисунки на манной крупе», «Бусы» | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы» | |
апрель | Д/И с прищепками «Лошадка», «Ёжик», «Солнышко», Д/И игры «Шнуровка» | Рекомендации родителям «Упражнения на развитие мелкой моторики» | |
май | Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения. | Родительское собрание «Чему мы научились за год» |
Используемая литература:
С.Е. Большакова: «Формирование мелкой моторики рук»
ООО «ТЦ Сфера», 2005
М. Г. Борисенко, О. Е.Камышников «Рождаюсь, расту, развиваюсь»
СПб «Паритет», 2003
Е. И. Чернова, Е.Ю. Тимофеева «Пальчиковые шаги»
СПб «Корона-Век» 2007
Н.О.Озерецкий, Н.И. Гуревич «Диагностика мелкой моторики рук»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»
Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»...
Статья: « Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста»
Пальчиковые игры - это один из способов развития детей. В этой статье я расскажу о том, чем полезны игры, как играть в пальчиковые игры, а также об их видах....
«Индивидуальная работа учителя – дефектолога. Развитие мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения с помощью специальных игр и упражнений»
Нарушение функции видения у детей с патологией зрения вызывает значительные затруднения в познании окружающей среды. В связи с этим одной из важных задач моей коррекционной деятельности является помощ...
Опыт работы на тему: «Влияние мелкой моторики на речевое развитие детей дошкольного возраста»
Актуальность данной проблематики заключается в том, что одним из навыков, который должен быть сформирован у детей к тому времени, когда они пойдут в школу – это развитие мелкой моторики, координ...
ПРОЕКТ Развитие мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования
Последнее время значительно возросло количество детей, имеющих определенные трудности в речевом развитии. Такие дети с трудом составляют описательные рассказы, с трудом составляют пересказ по картинке...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме самообразования: «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредствам наглядного моделирования» на межаттестационный период 2024-2028г.г.
. Актуальность темы. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем, недостаточный словарный запас:- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;-...
План работы с родителями по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
Важным условием при воспитании звуковой культуры речи детей является работа с родителями....