Проект «Экспериментирование, как инструмент творческого освоения мира детьми среднего возраста»
проект по окружающему миру (средняя группа)
На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 22.07 КБ |
eksperimentirovanie.pptx | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Экспериментирование, как инструмент творческого освоения мира детьми среднего возраста»
Пояснительная записка
На сегодняшний день в системе образования ДОУ в соответствии с ФГОС ДО появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования.
Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний.
В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.
Экспериментальная деятельность дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, процесс исследования становится определяющим для построения обучения.
Проблема:
На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Актуальность:
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В этом возрасте дети начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличии объектов окружающей действительности по цвету и другим параметрам. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Общие сведения о проекте:
Тип проекта: педагогический, познавательно-исследовательский.
Место реализации МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №2» г. Медвежьегорска.
По виду деятельности: познавательно-исследовательский.
По продолжительности: долгосрочный (с сентября 2018 г. по май 2019 г.)
По форме реализации: групповой.
Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители.
Цель проекта: Способствование развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Задачи :
1.Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- развитие представлений о химических свойствах веществ;
- развитие элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
- развитие элементарных математических представлений.
2. Развить умения пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развить умственные способности:
- мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа. Предполагаемый результат:
1.Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.
2.Умение использовать разные способы и приемы познания.
3.Интерес к экспериментированию у детей.
4.Готовность к логическому познанию.
Реализация проекта.
Содержание деятельности:
Месяц | Формы работы
| ||
| Работа воспитателя | с детьми | с родителями |
I этап – подготовительный, сроки реализации: сентябрь 2018 года | - изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. - планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. - изготовление картотеки опытов, дидактических игр и упражнений, - подготовка (принятие участия) семинара. Тема: «Содержание уголка экспериментирования» | проведение дидактических игр: «Подбери материал для названного предмета», «Оглянись вокруг», экскурсия в осенний парк | - знакомство родителей с проектом; - беседа с родителями о целях и задачах проекта; - совместная разработка плана реализации проекта; - размещение наглядной информации на стенде родительского уголка, на сайте группы «Колобок» |
II этап - основной – практический, сроки реализации с октября по апрель 2019 г. | пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими играми; | Проведение НОД. Тема: «Воздух-невидимка». Экскурсия «Движение воздуха» Дидактическая игра «Свойства бумаги» Беседа «Ходит капелька по кругу» | - оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Домашняя лаборатория». |
ноябрь | консультации | НОД. Тема: «В мире стекла» Проведение дидактических игр: «Расскажи о предмете», «Отгадай материал». Беседа «Спор игрушек» | Оформление папки-передвижки. Тема: «Сравнение стекла и пластмассы»; |
декабрь | Пополнение картотеки | Проведение НОД. Тема: «Узнай все о себе, воздушный шарик». Беседа «На чем полетят человечки» | Фотоотчет. |
январь | Отбор материала, пополнение уголка. | Проведение НОД. Тема: «Волшебная вода». Беседа: «Вода-источник жизни» | Оформление папки-передвижки. Тема: «Волшебная вода»; |
февраль | консультации | НОД. Тема: «Ткань и ее свойства». Экскурсия «Следы на снегу» Беседа об органах чувств | Оформление папки-передвижки. Тема: «Ткань и ее свойства». |
март | Пополнение картотеки | Проведение дидактических игр: «Где спрятался воздух», «Что из чего будет». Беседа «Можно ли пить талую воду?» | |
апрель | НОД. Тема: «В мире пластмассы» Беседа «Дерево умеет плавать» Дидактическая игра «Приключения Буратино» | ||
III этап - заключительный, срок реализации - май 2019 года | презентация итогов проекта на педсовете; размещение результатов реализации проекта на сайте группы «Колобок»; | Проведение НОД. Тема: «Хитрые семена». | Мастер-класс для родителей «В мире пластмассы» (изготовление цветов из одноразовых стаканчиков) |
Результаты проекта:
- Ребята стали более самостоятельны в решении доступных познавательных
задач,
- умеют использовать разные способы и приемы познания,
- вырос интерес к экспериментированию у детей,
- готовы к логическому познанию.
Литература:
1.Балакина Т.А. Детское экспериментирование-путь познания окружающего мира. Владимир: ВОНУУ, 2001.
2.Горовикова Д.Б., Лисина М.И., Новосёлова С.Л., Поддьякова Н.Н. Исследования., где даны основные положения о детском экспериментировании.
3.Меньшикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Издательство «Учитель» Волгоград 2009г.
4.Маневцова Л.М. Развитие познавательных интересов детей. Дошкольное воспитание 1973г. №11
5.Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. Москва. Педагогика, 1993г.
6.Прохорова Л.Н. Развиваем творческую активность дошкольников. Дошкольное воспитание 1996г. №5
7.Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград: Перемена, 1995г.
8.Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. Москва: Аркти, 2003.
9.Иванова А. и. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Москва. ТЦ «Сфера», 2003
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Долгосрочный проект в средней группе. Срок реализации : год. Тип проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатель, родители.
Актуальность: На сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Д ошкольники , знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В этом возрасте дети начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличии объектов окружающей действительности по цвету и другим параметрам . Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Цель проекта : Способствование развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Задачи : 1.Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук: 2 . Развить умения пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов. 3 . Развить умственные способности: - мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение; - формирование способов познания путём сенсорного анализа . Предполагаемый результат: 1.Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач. 2.Умение использовать разные способы и приемы познания. 3.Интерес к экспериментированию у детей. 4.Готовность к логическому познанию.
Этапы проекта: Подготовительный этап: изучение необходимой литературы, оформление мини-центра «Лаборатория экспериментирования», оформление папки-передвижки «Сравнение стекла и пластмассы», о формление папки-передвижки «Волшебная вода», оформление папки-передвижки «Ткань и ее свойства», оформление сборника консультаций для родителей «Домашняя лаборатория», - изготовление картотеки опытов, дидактических игр и упражнений.
2.Основной этап: экспериментируем с воздухом
Экспериментируем с воздушным шариком
Эксперименты с семенами
Мастер-класс для родителей «В мире пластмассы» (изготовление цветов из одноразовых стаканчиков )
3. Итог проекта: Создание презентации и выступление на педсовете перед коллегами. Результаты: - Ребята стали более самостоятельны в решении доступных познавательных задач, - умеют использовать разные способы и приемы познания, - вырос интерес к экспериментированию у детей, - готовы к логическому познанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественно-творческая деятельность с детьми среднего возраста. Аппликация «За грибами в лес пойдём». Выполнила воспитатель ГБДОУ детский сад №34 Красногвардейского района СПб Фисан Елена Григорьевна.
Конспект совместной художественно-творческой деятельности воспитателя с детьми среднего возраста на основе предварительной работы с детьми на прогулке, познавательной деятельности в природе, работы с ...
Художественно-творческая деятельность с детьми среднего возраста. Лепка «Фруктовый урожай». Выполнила воспитатель ГБДОУ д/сад №34 Красногвардейского района города Санкт-Петербурга Фисан Елена Григорьевна.
Совместная деятельность воспитателя с детьми направлена на развитие творческого воображения детей, закрепления знаний детей о фруктах....
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: "Экспериментирование, как инструмент творческого освоения мира детьми среднего возраста"
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность,...
Обобщение опыта работы "Экспериментирование как средство познание окружающего мира детьми дошкольного возраста"
Данный опыт работы может быть интересен воспитателям, педагогам ДОУ....
Обобщение опыта работы "Экспериментирование как средство познание окружающего мира детьми дошкольного возраста"
Данный опыт работы может быть интересен воспитателям, педагогам ДОУ....
Сагитова Г.М., Шевченко И.А. ПРОЕКТ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «СКОЛЬКО РЫБКЕ ЛЕТ?» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" // Инновации творческих преобразований: Сборник материалов Международной научно- творческой конференции с практикумом «Инновации творческ
Разработан проект-экспериментированиепо расширению у детей дошкольного возрастапредставлений о рыбах и водных обитателях, рассмотрены органзационный,исследовательский и презентационный этапы проекта. ...
Проект «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста»
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскаж...