ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Хуторок – история русского быта»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Чернышева Инна Игоревна

Познакомить детей с жизнью, бытом, традициями русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hutorok_-_istoriya_russkogo_byta.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Хуторок – история русского быта»

Цель: Познакомить детей с жизнью, бытом, традициями русского народа.

Задачи: Познакомить дошкольников с жилищем древних славян – избой, на основе экспонатов мини-музея «Хуторок – история русского быта». Познакомить с обычаями русского народа. Дать представление об основных предметах быта и их назначении: ухват, кочерга, и т.д. Развивать творческий интерес к жизни наших предков. Воспитывать уважение к славянскому народу, их быту и укладу жизни. Развивать внимательность, речь, реакцию. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, форме и цвету. Способствовать сплочению детского коллектива. Воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать. Обогащение положительного эмоционального опыта. Развивать мелкую моторику рук.

Материал: конверт с письмом; воздушный шарик; мини-музей «Хуторок – история русского быта»; чугунок, тарелки, крынки, ухват, ваза, деревянные ложки; овощи, фрукта; тарелки из картона, разрезанные на несколько частей; персонажи из мини музея; Аленка, Андрейка, Трифон, Хозяюшка; русская народная музыка; заготовки в виде сердца из картона сверху обмазанные пластилином, фасоль разного цвета и размера; желуди из картона с нарисованными на них сказками; мостик лужицы из голубого картона.

Предварительная работа: Знакомство с мини-музеем «Хуторок – история русского быта». Беседа об овощах и фруктах. Проведение игры  - «Собери из частей фигуру». Беседа о домашних животных.

Словарная работа: Знакомства со словами ухват, кочерга, невежда, изба, хата. Отрабатывать произношения шипящих ш, ж, ч.

Ход занятия

Педагог входит с детьми  в группу и в этот момент в группу влетает шарик с письмом.

Педагог: «Ребята нам пришло письмо, сейчас я прочту, что здесь написано. (Читает письмо) Дети нас жители музея «Хуторок – история русского быта» приглашают к себе, а дорогу нам покажет шарик, который принес письмо».

  1. Динамическая физкульт-минутка.

Путешествие к мини-музею «Хуторок – история русского быта» происходит в форме физкульт-минутки.

 Педагог: «Но перед тем как отправиться туда, чтобы веселее было идти, давайте улыбнемся  друг другу. (Дети улыбаются). Пошли ребята».

Шагают дружно ножки по ровненькой дорожке….

Мы, ребята, молодцы – перепрыгнем лужицы!...

Видим мостик на пути – надо нам его пройти!

Зашагаем веселей, чтоб добраться поскорей!

Педагог: «Ребята, мы с вами подошли к русской избе. Какое правило надо знать, когда заходишь в избу? (поздороваться). Ребята, когда заходишь в избу, надо пожелать хозяевам здоровья и поклониться». Давным-давно жили на Руси в деревянных домах, которые назвались «изба», «хата». Ребята из чего построены дома, в которых мы живем? Какие они?  (высокие, кирпичные). А раньше кирпичей не было, а деревьев вокруг - видимо-невидимо! Пойдут люди в лес, нарубят деревьев и начнут избу строить. А двери делали маленькими,это для того, чтобы холод в дом не пробрался. Но не только для этого люди делали низкий вход в дом. Мы, когда в избу зашли, что сделали? (хозяевам поклонились). Но не все тогда такими были вежливыми. Вот подумали люди и придумали дверь сделать маленькую: чтобы холод задерживать, да невежд учить. Забудет сосед, или какой родственник поклониться хозяевам, да и стукнется,вот тебе и шишка, знай да уважай своих родных и соседей».

2. Игра «Высоко, низко».

Педагог, предлагает детям показать, какая низкая была дверь, и поиграть в игру «Высокая, низкая». ( Дети на слова высокая дверь становятся на носочки, низкая, кланяются низко.)

После игры, педагог с детьми рассматривает жителей избы (дедушка, бабушка, мама, папа, Аленка, Ванюшка и малыш в люльке), обращает внимание на то, что там живет целая семья. Потом вместе с детьми рассматривает экспонаты музея и беседует о них (стол и скамейки деревянные, самовар, печка, ухват, коромысло, коврик и т.д.). На полке стоят чугунки, деревянные ложки, глиняные кружки и крынки.Педагог спрашивает о том, какая раньше была посуда (деревянная, глиняная), если дети затрудняются с ответом, подсказывает.

Педагог: «Главное в избе - это печь. В старину говорили: «Без печи хата - не хата». Как вы думаете, зачем нужна была печь? (чтобы в холод избу согревать, пищу готовить). Печь не только обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, как для людей, так и для домашних животных. Как вы думаете, для каких домашних животных? (для поросят, коровы, козочки и т.д.)»

Педагог обращает внимание детей на экспонаты старинной посуды. Задает поисковый вопрос по ее использовании, и сопровождает рассказ имитирующими движениями.

Педагог:  «Посуда была очень необычная, вот такая: горшки, крынки, чугунки. В чугунке щи варили да каши. Даст коровка молока, хозяюшка нальет его в крынку, да и в печь. Вот вкусное получалось молоко с пенкой. Поставит хозяйка чугунок с кашей в печь. А там горячо, жар. Как достать оттуда чугунок? (предположения детей обсуждаются). Для этого брала хозяйка вот эту палку, ухватит чугунок или крынку и достанет. Долго не могли придумать название этой палке, а потом решили назвать ...ухват. Как вы думаете, на какое слово оно похоже? (ухватить)».

