"Воздух-неведимка"
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Ижутова Насимя Анатольевна

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности

«Воздух – невидимка»

Во второй младшей группе

Подготовила: Воспитатель

д/с №137 г.Тольятти

Ижутова Н.А.

 

Цель: познакомить детей с воздухом и его свойствами.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать представления детей о воздухе;
  2. Определить совместно с детьми опытно – экспериментальным путем основные свойства воздуха и его роль в жизни человека. 

Развивающие:

  1. Приобщать детей к процессу познания; 
  2. Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию; 
  3. Развивать речь младших дошкольников; 
  4. Развивать мышление и воображение.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей умение следовать инструкциям воспитателя; 
  2. Формировать эмоциональную заинтересованность. 

Материалы и оборудование: сканы с водой, трубочки; целлофановые мешочки на каждого ребенка; воздушный шарик; мыльные пузыри.

Работа над словарем: прозрачный, невидимый, бесцветный.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы будем изучать загадочное вещество-невидимку. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками, отгадайте загадку:

 

Воспитатель: Ребята отгадайте загадки:

Oн невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем.
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня. (Воздух)

**********

Он вокруг, его невидим, только всем необходим: 
Людям, мячикам и шинам, водолазу, под водой. 
Птичке, рыбке, и машинам, вот загадочный какой.

**************

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем-

Он ведь нам необходим.(воздух)

 

Стихотворение:

Воздух — это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,

Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?

Андреева-Доглядная Марина

1. Опыт: «Воздух – невидимка»

Воспитатель: Ребята, а скажите пожалуйста, для чего нужен воздух? (ответы детей-чтобы дышать). Мы с вами воздух видим, или нет? (ответы детей – нет, не видим). Если мы воздух не видим, значит он невидимый, прозрачный. Какой воздух? (ответы детей: невидимый, прозрачный) .Скажите, а что еще бывает прозрачным? (Вода, стекло). Правильно.

2. Опыт: «Поймать воздух»

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете мы можем поймать воздух? Давайте попробуем (дети пытаются поймать воздух руками, не получается). А я могу поймать воздух, хотите увидеть, как. Возьму пакет «фасовка», взмахну им и скажу: «мой пакетик посмотри воздух ловит раз,два,три! » и закручу его концы. Ребята, посмотрите, пакет раздулся, потрогайте его, что в нем? Что мешает ему сжаться? (Ответы детей). А вы хотите поймать воздух? Возьмите пакет и попробуйте поймать воздух: «мой пакетик посмотри воздух ловит раз, два, три!» и быстро закрутите его. Что вы поймали? (Воздух)Значит, воздух можно поймать...

Игра «Пузырь»

3. «Увидеть воздух »

Воспитатель: Ребята, мы с вами поймали воздух, но так и не смогли его увидеть. Хотите увидеть воздух? Возьмите трубочку, опустите ее в стакан с водой и подуйте в трубочку. Что вы видите? (пузыри). Пузыри получаются из воздуха.

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Воздух прозрачный, невидимый.

4. «Мыльные пузыри»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают? (Легкие, воздушные)

- Что находится внутри мыльных пузырей? (Воздух)

Вывод: Мыльные пузыри и воздушные шарики легко летают – воздух лёгкий.

5. Опыт «Можно услышать воздух»

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, можем ли мы услышать воздух? (Ответы детей). Давайте попробуем услышать воздух. Мы сейчас надуем шарик и отпустим его. Что вы услышали? (Ответы детей-Ш_Ш_Ш). Да, ребята, воздух с силой вылетел из шарика и мы его услышали. Значит, воздух можно услышать.

 Ребята, если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает его и тот начинает двигаться. Если отпустим шарик он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух. Увидеть невидимку-воздух нельзя, а вот узнать о нем как он движется можно. Когда воздух движется, люди его называют- ветром.

Вывод: воздух упругий, не имеет форму.

Воспитатель: Вдохните носиком воздух. Чем он пахнет?

Дети: Ничем он не имеет запах.

Воспитатель: Вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?

Дети: У него нет вкуса.

Воспитатель: Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Чем может пахнуть воздух? (свежестью дождя, едой которая готовится на кухне, дымом если горит костер, духами, бензином)

Вывод: Воздух не имеет ни запаха, ни вкуса. Запах воздуху придают окружающие его вещества.

Подведение итогов:

Воспитатель: Ребята, что вы сегодня узнали о воздухе.

Дети: Мы узнали, что воздух прозрачный, невидимый, упругий, легче воды; воздух может двигать предметы, не имеет запаха и воздух можно услышать.

Воспитатель предлагает детям прочитать стихи о воздухе:

Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой он окутывает нас.

Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.


Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.


Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим.

Воспитатель. Почему же нам так необходим воздух? (ответы детей).

Правильно, без воздуха мы не можем жить.

Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было    вокруг Земли воздуха, все живое бы погибло.

Что же мы должны делать, чтобы на планете Земля было как можно больше чистого воздуха?

Дети. Сажать деревья,цветы, потому что, они дают нам чистый воздух, и забирают грязный.

Воспитатель. Молодцы, все сегодня хорошо потрудились. А у меня для вас есть вот такие замечательные подарки.

Воспитатель дарит детям надувные игрушки и соломки(коктейльные палочки).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками средней группы "Воздух-неведимка"

Данный конспект позволяет сформировать представления о свойствах воздуха (невидим и находится в окружающем пространстве, не имеет запаха, прозрачен)...

занятие "Воздух- неведимка"

Цель: знакомство с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.Задачи:1. Дать детям представление о свойствах воздуха (прозрачный, невидимый, безвкусный, без запаха, издаёт звуки) .2. Р...

Проект "Воздух-неведимка"

Воздух играет очень важную роль в жизни каждого из нас, это самое ценное, что есть в жизни каждого человека, ведь если бы не было его, не было и жизни на планете Земля. Благодаря воздуху наш орг...

Программа в средней группе на тему "воздух неведимка"

Программа разработана для детей средней группы по эксперементированию .Дети вместе своспитателем проводили опыты с воздухом и водой....

НОД "Воздух - неведимка"

Проведение НОД с опытами и экспериментами....

"Воздух - неведимка"

Конспект образовательной деятельности "Познавательное развитие" старшая группа...

Воздух - неведимка

Итоговое открытое ООД по познавательному развитию "Воздух - неведимка"...