Проект «Экспериментирование, как инструмент творческого освоения мира детьми среднего возраста»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Лоцманкова Ольга Сергеевна

      На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx22.07 КБ
Файл eksperimentirovanie.pptx2.25 МБ

Предварительный просмотр:

Проект «Экспериментирование, как инструмент творческого освоения мира детьми среднего возраста»

                                 Пояснительная записка

На сегодняшний день в системе образования ДОУ в соответствии с ФГОС ДО появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования.

Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний.

В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.

Экспериментальная деятельность дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, процесс исследования становится определяющим для построения обучения. 

Проблема:

      На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Актуальность:

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В этом возрасте дети начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличии объектов окружающей действительности по цвету и другим параметрам. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Общие сведения о проекте:

Тип проекта: педагогический, познавательно-исследовательский.

Место реализации МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №2» г. Медвежьегорска.

По виду деятельности: познавательно-исследовательский.

По продолжительности: долгосрочный (с сентября 2018 г. по май 2019 г.)

По форме реализации: групповой.

Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители.

 Цель проекта: Способствование развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

  Задачи : 

1.Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук: 

- развитие представлений о химических свойствах веществ;

- развитие элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;

- развитие элементарных математических представлений.

 2. Развить умения пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

 3. Развить умственные способности:

-  мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- формирование способов познания путём сенсорного анализа. Предполагаемый результат:

1.Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.
2.Умение использовать разные способы и приемы познания.
3.Интерес к экспериментированию у детей.
4.Готовность к логическому познанию.

Реализация проекта.

Содержание деятельности:

Месяц

Формы работы

 

 

Работа воспитателя

с детьми

с родителями

I этап – подготовительный, сроки реализации: сентябрь 2018 года 

- изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного   материала.
- разработка содержания проекта:
 «Экспериментирование, как инструмент творческого освоения мира детьми среднего возраста»

- планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

- изготовление картотеки опытов,     дидактических игр и упражнений,

- подготовка (принятие участия) семинара. Тема: «Содержание уголка экспериментирования»

  проведение дидактических игр:

 «Подбери материал для названного предмета», «Оглянись вокруг», экскурсия в осенний парк

- знакомство родителей с проектом;

- беседа с родителями о целях и задачах проекта;

- совместная разработка плана реализации проекта;

- размещение наглядной информации на стенде родительского уголка, на сайте группы «Колобок»

II этап - основной – практический, сроки реализации с октября по апрель 2019 г. 

 пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими играми;

Проведение НОД. Тема: «Воздух-невидимка».

Экскурсия «Движение воздуха»

Дидактическая игра «Свойства бумаги»

Беседа «Ходит капелька по кругу»

- оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Домашняя лаборатория».

ноябрь 

 консультации

НОД. Тема: «В мире стекла»

Проведение дидактических игр: «Расскажи о предмете», «Отгадай материал». Беседа «Спор игрушек»

 Оформление папки-передвижки. Тема: «Сравнение стекла и пластмассы»;

декабрь 

Пополнение картотеки 

Проведение НОД. Тема: «Узнай все о себе, воздушный шарик».

Беседа «На чем полетят человечки»

Фотоотчет. 

январь 

Отбор материала, пополнение уголка.

 Проведение НОД. Тема: «Волшебная вода». Беседа: «Вода-источник жизни»

 Оформление папки-передвижки. Тема: «Волшебная вода»;

февраль 

консультации

НОД. Тема: «Ткань и ее свойства».

Экскурсия «Следы на снегу»

Беседа об органах чувств

Оформление папки-передвижки. Тема: «Ткань и ее свойства».

март 

Пополнение картотеки 

Проведение дидактических игр: «Где спрятался воздух», «Что из чего будет».

Беседа «Можно ли пить талую воду?»

апрель

НОД. Тема: «В мире пластмассы»

Беседа «Дерево умеет плавать»

Дидактическая игра «Приключения Буратино»

III этап - заключительный, срок  реализации - май 2019  года

презентация итогов проекта на педсовете;

размещение результатов реализации проекта на сайте группы

 «Колобок»;

Проведение НОД. Тема: «Хитрые семена».

