Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 41 «Золотая рыбка»
г. Рубцовск Алтайского края
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 41 «Золотая рыбка»
__________________________________________________________________________
658210, г. Рубцовск, ул. Красная, 89
тел.: 4-21-84; e-mail: ds41rub@yandex.ru
Конспект ОД по познавательному развитию – ознакомление с окружающим миром для детей средней группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ОНР).
Тема ОД: «Моя семья».
Подготовила
воспитатель группы
компенсирующей направленности №1
МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида №41
«Золотая рыбка»
Поветкина Наталья Викторовна
Рубцовск, 2023 г.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» - ознакомление с окружающим миром», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие». Возрастная группа: средняя группа. Форма организации воспитанников: подгрупповое занятие. Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 20 минут.
Тема ОД: «Моя семья». Цель: успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 4–5 лет с окружающим миром – явлениями окружающей жизни: представления о себе, структуре семьи, семейных ролях и отношениях.
Образовательные задачи: создать условия для введения понятия: «Семья». Дать детям первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.
Коррекционно – развивающие: 1. Создать условия для развития временного представления, зрительного восприятия в процессе рассматривания картинок. 2. Развивать произвольное внимание через умение слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней, память – через актуализацию прошлого опыта, словесно-логическое мышление через ответы на вопросы. 3. Активизировать речь с помощью игр и упражнений. Стимулировать речевую активность, актуализировать в речи качественные прилагательные.
Воспитательные:
1. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.
2. Воспитывать навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом не мешая друг другу.
Методы и приемы: словесные (беседа, инструкция, художественное слово), наглядные (показ), игровые (игра-путешествие), проблемно–практические.
Предварительная работа: Разучивание пальчиковых игр «Кто живет в семье», «Как у деда Ермолая». Рассказывание и чтение сказок «Три медведя», «Коза с козлятами», «Три поросенка»; стихотворения А. Барто «Две сестры глядят на брата». Альбом «Как я провел лето». Игры: сюжетно-ролевая игра «Семья»; дидактические игры «Накроем стол для чаепития», «Папино, мамино хозяйство», «Поможем маме». Беседа о том, как нужно называть родителей, бабушку, дедушку.
Словарная работа: семья, сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки. Оборудование: Матрешка с шестью матрешками-вкладышами, мяч, корзиночка, 3 комплекта картинок (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат, кошка, собака, птицы, рыбки), 3 листа белой бумаги формата А3, текст стихотворения С. Маршака «Матрешки», фотографии членов семей детей и педагога, по одной общей семейной фотографии детей и педагога, мольберт для размещения фотографий.
Ход ОД.
- Организационный момент, начало ОД.
Цель: Создание положительного эмоционального настроя, условий для формирования позитивной мотивации воспитанников, восприятия новой информации.
Деятельность детей | Деятельность воспитателя | Примечание |
Дети заняты свободной деятельностью, включаются в занятие добровольно из интереса к предложению взрослого, стремления быть вместе со всеми. | Ребята, предлагаю вам отгадать загадку, а отгадку найти в группе, на полке с игрушками. В этой куколке-девице прячутся сестрицы. Воспитатель: «Меня зовут бабушка Матрена. Я кукла деревянная, круглолицая, румяная. В разноцветном сарафане, с кружевным платком в кармане. Пришла я в гости не одна. Со мной мой муж – дед Антон, две мои дочки Маша и Даша и мои внуки: Маришка, Иришка и Тимошка – чуть больше орешка». Воспитатель: Ребята, можно ли сказать, что все матрешки – это одна большая, дружная семья? Почему? (Рассуждения детей.) Бабушка Матрена очень любит играть в разные игры со своими внучатами, а раньше играла с дочками, когда они были маленькие. Она хочет поиграть с ними и с вами. Воспитатель называет действия и манипулирует игрушками, дети называют имена матрешек. Ушла бабушка… (Матрена.) Пришла ее старшая дочь… (Маша.) Ушла старшая дочь, прибежали две ее дочки… (Маришка и Иришка.) Убежали девочки, пришел дед… (Антон.) К деду Антону пришла другая дочь… (Даша.) Пришел и маленький Дашин сынишка… (Тимошка.) Дед… (Антон), дочь… (Даша) и маленький внучок… (Тимошка) ушли, и снова пришла бабушка Матрена. | Воспитатель хвалит ребят за правильную отгадку, берет в руки матрешку. Воспитатель от имени Матрешки знакомится с ребятами. Педагог интересуется, где же перечисленные родственники бабушки Матрены. Дети ищут и находят матрешки-вкладыши в большой матрешке. Все матрешки выставляются на столе. Дидактическая игра-рассуждение: «Кто ушел? Кто пришел?» |
Изученного нового материала. Цель: Развивать произвольное внимание через умение слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней, память – через актуализацию прошлого опыта, словесно-логическое мышление через ответы на вопросы.
| ||
Дети находятся около воспитателя. | Бабушка Матрена: Какие семьи у вас, ребята? Кто есть в семье у Ильи (Никиты, Тимофея, Даниила)? Предлагаю вам попробовать составить портрет своей семьи из картинок. Бабушка Матрена: Молодцы, ребята, справились с заданием. Семья – самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге. | Дидактическая игра: «Составь портрет своей семьи». На ковре лежат листы белой бумаги формата А3 и три комплекта картинок (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат, кошка, собака, птицы, рыбки). |
Дети располагаются на стульчиках за столами перед доской. Дети стоят в кругу. | Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка, этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка, этот пальчик – я. Это вся моя семья! Воспитатель (обращаясь к Матрене). Знаешь, Матренушка, нашим ребятам нравится рассматривать фотографии своей семьи. Давайте расскажем истории про наши семьи. Первую семейную историю расскажу я. На этой фотографии моя семья изображена летом на даче. Мы всей семьей любим выращивать овощи, купаться в реке, загорать, отдыхать, ловить рыбу. На этой фотографии мои самые близкие родственники: мой муж и наши дети – сын и дочь. Бабушка Матрена: кто может рассказать по фотографии о своей семье? Спасибо за интересные рассказы о семье, я вижу, что на всех фотографиях члены семьи улыбаются, находятся близко друг к другу – им хорошо вместе. Затем воспитатель показывает детям индивидуальные фотографии членов их семей и задает вопросы: – Кто Саша для своей мамы? (Саша для мамы сын). – Чьи дети Матвей и Тимофей? (Дети мамы и папы). – Чьи они внуки? (Внуки бабушки и дедушки). – Чья это мама? (Мама Вероники, дочки, девочки). – Чья это бабушка? (Бабушка Вероники и Данила. – Кто сестра Димы? (Таня, девочка.) Бабушка Матрена: Я очень люблю своих ласковых внучат. Умеете ли вы, ребята, быть ласковыми? Дочь-доченька, дочурка. Сын – сынок, сыночек. Папа – папочка, папенька. Мама – мамочка. Дед – дедушка, дедуля. Бабушка – бабулечка. Сестра – сестрёнка. Брат – братишка. Внук – внучок. Внучка – внученька. | Пальчиковая гимнастика: «Семья». Воспитатель ставит фотографию на мольберт. Все фотографии семей бабушка Матрена выставляет на мольберт. Повторение представлений о родственных отношениях в семье. Проводится игра с мячом: «Назови ласково». |
Динамическая пауза (физминутка). | ||
Есть у меня братишка - смешной такой мальчишка: Мне во всем он подражает и ни в чем не уступает. Если мы играем в мячик, я скачу, он тоже … (скачет). Я сижу и он … (сидит), я бегу и он … (бежит), Мяч беру и он …(берет), мяч кладу и он …(кладет). Куст стригу и он …(стрижет), жгу костер - он тоже …(жжет). Такой смешной мальчишка – младший мой братишка. | ||
Итог занятия. | ||
Дети располагаются на стульчиках за столами перед доской. | Посмотрите ребята на корзиночку, которую принесла с собой бабушка Матрена: «Кому на ладошку бабушка Матрена поставит корзиночку, тот должен положить в нее добрые дела, которые делает дома вся семья». Воспитатель: Спасибо, бабушка Матрена, за игры и интересные рассказы, оставайся у нас в группе, детям понравилось с тобой играть. Вывод: «У всех вас есть мамы, папы, бабушки, дедушки, у кого-то есть брат, сестра. Это – семья. Члены семьи живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья очень нужна каждому человеку. Семья может быть большая и маленькая. Главное – чтобы члены семьи любили друг друга, были внимательны и заботливы по отношению друг к другу». | Дети называют добрые дела всей семьи (готовить вкусную еду, ходить в магазин, ухаживать за больным дедушкой, мыть посуду, стирать белье, пылесосить, гулять с собакой, трудиться на даче и т. д.). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему "Моя семья"
Способствовать формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о семье и нравственных нормах....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема занятия: «Моя семья и родственники»
Задачи:Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, у...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме «Осень».
Конспект + презентация....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему «Моя семья». Тема: «Папа, мама, я – семья».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Теремок» г.Ак-ДовуракаЮридический адрес: индекс 668051, Республики Тыва, г.Ак-Довурак, ул.Центральная 21, рабочий ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) Тема: «Все профессии важны»
Данный материал может быть использован про изученнии лексической темы "Профессии"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада Тема занятия: Вода помощница
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского садаТема занятия: Вода помощница...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Тема занятия: Вода помощница
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Тема занятия: Вода помощница...