5. Игра «собери тарелку».

Педагог: « Ребята, а вы знаете, что произошло с Аленкой,она помогала накрывать на стол и случайно разбила тарелки,давайте поможем их собрать». Достает из корзинки разбитые тарелки разного размера и цвета и раздает детям. Дети собирают тарелки, рассматривают какого они цвета и размера и формы.

Педагог:

- Что общего у всех тарелочек? (форма)

 - А чем отличается? (цветом и размером) Педагог хвалит детей.

6. Психогимнастика «Аленка расстроилась»

Педагог: «Дети, а когда Аленка разбила тарелки, что с ней произошло (она расстроилась). А давайте покажем, как она расстроилась, а теперь покажите, что с ней произошло, когда мы ей помогли их собрать, как она обрадовалась. Молодцы!»

6. Игра для развития мелкой моторики рук  и произношения звуков «Сварим борщ».

Педагог предлагает сесть на стульчики.

Педагог: «Ребята, вы представляете, хозяйка Марфа собралась готовить борщ, а Андрейка шалун перемешал овощи и фрукты.  Давайте поможем хозяйке. Возьмите из моей корзинки любой продукт и если его добавляют в борщ, тогда положите его в чугунок, а если нет, то в вазу».

Педагог подходит с корзинкой к каждому ребенку, дети достают из нее либо овощ, либо фрукт. После она спрашивает, что они достали и дети кладут, если овощ, то в чугунок, если фрукт, то в вазу.

Педагог: А теперь ребята представим, что мы с вами варим борщ. Как водичка кипит (ш-ш-ш, буль-буль-буль). Так водичка закипела, и теперь  начнем варить борщ:  

Борщ мы с вами очень любим.

Для него капусту рубим,

Режем тщательно картошку,

Трем на терке мы морковку,

И свеколку тоже трем,

И в кастрюлю всё кладем.

Мелко режем мы лучок,

Давим-давим чесночок.

Помидорчик режем тоже

Вместе с мякотью и кожей.

Солью густо посыпаем

И кастрюлю закрываем.

Ждем, чтоб борщ скорей сварился,

Очень вкусный получился!

(Дети имитируют движения, звуки)

Ребята, а теперь давайте отведаем борщ, который мы приготовили, но он горячий, что надо сделать? (подуть)» Дети делают вид, что едят борщ.

7. игра с деревянными ложками.

Педагог: «Русский народ  всегда отличался смекалкой, сообразительностью! Ложки использовали не только для еды,а для чего еще? (На ложках можно поиграть!)»

Дети отстукивают ритм под русской народной инструментальной музыку.

8. Подвижная игра «у дядюшки Трифона».

Педагог: «В старину не только  в ложки играли, но и знали разные игры и хозяин дома, Трифон Петрович хочет с вами поиграть.

Играющие  берутся за руки, образуя круг, водящий – в  середине. Все поют или  приговаривают:

У дядюшки Трифона семеро детей,

Семеро детей, и все сыновья.

Они не пьют, не едят,

Друг на друга глядят

И все делают вот так.

При этом водящий, выполняет какие – либо движения, а  все играющие должны повторить их. Тот, кто не  успевает повторить движения.Движения должны быть  забавными.

8. Игра «Узнай сказку»

Педагог: «Ой, ребята веселые вы, хорошие, умеете играть, но Трифон Петрович, знает много сказок и ему очень интересно, какие сказки вы знаете»?

Достает из корзины желуди с картинками сказок: курочка ряба, теремок, три медведя, репка. (Ответы детей) Педагог говорит, что жителям хуторка понравилось как отвечают дети.

9. Ручной труд «сердечко»

Педагог: Ребята, люди на Руси издревле гостеприимные и провожали гостей с подарками, гостинцами. Наши герои нам подарили много интересных игр, но у нас еще есть гости и мы с вами сейчас тоже им сделаем подарок».

Дети берут заготовки сердечек с пластилином и делают узор из фасолинок.

 Педагог: «Дети, а давайте мы нашим гостям подарим частичку своего сердца».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в средней группе№1 на тему «Русские обычаи, традиции и народное творчество».

Познакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме. Расширять кругозор детей, развивать любознательность, формировать эстетический вкус. Воспитывать люб...

ООД по "Ознакомлению с окружающим миром" в средней группе "История ложки"

- обогащать словарный запас новыми словами;- учить с помощью поисково-исследовательской деятельности познавать о вещах знакомых в обыденной жизни;- учить делать выводы на поставленные вопросы....

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: Зачем быть вежливым?

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе  Тема: Зачем быть вежливым?...

Конспект НОД Ознакомление с окружающим миром для средней группы «Знакомство детей со старинным бытом и укладом на Руси»

Конспект НОД Ознакомление с окружающим миром.Образовательная  область - Познавательное развитие. Средняя группа.  «Знакомство детей со старинным бытом и укладом на Руси»...

Ознакомление с окружающим миром в средней группе по теме: "Жилище русского человека"

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в средней группеПо теме : «Жилище русского человека»Цель: Формировать дифференцированные представления о назначении избы, особенностях материало...

Ознакомление с окружающим миром в средней группе по теме: "Жилище русского человека"

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в средней группеПо теме : «Жилище русского человека»Цель: Формировать дифференцированные представления о назначении избы, особенностях материало...

Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья"....