Мастер-класс для родителей «В мире пластмассы»

(изготовление цветов из одноразовых стаканчиков)

Результаты проекта:
- Ребята стали более самостоятельны в решении доступных познавательных
задач,
- умеют использовать разные способы и приемы познания,

- вырос интерес к экспериментированию у детей,

- готовы к логическому познанию.

Литература:

 1.Балакина Т.А. Детское экспериментирование-путь познания окружающего мира. Владимир: ВОНУУ, 2001.

2.Горовикова Д.Б., Лисина М.И., Новосёлова С.Л., Поддьякова Н.Н. Исследования., где даны основные положения о детском экспериментировании.

3.Меньшикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Издательство «Учитель» Волгоград 2009г.

4.Маневцова Л.М. Развитие познавательных интересов детей. Дошкольное воспитание 1973г. №11

5.Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. Москва. Педагогика, 1993г.

6.Прохорова Л.Н. Развиваем творческую активность дошкольников. Дошкольное воспитание 1996г. №5

7.Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград: Перемена, 1995г.

8.Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. Москва: Аркти, 2003.

9.Иванова А. и. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Москва. ТЦ «Сфера», 2003


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Экспериментирование, как инструмент творческого освоения мира детьми среднего возраста» МКДОУ «Детский сад №2 комбинированного вида г. Медвежьегорска» Воспитатель: Лоцманкова О.С.

Слайд 2

Долгосрочный проект в средней группе. Срок реализации : год. Тип проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатель, родители.

Слайд 3

Актуальность: На сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Д ошкольники , знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В этом возрасте дети начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличии объектов окружающей действительности по цвету и другим параметрам . Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Слайд 4

Цель проекта : Способствование развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Задачи : 1.Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук: 2 . Развить умения пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов. 3 . Развить умственные способности: - мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение; - формирование способов познания путём сенсорного анализа . Предполагаемый результат: 1.Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач. 2.Умение использовать разные способы и приемы познания. 3.Интерес к экспериментированию у детей. 4.Готовность к логическому познанию.

Слайд 5

Этапы проекта: Подготовительный этап: изучение необходимой литературы, оформление мини-центра «Лаборатория экспериментирования», оформление папки-передвижки «Сравнение стекла и пластмассы», о формление папки-передвижки «Волшебная вода», оформление папки-передвижки «Ткань и ее свойства», оформление сборника консультаций для родителей «Домашняя лаборатория», - изготовление картотеки опытов, дидактических игр и упражнений.

Слайд 6

2.Основной этап: экспериментируем с воздухом

Слайд 8

Экспериментируем с воздушным шариком

Слайд 10

Эксперименты с семенами

Слайд 14

Мастер-класс для родителей «В мире пластмассы» (изготовление цветов из одноразовых стаканчиков )

Слайд 15

3. Итог проекта: Создание презентации и выступление на педсовете перед коллегами. Результаты: - Ребята стали более самостоятельны в решении доступных познавательных задач, - умеют использовать разные способы и приемы познания, - вырос интерес к экспериментированию у детей, - готовы к логическому познанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-творческая деятельность с детьми среднего возраста. Аппликация «За грибами в лес пойдём». Выполнила воспитатель ГБДОУ детский сад №34 Красногвардейского района СПб Фисан Елена Григорьевна.

Конспект совместной художественно-творческой деятельности воспитателя с детьми среднего возраста на основе предварительной работы с детьми на прогулке, познавательной деятельности в природе, работы с ...

Художественно-творческая деятельность с детьми среднего возраста. Лепка «Фруктовый урожай». Выполнила воспитатель ГБДОУ д/сад №34 Красногвардейского района города Санкт-Петербурга Фисан Елена Григорьевна.

Совместная деятельность воспитателя с детьми направлена на развитие творческого воображения детей, закрепления знаний детей о фруктах....

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: "Экспериментирование, как инструмент творческого освоения мира детьми среднего возраста"

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность,...

Сагитова Г.М., Шевченко И.А. ПРОЕКТ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «СКОЛЬКО РЫБКЕ ЛЕТ?» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" // Инновации творческих преобразований: Сборник материалов Международной научно- творческой конференции с практикумом «Инновации творческ

Разработан проект-экспериментированиепо расширению у детей дошкольного возрастапредставлений о рыбах и водных обитателях, рассмотрены органзационный,исследовательский и презентационный этапы проекта. ...

Проект «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскаж...